Автор: Смеян Альбина Анатольевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "ЦВР "Пашинский"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Статья из опыта работы
Тема: Роль и значение репертуара в воспитании чувства патриотизма у детей на разных этапах вокально-хоровой работы
Раздел: дополнительное образование
Роль и значение репертуара в воспитании чувства патриотизма
у детей на разных этапах вокально-хоровой работы
Решение задач воспитания чувства патриотизма у детей видится нам в
многообразии средств и форм дополнительного образования, в том числе в
воспитании,
посредством
репертуара
вокального
искусства.
Работа
с
вокальным коллективом может носить социально-педагогический смысл, в
котором
будет
органично
сочетаться
художественно-исполнительский
и
воспитательный
процесс
патриотической
направленности.
Решение
этой
задачи тесно связано с репертуаром, вокруг которого и строится вся работа.
От
качества,
художественного
уровня
и
социально-педагогического
потенциала исполняемых произведений зависит во многом эффективность
занятий, творческий рост коллектива. Вопрос о репертуаре тесно связан с
содержанием, направленностью деятельности вокального коллектива, с той
ролью, которую коллектив играет в жизни общества.
Вся работа с вокальным коллективом, подбор репертуара в частности,
требует
от
руководителя
ясного
перспективного
представления
о
педагогическом
процессе
как
единой,
согласованной
и
последовательно
проводимой
системе
воспитания
и
обучения
детей.
Социально-
педагогический смысл работы с вокальным коллективом – в органичном
сочетании
художественно-исполнительского
и
воспитательного
процессов,
придании им патриотической направленности. Решение этой задачи связано с
репертуаром,
вокруг
которого
и
строится
вся
работа.
От
качества,
художественного
уровня
и
социально-педагогического
потенциала
исполняемых
произведений
зависит
во
многом
эффективность
занятий,
творческий
рост
коллектива.
Вопрос
о
репертуаре
тесно
связан
с
содержанием, направленностью деятельности вокально-хорового коллектива,
с той ролью, которую он играет в жизни общества.
Проблема репертуара заслуживает повышенного внимания. Основными
задачами
являются:
организация
работы
по
созданию
интересного
и
полноценного
репертуара.
Подбор
репертуара
–
дело
непростое,
хотя,
конечно, выработаны критерии и принципы его оценки. Одним из критериев
при подборе репертуара является его реальность, соответствие репертуара
исполнительским и художественным возможностям коллектива. Проблему
учебного репертуара приходится решать в основном в первый период работы
коллектива,
когда
участники
овладевают
исполнительскими
навыками,
вырабатывают
исходные
эстетические
позиции,
устанавливают
субъект-
субъектные взаимоотношения между собой и руководителем.
Произведения
для
вокального
коллектива
должны
быть
интересны
участникам и не должны представлять, особенно на первом этапе, больших
технических и художественных трудностей. Такой репертуар способствует
быстрому
совершенствованию
мастерства
участников,
развитию
и
закреплению вокально-хоровых навыков, развивает у исполнителей интерес к
творчеству, к занятиям в коллективе, обогащает духовным мир, внутреннюю
культуру, развивает эстетические вкусы.
В свою очередь концертный репертуар наряду с требованиями, которым
он должен отвечать и как учебный, он обладает еще и целым рядом качеств.
С
его
помощью
решаются
широкие
художественно-исполнительские
и
социально-педагогические
задачи.
Именно
яркие
художественные
произведения,
выражающие
мир
больших
мыслей
и
глубоких
чувств
человека,
способные
вызвать
эмоциональный
отклик,
воздействуя
на
эстетическую
сторону
души,
становятся
источником
и
средством
патриотического воспитания.
Подбор репертуара требует от руководителя четкого перспективного
видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы,
в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор
дополняют
друг
друга,
обеспечивая
тем
самым
решение
единых
художественно-творческих и воспитательных задач.
Воспитательные возможности любого музыкального произведения, как
бы
ни
были
велики
его
художественные
достоинства,
окажутся
нереализованными,
если
у
ребёнка
не
воспитана
эмоциональная
отзывчивость
на
красоту
воспринимаемой
и
исполняемой
музыки.
