Автор: Николаева Елена Юрьевна
Должность: преподаватель вокала
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ г.Зеленодольска РТ"
Населённый пункт: г. Зеленодольск
Наименование материала: МУЗЫКАЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ В ДМШ КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ВОКАЛИСТОВ
Тема: Развитие творческих способностей детей в ДМШ
Раздел: дополнительное образование
МБОУ ДОД «ДМШ г.Зеленодольска РТ»
НИКОЛАЕВА Е.Ю.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ В ДМШ КАК ОДНА ИЗ
СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ВОКАЛИСТОВ
В нашей музыкальной школе я работаю с 2004 года, преподаю вокал. Ребята,
что учатся у нас очень талантливые, музыкальные, отзывчивые. В них я вижу
большой потенциал и желание развиваться, двигаться дальше. Но, к сожалению не
каждый из учащихся может раскрыть всю свою творческую сущность из-за так
называемой зажатости, стеснения, боязни сцены. А ведь с этими качествами
ребенку тяжело в полной мере получать учебный материал, тем более суметь
раскрыть его не сцене. Я подумала, как можно в игровой форме, не травмируя
детей раскрыть их творческие способности и помочь почувствовать себя уверенно
на сцене? Ответ на этот вопрос пришел сам. Выбирая вокальную программу для
ребят,
мне
попался
сценарий
музыкального
спектакля,
и
мы
решили
своими
силами
сделать
постановку.
С
учениками
вокального
отдела
ДМШ
г.Зеленодольска
было
поставлено
два
музыкальных
спектакля
«Волшебный
корабль, или приключение Кати в музыкальной стране» (музыка Г.Левкодимова на
текст Степанова) и «Кукареку» (музыка Г.Левкодимова на текст И.Токмаковой).
Музыкальный спектакль заключает в себе широчайший спектр возможностей
для
развития
творческих
способностей
детей,
в
нем
используются
и
совершенствуются все умения и навыки ученика. Спектакль связан с игрой и
понятен
ребенку.
Участие
в
спектакле
формирует
необходимые
вокалистам
артистические
навыки,
умение
почувствовать
различные
эмоциональные
состояния и создать образ своего персонажа. Развиваются речь, воображение,
память. Совершенствуются музыкальные способности. Ребята учатся работать в
команде, в коллективе, учатся слушать друг друга, поддерживать.
Подготовка того спектакля всегда требует много времени, сил и труда. Передо
мной и моими учениками стоял ряд задач:
образовательная - умение анализировать и применять полученные знания;
подготовка публичного выступления; выступление
развивающая – развитие творческих способностей: выразительность речи,
движений, вокальных умений и навыков;
воспитательная - воспитать любовь к творчеству, искусству, трудолюбию.
Для успешного выполнения этих задач я разбила всю подготовку к спектаклю
на этапы.
1.
Поиск
сценария. Во первых сюжет должен быть интересным, во вторых
данный спектакль по сюжету должен быть рассчитан на школьников и на
возрастную категорию молодых актеров.
2. Набор актеров
.......... На этом этапе, мне нужно было завлечь ребят в проект. На это не стоит
тратить много времени, поэтому нужно заранее понять – что именно может
привлечь
к
участию
в
этой
деятельности,
т.
е.
нужно
заинтересовать
ребят,
включить их в процесс: для кого-то важно участие в коллективе, кому-то хотелось
бы
показать
свои
вокальные
навыки,
кто-то
хочет
продемонстрировать
свои
театральные способности. И еще немаловажно, чтобы каждая роль подходила
тому или иному исполнителю. От этого зависит успех всей постановки. Поэтому
роли подбирались в соответствии с характером, актерскими и музыкальными
способностями ребят.
... Когда все роли распределены, перед началом репетиций, нужно познакомить
актеров
со
спектаклем,
прочитав
им
сценарий.
Вместе
с
ребятами
обсудить
каждого персонажа, его характер, роль в этой пьесе, для того, чтобы ребенок
понимал, кого и как он должен сыграть в спектакле. Но так как у детей мало или
даже
вовсе
отсутствует
театральный
опыт,
нужно
научить
юных
актёров
основным правилам игры на сцене, подготовить их
к предстоящей работе. На
данном
этапе,
самое
главное
–
это
заинтересовать
участников
в
актерской
деятельности, раскрепостить их, развить творческие навыки.
4. Изучение музыкального материала
.На этом этапе ребята разучивают свои вокальные партии, отрабатывают ходы,
скачки, интервалы. Музыкально грамотно выстраивают свои сольные вокальные
номера.
Изучают
дуэты,
ансамбли.
Концертмейстер
знакомится
и
выучивает
инструментальную партию. Очень важно чтобы сольная партия подходила по
диапазону тому или иному актеру. Спектакль музыкальный и в нем много сольных
номеров, поэтому если ребенку будет неудобно исполнять ту или иную партию это
отразится на качестве спектакля. Если есть неудобства в исполнении партии, то
следует
подобрать
нужную
тональность,
удобную
для
ребенка,
и
с
транспонировать номер. Тем самым и ребенок будет себя чувствовать уверенней,
и
выступление
прозвучит
достойно.
В
вокальной
партии
мы
работали
над
чистотой
интонирования,
фразировками,
добивались
эмоционального
и
выразительного исполнения.
6. Создание костюмов, декораций, недостающих атрибутов
..........Нужно продумать какие декорации будут находиться на сцене, и в каких
костюмах должны выступать ребята. Работу по декорированию сцены и пошиву
костюмов необходимо провести заранее, достать и купить нужные материалы,
тогда если что- то вдруг будет не устраивать, останется время подкорректировать
и
исправить.
