Автор: Плеханова Валентина Владимировна
Должность: Педагог-дефектолог
Учебное заведение: АСУСОН ТО
Населённый пункт: г. Тюмень
Наименование материала: Коррекционно-развивающая программа по формированию и развитию жизненных компетенций у детей с интеллектуальными нарушениями
Тема: Формирование жизненных компетенций у детей с интеллектуальными нарушениями
Раздел: дополнительное образование
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У
ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Создание
единой
системы
комплексной
помощи
детям,
имеющим
интеллектуальные
нарушения,
в
настоящее
время
является
одним
из
приоритетных
направлений
современного
специального
(коррекционного)
образования. Признание государством ценности социальной и образовательной
интеграции
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
отказ
от
представлений
о
«необучаемых
детях»
определили
появление
двух
взаимосвязанных процессов. С одной стороны, современный уровень развития
научных
достижений
в
сфере
медицины,
специальной
психологии
и
коррекционной
педагогики
в
целом
позволяет
обеспечить
необходимый
для
успешной интеграции уровень психического развития определенных категорий
детей с ОВЗ. С другой стороны, в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях растет доля «тяжелых» детей с комплексными нарушениями.
Развитие жизненных компетентностей таких детей существенно затруднено
в силу нарушения познавательной деятельности. В отличие от детей в норме, у
которых социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно, дети с
ограниченными возможностями развития, не в состоянии самостоятельно освоить
образцы решения социальных и бытовых задач. Личностные качества у детей с
интеллектуальными
нарушениями
развития
формируется
только
при
условии
целенаправленного
обучения
и
воспитания.
Многие
дети
оказываются
беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве.
В
настоящее
время
отмечается
возросший
интерес
к внедрению
компетентностного подхода, что нашло свое отражение в разработке
новых
государственных стандартов
образования,
в
том
числе
и
стандартов
специального образования.
Дети
с
интеллектуальными
нарушениями
включены
в
общее
образовательное
пространство
как
полноценные
его
участники.
В
настоящее
время
Федеральным
Государственным
образовательным
стандартом,
предусматривается
включение всех детей, вне зависимости от степени тяжести
нарушений,
в
образовательное
пространство.
Так,
ФГОС
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
нацеливает
образование таких детей на развитие жизненных компетенций, которые позволят
на доступном уровне решать бытовые, социально-коммуникативные, трудовые и
досуговые задачи.
Работа по развитию жизненных компетенций у умственно отсталых детей
требует своевременного, комплексного, систематического подхода и слаженной
работы не только коррекционного педагога, но и психолога, воспитателя, учителя.
При этом обязательно должны учитываться особенности данной группы детей:
низкий
уровень
познавательной
активности,
низкий
уровень
знаний
об
окружающем
мире,
неумение
самостоятельно
решать
поставленные
задачи,
отсутствие
умения
самостоятельно
продумывать
и
анализировать
ситуацию,
отсутствие
умения
правильно
оценить
необходимость
действий,
поступков,
неструктурированное восприятие социального мира.
Исходя из данной специфики была разработана коррекционно-развивающая
программа по формированию и развитию жизненных компетенций у детей с
интеллектуальными нарушениями.
Программа формирования и развития жизненных компетенций у детей с
интеллектуальными нарушениями
Цель: сформировать и развить основные жизненные компетенции у детей с
нарушением интеллекта.
Задачи:
1)
Развитие навыков коммуникативной компетенции (изучение образцов
межличностного общения и взаимодействия).
2)
Развитие навыков социально-бытовой ориентировки
3)
Развитие познавательной активности при изучении окружающего мира.
4)
Развитие
эмоциональной
сферы
детей
с
нарушением
интеллекта
(развивать умение описывать свое эмоциональное состояние и дифференцировать
эмоциональное состояние других людей, формировать умение выражать свои
эмоции адекватно сложившейся ситуации).
Базовые характеристики:
Целевая
группа
–
5
воспитанников,
в
возрасте
8–10
лет,
имеющие
нарушения интеллекта.
Продолжительность: 3 месяца.
Структура программы:
Программа состоит из основных разделов:
– развитие коммуникативных навыков;
– развитие навыков социально-бытовой адаптации;
– развитие представлений об окружающем мире;
– развитие эмоциональной сферы.
