Музыкально-творческое воспитание детей дошкольного возраста в процессе музицирования
Автор: Саввина Лидия Владимировна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с № 1 "Родничок" Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Горный улус с. Бердигестях Наименование материала: Доклад Тема: Музыкально-творческое воспитание детей дошкольного возраста в процессе музицирования Раздел: дошкольное образование
«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – Центр
развития ребенка – детский сад №1 «Родничок» с. Бердигестях
МР «Горный улус» РС (Я)
Доклад
На тему: «Музыкально – творческое воспитание детей дошкольного
возраста в процессе музицирования»
Выполнила: Саввина Л.В.,музыкальный
руководитель
2016 г.
Содержание
Введение.
Теоретическая часть:
1.
Инновационные подходы к проблеме музыкально-творческого воспитания детей
дошкольного возраста.
2.
Содержание музыкально-творческого воспитания детей дошкольного возраста
в процессе музицирования.
Основная часть:
1.
Организация музыкально-творческого воспитания детей дошкольного возраста в
процессе музицирования.
2.
Музыкальное творчество в детском саду.
Заключение.
Литература.
Введение
В системе современного дошкольного образования происходят инновационные
процессы,
характеризующиеся
изменением
мировоззрения
педагога
и
идеологии
образования. Обновление содержания ДО привел к необходимости поиска новых форм
взаимодействия педагога и ребенка.
Исследователь в области педагогики и психологии Т.С. Комарова рассматривает
интеграцию
как
более
глубокую
форму
взаимосвязи
и
взаимопроникновениия
разного
содержания и воспитания и образования детей, охватывающую все виды художественно-
творческой детяельности, при этом автор подчеркивает, что «…в интеграции один вид
искусства
выступает
стержневым
,
другой
помогает
более
широкому
и
глубокому
осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами ».
Исследователи музыкального воспитания детей А.Г. Гогоберидзе и в.А. Деркунская
обозначили ряд актуальных задач музыкального воспитания и развития детей, связанных с
разработкой
новых
подходов
и
педагогических
технологий.
Авторы
выделяют
задачу
интеграции
разных
видов
искусств
в
процессе
музыкально-творческого
развития
дошкольников, естественное и закономерное объединение звука и слова.Сказанное означает,
что
современные
исследователи
детской
деятельности
начали
понимать,
что
основным
принципом
интеграции является обучение в действии. Это предполагает связь музыки,
движения и речи ., где музыка не звучит сама по себе, а каждый принимает участие в
процессе её создания.
К
современным
проблемам
музыкально-творческого
воспитания
следует
отнести
создание
условий
для
реализации
образовательных
задач.
Развитие
эмоциональной
отзывчивости, воображения и художественных дарований детей тормозится занятиями, не
соответствующими возрастным особенностям ребенка дошкольного возраста.
Основная идея проекта состоит в том, чтобы познакомить педагогов с инновационным
подходом
к
элементарному музицированию,
основанным
на
принципе
соединения
нескольких видов деятельности (логоритмики, игр со звуком, игр со звучащими жестами, игр
с
палочками,
пения,
движения,
импровизации,
игры
на
музыкальных
инструментах,
театрализованной игры).
Актуальность: Творческая деятельность нацелена в первую очередь на создание
ситуации
успеха,
которая
способствует
гармоничному
развитию
ребенка,
приобретению
опыта переживания музыки как радости и удовольствия.
Проблема музыкально-творческого воспитания детей дошкольного возраста в свете
ФГОС
актуальна
и
требует
своего
разрешения.
Очевидно,
что
использование
только
традиционных методов обучения неэффективно, необходимы современные образовательные
технологии.
В
рассмотрении
вопроса
об
инновационных
технологиях
музыкального
воспитания детей нас интересует элементарное
музицирование. Понимание сущности и
смысла
исследуемого
понятия
связано
с
потребностью
в
эмоционально-двигательном
самовыражении личности.
Моятворческая деятельность нацелена в первую очередь на создание ситуации успеха,
которая
способствует
гармоничному
развитию
ребенка,
приобретению
опыта
переживания музыки как радости и удовольствия.
