Напоминание

"Мутация детского голоса"


Автор: Виноградова Наталья Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУ ДО "ЦДОД №18"
Населённый пункт: г. Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: методическая разработка "Мутация детского голоса"
Тема: "Мутация детского голоса"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей №18»

МУТАЦИЯ ДЕТСКОГО ГОЛОСА

Методическая разработка

Сыктывкар 2019 г.

Управление образования АМО ГО «Сыктывкар»

1

Муниципальное учреждение дополнительного образования

“Центр дополнительного образования детей № 18”

Объединение «Гармония»

«Мутация детского голоса»

Методическая разработка

Сыктывкар 2019

2

Составители:

Виноградова Н.В. педагог дополнительного образования

МУ ДО ЦДОД № 18, высшая категория.

Рекомендовано к печати по решению педагогического совета МУ ДО «ЦДОД № 18»,

протокол №_21___от__28.03.2019г.___

Мутация детского голоса. Методическая разработка. / сост. Виноградова

Н.В. - Сыктывкар, 2019

Методическая разработка «Мутация детского голоса» предлагается педагогическим

работникам с целью расширения знаний в области преподавания вокального искусства.

Методическая разработка составлена на базе опыта работы педагога дополнительного

образования ЦДОД № 18 «Успех» г. Сыктывкара Виноградовой Н.В. по теме «Мутация

детского голоса». Разработка включает в себя описание стадий мутационного периода как

у мальчиков, так и у девочек. Предлагаемый материал поможет правильно и своевременно

помочь ребенку в период мутации голоса.

Дизайн и верстка:

Виноградова Н.В.

3

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение……………………………………………………. 5 стр.

2. Содержание.

2.1 Мутация………………………………………………6 стр.

2.2 Стадии мутации……………………………………...7 стр.

2.3 Мутация голоса у девочек………………………… .12 стр.

2.4 Мутация голоса у мальчиков……………………….15 стр.

3. Заключение………………………………………………... 21 стр.

4. Список литературы ……………………………………… 22 стр.

4

1.Введение

Каждые 2–3 года детский голос меняется. Становясь сильнее, он

постепенно понижается, приобретает новые интонационные возможности и

больший диапазон. Однако самые заметные изменения происходят во время

мутации (от лат. mutatio – изменение, перемена). Так называют период, когда

голос ребенка становится голосом взрослого человека.

В каком возрасте начнется мутация, зависит от многих факторов:

климатических условий, национальной принадлежности и индивидуальных

физиологических

особенностей

развития

ребенка.

Обычно

у

детей,

проживающих в умеренном климате, изменения голоса начинаются в 13–16

лет и продолжаются от месяца до 2–3 лет.

Голосовой аппарат мальчиков растет быстро и неравномерно. В

1,5–2

раза

увеличивается

гортань,

голосовые

складки,

изменяется

объем

языка и положение его корня. Голос понижается на 5–6 тонов, становясь

более сильным и «тембристым».

Выражение «ломка голоса» очень образно и точно передает

характер

изменений,

происходящих

с

мальчишескими

голосами,

и

редко

используется, когда речь идет о девочках. Мутация у девочек менее заметна:

гортань

увеличивается

лишь

на

1/3,

голос

понижается

на

1–2

тона,

постепенно теряя детские свойства и становясь женственным.

Изменения голосового аппарата – естественная реакция на

перестройку

всего

организма

в

процессе

созревания.

В

это

время

голос

особенно

уязвим,

поэтому

важно

разъяснить

подростку

необходимость

бережного отношения к нему.

Общаясь друг с другом в школе и на улице на повышенных тонах,

часто срываясь на крики визг, дети безжалостно напрягают свои голоса. Это

ведет к повреждению связок, появлению на них мозолистых наростов –

«узелков крикунов», – а нередко заканчивается кровоизлиянием в голосовую

складку, после чего школьник не может произнести ни звука.

