Напоминание

«Воспитание детей посредством театральной педагогики»


Автор: Габдулина Ольга Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ЦДТ "Радуга талантов"
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: «Воспитание детей посредством театральной педагогики»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования г. Хабаровска

«Центр детского творчества «Радуга талантов»

Статья на тему:

«Воспитание детей посредством театральной педагогики»

Подготовила:

Педагог дополнительного

образования

Габдулина О.А.

г. Хабаровск

2020 г.

“Театр – это волшебный мир.

1

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира

детей…”

(Б. М. Теплов)

Главное в воспитании ребенка – формирование гармоничной, творчески

активной

личности,

способной

чувствовать

ответственность

за

себя

и

окружающий

мир.

В

этом

смысле

искусство

театра

призвано

оказать

огромное влияние на образовательный и воспитательный процесс детей.

Воспитание театром – это, прежде всего воспитание в театре. Это введение в

театр как таковой, в его особый, ни на что иное непохожий образный мир, это

воспитание средствами театрального искусства, посвящение в тайны театра

как

вида

художественного

творчества,

начинающееся

знакомством

с

разнообразными

элементами

театральности

и

кончающееся

образованием

живого, непрестанного интереса к ценностям театральной культуры, к ее

традициям, раскрывающимся в той или иной степени в текущем состоянии

театрального

процесса.

Наряду

со

словесным

творчеством

театральная

постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского

творчества. И понятно, почему она близка ребенку - драма, основанная на

действии, совершаемым самим ребенком, наиболее близко, действенно и

непосредственно

связывает

художественное

творчество

с

личным

переживанием.

Специфика

театрального

искусства

как

искусства

человековедения,

где

объектом исследования и изображения, а также исполнителем является сам

человек, выходящий на прямое общение с другим человеком (партнером,

зрителем), создает особые предпосылки для формирования с помощью этого

искусства социально активной, творческой личности, способной изменить

мир.

В

решении

комплекса

проблем

воспитательной

работы

с

детьми

и

подростками

театр,

театральное

творчество

участников

занимает

важное

место.

Они

несут

в

себе

возможности

обогащения

социального

и

2

нравственного опыта личности, развивает общую культуру, потому что театр

представляет собой своеобразный синтетический способ отражения жизни на

сцене, а в восприятии театрального искусства развиваются чувства, мысли,

воображение человека.

Формирование такой личности является результатом творческого процесса,

связанного с вырастанием индивида в Человека с большой буквы, носителя

всей сущности человечества.

Воспитание, образование, развитие ребенка средствами театра происходит

незаметно для самого ребенка, так как ребенок становится вовлеченным в

продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны в

качестве исполнителя (толкователя отдельной роли), а с другой, художника -

творца.

Искусство

театра

имеет

коллективную

основу

и

в

то

же

время

способствует

предельному

самораскрытию

личности,

формированию

ее

нравственной

позиции,

в

театре

ребенок

учится

взаимодействовать

в

коллективе, он отвечает не только за себя и свою роль, но и за своего

партнера

или

партнеров.

В

нынешнее

время,

как

никогда

прежде,

дети

индивидуализированы и не умеют находить общий язык в группе и именно

на театральных занятиях детям приходится учиться взаимодействовать друг с

другом.

Для

этого

существует

масса

театральных

упражнений,

которые

развивают это качество. Умение работать в группе – это одно из первых

требований театральной педагогики, где на сценической площадке партнеры

зависят друг от друга. Создание спектакля – общая работа, которую можно

показать родителям, друзьям, ветеранам, малышам, применить полученные

знания и углубить их в работе над спектаклем.

Театральные коллективы представляют собой специально организованный

воспитывающий социум, который должен компенсировать детям недостаток

культурного,

гуманистического

воспитания,

с

позиции

их

возможностей,

индивидуальных

способностей,

самоопределения

и

самореализации

в

процессе

творческой

деятельности

в

условиях

объединения.

В

детских

театральных коллективах учебно-постановочные и воспитательные задачи

3

взаимосвязаны.

Театральные

дети

психологически

успешнее

своих

сверстников, меньше страдают от одиночества, имеют представление о своей

значимости,

ценности,

востребованности.

Занятия

в

театральных

студиях

формируют основные гуманистические нормы морали и этики.

Основная цель воспитания в театре – формирование личности посредствам

театрального

искусства.

Работа

театральных

учреждений,

как

правило,

строится на таких принципах воспитания:

-

Уважения и терпимости;

-

Сознания

и

принятия

самобытности,

неповторимости

каждого

человека;

-

Доброжелательности, доброты, внимания;

-

Доверии – уверенности и искренности;

- Коллегиальности – коллективного решения каких – либо вопросов.

