Автор: Габдулина Ольга Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ЦДТ "Радуга талантов"
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: «Воспитание детей посредством театральной педагогики»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования г. Хабаровска
«Центр детского творчества «Радуга талантов»
Статья на тему:
«Воспитание детей посредством театральной педагогики»
Подготовила:
Педагог дополнительного
образования
Габдулина О.А.
г. Хабаровск
2020 г.
“Театр – это волшебный мир.
1
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…”
(Б. М. Теплов)
Главное в воспитании ребенка – формирование гармоничной, творчески
активной
личности,
способной
чувствовать
ответственность
за
себя
и
окружающий
мир.
В
этом
смысле
искусство
театра
призвано
оказать
огромное влияние на образовательный и воспитательный процесс детей.
Воспитание театром – это, прежде всего воспитание в театре. Это введение в
театр как таковой, в его особый, ни на что иное непохожий образный мир, это
воспитание средствами театрального искусства, посвящение в тайны театра
как
вида
художественного
творчества,
начинающееся
знакомством
с
разнообразными
элементами
театральности
и
кончающееся
образованием
живого, непрестанного интереса к ценностям театральной культуры, к ее
традициям, раскрывающимся в той или иной степени в текущем состоянии
театрального
процесса.
Наряду
со
словесным
творчеством
театральная
постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского
творчества. И понятно, почему она близка ребенку - драма, основанная на
действии, совершаемым самим ребенком, наиболее близко, действенно и
непосредственно
связывает
художественное
творчество
с
личным
переживанием.
Специфика
театрального
искусства
как
искусства
человековедения,
где
объектом исследования и изображения, а также исполнителем является сам
человек, выходящий на прямое общение с другим человеком (партнером,
зрителем), создает особые предпосылки для формирования с помощью этого
искусства социально активной, творческой личности, способной изменить
мир.
В
решении
комплекса
проблем
воспитательной
работы
с
детьми
и
подростками
театр,
театральное
творчество
участников
занимает
важное
место.
Они
несут
в
себе
возможности
обогащения
социального
и
2
нравственного опыта личности, развивает общую культуру, потому что театр
представляет собой своеобразный синтетический способ отражения жизни на
сцене, а в восприятии театрального искусства развиваются чувства, мысли,
воображение человека.
Формирование такой личности является результатом творческого процесса,
связанного с вырастанием индивида в Человека с большой буквы, носителя
всей сущности человечества.
Воспитание, образование, развитие ребенка средствами театра происходит
незаметно для самого ребенка, так как ребенок становится вовлеченным в
продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны в
качестве исполнителя (толкователя отдельной роли), а с другой, художника -
творца.
Искусство
театра
имеет
коллективную
основу
и
в
то
же
время
способствует
предельному
самораскрытию
личности,
формированию
ее
нравственной
позиции,
в
театре
ребенок
учится
взаимодействовать
в
коллективе, он отвечает не только за себя и свою роль, но и за своего
партнера
или
партнеров.
В
нынешнее
время,
как
никогда
прежде,
дети
индивидуализированы и не умеют находить общий язык в группе и именно
на театральных занятиях детям приходится учиться взаимодействовать друг с
другом.
Для
этого
существует
масса
театральных
упражнений,
которые
развивают это качество. Умение работать в группе – это одно из первых
требований театральной педагогики, где на сценической площадке партнеры
зависят друг от друга. Создание спектакля – общая работа, которую можно
показать родителям, друзьям, ветеранам, малышам, применить полученные
знания и углубить их в работе над спектаклем.
Театральные коллективы представляют собой специально организованный
воспитывающий социум, который должен компенсировать детям недостаток
культурного,
гуманистического
воспитания,
с
позиции
их
возможностей,
индивидуальных
способностей,
самоопределения
и
самореализации
в
процессе
творческой
деятельности
в
условиях
объединения.
В
детских
театральных коллективах учебно-постановочные и воспитательные задачи
3
взаимосвязаны.
Театральные
дети
психологически
успешнее
своих
сверстников, меньше страдают от одиночества, имеют представление о своей
значимости,
ценности,
востребованности.
Занятия
в
театральных
студиях
формируют основные гуманистические нормы морали и этики.
Основная цель воспитания в театре – формирование личности посредствам
театрального
искусства.
Работа
театральных
учреждений,
как
правило,
строится на таких принципах воспитания:
-
Уважения и терпимости;
-
Сознания
и
принятия
самобытности,
неповторимости
каждого
человека;
-
Доброжелательности, доброты, внимания;
-
Доверии – уверенности и искренности;
- Коллегиальности – коллективного решения каких – либо вопросов.