Каждое направление включает в себя 6 тематических занятий.
Этапы реализации программы:
Вводный этап – подготовка стимульного материала.
Основной
этап
–
организация
и
проведение
занятий
по
формированию
жизненных компетенций детей, имеющих интеллектуальные нарушения.
Планирование занятий представлено в таблице 1.
Таблица 1
Планирование занятий, направленное на развитие жизненных компетенций
у детей с нарушением интеллекта
Направление
работы
Коррекционно-
развивающие задачи
Наименование методов,
форм работы
Количе-
ство
часов
Развитие
коммуникативных
навыков
1. Отождествление себя с
положительным образом
взрослого.
2. Актуализация
потребности в
совместных детско-
взрослых играх.
3. Развитие навыков
диалога.
4. Развитие навыков
Форма работы:
групповая.
Методы: игровой метод,
метод наблюдения,
беседы.
Игры и упражнения:
«Мир наоборот» (снятие
авторитарности с образа
взрослого),
««Да» и «нет» не
6
анализа состояния
другого человека.
5. Развитие навыков
самоанализа.
говорить» (развитие
волевых качеств),
«Цветик-семицветик»
(развитие
сотрудничества,
взаимной эмпатии),
«Летает, не летает»
(объединение
участников игры).
Развитие навыков
социально-
бытовой адаптации
1. Развитие навыков
ориентации в схеме
собственного тела.
2. Развитие навыков
ориентации в
пространстве.
3. Развитие навыков
ориентации во времени.
4. Развитие навыков
ориентации в быту.
5. Усвоение социальных
норм и правил.
Форма работы:
групповая,
индивидуальная.
Методы: игровой метод,
метод наблюдения,
беседы, моделирование
реальной ситуации.
Игры и упражнения:
«Угадай и повтори»
(определение частей
тела в пространстве),
«Красивая салфетка»,
«Прогулка в парк»
(ориентация в
пространстве),
«Когда это бывает»
(развитие
представлений о частях
суток), «Бывает-не
бывает» (развитие
представлений о
времени года), «Что
сначала, что потом?»
(развитие
представлений о
последовательности
времен года),
«Домовёнок» (игры по
станциям), «Занятия в
тренировочной квартире
по развитию навыков
приготовления пищи,
уборки», «Экскурсии в
общественные места».
6
Развитие
представлений об
1. Развитие знаний о
растительном мире.
Форма работы:
групповая,
6
окружающем мире
2. Развитие знаний о
животном мире.
3. Изучение объектов
живой и неживой
природы.
индивидуальная.
Методы: игровой метод,
метод наблюдения,
беседы, экскурсии.
Игры и упражнения:
«Экскурсии в лес»
(расширение знаний о
флоре и фауне),
«Посадка рассады»
(изучений стадий
развития растений),
«Зоопарк» (знакомство и
наблюдение за
черепахой рыбками),
«Канистерапия» (занятия
с собаками), «Печем
куличи» , «Большой-
маленький» (изучаем
свойства песка),
«Наблюдение за
природой» (листопад,
первый снег, ветер и т.д.)
Развитие
эмоционально-
волевой сферы
Развитие навыков
дифференциации эмоций
и их контроля.
Знакомство с
разнообразием эмоций.
Форма работы:
групповая,
индивидуальная.
Методы: игровой метод,
метод наблюдения,
беседы.
Игры:
«Испорченный
телевизор», «Довольный
слон», «Тренируем
эмоции», «Лото
настроений», (умение
распознавать и понимать
эмоции), «Тренируем
эмоции».
6
Заключительный этап – оценка уровня развития жизненных компетенций у
обследуемой группы детей.
В ходе экспериментальной работы проведено 24 занятия, направленные на
формирование
и
развитие
жизненных
компетенций
у
детей
с
умственной
отсталостью.
Таким
образом,
разработанная
программа
позволяет
проводить
комплексную коррекционно-развивающую работу по формированию и развитию
жизненных
компетенций
у
детей
с
умственной
отсталостью
в
целом
и
при
необходимости, отдельно по каждому направлению.
Ожидаемые результаты:
1) Умение детей легко вступать в контакт с взрослыми
и сверстниками,
вести себя соответственно сложившейся ситуации.
