Напоминание

Рабочая программа учебного предмета Основы музыкального исполнительства (фортепиано)


Автор: Тарушкина Ольга Васильевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО ДМШ им. Р.М. Глиэра
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»
Тема: Рабочая программа учебного предмета Основы музыкального исполнительства (фортепиано)
Раздел: дополнительное образование





Назад




СОГЛАСОВАНО

протокол № 1

педагогического совета

от «28» августа 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

«ДМШ им. Р.М. Глиэра»

_______Н.А. Курьянович

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ФОРТЕПИАНО»

Рабочая программа учебного предмета

«Основы музыкального исполнительства (фортепиано)»

Срок реализации 4 года

Разработчик:

преподаватель структурного подразделения

МАУ ДО ДМШ им. Р.М. Глиэра

Тарушкина О.В.

Калининград, 2019

Структура рабочей программы учебного предмета

Основы музыкального исполнительства (фортепиано)

I. Пояснительная записка

II. Содержание учебного предмета

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Список литературы

I. Пояснительная записка

Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства

(фортепиано)»

разработана

на

основе

«Рекомендаций

по

организации

образовательной

и

методиче ской

деятельности

при

р е а л и за ц и и

общеразвивающих

программ

в

области

искусств»,

направленных

письмом

Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-

ГИ,

а

также

с

учетом

многолетнего

педагогического

опыта

в

области

исполнительства на фортепиано в МАУ ДО ДМШ им. Р. М. Глиэра.

Фортепиано

является

одним

из

самых

популярных

музыкальных

инструментов,

используемых

в

профессиональной

и

в

любительской

исполнительской

практике.

Формирование

навыков

игры

на

фортепиано

позволяет учащимся в дальнейшем самостоятельно освоить синтезатор, так как

в

настоящее

время

к

этому

электронному

инструменту

проявляют

интерес

большое количество детей и их родителей.

Отличительной

чертой

учебного

предмета

«Основы

музыкального

исполнительства

(фортепиано)»

является

достижение

в

краткие

сроки

заинтересованности обучающегося процессом обучения игре на инструменте,

акцент на возможность дальнейшей самостоятельной деятельности в области

музыкального искусства.

Обучаясь

по

данной

программе,

обучающиеся

знакомятся

с

миром

искусства на основе собственной творческой деятельности, посредством умения

играть на инструменте, осознавая себя участников увлекательного процесса

музыкального исполнительства.

Учебный

процесс

построен

на

практических

занятиях.

Теоретические

знания формируются в процессе освоения исполнительских навыков.

Рекомендуемый возраст обучающихся по данной программе 6-14 лет.

Срок реализации учебного предмета

Срок реализации учебного предмета «Основы музыкального исполнительства

(фортепиано)» 4 года.

Сведения о затратах учебного времени

Класс

К-во

занятий в

неделю

(в часах)

К-во

учебных

недель в

году

Аудиторные

занятия

(в часах за

учебный

период)

Самостоятельная

работа (в часах

за учебный период)

Максимальная

учебная

нагрузка

(в часах за

учебный период)

1

2

35

70

52,5

122,5

2

2

35

70

52,5

122,5

3

2

35

70

52,5

122,5

4

2

34

68

51

119

3

Общее максимальное количество часов

Предмет

Аудиторные занятия

(в часах)

Самостоятельная

работа (в часах)

Максимальная учебная

нагрузка (в часах)

«Основы

музыкального

исполнительства

(фортепиано)»

278

208,5

486,5

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия: 1-4 годы обучения – 2 часа в неделю.

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка): 1-4 годы обучения – 1,5

часа в неделю.

Форма проведения учебных занятий

Занятия по учебному предмету «Основы музыкального исполнительства

(фортепиано)» проводятся в виде индивидуальных занятий 2 раза в неделю по

40 минут.

Индивидуальная

форма

занятий

позволяют

преподавателю

построить

процесс

обучения

в

соответствии

с

принципами

дифференцированного

и

индивидуального подходов.

Цель и задачи учебного предмета

Цель - развитие творческих способностей и индивидуальности учащегося,

овладение

знаниями

и

представлениями

о

фортепианном

исполнительстве,

формирование

практических

умений

и

навыков

игры

на

фортепиано,

устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального

искусства.