В
театральных
любительских
коллективах
происходит
воспитательный
процесс, направленный на:
-
самоопределение и самореализацию в театральной деятельности при
взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
-
приобретение коммуникативного опыта общения на основе культурных
норм взаимоотношений и деятельности;
-
приобретение организаторского опыта и опыта самоорганизации;
Добровольности – праве выбора на участие в жизни коллектива;
-
расширение
сферы
познавательных
интересов,
знаний
о
себе
и
окружающем мире;
-
приобретение новых друзей и впечатлений.
Большие
возможности
в
плане
воспитания
представляет
содержание
деятельности
детских
театральных
коллективов.
Работа
над
сценами
из
спектаклей,
над
ролью,
даёт
пищу
для
размышления
над
поступками,
мыслями, действиями героев с точки зрения нравственности и этики. В
творческом процессе объединяются усилия всех участников.
4
Участники
театральных
любительских
коллективов
проникаются
заботой
друг о друге, переживают за партнёров, как за самих себя, и радость от
успеха здесь особая, общая, одна на всех, они испытывают чувство единения
друг
с
другом,
со
зрителями,
ощущение
сопричастности
к
великому
искусству театра.
Часто в начале работы над театральными постановками сложно объяснить
мотивацию
поступков
героев.
По
мере
включения
в
творческий
процесс
участники творческого коллектива начинают понимать мотивацию тех или
иных
поступков
героев
театральных
постановок,
могут
объяснить
их
действия и через это учатся понимать принимать себя, а также тех, кто их
окружает: сверстников и взрослых, учатся быть терпимее.
Влияние театра на развитие личности вообще трудно переоценить. Попадая в
театр, на сцену – в качестве актёра, или в зал в качестве зрителя, ребёнок
ощущает на себе мощное воздействие всех его граней.
Театр воспитывает
лидерские качества, повышает самооценку, учит преодолевать комплексы,
дружить и уважать партнёра.
Актуальными остаются слова искусствоведа А. А.Брянцева, сказанные ещё в
20-е годы прошлого века, - «Театр должен воспитывать в подрастающем
поколении бодрый действенный дух, способный противостоять разлагающим
силам пессимизма и инертности.
/Брянцев А.А. Воспоминания. Статьи. Выступления. Дневники. Письма. – М. ВТО, 1979,
с.178. /
Педагог-руководитель – ключевая фигура в становлении юного актера, его
развитии
творческих
способностей,
приобщения
к
театральному
миру
прекрасного. Поэтому очень важно, чтобы педагог был личностью особенной
и неповторимой, обладая высоким профессиональным мастерством.
Организация
творческого
процесса
в
детских
театральных
коллективах
полностью лежит на плечах педагога – режиссёра, который на всех этапах
является
автором,
сотворцом
ребёнка.
Такая
позиция
объясняется
отсутствием у ребёнка достаточного жизненного опыта, несовершенством
5
психофизического аппарата, доминирующей потребностью «быть на сцене»
над желание выразить, донести идею (замысел, смысл).
Однако только формирование у ребёнка отношения к своему собственному
созданию как к произведению искусства, способному изменить мир, рождает
подлинный
результат,
а
именно
продукт,
«который
на
кого-то
должен
оказывать воздействие, который кому-то нужен, с которым связано название
его возможной социальной ценности».
Так,
различные
исследования,
в
частности
исследование
мотивации,
проведённое педагогом – психологом С.Ю.Маракулиной, показало, что 72 %
детей посещающих театральную студию проводят свободное время в Центре
детского
творчества,
на
занятиях
чувствуют
себя
спокойно,
степень
адаптации детей составляет от 72 – 78%.
Самым полезным считают знания и навыки, которые они приобретают. Кроме
того, участники театральной студии считают полезным анализ проведённой
работы (разбор сцен спектакля). В театрально-драматургическом коллективе
особенно ярко прослеживается, что дети
любят общаться друг с другом в
коллективе, приобретают новых друзей
хотят быть раскованными, учатся
формулировать и чётко выражать свои мысли, интересно проводить свой
досуг.
Большинство
детей
отмечают,
что
чувствуют
себя
на
занятиях
в
театральной студии лучше, чем в школе и дома.
Дети отмечают, что занятия, проведённые с педагогами студии, интересны,
развивает дружелюбие, помогает в саморазвитии. Наибольшими ценностями
для детей являются образованность, хорошие и верные друзья, материальная
обеспеченность.
При исследовании психологического климата в коллективе,
взаимоотношений режиссера и юных актеров 98% детей отмечают, что на
репетициях весело; ребята вежливые, воспитанные – 85%; чувствуют себя
спокойно во время занятий – 96%; 92% считают, что в коллективе все равны,
85% говорят о том, что коллектив сплоченный. О степени удовлетворённости
эмоционально психологическим климатом в коллективе говорят 91%.
6
Опираясь на эти данные можно с уверенностью сказать, что театральная
педагогика является одним из самых важных инструментов в формировании
духовной, нравственной и культурной личности подрастающего поколения.
7