1.
Инновационные подходы к проблеме музыкально-творческого воспитания
детей дошкольного возраста.
Музицирование это процесс активного группового взаимодействия с музыкой, где
участники одновременно выступают в роли импровизаторов на музыкальных инструментах и
авторов исполнения сочиненной музыки посредством движения слова. Творческое
музицирование
является
процессом
импровизационного
общения
участников
с
программированием дифференцированного результата.
Для музыкальной педагогики важно, что музицирование – это не восприятие
(слушание)
музыки,
а
деятельность,
в
процессе
которой
ребенок
при
помощи
музыки,
движения и слова учиться находить способы гармонизации своего внутреннего мира.
Основным механизмом интеграции творческих видов детской деятельности в процессе
элементарного
музицирования
является
формирование
обобщенного
художественного
образа мира. Образ может передаваться детьми через слово, движение, линия, мелодию,
ритм, голос, интонация, композиция, цветовое пятно, форма, мимика, поза, жест ит.д. Чем
больше
рецепторов
ребенка
получает
информацию
об
объекте,
чем
больше
возникает
ассоциативных связей, с которые делают детские образы более объемными и устойчивыми.
Важными являются
выводы психологов о том, что у ребенка процесс познания
происходит
при
участии
всех
анализаторов
в
процессе
деятельности.
Познание,
осуществляемое
через
зрительное
восприятие,
является
лишь
частью
всего
процесса
познания ребенком действительности. Интеграция разных видов искусств в образовательном
процессе дает возможность получения более глубоких и разносторонних представлений об
окружающем мире. Именно такую цель и ставит современное образование перед педагогами
– создание целостного образа мира у ребенка. Главными в обучении и воспитании является
развитие мироощущения ребенка, осознание разнообразия окружающего мира, его чувств,
психических
процессов
воображения
и
фантазии.
Интегративный
подход
позволяет
соединить два великих начала: систему «человек» (с её чувствами, эмоциями, ощущениями)
и систему «Природа» - и показать, при каких условиях система в системе может достичь
подлинной целестности и аутентичности.
Дети дошкольного возраста осваивают и воспроизводят действительность через уникальную
систему образов, изобразительно-выразительных средств.
Выразительные средства разных видов искусств в разных видах
художественной
деятельности:
в речевой деятельности средством выразительности является слово (звуки, фонемы,
ритм, образные определения, эпитеты, сравнения, метафоры);
в театрализованной деятельности – интонация, голос, жесты, мимика, движения,
позы;
в музыке – интонация, мелодия, ритм, гармония, динамика;
в изобразительной деятельности – форма, линия, штрих, цвет, композиция, ритм.
Методологическая основа:
Первый принцип. Изменение роли педагога на основе игрового общения с детьми.
Второй принцип. Обучении в действии
Третий принцип. Позиция лидера.
Педагогические условия:
синтез искусств (выход за рамки одного искусства);
обучение в действии: слышу – чувствую – делаю (перенос акцента с восприятия на
творческое самовыражение);
сотворчество (взаимодействие друг с другом);
активные
организационные
формы
(исследование,
моделирование,
совместные
творческие проекты, эксперименты, досуги, праздники);
связь с ближайшим окружением (природой, традициями, культурой, семьей).
2.Содержание музыкально - творческого воспитания детей дошкольного возраста в
процессе музицирования.
Музицирование как форма организации данного процесса способствует обновлению
средств, методов и отслеживанию результатов творческой деятельности. Цель организации
таких
занятий
–
обеспечить
чувство
психологической
защищенности
через
адаптацию
ребенка к миру природы , к миру людей, вещей, к миру культуры посредством интеграции
искусства.
Цель: создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически
здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками
художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению.