Задачи

- ознакомление обучающихся с инструментом фортепиано, исполнительскими

возможностями и разнообразием приемов игры;

- формирование навыков игры на музыкальном инструменте;

- приобретение знаний в области музыкальной грамоты;

- приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;

- формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;

- оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности,

обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного

общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

- воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;

- воспитание стремления к практическому использованию знаний и

умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

Обучение

должно

соединять

в

себе

два

главных

и

взаимосвязанных

направления. Одно из них – формирование игровых навыков и приемов,

4

становление исполнительского аппарата. Второе - развитие практических форм

музицирования на фортепиано, в том числе, аккомпанирования и подбора по

слуху.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач учебного предмета

используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Учебный план ДОП «ФОРТЕПИАНО»

Пп\

Наименование

предметной

области/учебного

предмета

Годы обучения, количество

аудиторных часов в неделю

Промежуточн

ая

аттестация:

зачеты/контр.

уроки

II-е полугодие

Итоговая

аттестация

по завершении

выпускного

класса.

Вид аттестации

1

2

3

4

1

Учебные предметы исполнительской подготовки

1.1

Основы

музыкального

исполнительства

(фортепиано)

2

2

2

2

I, II, III

IV экзамен

1.2

Самостоятельная

работа

1,5

1,5

1,5

1,5

2

Учебные предмет историко-теоретической подготовки

2.1

Музыка и

окружающий мир

1

1

1

1

I, II, III

IV зачёт

2.3

Занимательное

сольфеджио

-

1

1

1

II, III

IV экзамен

2.4

Самостоятельная

работа

0,5

0,5

0,5

0,5

-

-

3

Учебный предмет по выбору

3.1

Основы

музыкальной

грамоты

1

I

3.2.

Коллективное

музицирование

(хоровой класс)

1

1

1

II, III

IV контрольный

урок

Всего

4

5

5

5

II. Содержание учебного предмета

5

Учебная программа по предмету «Основы музыкального исполнительства

(фортепиано)» рассчитана на 4 года обучения.

В

программе

учтён

принцип

систематического

и

последовательного

обучения.

Программа

составлена

с

учетом

физических

и

психологических

возможностей

детей,

целями

и

задачами

развивающего

обучения.

Формирование

у

учащихся

умений

и

навыков

происходит

постепенно:

от

знакомства с инструментом, изучения основ постановки игрового аппарата и

звукоизвлечения

до

самостоятельного

разбора

и

исполнения

произведений

различных музыкальных жанров.

Учебный

материал

разделен

на

2

основных

раздела:

технический

(постановка аппарата, звукоизвлечение и т. д.) и художественный (работа над

образом произведения, сольное и ансамблевое музицирование).

Освоение

элементов

музыкальной

грамоты,

теоретических

основ

музыкального

исполнительства

является

важной

и

неотъемлемой

частью

учебного процесса.

Знания истории инструмента, стилистических особенностей исполнения

музыки разных эпох и композиторов, техники звукоизвлечения и исполнения

различных штрихов и оттенков уже с первых занятий помогают формированию

грамотного музыканта-исполнителя.

Практические

навыки,

полученные

на

уроке

с

преподавателем

и

закрепляемые дома в систематических самостоятельных занятиях, позволяют

увлечь учащихся процессом обучения игре на инструменте.

Тематический

план

носит

примерный

характер,

отражает

содержание

программы, распределённое по годам обучения и темам, предлагаемый объем

осваиваемого музыкального материала.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

Общее

ознакомление

обучающихся

с

инструментом,

его

историей,

правилами

пользования

и

ухода

за

ним.

Приобретение

базовых

навыков:

постановка игрового аппарата, корпуса, исполнительского аппарата, извлечение

звука и т.д.

I полугодие

Темы и содержание занятий

1 четверть

Постановка исполнительского аппарата. Игра упражнений на терцию,

квинту и др. Освоение приемов нон легато и легато. Основы нотной

грамоты. Изучение нот в 1 и 2 октавах. Размеры 2/4 и 4/4. Одноголосные

народные песни и простые пьесы песенного и танцевального характера.

2 четверть

Постановка исполнительского аппарата. Игра упражнений на терцию,

квинту и др. Работа над нон легато, легато и стаккато. Основы нотной

грамоты. Закрепление нот в 1 и 2 октавах. Изучение нот в басовом ключе.

