Напоминание

Формирование жизненных компетенций у детей с интеллектуальными нарушениями


Автор: Плеханова Валентина Владимировна
Должность: Педагог-дефектолог
Учебное заведение: АСУСОН ТО
Населённый пункт: г. Тюмень
Наименование материала: Коррекционно-развивающая программа по формированию и развитию жизненных компетенций у детей с интеллектуальными нарушениями
Тема: Формирование жизненных компетенций у детей с интеллектуальными нарушениями
Раздел: дополнительное образование





Назад




КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО

ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У

ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Создание

единой

системы

комплексной

помощи

детям,

имеющим

интеллектуальные

нарушения,

в

настоящее

время

является

одним

из

приоритетных

направлений

современного

специального

(коррекционного)

образования. Признание государством ценности социальной и образовательной

интеграции

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

отказ

от

представлений

о

«необучаемых

детях»

определили

появление

двух

взаимосвязанных процессов. С одной стороны, современный уровень развития

научных

достижений

в

сфере

медицины,

специальной

психологии

и

коррекционной

педагогики

в

целом

позволяет

обеспечить

необходимый

для

успешной интеграции уровень психического развития определенных категорий

детей с ОВЗ. С другой стороны, в специальных (коррекционных) образовательных

учреждениях растет доля «тяжелых» детей с комплексными нарушениями.

Развитие жизненных компетентностей таких детей существенно затруднено

в силу нарушения познавательной деятельности. В отличие от детей в норме, у

которых социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно, дети с

ограниченными возможностями развития, не в состоянии самостоятельно освоить

образцы решения социальных и бытовых задач. Личностные качества у детей с

интеллектуальными

нарушениями

развития

формируется

только

при

условии

целенаправленного

обучения

и

воспитания.

Многие

дети

оказываются

беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве.

В

настоящее

время

отмечается

возросший

интерес

к внедрению

компетентностного подхода, что нашло свое отражение в разработке

новых

государственных стандартов

образования,

в

том

числе

и

стандартов

специального образования.

Дети

с

интеллектуальными

нарушениями

включены

в

общее

образовательное

пространство

как

полноценные

его

участники.

В

настоящее

время

Федеральным

Государственным

образовательным

стандартом,

предусматривается

включение всех детей, вне зависимости от степени тяжести

нарушений,

в

образовательное

пространство.

Так,

ФГОС

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

нацеливает

образование таких детей на развитие жизненных компетенций, которые позволят

на доступном уровне решать бытовые, социально-коммуникативные, трудовые и

досуговые задачи.

Работа по развитию жизненных компетенций у умственно отсталых детей

требует своевременного, комплексного, систематического подхода и слаженной

работы не только коррекционного педагога, но и психолога, воспитателя, учителя.

При этом обязательно должны учитываться особенности данной группы детей:

низкий

уровень

познавательной

активности,

низкий

уровень

знаний

об

окружающем

мире,

неумение

самостоятельно

решать

поставленные

задачи,

отсутствие

умения

самостоятельно

продумывать

и

анализировать

ситуацию,

отсутствие

умения

правильно

оценить

необходимость

действий,

поступков,

неструктурированное восприятие социального мира.

Исходя из данной специфики была разработана коррекционно-развивающая

программа по формированию и развитию жизненных компетенций у детей с

интеллектуальными нарушениями.

Программа формирования и развития жизненных компетенций у детей с

интеллектуальными нарушениями

Цель: сформировать и развить основные жизненные компетенции у детей с

нарушением интеллекта.

Задачи:

1)

Развитие навыков коммуникативной компетенции (изучение образцов

межличностного общения и взаимодействия).

2)

Развитие навыков социально-бытовой ориентировки

3)

Развитие познавательной активности при изучении окружающего мира.

4)

Развитие

эмоциональной

сферы

детей

с

нарушением

интеллекта

(развивать умение описывать свое эмоциональное состояние и дифференцировать

эмоциональное состояние других людей, формировать умение выражать свои

эмоции адекватно сложившейся ситуации).

Базовые характеристики:

Целевая

группа

5

воспитанников,

в

возрасте

8–10

лет,

имеющие

нарушения интеллекта.

Продолжительность: 3 месяца.