5

Проблемы с голосом возникают и вследствие перенапряжения

нервной системы. У детей, испытавших сильный стресс, возможен даже

паралич голосовых связок.

В любом случае проблемы, возникшие с голосом, нельзя оставлять

без внимания, а при их частом возникновении заниматься самолечением.

Необходимо комплексное обследование не только у отоларинголога, но и у

фониатора, невропатолога и логопеда.

2. Содержание

2.1. Мутация

Мутация голоса (лат. mutatio – изменение) — изменение голоса в

период полового созревания, обусловленное увеличением гортани. Время, в

течение

которого

происходит

переход

детского

голоса

во

взрослый,

называется мутационным

периодом.

Продолжительность

мутационного

периода от месяца до 2-3 лет. Мутационный период делится на начальную,

основную (пиковую) и конечную стадии. Начальная стадия мутационного

периода характеризуется небольшой гиперемией (покраснением) голосовых

складок.

Основная

сопровождается

гиперемией

слизистой

оболочки

всей

гортани,

которая

увеличивается

в

размерах.

Конечная

стадия

мутации

закрепляет

механизм

голо сообразования

взро слого

ч е л о в е к а .

Послемутационному периоду свойственная легкая ранимость неокрепшего

голосового

аппарата,

быстро

наступающее

голосовое

утомление.

В

этот

период расширяется диапазон, определяется индивидуальный тембр, высота,

сила голоса.

2.2 Стадии мутации

1. Формирование детского голоса.

6

Певческий голос уникален по своей природе. Уникальность голоса

выражается

в

наличии

тембра

-

самое

яркое

качество

голоса

данное

от

природы.

Другие

возможности

голоса

поддаются

развитию

(диапазон,

подвижность голоса, сила голоса, наличие вибрато). Эталон звучания голоса -

это опора звука. Ненапряженное звучание голоса на всех участках диапазона

и в любой динамике – это успех в работе педагога вокалиста. Преподаватель

вокала или хора не должен показывать форсированным звуком и тем более

требовать такого же звучания.

Детский

голос

отличается

от

взрослого

силой,

тембром,

подвижностью, в строении отличается размером голосового аппарата

2. Устройство голосового аппарата.

Отделы:

орган

дыхания,

гортань,

дикционный

ап п а р ат,

артикуляционный аппарат.

Резонаторы: ротовая полость, глотка, лобные пазухи, носовые

пазухи, черепная коробка.

Можно

выделить

следующие

стадии

мутации:

младший

домутационный период(6-10), старший домутационный период(10-13 лет),

период мутации(13-15 лет), послемутационный или юношеский период(16-18

лет).

Развитие голоса с трех до двенадцати лет происходит постепенно. В

период

мутации

рост

интенсивен

и

неравномерен.

Голосовые

мышцы

оформляются к

9, 10-ти годам (ранее они отсутствуют). С появлением

голосовой мышцы начинает появляться тембр, до этого голоса мальчиков и

девочек почти одинаковы и мало отличаются.

6-10 лет - младший домутационный возраст

Характеристика звучания голоса: голос имеет чистое звучание он

мягкий

и

нежный.

Нет

яркой

тембральной

окраски.

Артикуляционный

аппарат

не

развит.

Голоса

мальчиков

и

девочек

однородны

и

почти

все

являются

дискантами.

Им

свойственно

головное

резонирование,

легкий

фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок. Диапазон

ограничен звуками до1-ре2. Наиболее удобные звуки ми1-ля1. Звук очень

7

неровен. Гласные звуки звучат пестро. Задача педагога - добиться более

ровного звучания гласных звуков на протяжении небольшого диапазона.

Физиологические особенности: небольшой обьем легких, от этого

непродолжительность

певческого

дыхания.

Голосовые

связки

тонкие

и

короткие, смыкаются лишь краями, смыкание неплотное. К 9, 10-ти годам

можно определить верхние и нижние голоса. Нервная система в стадии

становления.