Размеры 2/4; 4/4; 3/4. Изучение основных видов арпеджио и аккордов в

6

тональностях до-соль-фа-мажор. Игра гамм в этих тональностях.

Упражнения и этюды. Игра пьес на пройденный материал, закрепление

пианистических навыков.

II полугодие

Темы и содержание занятий

3 четверть

Игра пьес двумя руками. Подготовка к игре в ансамбле на простейшем

музыкальном материале.

Упражнения и этюды. Произведения народной музыки, композиторов –

классиков и современных композиторов. Изучение нот на добавочных

линейках. Изучение основных видов арпеджио и аккордов в

тональностях ля-ми-фа минор. Игра гамм в этих тональностях. Размеры

2/4; 4/4; 3/4; 3/8.Знание терминологии, встречающейся в пьесах.

4 четверть

Усложнение учебного материала: исполнение пьес двумя руками

(одновременное чтение нот в скрипичном и басовом ключах). Чтение нот

с листа. Игра в ансамбле с педагогом. Упражнения и этюды. Изучение

основных видов арпеджио и аккордов в тональностях ре-ля-си-бемоль

мажор. Игра гамм в этих тональностях. Размеры 2/4; 4/4; 3/4; 3/8; 6/8.

Знание терминологии, встречающейся в пьесах.

Подбор простых мелодий на фортепиано.

Второй год обучения

Совершенствование полученных умений и навыков, расширение рабочего

диапазона,

знакомство

с

особенностями

основных

музыкальных

жанров,

новыми штрихами, усложненными ритмическими рисунками, динамическими

оттенками;

навыки

поведения

на

эстраде,

совершенствование

навыков

ансамблевой игры и чтения с листа, развитие навыков самоконтроля.

I полугодие

Темы и содержание занятий

1 четверть

Усложнение учебного материала: исполнение пьес двумя руками (с

элементами полифонии и технического характера). Размер пьес – 1-2

страницы. Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом или

учеником. Упражнения и этюды. Изучение основных видов арпеджио и

аккордов в мажорных диезных тональностях до 2-х знаков. Игра гамм в

этих тональностях. Более сложные ритмические рисунки. Знание

терминологии, встречающейся в пьесах.

Подбор простых мелодий на фортепиано с басами в сопровождении.

2 четверть

Усложнение учебного материала: исполнение пьес двумя руками (с

элементами полифонии и технического характера). Размер пьес – 1-2

страницы. Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом или

учеником. Упражнения и этюды. Изучение основных видов арпеджио и

аккордов в минорных диезных тональностях до 2-х знаков. Игра гамм в

этих тональностях. Знание терминологии, встречающейся в пьесах.

Подбор простых мелодий на фортепиано с гармонической поддержкой.

II полугодие

Темы и содержание занятий

3 четверть

Усложнение учебного материала: исполнение пьес с элементами

полифонии и технического характера.

Воплощение художественного образа исполняемых произведений.

Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом или учеником.

Упражнения и этюды. Изучение основных видов арпеджио и аккордов в

7

мажорных бемольных тональностях до 3-х знаков. Игра гамм в этих

тональностях. Игра гармонических цепочек: Т-S-D-T в пройденных

тональностях. Знание терминологии, встречающейся в пьесах.

Подбор простых мелодий на фортепиано с гармонической поддержкой.

4 четверть

Усложнение учебного материала: исполнение пьес с элементами

полифонии, и пьес технического характера.

Воплощение художественного образа исполняемых произведений.

Чтение нот с листа. Игра в ансамбле эстрадных песен и обработок

русских народных песен. Бардовская песня. Упражнения и этюды.

Изучение основных видов арпеджио и аккордов в минорных бемольных

тональностях до 3-х знаков. Игра гамм в этих тональностях. Игра

гармонических цепочек: Т-S-D-T в пройденных тональностях. Знание

терминологии, встречающейся в пьесах.

Подбор мелодий на фортепиано с гармонической поддержкой.

Третий год обучения

I полугодие

Темы и содержание занятий

1 четверть

Усложнение учебного материала: исполнение пьес с элементами

полифонии, произведений крупной формы и пьес технического

характера.

Воплощение художественного образа исполняемых произведений.

Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом или учеником.

Упражнения и этюды. Изучение основных видов арпеджио и аккордов в

мажорных диезных тональностях до 3-х знаков. Игра гамм в этих

тональностях. Игра гармонических цепочек: Т-S-D-T в пройденных

тональностях. Знание терминологии, встречающейся в пьесах.