Структура программы:

Программа состоит из основных разделов:

– развитие коммуникативных навыков;

– развитие навыков социально-бытовой адаптации;

– развитие представлений об окружающем мире;

– развитие эмоциональной сферы.

Каждое направление включает в себя 6 тематических занятий.

Этапы реализации программы:

Вводный этап – подготовка стимульного материала.

Основной

этап

организация

и

проведение

занятий

по

формированию

жизненных компетенций детей, имеющих интеллектуальные нарушения.

Планирование занятий представлено в таблице 1.

Таблица 1

Планирование занятий, направленное на развитие жизненных компетенций

у детей с нарушением интеллекта

Направление

работы

Коррекционно-

развивающие задачи

Наименование методов,

форм работы

Количе-

ство

часов

Развитие

коммуникативных

навыков

1. Отождествление себя с

положительным образом

взрослого.

2. Актуализация

потребности в

совместных детско-

взрослых играх.

3. Развитие навыков

диалога.

4. Развитие навыков

Форма работы:

групповая.

Методы: игровой метод,

метод наблюдения,

беседы.

Игры и упражнения:

«Мир наоборот» (снятие

авторитарности с образа

взрослого),

««Да» и «нет» не

6

анализа состояния

другого человека.

5. Развитие навыков

самоанализа.

говорить» (развитие

волевых качеств),

«Цветик-семицветик»

(развитие

сотрудничества,

взаимной эмпатии),

«Летает, не летает»

(объединение

участников игры).

Развитие навыков

социально-

бытовой адаптации

1. Развитие навыков

ориентации в схеме

собственного тела.

2. Развитие навыков

ориентации в

пространстве.

3. Развитие навыков

ориентации во времени.

4. Развитие навыков

ориентации в быту.

5. Усвоение социальных

норм и правил.

Форма работы:

групповая,

индивидуальная.

Методы: игровой метод,

метод наблюдения,

беседы, моделирование

реальной ситуации.

Игры и упражнения:

«Угадай и повтори»

(определение частей

тела в пространстве),

«Красивая салфетка»,

«Прогулка в парк»

(ориентация в

пространстве),

«Когда это бывает»

(развитие

представлений о частях

суток), «Бывает-не

бывает» (развитие

представлений о

времени года), «Что

сначала, что потом?»

(развитие

представлений о

последовательности

времен года),

«Домовёнок» (игры по

станциям), «Занятия в

тренировочной квартире

по развитию навыков

приготовления пищи,

уборки», «Экскурсии в

общественные места».

6

Развитие

представлений об

1. Развитие знаний о

растительном мире.

Форма работы:

групповая,

6

окружающем мире

2. Развитие знаний о

животном мире.

3. Изучение объектов

живой и неживой

природы.

индивидуальная.

Методы: игровой метод,

метод наблюдения,

беседы, экскурсии.

Игры и упражнения:

«Экскурсии в лес»

(расширение знаний о

флоре и фауне),

«Посадка рассады»

(изучений стадий

развития растений),

«Зоопарк» (знакомство и

наблюдение за

черепахой рыбками),

«Канистерапия» (занятия

с собаками), «Печем

куличи» , «Большой-

маленький» (изучаем

свойства песка),

«Наблюдение за

природой» (листопад,

первый снег, ветер и т.д.)

Развитие

эмоционально-

волевой сферы

Развитие навыков

дифференциации эмоций

и их контроля.

Знакомство с

разнообразием эмоций.

Форма работы:

групповая,

индивидуальная.

Методы: игровой метод,

метод наблюдения,

беседы.

Игры:

«Испорченный

телевизор», «Довольный

слон», «Тренируем

эмоции», «Лото

настроений», (умение

распознавать и понимать

эмоции), «Тренируем

эмоции».

6

Заключительный этап – оценка уровня развития жизненных компетенций у

обследуемой группы детей.

В ходе экспериментальной работы проведено 24 занятия, направленные на

формирование

и

развитие

жизненных

компетенций

у

детей

с

умственной

отсталостью.

Таким

образом,

разработанная

программа

позволяет

проводить

комплексную коррекционно-развивающую работу по формированию и развитию

жизненных

компетенций

у

детей

с

умственной

отсталостью

в

целом

и

при

необходимости, отдельно по каждому направлению.

Ожидаемые результаты:

1) Умение детей легко вступать в контакт с взрослыми

и сверстниками,

вести себя соответственно сложившейся ситуации.