В

театральных

любительских

коллективах

происходит

воспитательный

процесс, направленный на:

-

самоопределение и самореализацию в театральной деятельности при

взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

-

приобретение коммуникативного опыта общения на основе культурных

норм взаимоотношений и деятельности;

-

приобретение организаторского опыта и опыта самоорганизации;

Добровольности – праве выбора на участие в жизни коллектива;

-

расширение

сферы

познавательных

интересов,

знаний

о

себе

и

окружающем мире;

-

приобретение новых друзей и впечатлений.

Большие

возможности

в

плане

воспитания

представляет

содержание

деятельности

детских

театральных

коллективов.

Работа

над

сценами

из

спектаклей,

над

ролью,

даёт

пищу

для

размышления

над

поступками,

мыслями, действиями героев с точки зрения нравственности и этики. В

творческом процессе объединяются усилия всех участников.

4

Участники

театральных

любительских

коллективов

проникаются

заботой

друг о друге, переживают за партнёров, как за самих себя, и радость от

успеха здесь особая, общая, одна на всех, они испытывают чувство единения

друг

с

другом,

со

зрителями,

ощущение

сопричастности

к

великому

искусству театра.

Часто в начале работы над театральными постановками сложно объяснить

мотивацию

поступков

героев.

По

мере

включения

в

творческий

процесс

участники творческого коллектива начинают понимать мотивацию тех или

иных

поступков

героев

театральных

постановок,

могут

объяснить

их

действия и через это учатся понимать принимать себя, а также тех, кто их

окружает: сверстников и взрослых, учатся быть терпимее.

Влияние театра на развитие личности вообще трудно переоценить. Попадая в

театр, на сцену – в качестве актёра, или в зал в качестве зрителя, ребёнок

ощущает на себе мощное воздействие всех его граней.

Театр воспитывает

лидерские качества, повышает самооценку, учит преодолевать комплексы,

дружить и уважать партнёра.

Актуальными остаются слова искусствоведа А. А.Брянцева, сказанные ещё в

20-е годы прошлого века, - «Театр должен воспитывать в подрастающем

поколении бодрый действенный дух, способный противостоять разлагающим

силам пессимизма и инертности.

/Брянцев А.А. Воспоминания. Статьи. Выступления. Дневники. Письма. – М. ВТО, 1979,

с.178. /

Педагог-руководитель – ключевая фигура в становлении юного актера, его

развитии

творческих

способностей,

приобщения

к

театральному

миру

прекрасного. Поэтому очень важно, чтобы педагог был личностью особенной

и неповторимой, обладая высоким профессиональным мастерством.

Организация

творческого

процесса

в

детских

театральных

коллективах

полностью лежит на плечах педагога – режиссёра, который на всех этапах

является

автором,

сотворцом

ребёнка.

Такая

позиция

объясняется

отсутствием у ребёнка достаточного жизненного опыта, несовершенством

5

психофизического аппарата, доминирующей потребностью «быть на сцене»

над желание выразить, донести идею (замысел, смысл).

Однако только формирование у ребёнка отношения к своему собственному

созданию как к произведению искусства, способному изменить мир, рождает

подлинный

результат,

а

именно

продукт,

«который

на

кого-то

должен

оказывать воздействие, который кому-то нужен, с которым связано название

его возможной социальной ценности».

Так,

различные

исследования,

в

частности

исследование

мотивации,

проведённое педагогом – психологом С.Ю.Маракулиной, показало, что 72 %

детей посещающих театральную студию проводят свободное время в Центре

детского

творчества,

на

занятиях

чувствуют

себя

спокойно,

степень

адаптации детей составляет от 72 – 78%.

Самым полезным считают знания и навыки, которые они приобретают. Кроме

того, участники театральной студии считают полезным анализ проведённой

работы (разбор сцен спектакля). В театрально-драматургическом коллективе

особенно ярко прослеживается, что дети

любят общаться друг с другом в

коллективе, приобретают новых друзей

хотят быть раскованными, учатся

формулировать и чётко выражать свои мысли, интересно проводить свой

досуг.

Большинство

детей

отмечают,

что

чувствуют

себя

на

занятиях

в

театральной студии лучше, чем в школе и дома.

Дети отмечают, что занятия, проведённые с педагогами студии, интересны,

развивает дружелюбие, помогает в саморазвитии. Наибольшими ценностями

для детей являются образованность, хорошие и верные друзья, материальная

обеспеченность.

При исследовании психологического климата в коллективе,

взаимоотношений режиссера и юных актеров 98% детей отмечают, что на

репетициях весело; ребята вежливые, воспитанные – 85%; чувствуют себя

спокойно во время занятий – 96%; 92% считают, что в коллективе все равны,

85% говорят о том, что коллектив сплоченный. О степени удовлетворённости

эмоционально психологическим климатом в коллективе говорят 91%.

6

Опираясь на эти данные можно с уверенностью сказать, что театральная

педагогика является одним из самых важных инструментов в формировании

духовной, нравственной и культурной личности подрастающего поколения.

7



В раздел образования