Подбор простых мелодий на фортепиано с гармонической поддержкой.

2 четверть

Исполнение полифонических пьес и с элементами полифонии,

произведений малой и крупной формы и пьес технического характера.

Воплощение художественного образа исполняемых произведений.

Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом или учеником.

Упражнения и этюды. Изучение основных видов арпеджио и аккордов в

минорных диезных тональностях до 3-х знаков. Игра гамм в этих

тональностях. Игра гармонических цепочек: Т-S-D-T в пройденных

тональностях. Знание терминологии, встречающейся в пьесах.

II полугодие

Темы и содержание занятий

3 четверть

Изучени различных по стилям и жанрам произведений. Воплощение

художественного образа исполняемых произведений. Чтение нот с

листа. Игра в ансамбле с педагогом или учеником. Упражнения и этюды.

Совершенствование техники. Изучение основных видов арпеджио и

аккордов в мажорных бемольных тональностях до 3-х знаков. Игра гамм

в этих тональностях. Игра гармонических цепочек: Т-S-D-T в

пройденных тональностях. Знание терминологии, встречающейся в

пьесах. Подбор простых мелодий и песен на фортепиано с

гармонической поддержкой. Подбор аккомпанемента к песням.

4 четверть

Изучение различных по стилям и жанрам произведений. Воплощение

художественного образа исполняемых произведений. Чтение нот с листа.

Игра в ансамбле. Упражнения и этюды. Совершенствование техники.

Изучение основных видов арпеджио и аккордов в минорных бемольных

8

тональностях до 3-х знаков. Игра гамм в этих тональностях. Игра

гармонических цепочек: Т-S-D-T в пройденных тональностях. Знание

терминологии, встречающейся в пьесах.

Подбор мелодий и песен на фортепиано с гармонической поддержкой.

Четвёртый год обучения

I полугодие

Темы и содержание занятий

1 четверть

Изучение различных по стилям и жанрам произведений, в том числе,

эстрадный и джазовый репертуар. Чтение нот с листа. Игра в ансамбле.

Упражнения и этюды. Совершенствование техники. Игра гармонических

цепочек: Т-S-D-T и Т-S-D-VI-D-T в тональностях до 4-х знаков. Знание

терминологии, встречающейся в пьесах.

Подбор мелодий и песен на фортепиано с гармонической поддержкой.

Подбор аккомпанемента к песням и романсам.

2 четверть

Изучение различных по стилям и жанрам произведений, в том числе,

эстрадный и джазовый репертуар. Чтение нот с листа. Игра в ансамбле.

Этюды на различные виды техники.

Игра гармонических цепочек: Т-S-D-T и Т-S-D-VI-D-T в тональностях до

4-х знаков. Знание терминологии, встречающейся в пьесах.

Подбор мелодий и песен на фортепиано с гармонической поддержкой.

II полугодие

Темы и содержание занятий

3 четверть

Подготовка к итоговой аттестации (выпускной экзамен). Чтение нот с

листа. Игра в ансамбле.

Игра гармонических цепочек: Т-S-D-T и Т-S-D-VI-D-T в тональностях до

4-х знаков. Знание терминологии, встречающейся в пьесах.

4 четверть

Подготовка к итоговой аттестации (выпускной экзамен). Чтение нот с

листа. Игра в ансамбле.

Игра гармонических цепочек: Т-S-D-T и Т-S-D-VI-D-T в тональностях до

4-х знаков. Знание терминологии, встречающейся в пьесах.

Годовые требования по классам

1 класс

В течение учебного периода педагог должен проработать с обучающимся

8-10 музыкальных произведений: народные песни, пьесы танцевального

характера, этюды, ансамбли с педагогом.

В первом полугодии первого класса вся работа направлена на ознакомление

с

фортепиано,

на

организацию

игрового

аппарата,

приобретение

пианистических навыков.

Обучающийся должен проходить параллельно с упражнениями и освоением

нотной грамоты начальные пьесы из «Фортепианной игры» (ред. Николаева),

«Фортепиано 1 класс» (ред. Милича) и других сборников.

9

Пьесы

подбирает

педагог

исходя

из

индивидуальных

особенностей

обучающегося.

Во

втором

полугодии

педагог

делает

акцент

на

развитии

музыкально-

слуховых

представлений

и

музыкально-образного

мышления.