2)

Развитие

у

детей

способности

самостоятельно

выполнять

задания,

направленные на развитие навыков социально-бытовой адаптации.

3)

Расширение кругозора знаний о предметах и явлениях окружающего

мира, умение применять их в любой жизненной ситуации.

4) Развитие у детей способности дифференцировать свои эмоции и эмоции

других людей, сочувствовать, сопереживать.

Пример авторской разработки занятия, входящего в структуру развивающей

программы.

Тема: «Разнообразие эмоций. Удивление»

Цель:

познакомить

детей

с

эмоцией

«удивление»,

уметь

узнавать

ее

изображение на картинке, выражать при помощи мимики, пантомимики.

Задачи:

1. Познакомить детей с причинами возникновения эмоции «удивление».

2.

Формировать умение использовать эмоции адекватные ситуации.

3.

Учить детей выражать чувство удивления в рисунке.

Материалы и оборудование:

Карточки

с

изображением

эмоций,

картинка

«Нелепицы»,

коробочки

с

предметами,

обладающими

выраженным

запахом,

фломастеры,

листы

для

рисования.

Ход занятия:

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

(детей)

1. Организационный этап

Педагог

а к ц е н т и р у е т

Дети

в

соответствии

с

Цель: подготовка к

занятию, проверка наличия

всех материалов,

необходимых на занятии.

внимание

детей

на

теме

занятия,

рассказывает

какой

материал

будет

необходим

для

работы,

настраивает на работу.

инструкцией

педагога

п р о в е р я ю т

н а л и ч и е

материала.

2. Актуализация знаний

Цель: повторение

пройденного материала.

Педагог предлагает детям

вспомнить

какие

эмоции

они знают, показать их на

картинках.

Дети

показывают

н а

картинках

знакомые

им

эмоции,

называют

их,

повторяют

усвоенный

материал

«Как

выражать

эмоции

при

п ом о щ и

мимики».

3. Подготовка к усвоению

нового материала.

Ц е л ь :

п о д г о т о в к а

к

знакомству

с

эмоцией

«удивление»

Педагог предлагает детям

картинки «Нелепицы»,

просит рассказать, что

необычного и

удивительного на них

изображено.

Дети рассматривают

картинку, отвечают на

вопросы педагога.

4. Изучение нового

материала

Цель: изучение эмоции

«удивление», выражение

ее через мимику,

пантомимику.

Педагог предлагает

рассмотреть картинку с

изображением

удивленного человека,

акцентируя внимание на

его мимику (поднятые

брови, приоткрытый рот),

пантомимику.

Педагог просит детей

выразить удивление.

Д е т и

р а с с м ат р и в а ю т

картинку,

проговаривают

особенности удивленного

ч е л о в е к а ,

п ы т а ю т с я

самостоятельно

выразить

эмоцию «удивление».

Педагог рассказывает

Дети нюхают предметы в

детям, что удивительными

и могут быть еще запахи.

Предлагает детям

коробочки с предметами,

имеющими необычные

запахи, просит детей

отгадать запах.

коробочках,

определяют

запахи,

отвечают

почему

они удивительные.

Педагог предлагает детям

и г р у

« В

ц и р к е » .

Рассказывает историю как

м а л ь ч и к

у д и в и л с я

п р о п а ж е

з а й ц а

и з

чемодана,

как

все

были

удивлены,

предлаг ает

проиграть эту ситуацию.

Дети

слушают

педагога,

п р о и г р ы в а ю т

э т у

ситуацию.

5.Физкультминутка

Цель: проведение

динамической паузы.

П е д а г о г

п р е д л а г а е т

одному ребенку провести

физкультминутку

(игра

«Зоопарк»).

Р е б е н о к

п р о в о д и т

физкультминутку,

остальные

повторяют

за

ним.

6. Закрепление

пройденного материала

Цель: закрепление

полученных знаний об

эмоции «удивление"

П е д а г о г

д а е т

д е т я м

вырезанные

из

бумаги

круги

и

фл омастеры,

предлагает

нарисовать

эмоцию «удивление».

Дети выполняют задание

педагога.

Рефлексия

П е д а г о г

п р о в о д и т

фронтальный опрос.

Д е т и

о т в е ч а ю т

н а

вопросы.



В раздел образования