Задачи музыкального-творческого воспитания и развития детей в процессе
музицирования:
•
Воспитание интереса к музицированию через игровую деятельность;
•
Создание предпосылок к формированию творческого мышления;
•
Развитие
двигательных
ощущений
через
пластическую
импровизацию,
как
спонтанный отклик на музыку;
•
Развитие речевой активности через звукоподражание;
•
Развитие тембрового слуха через игру на инструментах
•
Развитие навыков импровизации через слово, жест, звук, движение;
•
Формирование представлений о связи музыки, слова, жеста и движения с жизнью;
•
Развивать у детей звук высотный компоненты музыкального слуха, чувства ритма;
•
Формирование радостного эмоционального ощущения в процессе общения с музыкой
Игры приветствия. Цели: развивать у детей эмоциональную отзывчивость, способствовать
адаптации ребенка в коллективе через общение, развивать речевые интонации, используя
изменение
динамики,
тембра
голоса;
научить
детей
использовать
звучащие
жесты
для
сопровождения ритма имени.
В
процессе
игры-приветствия
снимается
психологический
зажим,
комплекс,
ребенок
испытывает
положительные
эмоции,
самоутверждается,
верит
в
себя,
любит
себя,
происходит самосознание личности.
Игры
речевые. Цели:
развивать
у
детей
эмоциональную
отзывчивость,
артикуляцию,
дикцию, чувство ритма, используя звучащие жесты для сопровождения текста.
В
речевых
упражнениях
восприятие
стиха
происходит
через
зрение,
слух,
ощущения.
Речевые
пальчиковые
игры
приносят
детям
радость,
они
играют
словами,
звуками,
обыгрывают музыку движениями и звучащими жестами.
Игры с палочками. Цели: учить детей манипулировать палочками, развивать координацию
рук, менять движения по показу педагога, ритмично передавать метр и ритм, развивать у
детей ритмический слух, память.
Игры с палочками являются подготовительным этапом в игре на музыкальных инструментах.
Ритмичные удары палочками подготавливают ребенка к умению чувствовать метр и ритм
музыки. Ребенок производит сразу несколько дел: выполняет игровые движения палочками,
проговаривает
текст,
слушает
свою
речь,
организует
свои
действия
в
соответствии
с
действиями партнера по игре, при этом развивает коммуникативные навыки. Идея этих
упражнений заключается в том, чтобы в дальнейшем музыкальной деятельности дети не
испытывали
дискомфорта
при
исполнении
каких-либо
произведений.
Часто
приходится
наблюдать, как дети неритмично играют, ускоряя темп произведения. Игра на ксилофоне,
металлофоне или на маракасе должна быть такой же естественной, как дыхание, шаги,
хлопки, прыжки.
Игры со звучащими жестами. Цели: дать детям понятие о человеческом теле, находить и
узнавать инструменты своего тела, сопровождать тексты звучащими жестами, создавать
ритмические модели из звучащих жестов.
«Первым
инструментом»
человека
было,
как
известно
его
собственное
тело.
Для
современного ребенка оно им является и сейчас.
Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда
«с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в любых условиях, даже вне
помещения, когда нет рядом инструментов и музыкальной техники. Термин «Звучащие
жесты» принадлежит Гунильд Кетман, соавтору Шульверка К. Орфа. Основные тембры
звучащих жестов: притопы, шлепки, хлопки, щелчки.
Инструментальное
музицирование. Цели:
познакомить
детей
с
музыкальными
инструментами, развивать у детей музыкальный слух, чувство ритма, чувство ансамбля,
творческую активность детей в импровизации на детских музыкальных инструментах.
Музыкальные инструменты, конечно, составляют главную строку в успехе ЭМ у детей.
Инструмент – символ музыки, и его привлекательность для них никогда не померкнет.
Игра на различных музыкальных инструментах - это самый эффективный путь к развитию
музыкальной
самостоятельности
детей.
Инструменты
могут
быть
разнообразны,
при
отсутствии настоящих инструментов не плохую службу могут сослужить самодельные. Вы
можете мастерить инструменты сами и привлекать к этому детей и их родителей, создавая
целые
не
ординарные
композиции
с
самодельными
инструментами.
Инструментальное
музицирование вызывает восторг, радость детей, желание попробовать свои силы, поэтому
эта деятельность важна для общего музыкального и творческого развития.
