Напоминание

Работа аккомпаниатора в классе хореографии


Автор: Масов Александр Валерьевич
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
Населённый пункт: г.Южно-Сахалинск
Наименование материала: статья
Тема: Работа аккомпаниатора в классе хореографии
Раздел: дополнительное образование





Назад




РАБОТА АККОМПАНИАТОРА В КЛАССЕ ХОРЕОГРАФИИ

Масов А.В.,

концертмейстер

МБУДО «Детская школа искусств «Этнос»,

г.Южно-Сахалинск

Главным критерием успеха в работе аккомпаниатора в классе

хореографии является его взаимодействие с преподавателем-хореографом.

Важным аспектом в данном сотрудничестве является

полное понимание

задач и целей, поставленных хореографом на каждом конкретном уроке, т.к.

концертмейстер является активным участником образовательного процесса.

Наиболее предпочтительный, близкий к идеальному показателю

мастерства концертмейстера является его умение использовать музыкальный

материал, имеющийся у него в багаже. Хороший концертмейстер может еще

до

начала

разучивания

и

показа

преподавателем-хореографом

нового

движения, без его анонса, буквально за долю секунды сообразить, какой

необходим музыкальный материал (темп, характер и т. д.),

выбрать

и

воспроизвести его. И достичь такого результата помогает многолетний опыт

работы

в

классе

хореографии

и

накопленный

большой

музыкальный

материал за эти годы.

Мастерство концертмейстера заключается так же в умении с ходу

схватывать и выполнять

задачи хореографа в работе над танцевальными

упражнениями или готовым танцем. Например, при разучивании элементов

танца есть одни требования, а при выполнении готового танца – другие. И

то,

насколько

быстро

осуществляется

взаимодействие

между

звеньями

«задача-выполнение»,

зависит

плотность

урока,

экономия

времени

на

разучивание

элементов,

соответственно

увеличение

его

на

разучивание

другого материала, так и продуктивность урока в целом.

В совместной работе хореографа и концертмейстера существуют

различные

приёмы

реализации

поставленных

на

уроке

задач.

Например,

сигнал к началу разучивания материала может подаваться непосредственно

хореографом или концертмейстером с помощью вступления. (В зависимости

от выбранного преподавателем-хореографом способа)

Темпоритм является еще одним очень важным аспектом в работе с

детьми в классе фольклорной хореографии. Дети должны четко понять и

представить темп выполняемого упражнения. Для этого аккомпаниатором

предварительно

дается

вступление.

Оно

должно

быть

исполнено

в

определенном характере и темпе так, чтобы дети могли максимально точно

представить себе экзерсис упражнения, а также вовремя вступить на начало

мелодии.

Далее,

во

время

исполнения

движения,

этюда

или

другого

упражнения детьми может быть нарушен темп в сторону замедления или

ускорения. И если такое вдруг происходит

во время концерта, то для

выравнивания темповой линии необходимо подхватить и постепенно вести

коллектив

в

нужное

русло,

дабы

сохранить

идеальное

исполнение

произведения.

Во время проведения урока концертмейстер не должен «идти на поводу

у учащихся», а четко держать заданный темп, что является довольно сложной

психологической

задачей.

Но

при

разучивании

новых

танцевальных

элементов аккомпаниатору может быть поставлена задача подстроиться под

темп выполнения задания учащимися.

Это может быть связано с уровнем громкости движения или музыки, а

так же с большим количеством исполнителей или качеством исполнения ими

движений. Например при исполнении хореографических движений, которые

заглушают звук музыки, необходимо увеличить громкость воспроизведения

музыкального материала. При необходимости можно переключить регистр

на

более

громкий,

если

это

позволяют

технические

возможности

инструмента.

Среди разных классов и возрастов детей существует разный уровень

«темповой устойчивости», т. е. умение держать необходимый темп, особенно

в произведениях, где существует несколько разнохарактерных частей. Бывает

так, что дети в начальных классах идеально держат заданный темп, а при

переходе в более старшие классы, те же дети начинают предлагать свой темп,

отличный от заданного. И здесь концертмейстеру нужно быть готовым к

развитию таких событий и возвращать их в реальное исполнительное русло.

Кроме приёма увеличения громкости звука хорошо помогает такой приём, как

нарочитое отклонение темпа в противоположную сторону. Например, если у

детей есть патологическая тенденция к ускорению темпа, то при признаках её

появления концертмейстер применяет замедление, что даёт отрезвляющий

эффект и понимание вернуться к первоначальному темпу.

Так же в отдельных случаях существует приём смены жанра. Такие

случаи характерны при знакомстве и первоначальном разучивании движения.

Как правило, новые движения разучиваются в более медленном темпе, чем

должны исполняться в идеале. Но бывает так, что ребенок в силу разных

причин, не может уже выученное движение исполнить в заданном темпе.

Здесь

приходит

на

помощь

умение

концертмейстера

переключиться

на

другой жанр. То есть сыграть, например, ту же плясовую в стиле марша. И

здесь у ребенка появляется как бы более чёткий ориентир для выполнения

движения в нужном темпе.

Так же созвучен с приёмом смены жанра приём акцентирования. При

акцентировании сильной доли

в музыке ребенку легче скоординировать

определённое движение в нужном музыкальном отрезке, т. к. он более четко

слышит сильную долю или начало мотива.

Подбор репертуара зависит от специфики направления хореографии.

Если в классическом

танце применяется музыка одного типа, то в классе

народной

хореографии,

особенно

приближенной

к

исконно-самобытному

виду – другая. Здесь, в основном, используется русская народная музыка.

Жанры,

не

типичные

для

фольклорной

хореографии,

например

вальсы,

фокстроты и другие, как и музыка других народов, а так же классическая

музыка исключены.

В репертуаре концертмейстера народной хореографии

необходимо иметь музыку разного характера и структуры.

В основном

используется

плясовая

и

хороводная

музыка

с

размером

две

четверти

и

четыре четверти. Несколько реже используется музыка на три четверти, как

бы

объединенная

по

два

такта.

Например:

«Посею

лебеду

на

берегу»,

«Молодка».

Для

младших

классов

подбирается

музыка

со

структурой,

соответствующей разучиваемому движению. То есть такая, где темп, характер

и длительности музыки будут совпадать с разучиваемым движением. А уже

после усвоения

материала можно поменять музыку, чтобы она не была

привязана к движению, так как в использовании движения в танце будет

звучать другой музыкальный материал. Более старшие дети уже должны

воспринимать параметры музыки самостоятельно и исполнять движения без

«подсказки».

Таким

образом,

преподаватель

и

аккомпаниатор

на

уроках

фольклорной хореографии

создают условия для развития

способностей

каждого учащегося. И от того насколько продумана и

организована их

совместная работа зависит качество преподавания и качество танцевальных

постановок.



В раздел образования