Продолжается

работа по постановке рук, организации целесообразных игровых движений.

В

конце

второго

полугодия I,

II,

III

класса

проводится

промежуточная

аттестация

в

форме

контрольного

урока.

Рекомендуются

концертные

выступления.

Перед обучающимся ставятся задачи:

-

приобретение

игровых

навыков:

координация

рук,

пальцев,

наработка

аппликатурных и позиционных навыков;

- художественно – исполнительские: работа над приёмами звукоизвлечения,

работа над фразировкой, динамикой, нюансировкой;

-

теоретические:

знакомство

с

тональностями,

знакомство

с

интервалами

наиболее часто встречающимися в пьесах;

- чтение с листа: на каждом уроке играть по 2-3 пьески, изложенные на одной

строчке, с умением видеть на один такт вперёд;

- подбор по слуху от различных белых клавиш;

- начальный этап работы над ансамблями: синхронное начало и окончание,

общее ощущение сильных долей, передача мелодии из одной партии в другую,

точное выполнение пауз;

- знакомство с терминологией: в первом классе особенно важно выработать у

обучающегося привычку не только внимательно разбирать нотный текст, но и

обращать

внимание

на

различные

обозначения

и

терминологию,

встречающуюся в нотах;

- техническое развитие: во втором полугодии гаммы до-соль-фа мажор в две

октавы каждой рукой отдельно, расходящуюся гамму от одного звука, аккорды с

обращениями в тех же тональностях, с более старшими обучающимися можно

начинать работу над арпеджио.

Примерные исполнительские программы

1.Штейбельт Д. Соч. 33. Адажио.

2.анс. Кабалевский Д. «Про Петю»

1.Литовко Ю. Пастушок (канон).

2.Черни-Гермер, т. 1. Этюд №4

2 класс

В

течение

учебного

периода

обучающийся

должен

изучить

8

10

произведений. Из них: 2 – 3 этюда, 3 – 4 разнохарактерных пьесы, ансамбли. Со

10

второго класса надо обязательно читать с листа на каждом уроке, т.к. уже

имеются определенные навыки игры на фортепиано.

Техническое развитие: изучение основных видов арпеджио и аккордов в

мажорных

диезных

тональностях

до

2-х

знаков

(на

2

октавы

отдельными

руками);

3-х

звучные

аккорды

в

этих

тональностях

отдельными

руками;

расходящуюся

гамму

от

до,

соль;

аккорды

с

обращениями

в

тех

же

тональностях.

В

конце

второго

класса

проводится

промежуточная

аттестация

в

виде

контрольного урока. Рекомендуются концертные выступления.

Примерные исполнительские программы

1. Барток Б.«Песня»

2.Майкапар С. «В садике»

1.Гедике А. Вальс

3.Чайковский П. «Старинная французская песенка».

3 класс

За

учебный

период

надо

пройти

8-10

различных

музыкальных

произведений.

Из

них

выбираются

пьесы

для

зачётов

и

для

концертных

выступлений:

-1- полифоническое произведение;

-1- произведение крупной формы;

-2-3 разнохарактерные пьесы;

-2-3 этюда на различные виды техники;

-2 ансамбля.

В конце третьего класса проводится промежуточная аттестация в виде

контрольного урока. Рекомендуются концертные выступления.

Примерные исполнительские программы

1.Кабалевский Д. «Лёгкие вариации на тему народной песни»

2.Александров А. «Кузнечик»

3. Г. Гендель Ария

1.Ляпунов С.«Пьеса» фа-диез минор

2. Гурлит К. Этюд до мажор

3.Р. Шуман «Смелый наездник

4 класс

Основная задача – подготовка к итоговой аттестации.

11

В

течение

учебного

периода

обучающийся

должен

изучить

6

8

произведений.

Из

них

2

3

этюда

на

различные

виды

техники,

3

4

разнохарактерные пьесы (1 – 2 с элементами полифонии).

Рекомендуется

с

4

класса

больше

внимания

уделять

полифоническим

пьесам (старинные танцы), а также вводить в репертуар небольшие по объему

произведения крупной формы. Продолжать изучение ансамблей и чтение с

листа.

Техническое развитие.

Расширить круг изучаемых тональностей до 4-х знаков. Ранее изученные

тональности играть в виде гамм и аккордов двумя руками. Гаммы и аккорды

новых тональностей играть отдельными руками на 2 октавы.