Танцевальные миниатюры дают возможность детям побывать в состоянии покоя, они
благотворно влияют на психику ребенка. Ребенок учится танцевать музыку и стихи. В танце
дети учатся общению друг с другом. Здесь нет фиксированных движений, танец построен на
творчестве, изобретательности. Ребенок не испытывает страха от мысли, что делает что-то
неправильно: идет не в ту сторону, танцует не с той ноги. Все варианты принимаются и не
критикуются.
Планируемые
результаты
музыкально-творческого
воспитания
детей
в
процессе
музицирования:
• Двигательная активность (раскрепощенность) ;
• Речевая активность;
• Проявление элементарной ритмичности;
• Самостоятельная ориентация в пространстве;
• Умение слышать и различать звуки, звучащие жесты, интонация голоса;
• Умение слышать и различать тембры музыкальных инструментов;
• Эмоциональный отклик на музыку;
• Умение выразительно петь, приближаясь к точной интонации;
• Умение передавать музыкально-игровые образы;
• Умение находить пару, двигаться с предметами.
Музыкальное творчество в детском саду
Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность — одна из центральных
составляющих эстетического воспитания — играет особую роль во всестороннем развитии
дошкольника,
которая
определяется
спецификой
музыки
как
вида
искусства,
с
одной
стороны, и спецификой детского возраста — с другой.
Музыка развивает ребенка умственно, оказывает влияние на процесс физического
совершенствования ребенка, отражает многие жизненные процессы, которые обогащают
представления детей об обществе, о природе, о быте и традициях .
Детское музыкальное творчество - важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно
может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских
музыкальных инструментах. Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх.
Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни,
придумывают
мелодии
на
заданный
текст.
Также
дошкольники
способны
сочинить
простейшие
ритмические
и
мелодические
мотивы,
различные
по
характеру
(маршевые,
плясовые,
спокойные),
импровизировать
на
заданную
тему
на
детских
музыкальных
инструментах.
Этапы формирования музыкального творчества
1.этап. Накопление опыта. Ребенка надо учить образному видению (восприятие приобретает
эстетическую
окраску).
Музыкальное
восприятие
помогает
ребенку
острее
чувствовать
прекрасное в жизни, способствует зарождению художественных образов в его творчестве.
2.этап. Собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел. Возникновение
замысла
у
ребенка
проходит
успешно,
если
создана
установка
на
новую
деятельность
(сочиним
песенку,
придумаем
танец).
Наличие
замысла
побуждает
детей
к
поискам
художественных средств его реализации: поиски композиции, выбор различных движений,
выбор слов. Большое значение здесь имеют творческие задания.
3.этап.
Появление
новой
продукции.
Ребенок
интересуется
ее
качеством,
стремится
завершить
ее,
испытывая
эстетическое
удовольствие.
Поэтому
необходимы
анализ
результатов
творчества
взрослым,
его
заинтересованность.
Анализ
нужен
и
для
формирования творческих способностей.
Условия успешности детей в творческой деятельности.
Постоянное обогащение творческого опыта детей впечатлениями. Окружающая среда
должна
быть
динамичной,
обладать
высокой
степенью
неопределенности,
неожиданности и богатством возможностей. Неопределенность стимулирует поиск
собственных ориентиров, а не принятых готовых. Необходимо обогатить ребенка
новыми знаниями и представлениями музыкального искусства. Можно использовать
экскурсии, походы на концерты, в театры;
Систематическая
работа
по
обогащению
и
активизации
музыкальных
навыков
и
умений. Дети нуждаются в пополнении музыкально восприятия. Процесс обогащения
музыкальных знаний и навыков связан с формированием новых понятий и умениями
активно пользоваться накопленным запасом;
Целенаправленное, увлеченное построение обучения. При этом условии необходимо
соблюдать
общедидактические
принципы:
систематичность,
последовательность,
повторность, гуманный подход к ребенку. Музыкальное занятие не должно носит
принудительный характер, а протекать на позициях сотрудничества и партнерства;
Организация разнообразной, богатой, развивающей среды. Для проявления творчества
необходимо
создание
благоприятной
атмосферы,
положительного
эмоционального
фона.