Характеристика подбора репертуара: произведения подбираются с

умеренной

динамикой

(mf,

mp),

непродолжительная

фразировка,

рассчитанная

на

один

певческий

выдох,

произведения

одноголосные.

Движение в мелодии поступенное. Произведения должны быть яркообразные

(сказочные персонажи, песни о животных, о явлениях природы, о добре и зле,

и т. д.). Также можно использовать РНП.

10-13 лет - старший домутационный возраст

Характеристика звучания голоса: В это время оформляется нервно-

мышечная

система

голосового

аппарата,

происходит

некоторая

смена

м еха н и зм о в

гол о с о о б р а зо ва н и я .

О б н а руж и ва ют с я

п р и з н а к и

приближающегося перелома в голосе. Появляется хриплость и сиплость в

речевом

звуке.

В

собственно

мутационный

период

происходит

заметное

увеличение всей гортани.

В этот период наблюдается нарушение ритмичности дыхания.

Речевой

голос

бывает

сиплый,

крикливый.

Среди

звуков

детского,

фальцетного характера появляются низкие звуки. Голос нередко срывается,

«петушит». Резко выражен переход от одного тембра к другому («перелом

голоса»).

К 11-ти годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются

признаки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки более

углубленным дыханием, голос начинает звучать более полно и насыщенно.

Диапазон расширяется: легкие и звонкие дисканты имеют диапазон до1-

соль2, альты звучат плотно с оттенком металла и имеют диапазон сим-до2. В

этом возрасте в диапазоне детских голосов как и у взрослых, различают

четыре регистра:

8

-центральный;

-головной,

-смешанный,

- г р у д н о й .

У девочек преобладает звучание головного регистра, и явного различия в

тембре

сопрано

и

альтов

не

наблюдается.

Основную

часть

диапазона

составляет центральный регистр. Диапазон голосов некоторых детей может

быть

шире,

чем

указано

выше.

В

предмутационный

период

голоса

приобретают

тембровую

определенность

и

характерные

индивидуальные

черты, свойственные взрослому голосу. У дискантов исчезает полетность и

подвижность. Альты звучат массивнее. 12 лет-это расцвет детского голоса

(особенно у мальчиков).

Физиологические особенности: развивается голосовая мышца,

голосовые связки становятся более упругими и эластичными. Увеличивается

толщина

голосовой

складки

(поэтому

смыкание

голосовых

связок

более

плотное), совершается переход от колебаний их краев к колебаниям всей

массы. Увеличивается объем легких, певческое дыхание становится более

продолжительным. Артикуляционный аппарат более развит. Увеличивается

объем

глотки,

языка,

усиливается

напряжение

артикуляционной

и

мимической мускулатуры.

Характеристика подбора репертуара: произведения подбираются с

продолжительной музыкальной фразировкой, используется крайняя динамика

(pp,

ff). Можно использовать 2-х, 3-х голосные произведения, но только

фрагментами.

Также

используются

элементы

полифонии.

Тематика

произведений более разнообразна. Дети поют патриотические произведения,

духовную и классическую музыку.

13-15 лет - мутационный (переходный) период.

Этот период совпадает с периодом полового созревания детей. У

детей, поющих до мутационного периода, он продолжается обычно быстрее и

без резких изменений голоса. В этот период очень важно услышать начало

мутации и при первых ее признаках принять меры предосторожности: чаще

9

прослушивать голоса детей и вовремя реагировать на все изменения голоса.

Мутация

происходит

по-разному,

в

некоторых

случаях

она

длительна

и

захватывает период около двух лет, в некоторых случаях она происходит

болезненно, когда нужно отстранить певца от занятия пения. Также мутация

может

проходить

плавно

и

незаметно.

В

период

мутации

бурно

и

неравномерно происходит рост всего организма.

Бывают срывы голоса,

поэтому нужно заниматься пением в щадящем режиме:

а) использовать умеренную динамику, крайняя динамика лишь

фрагментами.