2)
Развитие
у
детей
способности
самостоятельно
выполнять
задания,
направленные на развитие навыков социально-бытовой адаптации.
3)
Расширение кругозора знаний о предметах и явлениях окружающего
мира, умение применять их в любой жизненной ситуации.
4) Развитие у детей способности дифференцировать свои эмоции и эмоции
других людей, сочувствовать, сопереживать.
Пример авторской разработки занятия, входящего в структуру развивающей
программы.
Тема: «Разнообразие эмоций. Удивление»
Цель:
познакомить
детей
с
эмоцией
«удивление»,
уметь
узнавать
ее
изображение на картинке, выражать при помощи мимики, пантомимики.
Задачи:
1. Познакомить детей с причинами возникновения эмоции «удивление».
2.
Формировать умение использовать эмоции адекватные ситуации.
3.
Учить детей выражать чувство удивления в рисунке.
Материалы и оборудование:
Карточки
с
изображением
эмоций,
картинка
«Нелепицы»,
коробочки
с
предметами,
обладающими
выраженным
запахом,
фломастеры,
листы
для
рисования.
Ход занятия:
Этап занятия
Деятельность педагога
Деятельность ребенка
(детей)
1. Организационный этап
Педагог
а к ц е н т и р у е т
Дети
в
соответствии
с
Цель: подготовка к
занятию, проверка наличия
всех материалов,
необходимых на занятии.
внимание
детей
на
теме
занятия,
рассказывает
какой
материал
будет
необходим
для
работы,
настраивает на работу.
инструкцией
педагога
п р о в е р я ю т
н а л и ч и е
материала.
2. Актуализация знаний
Цель: повторение
пройденного материала.
Педагог предлагает детям
вспомнить
какие
эмоции
они знают, показать их на
картинках.
Дети
показывают
н а
картинках
знакомые
им
эмоции,
называют
их,
повторяют
усвоенный
материал
«Как
выражать
эмоции
при
п ом о щ и
мимики».
3. Подготовка к усвоению
нового материала.
Ц е л ь :
п о д г о т о в к а
к
знакомству
с
эмоцией
«удивление»
Педагог предлагает детям
картинки «Нелепицы»,
просит рассказать, что
необычного и
удивительного на них
изображено.
Дети рассматривают
картинку, отвечают на
вопросы педагога.
4. Изучение нового
материала
Цель: изучение эмоции
«удивление», выражение
ее через мимику,
пантомимику.
Педагог предлагает
рассмотреть картинку с
изображением
удивленного человека,
акцентируя внимание на
его мимику (поднятые
брови, приоткрытый рот),
пантомимику.
Педагог просит детей
выразить удивление.
Д е т и
р а с с м ат р и в а ю т
картинку,
проговаривают
особенности удивленного
ч е л о в е к а ,
п ы т а ю т с я
самостоятельно
выразить
эмоцию «удивление».
Педагог рассказывает
Дети нюхают предметы в
детям, что удивительными
и могут быть еще запахи.
Предлагает детям
коробочки с предметами,
имеющими необычные
запахи, просит детей
отгадать запах.
коробочках,
определяют
запахи,
отвечают
почему
они удивительные.
Педагог предлагает детям
и г р у
« В
ц и р к е » .
Рассказывает историю как
м а л ь ч и к
у д и в и л с я
п р о п а ж е
з а й ц а
и з
чемодана,
как
все
были
удивлены,
предлаг ает
проиграть эту ситуацию.
Дети
слушают
педагога,
п р о и г р ы в а ю т
э т у
ситуацию.
5.Физкультминутка
Цель: проведение
динамической паузы.
П е д а г о г
п р е д л а г а е т
одному ребенку провести
физкультминутку
(игра
«Зоопарк»).
Р е б е н о к
п р о в о д и т
физкультминутку,
остальные
повторяют
за
ним.
6. Закрепление
пройденного материала
Цель: закрепление
полученных знаний об
эмоции «удивление"
П е д а г о г
д а е т
д е т я м
вырезанные
из
бумаги
круги
и
фл омастеры,
предлагает
нарисовать
эмоцию «удивление».
Дети выполняют задание
педагога.
Рефлексия
П е д а г о г
п р о в о д и т
фронтальный опрос.
Д е т и
о т в е ч а ю т
н а
вопросы.