Расходящиеся гаммы от одного звука играть по выбору педагога и ученика.

Начать изучение коротких арпеджио в одной – двух тональностях отдельными

руками. Рекомендуется играть аккордовые цепочки: Am-Dm-E-Am; Am-A7-Dm-

E-Am;

Am-E-Am-Dm-Am и т.д. (такие же цепочки можно играть в других

тональностях).

На итоговой аттестации в конце года (выпускной экзамен) ученик должен

исполнить 3 произведения: крупная форма и 2 пьесы,

одну из пьес можно

заменить ансамблем.

Примерные исполнительские программы для итоговой аттестации(экзамен)

1. Градески «Мороженое» (рэгтайм)

2. Шитте .Л. Этюд №2 (соч.65)

3.Ф. Кулау Сонатина № 2, соль-мажор

1.Шостакович Д. Романс.

2.Дюссек Я. Соч. 20 Сонатина Ми бемоль мажор, 1 часть

3. Н. Мясковский «В старинном стиле»

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение

которых

обеспечивает

программа

Основы

музыкального

исполнительства

(фортепиано):

-

навыки

исполнения

музыкальных

произведений

(сольное

исполнение,

ансамблевое исполнение);

- навыков публичных выступлений.

- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений

- навыков общения со слушательской

аудиторией в условиях музыкально-

просветительской деятельности МАУ ДО ДМШ им. Р.М. Глиэра

12

-умения использовать выразительные средства для создания художественного

образа;

-умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения

различных

жанров и стилей;

- умение самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании

несложного музыкального произведения;

- умение по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных или

инструментальных музыкальных произведений;

-

знания

характерных

особенностей

музыкальных

жанров

и

основных

стилистических направлений;

- знания музыкальной терминологии.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

Контроль знаний, умений и навыков выполняет обучающую, проверочную и

корректирующую

функции.

Программа

предусматривает

текущий

контроль,

промежуточную и итоговую аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится в счет аудиторного времени,

по усмотрению преподавателя, по завершении какого-либо раздела программы,

в

виде

контрольных

прослушиваний,

концертных

выступлений,

участия

в

конкурсах.

Промежуточная аттестация проводится во 2-м полугодии I,

II,

III года

обучения

в

форме

контрольного

урока:

обучающимся

исполняется

два

разнохарактерных произведения или 1 произведение и ансамбль.

Итоговая аттестация (экзамен) проводиться во 2-м полугодии IV года

обучения: обучающимся исполняется 3 разнохарактерных произведения

Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

В результате освоения предмета обучающийся

должен приобрести следующие знания: грамотно

исполнять музыкальные произведения разных

жанров и форм в соответствии с программой.

Использовать музыкально-исполнительские

средства выразительности, анализировать

исполняемые произведения, владеть различными

видами техники исполнительства, использовать

художественно оправданные технические приемы.

Оценка уровня усвоения учебного предмета

фортепиано отражается в журналах, дневниках

индивидуальных планах, протоколах

промежуточной и итоговой аттестации. Грамоты,

дипломы конкурсов, сведения по концертной

деятельности и др. также перечисляются в

индивидуальных планах и дневниках

обучающихся.

Формы:

1. Поурочные оценки за

самостоятельную работу

2.Контрольные уроки

3.Технические зачеты

4.Академические концерты

5.Прослушивания

6.Концертные выступления

7.Промежуточная аттестация

8.Итоговая аттестация (экзамен)

Методы:

1.Обсуждение выступления

2.Выставление оценок

3.Награждение грамотами,

дипломами, благодарственными

письмами

13

Критерии оценки

Результаты текущей, промежуточной и итоговой аттестации оцениваются по 5-

ти

бальной

системе:

«отлично»,

«хорошо»,

«удовлетворительно»,

«неудовлетворительно»

5

(отлично)

ставится

за

грамотное,

уверенное,

выразительное

и

эмоциональное исполнение программы.

4

(хорошо)

ставится

за

хорошее

исполнение

с

мелкими

единичными

недочетами в технике, звуке, интонации, недостаточной выразительности и

эмоциональности исполнения.

3 (удовлетворительно) – ставится за исполнение с погрешностями в тексте,

технике и интонации, неуверенное знание произведения, некачественный звук,

невыразительность.