Необходимо
максимальное
вовлечение
в
этот
процесс
самих
актеров,
с
целью
вырабатывания
их
правильного,
аккуратного,
бережного
отношения к костюмам, атрибутам, декорациям. Можно поговорить с родителями,
возможно,
среди
них
найдутся
неравнодушные,
которые
смогут
вам
помочь,
потому что в одиночестве, этот процесс займет очень много сил и времени.
Многие атрибуты будут необходимы уже на первых репетициях, поскольку, это
поможет ребятам лучше двигаться на сцене (ориентироваться).
Для
того,
что
бы
на
сцене,
действие
смотрелось
органичным,
необходимо
придумать интересное решение для одежды персонажей.
Ребятам стоит четко
объяснить, как должны выглядеть костюмы героев. После того, как наряды почти
готовы, необходимо принести их на примерку и проработать детально, что то
добавить, а что- то может убрать.
7. Репетиции сцен
Здесь стоит отметить, что ребята к репетициям на сцене должны быть готовы и
знать свои слова наизусть или, по крайней мере, их большую часть. С каждым
учеником
мы
отрабатывали
четкое
и
выразительное
произношение
фраз,
правильные интонации, мимику, жесты, взгляды, выполнение действий, движения
по сцене, работу с другими персонажами и с публикой. Важно не затягивать
процесс выучивания слов, так как это будет только мешать на протяжении всех
оставшихся
репетиций,
отвлекать
самих
же
ребят.
Поскольку
ученики
очень
загружены в своих
школах, можно организовать процесс выучивания слов во
время репетиций. Главное сейчас – это уловить последовательность событий, и их
суть.
Поэтому
если
ребенок
все
же
не
может
запомнить
текст,
он
должен
пробовать объясняться своими словами.
11. Продумывание связок
На этом этапе нужно четко распределить обязанности между участниками (кто
в каких сценах играет, кто какие песни поет, кто какие танцы танцует, кто куда
должен уйти или выйти). Для удобства, можно создать специальный список сцен,
который
будет
висеть
за
кулисами,
чтобы
ребята
имели
возможность
проконтролировать ход спектакля.
12. Генеральные репетиции
Чем раньше начнется объединение всего процесса в одно целое, тем лучше. Но,
для этого необходимо время и готовый материал, который и будет объединяться, а
для этого нужно сначала упорно поработать над всеми предыдущими пунктами.
Так
называемые
«генеральные
репетиции»
обязательно
должны
проходить
в
актовом зале, для того, чтобы ребята привыкли к помещению, обстановке, так,
чтобы это стало для них родным, тогда в «родной» атмосфере гораздо легче
играть. Главное, создать атмосферу, максимально близкую к показу, поэтому,
необходимо быть готовым к репетиции на сцене. Будет обидно потратить время,
данное
для
прогона,
на
организационные
моменты,
формальности
и
поиски
недостающих атрибутов или костюмов.
13. Показ спектакля
Перед показом необходимо настроить ребят на нужный лад.
Всеми силами
попытаться избавить от волнения
себя (в первую очередь, т.к. это волнение
передается ребятам) и своих актеров. Конечно же, основная задача это – убедиться
в том, что все готово: декорации, костюмы, актеры, музыка, песни.
Итак, премьера музыкального спектакля состоялась, где каждый герой смог
продемонстрировать свои музыкальные, вокальные и артистические способности.
Игра актеров была очень эмоциональна, и видно было, что они сами получают
удовольствие от этого. Ребята играли весело, с настроением, увлекательно.
После
окончания
проекта
я
подвела
итоги
и
заметила
некоторые
положительные изменения у наших юных актеров. Те ребята, что учувствовали в
музыкальном спектакле, стали более открытыми, раскрепощёнными, ушла некая
зажатость и боязнь сцены. Все песни, что были исполнены в
музыкальном
сопровождении спектакля, были исполнены в характере, с полным пониманием и
проживанием своего героя, поэтому в дальнейшем исполнении произведений уже
в классе, ребята старались точно раскрыть и передать образ и характер песни. Они
осознанно подходили к исполнительству. Диапазон заметно увеличился, ушла
зажатость
голосового
аппарата.
Ребята
научились
работать
в
коллективе,
научились слушать друг друга, стали эмоционально свободней. У детей возник
интерес к театральным постановкам, желание играть в музыкальных спектаклях.
В
постановке
музыкального
спектакля
дети непосредственно
вовлекаются в
творческую работу, занимаясь любимым делом, ребята вместе с тем приобщается
к
музыкальному
искусству. Действительно
очень
важно,
на
протяжении
всей
работы не пытаться заставить участников что-то сделать, а увлечь их процессом,
заинтересовать, научить чему-то. Но, поскольку работа коллективная, в конце
концов, должен произойти некий обмен между всеми участниками спектакля.
Поэтому так важно обращать внимание на участие в постановке самих актеров, на
их самовыражение, предложения, мнения, идеи. От этого будет зависеть наш
конечный результат, успех всей проделанной работы.
В заключение работы, я хотела бы сделать вывод о том, что вопрос о развитии
творческих
способностей
детей
школьного
возраста
в
процессе
театральной
деятельности очень актуален.
В
процессе
наблюдений
за
детьми,
я
могу
утверждать
то,
что
участие
вокалистов ДМШ в музыкальном спектакле благотворно сказывается на развитии
их интеллектуальных и творческих способностей.