б) использование звуков рабочего диапазона (не захватывать звуки

крайнего диапазона – ля-бемоль, соль, фа-диез малой октавы – фа-диез, ля,

соль-диез второй октавы; скачки вверх и вниз). Певцы, у которых мутация

проходит более болезненно, временно отстраняются от пения и присутствуют

на занятиях пассивно.

Вокальные упражнения, работу над техникой рекомендуется не

останавливать,

учитывая

особенности

каждого

голоса,

и

работая

в

возможностях

диапазона

ученика.

В

мутационный

период

дети

плохо

интонируют, недостатки речи

и голоса у них усиливаются. Дети плохо

воспринимают

речь

окружающих,

во

время

собственной

речи

нередко

гримасничают, у них краснеет лицо, мышцы лица излишне напряжены, как,

например, мышцы шеи, конечностей, теряют технику исполнения. Диапазон

S ми-фа первой октавы – соль, соль-диез второй, A соль малой октавы – ре,

ми-бемоль второй октавы.

Характеристика звучания голоса: голос теряет яркость, элементы

детского звучания смешиваются со взрослым звучанием. Индивидуальность

тембра еще ярче раскрывается. Подростки имеют соединение грудного и

головного регистра – отсюда появляется микстовое (смешанное) звучание. У

мальчиков грудное звучание более заметно. Диапазон расширяется от 1,5 до

2-х октав.

Физиологические особенности: голосовые связки становятся менее

эластичными и рыхлыми, они могут краснеть и набухать. Объем легких

10

становится большим, поэтому трудно регулировать давление, нужно учиться

его распределять. Неудобство во звукоизвлечении т. к. выделяется секрет.

Эндокринная

система

более

активна,

выделяется

мокрота

(желание

откашляться).

Изменение

состояния

лицевых

мышц

и

изменение

формы

костей ведет к дискомфорту в разговорной речи, а также в пении.

Характеристика подбора репертуара: т. к. легкие довольно

объемные,

возможны

произведения

с

более

протяженной

фразировкой

и

цепным

дыханием.

Произведения

могут

быть

в

быстром

(presto)

и

в

медленном

темпе.

Дети

в

этом

возрасте

могут

петь

сложную

полифоническую

музыку.

Тематика

произведений

может

быть

очень

разнообразной. Можно использовать разные языки (латинский, немецкий).

16-18 лет - юношеский возраст. Послемутационный период.

Становление голоса взрослого человека. Важно соблюдать

«санитарные» правила пения, не допускать форсированного звука, весьма

осторожно расширять диапазон. Крикливое пение может нанести большой

вред нежным неокрепшим связкам.

Начинать развивать голос нужно постепенно с примарных звуков, обычно

они находятся в середине диапазона певца, постепенно расширяя вверх и

вниз, не прибегая к лишним усилиям и напряжению, осторожно и

постепенно. Такой метод расширения диапазона определяют как метод

концентрического развития голоса. Его основоположником был М.И.Глинка.

В послемутационный период происходит дальнейшее оформление

гортани

и

всего

голосового

аппарата.

Гортань

делается

в

основном

«взрослой», лишь с остаточными явлениями мутации. Голосовой аппарат еще

быстро утомляется, но звук приобретает устойчивый характер. Речевой голос

продолжает претерпевать перемены, но уже не такие резкие, как прежде, пока

окончательно не сформируется.

2.3 Мутация голоса у девочек

Вопрос о наличии возрастных изменений у девочек нам

представляется очень важным. Из-за того, что признаки, характеризующие

11

этот период, у девочек в большинстве случаев выражены неясно, многие

педагоги считают, что мутация существует только у мальчиков, а девочкам

остерегаться нечего, - у них эволюционным путем постепенно появляется

взрослый

голос,

меняется

только

сила,

тембр,

постепенно

расширяется

диапазон.

Изучение этого вопроса нам представляется важным еще и потому,

что, кроме обязательного школьного обучения пению, огромное количество

девочек и девушек обучаются в музыкальных школах, поют в хоре, где

именно они составляют большую часть участников хорового коллектива.