Детское музыкальное творчество можно разделить на исполнительское и
«композиционное». Такое разделение использует Е. Горшкова, основываясь на позиции,
принятой в искусствоведении Б.В. Асафьевым. Детским исполнительным творчеством она
считает выразительность, индивидуальную манеру исполнения музыкально-пластических,
танцевальных образов. Детское «композиционное» творчество в танце – это создание новых
музыкально-пластических,
танцевальных
образов,
которые
являются
более
или
менее
завершёнными танцевальными композициями.
Детское творчество имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать,
развивая творческие способности детей. Оно обычно не имеет большой художественной
ценности
для
окружающих
людей
по
качеству,
по
масштабности
охвата
событий,
по
решению проблем, а является важным для самого ребёнка. Творчество детей значимо в мире
детской
игры.
Психологические
особенности
детского
возраста
определяют
непосредственность
творчества
детей,
его
эмоциональность,
правдивость
и
содержательность, смелость. Сочиняя, придумывая, изображая, ребёнок берётся за любые
темы.
Н.А.Ветлугина определяет детское творчество как «первоначальную ступень в
развитии
творческой
деятельности».
Она
указывает
на
то,
что
ребёнок
в
творческой
деятельности выявляет своё понимание окружающего и отношение к нему. Он открывает
новое для себя, а для окружающих его людей – новое о себе. Через продукт детского
творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребёнка.
По мнению Гогоберидзе А.Г. особенности детского творчества заключаются в следующем:
во-первых, в относительной новизне продукта творчества. Сочиняя, ребенок в первую
очередь
открывает
новое
для
себя.
Это
так
называемая
относительная
или
субъективная новизна детского творчества;
во-вторых, в рассмотрении результатов сочинительства как результатов выражения
внутреннего мира ребенка, его способностей, склонностей, ценностей. Это открытие
себя окружающему миру и в какой-то степени самому себе.
Именно эти характеристики отличают творчество детей от творчества взрослых, и именно
поэтому творчество детей определяется как «детское».
Н.А.Ветлугиной было установлено, что необходимое условие возникновения
детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое
является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального
творчества – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально,
непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь
обучение обогащается
творческими
проявлениями
детей,
приобретает развивающий
характер.
Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет
художественной
ценности
для
окружающих
людей.
Оно
важно
для
самого
ребенка.
Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа,
созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого
образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.
Что бы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные
музыкальные
способности.
Кроме
того,
для
проявления
творчества
требуется
воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях.
Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая
деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении,
ритмике, игре на детских музыкальных инструментах.
1.
Песенное творчество . Вот уже пятый год я руковожу вокальную и танцевальную
студии
«Чуораанчык»
и
«Уруйэчээн».
В
вокальном
ансамбле
мои
воспитанники
учатся к песенному творчеству, голос ребенка - естественный инструмент, которым он
обладает с ранних лет. Вот почему пение присутствует в жизни ребенка, заполняет его
досуг, помогает организовывать творческие сюжетные игры.
Детское песенное творчество – характерный вид самостоятельной музыкальной
деятельности детей дошкольного возраста. Продукт песенного творчества ребенка включает
несколько
небольших
интонационных
оборотов,
мотивов
и
складывающуюся
из
них
простейшую мелодию. Как всякое художественное детское творчество, песенное творчество
требует совместных действий, сотворчества взрослого и детей, особенно на первых этапах.
Ребенок вначале включается в выполнение отдельных частей заданий, участвует в сочинении
отдельных частей создаваемой песни. По мере усвоения творческого опыта он выполняет
уже
необходимое
для
создания
целостной
и
завершенной
композиции,
хотя
и
в
самой
простой форме.
Источник детского творчества – окружающая жизнь и музыкальное искусство,
отражающее ее. Особенное внимание в развитии песенного творчества следует обращать на
использование
песен-образцов.