Если
данные
ценности
не
будут
поддерживаться
семьёй.
Потому
при
выборе
репертуара
мне
как
педагогу
необходимо
учитывать
степень
сложности
материала как технической, так и содержательной. Здесь важна интуиция и
чуткость меня как педагога, важно уметь верно рассчитать способности своих
воспитанников
и
заинтересованность
родителей
в
данном
направлении
воспитания их детей. Таким образом, музыкальный репертуар должен иметь:
-
развивающий
и
воспитывающий
характер
словесно-музыкального
материала;
-
доступность
содержания,
понятность
образов,
соответствие
жизненному опыту и возрасту детей;
-
посильность
вокально-интонационного
материала
-
степень
сложности должна соответствовать уровню подготовленности обучающихся;
- яркость и рельефность музыкальных образов, мелодичность (мелодия
как интеграция художественного, образного, интонационного);
- гуманистический характер произведения, утверждение позитивного
жизненного начала;
- отражение чувства радости, юмора, сострадания, доброты, красоты,
любви, ответственности, дружбы, патриотизма.
Естественно,
что
каждое
репертуарное
произведение
не
может
включать все перечисленные параметры, но репертуар в целом, должен им
отвечать. Это одно из важных условий успешности в обучении и воспитании
детей. При работе с детьми над репертуаром, необходимо затрагивать и
обсуждать
проблемы,
позволяющие
формировать
навыки
критического
мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной
морали.
На
занятиях
я
как
педагог
имею
возможность
влиять
на
формирование мировоззрения детей, на их нравственный облик, так как в
вокальном
творчестве
постоянно
затрагивается
вопрос
отношения
к
содержанию
и
проживанию
той
или
иной
ситуации
детьми.
Работа
над
вокально-хоровыми
навыками
не
должна
является
чисто
технической,
а
должна быть связана с работой над художественным образом произведения.
Педагогу
важно
понять,
что
воспитание
у
детей
эмоциональной
отзывчивости важно не само по себе, а для более полного усвоения тех
нравственных
ценностей,
которые
содержатся
в
идейном
контексте
музыкального
произведения.
Поэтому,
как
показывает
практика,
большое
значение имеет обсуждение с детьми интонационного содержания песни.
Огромное
воспитательное
значение
имеют
произведения
военно-
патриотической
тематики.
Они
формируют
верность
традициям
нашего
славного прошлого, гражданскую зрелость. Ими, как правило, открывает
коллектив
торже ственные
мероприятия,
придавая
им
о собую
торжественность, выражая духовно-нравственную направленность.
Исследование
роли
репертуара
в
творческом
развитии,
в
патриотическом воспитании детей показало, что репертуар дает многое для
становления творческого коллектива, как единого целого. Он не может быть
чужим,
он
должен
стать
неотъемлемой
частью
коллектива.
Само
формирование репертуара не может быть спонтанным. Все должно быть
спланировано заранее, каким должен быть репертуар и, следовательно, каким
должен быть сам творческий коллектив.
Создавать свой репертуар довольно сложно, но это единственный путь
к
достижению
нужного
результата.
Репертуар
–
это
лицо
творческого
коллектива, его визитная карточка. Репертуар создается всем коллективом, где
каждый
исполнитель
дополняет
друг
друга,
обеспечивая
тем
самым
выполнения единых творческих задач.
Как
и
в
любом
деле,
в
вокальной
деятельности
существуют
определенные устоявшиеся формы и этапы работы. Все эти этапы условны,
потому, что они неотделимы друг от друга и создают единое целое. Сам
процесс освоения музыкального произведения всегда связан с кропотливой
работой по преодолению художественно-исполнительских или технических
трудностей, а потому на всех этапах работы воспитывает в детях трудолюбие,
заставляет их подчинять свои личные интересы интересам коллектива. Эти
задачи
решаются
благодаря
целенаправленной
работе
по
усвоению
разнообразного репертуара, так как на каждом этапе разучивания вокально-
хорового произведения есть главная цель, которая направлена на воспитание
личности ребёнка через вышеизложенные задачи, предъявляемые требования
и через описанные методы и приёмы.