Особенности развития детского голоса, в частности вопрос изменений в

голосовых органах в период роста, интересует, к сожалению, далеко не всех

педагогов,

поэтому

в

преподавании

допускается

много

ошибок,

ведущих

часто к нежелательным результатам.

Большое количество исследований и наблюдений говорит о

несомненном

наличии

возрастных

изменений

у

девочек,

обозначая

эти

изменения

термином

«мутация».

Они

провели

тщательные

исследования

роста и развития голосовых органов детей и дали подробный их анализ. Для

решения

вопроса

о

наличии

мутации

у

девочек

следует

тщательно

12

рассмотреть, как развивается гортань и какие именно изменения происходят у

девочек, как в строении голосового аппарата, так и в самом их голосе.

Отдельно надо сказать об исследованиях И. И. Левидова. В его

книгах можно найти указании я на то, что у девочек происходит «эволюция»

голоса, и мутации не наблюдается. Говоря о формах мутации, он замечает,

что в переходном возрасте процесс роста и изменений в голосе девочек похож

на спокойную малозаметную форму мутации у мальчиков. Он предлагает для

характеристики

незначительных

изменений

в

голосе

девочек

термин

«эволюция», чтобы подчеркнуть плавность, постепенность этих изменений.

В отличие от «ломки», которая происходит в голосах мальчиков; он говорит о

том, например, что и сами девочки, и их родители, и педагоги в большинстве

случаев не замечают происходящих у девочек изменений в голосе, т.е. эти

изменения существуют, но не все их замечают.

Многие авторы отмечают, что у девочек в период мутации основной

характер голоса резко не изменяется; увеличивается его сила, ярче делается

тембр и больше объем.

Если основной характер голоса у мальчиков по сравнению с

голосами девочек меняется более резко, то в деталях признаки постепенного

формировании взрослого голоса и у тех и у других очень сходны: появляется

сипота,

вялость,

неблагозвучность,

скрипучесть.

Девочки

тоже

часто

временно

утрачивают

голос

во

время

формирования,

у

них

появляется

беззвучие.

Такое

состояние

иногда

тянется

несколько

лет.

Иногда

голос

сгущается, становится глубже. Диапазон становится короче, голос снижается

на несколько звуков: от 1/2 тона до двух тонов, и с концом формирования

снова диапазон расширяется и вверх, и вниз.

В младенческом возрасте гортань девочки по своему строению

очень мала, она слабо развита, связки тонкие и короткие. Так называемые

«морганиевы желудочки» очень велики, поэтому звуки голоса в этом возрасте

пронзительны, благодаря усилию верхних гармонических обертонов.

Быстрое развитие голосового аппарата до трехлетнего возраста,

более медленное, с трех до шести лет и очень постепенное. Мало заметное

13

развитие до периода перелома голоса. Затем снова начинается быстрый, как

бы внезапный рост гортани, он соответствует периоду полового развития.

У девочек развитие голосового аппарата начинается с 13 лет. Начало

мутации и длительность ее протекания варьируются в зависимости от

различных условий, в том числе и климатических.

Неправильное пение в детском возрасте (и в период мутации

особенно)

вредно

складывается

на

голосе

в

юношеском

возрасте,

когда

молодежь не умеет использовать свой природный голос, насилует его. В

результате

получается

срыв.

Новая

гортань

не

сразу

дает

новое

голосообразование, потому что рост резонаторов идет медленнее. Наступает

новая фаза в развитии голоса и новое координирование голосовых мышечных

сил. Нужно обращать внимание на возможные перемены в голосе девушек,

когда голос может перейти в более низкий. Бывают случаи, когда у девушек в

20

лет

голос

еще

не

установился

или

между

20-25

годами

появляются

симптомы, очень сходные с мутационными.