Они
служат
своеобразными
побудителями
для
решения
детьми творческих задач и подсказками для их решения. Музыкальные темы песен-образцов
должны быть точными, ясными и яркими, текст – кратким, запоминающимся. Ритм песни
должен способствовать созданию ребенком ритма собственной мелодии.
Стремление к песенному творчеству проявляется у детей рано. Начиная с младшей,
средней групп выявляем эти склонности и содействуем их успешному развитию. В старшей и
подготовительной группах продолжается работа над закреплением навыков, полученных
детьми в младшем дошкольном возрасте, но на более качественном уровне. В старшем
дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и
ритмическими
понятиями,
которые
складываются
в
ходе
постоянных
упражнений,
развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают
звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, попевки. Слух ребенка все время
контролирует правильность звучания.
Главная цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык
самостоятельных импровизаций, а также помочь детям преодолеть неуверенность, стеснение,
снять напряжение, развить воображение, внимание, память.
Для развития песенного творчества использую: игры-приветствия, игры для подготовки
голосового
аппарата
к
пению
(н-р:
«Мой
портрет»,
«Кто
поет?»
и
т.д.),игры
с
палочками(можем
использовать
цветные
карандаши),для
развития
ритмического
слуха,памяти(«н-р
«Пельмешки»,
«Фокус-покус»,
«Сарсыарда
тураммыт..»,
«Эьэчээн»,
«Тонсо5ой»).
Так
же
разработана
серия
творческих
заданий:
1)
импровизация
имен,
звукоподражаний, мелодий без слов; 2) импровизация музыкальных вопросов и ответов; 3)
сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в
определенном жанре.
В годы дошкольного детства голосовой аппарат еще не сформирован, певческое звучание
ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев характеризуется
легкостью,
недостаточной
звонкостью
и
требует
к
себе
бережного
отношения.
Воспитательно-образовательная
работа
должна
включать
организацию
различных
видов
певческой деятельности детей, таких как исполнение и слушание песен, пение мелодий и
упражнений для развития представлений о высоте, тембре, длительности, силе звуков, анализ
песен, импровизацию, сочинение мелодий к заданным текстам, сочинение хороводов.
В своей работе с детьми я систематически использую упражнения на развитие
музыкального слуха и голоса. Усваивая упражнения, дети учатся правильно воспроизводить в
пении
разнообразные
виды
мелодического
движения
и
наиболее
характерные
интонационные обороты, встречающиеся в песенном репертуаре для детей данного возраста.
Для закрепления певческих навыков нужно, чтобы песня звучала не только в стенах детского
сада, но и в семье. Поэтому следует проводить соответствующую работу с родителями,
знакомя их с детскими песнями.
Успешное выполнение детьми творческих заданий, свидетельствует о достаточно
высоком уровне развития их музыкальности. Для получения у детей лучших результатов в
пении нужно, чтобы каждая последующая песня представляла собой некоторое усложнение
по сравнению с предыдущей.
Кроме того, обучение детей пению должно строиться при создании следующих
условий: взаимосвязи пения с другими видами музыкальной деятельности, систематическом
проведении
художественных
событий,
влияющих
на
мотивацию
детей,
тесном
сотрудничестве
дошкольного
учреждения
с
семьей.
Песенное
творчество
является
важнейшим условием развития не только музыкальной, но и общей культуры ребенка.
2.
Танцевальное
творчество.
Танцевальном
ансамбле
«Уруйэчээн»
занимаются
все
воспитанники ОУ.
Музыкально-танцевальное творчество проявляется в сочетании детьми знакомых
элементов танца, в импровизации собственных движений, в сочинении простого танца, в
этюдах-придумках,в танцевальных миниатюрах. Например, я задаю пресловутое задание:
импровизация танца осенних листочков и эта импровизация может превратиться в сочинении
новой сказки в движениях: здесь появляются не только листики, но и ветер, деревья, пеньки и
коряги, дождик и лесные обитатели (от знакомых лисичек, медведей до муравьев и букашек).
Дети очень любят фантазировать, важно только дать им толчок, давая всякие задания,
нацеливая их на этюды. Ребята вначале осваивают элементарный язык жестов («прошу», «не
надо», «иди скорей» и др.), характерные движения людей («плаксы» или «веселого клоуна»).