До

того

как

произошел

сам

период

мутации,

у

девочек

происходят явления, которые они не ощущают: кровь сильно приливает к

голосовым органам, гортань и ее связки становятся набухшие. В этот период

может быть обнаружена геперемия слизистой гортани и появиться сипота,

несмыкание связок (без наличия воспалительного процесса).

В послемутационный период остается покраснение всей гортани,

связок,

остаточная

слизь;

некоторое

время

продолжается

недостаточная

функциональная

способность

мышц

гортани,

хотя

кажется,

что

мутация

закончена. Послемутационный период самый опасный. Когда насильственно

меняются детские автоматизмы, от чего связки начинают перенапрягаться,

приходят в гипертоническое состояние, что неизменно влечет за собой их

гипетонию - ослабление, недосмыкание, неравномерную работу правой и

левой связки. Осторожность в пении должна соблюдаться и дальше, когда

голос уже вполне сформируется.

Таким образом, у девочек состояние голосового аппарата в период

полового созревания имеет признаки, характеризующие период мутации. А

14

период роста гортани у девочек короче, чем у мальчиков, и протекает он с

меньшей интенсивностью, из-за чего некоторых явлений мутации можно не

заметить, но это не значит, что их не, или их можно игнорировать при

обучении девочек пению.

2.4 Мутация голоса у мальчиков

Вследствие специфичности голосового аппарата, (короткие и тонкие

голосовые связки, малая ёмкость лёгких и т. д.) голос мальчика отличается от

голоса взрослого. Ему свойственны “высокое» (головное) звучание, меньший

диапазон, “серебристость” тембра. Высокий голос у мальчиков называют

дискант. Диапазон голоса: от «до» первой октавы до «ля» второй. Низкий

голос – альт. Его диапазон от«соль» - «ля» малой октавы до «ре» – «ми-

бемоль» второй октавы. Применение голосов в хоре связано с возрастными

особенностями ребят. Голоса разделяются условно на три возрастные группы

(возраст указываем приблизительно).

Первая

детская

стадия

от

6

до

9

лет. Голоса этой группы

отличаются исключительно фальцетным (головным звучанием, небольшим

диапазоном

до

октавы),

небольшой

силой

-

от

пиано

до

меццо-форте.

Существенного

различия

в

этом

возрасте

между

голосами

мальчиков

и

девочек ещё нет. Хоры младшего возраста имеют в репертуаре главным

образом

одно-,

двухголосные

произведения.

В

этом,

по

сути

начальном,

п е р и од е

хо р о в о го

в о с п и т а н и я

з а к л а д ы ва ют с я

н е о бхо д и м ы е

профессиональные

навыки

пения

-

точное

интонирование,

элементы

вокальной техники, и т. д.

Вторая стадия формирования – 9-11 лет. Мальчишеские голоса

обладают

характерными

признаками

прозрачностью,

лёгкостью,

светлостью

и

нежностью

звука.

Им

также

свойственна

серебристость.

Диапазон дисканта принято считать от до первой октавы до соль второй

октавы.

Альт

отличается

металлическим,

густым

звуком,

бывает

то

15

чрезвычайно нежным, то сильным. Диапазон альта – от соль малой октавы до

ре второй. Приблизительно с этого возраста по мере развития вокальных

мышц способ голосообразования начинает всё больше обретать микстовый

характер. Голоса

мальчиков

звучат

с

большей

силой,

обогащаются

обертонами.

Особенно

крепнет

звучание

на

среднем

участке

диапазона.

Намечаются элементы

грудного

звучания,

индивидуальный

тембр,

появляются

глубоко

окрашенные

грудные

тоны.

Исполнительские

возможности хоров среднего возраста порой значительные. В репертуаре

могут

быть

произведения

двух-

и

трёхголосного

гармонического

склада,

несложная полифония.

Третья стадия – голоса мальчиков11-13 лет. Голосообразование в

этом возрасте происходит в основном по типу смешанного регистра, поэтому

голоса мальчиков легко отличаются от голосов девочек. Они различаются не

только по тембру, но и по силе. Голоса мальчиков обычно бывают сильнее

голосов девочек. В этот период у мальчиков – расцвет голоса, как правило,

это сигнал близкого наступления смены голоса – мутации, т. е. перехода из

стадии детского голоса в стадию взрослого.

После 12 лет организм мальчика вступает в период полового

созревания,

во

время

которого

происходит

его

глубокая

перестройка.

16

Меняется

анатомия

гортани.

Увеличивается

просвет

трахеи

и

бронхов,

глубина и высота твёрдого нёба, изменяется форма ротовой и глоточной

полостей.

Гортань мальчиков вырастает на 2/3, резко вытягивается вперёд,

образуя кадык, голосовые складки также соответственно удлиняются. Бурный

рост гортани сопровождается усиленным приливом крови к растущим тканям

и воспалительными изменениями в них. Эти изменения вызывают резкие

нарушения в голосообразовании. Это приводит к тому, что мальчики не могут

пользоваться

голосом

в

привычной

для

них

манере.

Сроки

наступления

мутации

зависят

от

многих

обстоятельств:

общего

физического

и

психического развития, певческого режима до мутации и т. д.

Педагогическая практика показывает, что мальчикам в период

мутации петь можно и даже полезно, так как помимо общего музыкального

роста пение в этот период способствует развитию голосового аппарата и

более быстрому формированию взрослого голоса.

Но для поющих мутантов устанавливается строгий щадящий

режим: они могут петь только в ограниченном диапазоне, не требующем

никакого

напряжения

со

стороны

голосового

аппарата,

умеренной

силой

звука, без намёка на малейшую форсировку, а в отдельных случаях – силой

звука ниже оптимальной, т. е. возможной средней силы.

Их пение ограничивается по времени, они должны часто отдыхать.

Делать перерыв в занятиях следует только в случаях острых явлений

в

средней

стадии

мутации,

когда

пение

из-за

болезненных

ощущений,

сильного сипа, хрипоты и воспалительных изменений в гортани необходимо

прекратить.

Из всех стадий мутации

наиболее

продолжительна

третья

завершающая стадия. В этой стадии происходит становление и формирование

взрослого голоса на новой физиологической основе.

17

Роль педагога-хормейстера в этот период особенно значительна.

Главное – не торопиться формировать взрослый голос: нужно поставить

голос в такие условия, чтобы он спокойно и естественно развивался, без

особого напряжения. Необходимо закреплять и развивать положительные

певческие навыки, полученные в детстве, и исправлять недостатки, которые

сохранились

в

голосе

(носовой

или

горловой

оттенок

в

звуке,

глубокое

формирование

гласных,

поверхностное

дыхание,

напряжённая

или

вялая

дикция и т. д.)

Обычно мальчики-юноши при появлении первых нот с грудным

звучанием

стараются

искусственно

сгущать

тембр

и

расширять

свой

диапазон вниз, т. е. петь ещё не свойственным им звуком, что ведёт к

перенапряжению голосовых мышц. Мальчики, у которых началась мутация,

должны петь в характере и диапазоне детских голосов до тех пор, пока пение

новым

способом для

них

не

станет

естественным.

Оправдан

перевод

из

партии дискантов в партию альтов.

Насколько естественным для подростка стал новый способ

голосообразования, определяет опытное ухо педагога-хормейстера. Юношу

можно переводить в тесситуру мужского звучания тогда, когда его голос

заполнит

малую

октаву

и

обретёт

ровность

и

устойчивость

звучания

в

диапазоне ре малой октавы – ре первой.

Пение в характере и диапазоне детских голосов в разгар мутации

исключает резкий переход недостаточно развитого голосового аппарата к

грудному регистру, даёт возможность при новом способе голосообразования

сохранить ноты в пределах первой октавы. Благодаря этому после мутации

голос обретает полный певческий диапазон, что особенно важно для высоких

мужских

голосов

(теноров).