Через этюды, творческие задания и игру дети проявляют свои способности, сочиняют и
импровизируют, если у них есть багаж музыкально-ритмических движений. Поэтому много
внимания
уделяю
развитию
основных
движений,
упражнений
на
развитие
мышечного
чувства, развитию чувства ритма, координации движений. Часто использую на занятиях и в
самостоятельной
деятельности
разминку-игру.
В
ней
сочетаю,
как
упражнения
для
различных мышц рук, ног, головы; разные виды ходьбы, прыжков, бега, так и элементы
народных и современных танцевальных движений, ориентировку в пространстве. Всё это,
конечно,
провожу
через
игру
(например
с
интересными
станциями-остановками,
игры-
путешествия; игры-приветствия и т.д.). В подготовительных упражнениях дети накапливают
опыт
связи
музыки
определенного
характера
с
различными
движениями,
опыт
выразительных
жестов
и
мимики.
А
без
этого
невозможно
детское
творчество.
Здесь
необходимо помнить о том, что во время творчества детям, на мой взгляд, нельзя делать
замечания (кто лучше исполнил, кто не смог придумать и др.). Главное, «не спугнуть»
творческое начало ребенка, пусть самое неумелое и «корявое», не устраивать «соревнования»
по творческим навыкам. Пусть ребенок получает удовольствие, что он двигается под музыку,
сочиняет сам! Можно только помочь выбрать правильный цвет платочка, шарфика, цветочка,
который поможет данному образу, полетности мелодии и т.д. Большим подспорьем служат
костюмы, добавляя и украшая образ. Люблю использовать в работе не конкретные костюмы
(«Бабочки»,
«Клоуны»,
«Снежинки»),
а
«собирать»
костюм
из
отдельных
элементов
(пелерины,шифоновые платки, юбочки, рукава на резинке, крылья, шляпки и др)., из которых
дети
сами
составят
свой
образ.
Подготовкой
к
музыкально-двигательному
творчеству
признано
обучение
детей
танцам
и
отдельным
движениям.
Все
детские
танцы
можно
поделить на несколько типов.
На долю первого приходится большая часть репертуара. Это пляски, подобные народным
бытовым танцам, которые исполняются, как правило, в круговом построении, часто парами.
Главное достоинство этих детских плясок в том, что они построены на движениях народного
танца. Своеобразная форма и значения позволяют создавать интересные и содержательные
композиции (например, танец «Первый снег», танец «Веселые ребята» и др.). Чем больше
диапазон движений у детей, тем интереснее творчество свободного танца, которое я даю
через
2-3
занятия
овладения
народными
движениями.
Дети
сами
предлагают
свои
придуманные движения. Затем я разучиваю танец, где использованы уже знакомые движения.
Так, ребята с большим вниманием слушают рассказ об эпохе танца (как двигается девочка в
танце – показ ее стати, плавности, величавости, и как двигается мальчик – он демонстрирует
удалость, гордость).
Другой тип плясок – это так называемые, образные или характерные танцы (например,
Клоунов,
Снеговиков
и
др.).
В
них,
благодаря
наличию
конкретного
образа
и
преимущественному использованию изобразительных движений, характерных для пластики
того или иного персонажа, происходит определенное перевоплощение, которое оживляет
исполнение детей и наполняет его некоторым смыслом. В творческих танцах подобного типа
для детей и творчества остается лишь сфера индивидуальной манеры воспроизведения того
или иного образа. Например, перед разучиванием танца Клоунов, я даю детям задание:
показать
движения,
характеризующие
этот
образ,
его
настроение,
мимику.
Так,
при
творческом этюде рождается будущий танец из движений, придуманных детьми. Тоже можно
сказать и о многих других танцах которые были поставлены за время моей работы в детском
саду: «Танец грибов», «Танец боотуров», «Муравьи и бабочки», «Танец кукол» и др.