Такая

манера

пения,

тесно

связанная

с

применением

микстового

регистра,

позволяет

использовать

голосовой

аппарат в период мутации с наименьшим напряжением и способствует более

быстрому и лёгкому приспособлению голосовых органов к новым условиям

голосообразования. При работе с юношами - «мутантами» следует избегать

двух крайностей: нельзя форсировать формирование взрослого голоса, так же

18

как нельзя и искусственно задерживать период пения детским голосом. Как

одна, так и другая крайность может нанести существенный вред голосовому

аппарату. Поэтому наблюдение за «мутантами» и воспитание их голоса в

завершающей

стадии мутации является весьма ответственным моментом в

работе педагога-хормейстера.

Быстрее, наименее заметно и наименее болезненно вторая стадия

мутации проходит у мальчиков-подростков, певших в годы до начала мутации

и

имеющих

правильные

вокальные

навыки.

Наиболее

важным

в

этом

отношении

оказалось

умение

петь

лёгким

светлым

звуком,

максимально

использовать головной резонатор. У “крикунов” мутация наступает раньше,

выражена более резко и длится дольше.

В постмутационный период необходимо продолжать над

укреплением высокой позиции, звуковедение сделать более широким. В это

время вокальные упражнения поются не только в нисходящем движении, но и

непременно

в

восходящем:

большое

внимание

уделяется

углублению

дыхания

и

опоре.

Для

восстановления

гибкости

и

лёгкости голоса

целесообразно давать юношам быстрые беглые упражнения с контрастной

динамикой, специальные упражнения на регулировку постепенности выдоха,

лирические произведения, требующие тонкой нюансировки.

19

3. Заключение

Период мутации, или период полового созревания в народе еще

называют ломкой голоса. Более заметно и болезненно этот период проходит у

мальчиков. У одних мальчиков мутация голоса проходит более заметно, у

других - менее.

Примерно к 14-15 годам этот процесс завершается, и у подростка

формируется вполне «взрослый» голос.

У некоторых мальчиков процесс ломки голоса идет довольно бурно:

подросток

говорит

то

мальчишеским

голоском,

а

то

вдруг

басит

«по-

взрослому».

Эти

перемены

обычно

смущают

подростка

и

делают

его

ранимым в психологическом плане; поэтому во время мутации голоса ни в

коем случае нельзя подшучивать над подростком, посмеиваться над ним;

даже невинная шутка может вызвать сильную психическую реакцию.

Даже если у девочки менее заметны голосовые изменения, она

тоже

может

болезненно

переживать

период

мутации.

Тело

девочки

подвергается взрослению, и поэтому вырабатываются некоторые комплексы,

которые нельзя оставлять без внимания.

В возможностях родителей облегчить период взросления ребенка и

смягчить процесс ломки голоса. Родители должны рассказать подростку о

физиологической основе явления, о постепенном переходе ребенка в новый

20

статус - статус мужчины и женщины. Также помочь перенести ломку голоса

менее болезненно: подросток должен больше разговаривать, больше читать

вслух,

притом

не

спеша;

разговаривая

или

читая,

подросток

должен

стараться контролировать интонацию; в ответственный период ломки голоса

подростку нельзя не только кричать, но даже и говорить громко.

Период мутации переживает каждый ребенок. А если взрослые будут

следить

и

заботиться

о

своем

чаде,

внимательно

относиться

к

его

психологическому

состоянию,

тогда

все

проблемы

с

преодолением

этого

возраста будут решаться значительно легче.

4. Список литературы

1. Н. Б. Солдатов «Певческий голос» 1990г.

2. И. И. Левидов «Певческий голос в здоровом и больном состоянии» Л.,

Искусство, 1939г.

3.Н. П. Симановский «О функциональных расстройствах голосового аппарата

в период наступления половой зрелости» СПб. 1885г.

4. М. Успенский «Физиология голоса и пения» М., Медиздат, 1990г.

5.Н.Д.Орлова «Развитие голоса девочек» М.,1960г.

21



В раздел образования