Существует такая разновидность творческих танцев, как танцы с сюжетным построением –
это очень яркая форма художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у
детей, как исполнителей, так и зрителей. Привлекательность его обусловлена образным
перевоплощением,
разнохарактерностью
персонажей
и
их
общению
между
собой
в
соответствии
с
сюжетным
развитием.
Благодаря
этим
особенностям
в
танце
создается
игровая
ситуация,
которая
побуждает
детей
к
музыкально-двигательному
творчеству.
Сюжетное развитие помогает ребенку увидеть в танце особую форму повествования и
воспринимать
выразительные
движения
как
специфические
средства,
передающие
его
содержание.
Подготавливая детей к исполнению, например, танца «Рок-н-ролл», я рассказываю о времени
этого танца, характерных движениях, которые танцевали наши бабушки, и выдумываю
интересную историю, раскрывающую сюжет танца. Дети живо откликаются на своеобразный
«диалог» танца своими движениями. Так появляется интересный и веселый танец. Также
ребята любят рассказ о плавании моряков в далекие страны, их отдыхе на палубе корабля – в
танце «Морячка»; с удовольствием дети изображают джентльменов, барышень в «Вальсе».
Следовательно,
особенности
сюжетного
танца
создают
благоприятные
условия
для
возникновения и развития у детей музыкально-двигательного творчества. И, как результат,
танцевально-ритмическая
деятельность
детей
проявляется
на
вечерах
развлечения,
утренниках и других формах досуга. К постановке детского танца стараюсь
подходить дифференцированно, согласно возможностям и желанию самих детей, а также
исходя из задач педагогического процесса, сезонных требований и обстановки.
Заключение
Методика музыкального воспитания не может полагаться только на интеллект и слово,
поскольку
музыкальный
опыт
выражается
языком
всех
сфер
чувственного
восприятия,
души и духа. Для естественного развития детей самым лучшим является способ активного
взаимодействия
с
музыкой,
а
не
пассивное
слушание.
У
ребенка
активно
развивается
потребность
в
эмоционально-двигательном
самовыражении,
которая
может
быть
удовлетворена в музыкально-творческой деятельности. Сегодня мы с уверенностью можем
сказать,
что
музыкально-творческое
воспитание
способствует
проявлению
интегрированных качеств личности в разных видах творческой деятельности. Творчество
необходимо
ребенку
для
самореализации,
способности
экспериментировать,
импровизировать, использовать фантазию, выражать чувства через движения, жест, знак и
звук,
для
изучения
пространства
вокруг
себя,
взаимодействия
с
людьми
и
миром.
Ежедневно
в
нашей
работе
нам
приходиться
сталкиваться
с
детьми
разных
индивидуальностей, неповторимых характеров. Новый подход к музыкальному воспитанию
не только всесторонне учитывает возможности детей, но и ставит во главу угла уважение к
его интересам, к любым его творческим индивидуальным проявлениям. И наша задача
помочь маленькому человеку находить удивительное в привычном и будничном, каждый
день попадающемся на глаза.
Я считаю, что внедрение в музыкально – образовательную деятельность
инновационных педагогических технологий открывает большие возможности для развития у
детей
музыкально
–
образного
мышления,
заложит
основы
творческих
способностей,
практических умений и навыков, сделает ребенка успешным во всех его начинаниях.
Мои воспитанники стали активнее в своих играх, в импровизированных концертах, сами
придумывают движения в танце, музыку к попевкам. Успешно выступают на улусных,
республиканских песенных, танцевальных конкурсах
Познание Мира через звук, когда вокруг тебя Музыка и когда ты сам творишь музыку, – что
может быть прекраснее и увлекательнее!
Литература
1.Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:1961:
2.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968.
3. Ходькова Л.И. Формирование песенного творческого процесса у детей 6-7 лет. -
М.,1974.
4.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М.,Л.,1977
5.Бекина С.И. Музыка и движение – М.:Просвещение, 1984
6. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 1988.
7. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология – М.: Изд.центр «Академия», 1996
8. Буренина А.И. Программа «Ритмическая мозаика».
9. Галянт И.Г. Музыкальное развитие детей 2-7 лет. – М., 2013.