2

(неудовлетворительно)

ставится

за

незнание

нотного

текста,

слабое

владение навыками игры

V. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации преподавателям

Данная

программа

разработана

с

учетом

индивидуального

подхода

к

обучению.

Преподаватель,

пользуясь

методической

и

нотной

литературой,

имеет

возможность

обучать

обучающихся

с

разными

музыкальными

способностями и личностными особенностями, достигая результатов обучения

в краткие сроки.

Занятия

в

классе

должны

сопровождаться

внеклассной

работой

-

посещением

выставок

и

концертных

залов,

прослушиванием

музыкальных

записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.

Большое значение имеет репертуар обучающегося. Необходимо выбирать

высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию.

Необходимо познакомить обучающегося с историей инструмента, рассказать

о выдающихся исполнителях и композиторах.

Общее

количество

музыкальных

произведений,

рекомендованных

для

изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что

педагог

в

работе

над

репертуаром

будет

добиваться

различной

степени

завершенности

исполнения:

некоторые

произведения

должны

быть

подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях

класса, третьи – с целью ознакомления.

Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню

музыкального и технического развития ученика. Все это определяет содержание

индивидуального учебного плана обучающегося.

14

Работа над темами данной программы проводится комплексно. Отдельно

прорабатывать

каждую

тему

в

строгой

последовательности

рекомендуется

только в начале первого года обучения, во время работы над постановкой

исполнительского аппарата, при этом, двигаясь вперед, к следующему разделу,

не забывать о повторении и работе над пройденным материалом.

В дальнейшем, на каждом уроке рекомендуется работа над фрагментами из

нескольких тем, исходя из потребностей и возможностей обучающегося.

Важным

элементом

обучения

является

накопление

художественного

исполнительского

материала,

дальнейшее

расширение

и

совершенствование

практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых), использование в

репертуаре произведений, различных по стилю, в том числе, произведений

эстрадной

и

рок

музыки,

популярных

произведений

зарубежных

и

отечественных композиторов.

VI. Список литературы

Рекомендуемые сборники для 1 класса

-

Волшебные

звуки

фортепиано.

Сборник

пьес

для

фортепиано,

1-2

класс

ДМШ. Сост. С. Барсукова.- Изд. «Феникс»- Ростов - на - Дону, 2012.

- Калинка. Альбом начинающего пианиста. Вып.1. Учебное пособие для 1-2

классов

детских

музыкальных

школ.

Сост.

А.

Бакулов,

К.

Сорокин.-

Изд.

«Советский композитор» - М., 1990.

- Милич Б. Фортепиано 1, 2 класс.- Изд. «Кифара» - Москва, 2013.

- Сборник пьес для фортепиано для детских музыкальных школ, 1-2 класс.- Изд.

«Феникс»- Ростов-на -Дону, 2000.

- Фортепианная игра. 1-2 классы детской музыкальной школы. Под общей

редакцией А. Николаева.- Изд. «Музыка» - М., 1980.

- Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Ч.1.

Сост. С. Ляховицкая.- Изд. «Музыка», Ленинградское отделение, 1976.

-

Хрестоматия

для

фортепиано.

Педагогический

репертуар.

Детская

музыкальная школа, 1-й класс. Редакторы - составители А. Бакулов,

К. Сорокин. - Изд. «Музыка» - М., 1989.

- Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Тетрадь первая, 1-й

класс детской музыкальной школы. Редакторы - составители Н. Любомудрова,

К. Сорокин, А. Туманян.- Изд. «Музыка» - М., 1976.

- Чайковский П. Лёгкие переложения в четыре руки.- Изд. «Классика – XXI»-

Москва, 2009.

- Черни К. (Редакция Г. Гермера). Избранные этюды для фортепиано.- Изд.

«Музыка» - М., 2004.

Рекомендуемые сборники для 2 класса

15

-

Артоболевская

А.

Хрестоматия

маленького

пианиста.-

Изд.

«Советский

композитор»- Москва, 1994.

- Бриль И. Джазовые пьесы для фортепиано, 1-3 классы детской музыкальной

школы.- Изд. «Кифара» - Москва, 2002.

-

Волшебные

звуки

фортепиано.

Сборник

пьес

для

фортепиано,

1-2

класс

ДМШ. Сост. С. Барсукова.- Изд. «Феникс»- Ростов - на - Дону, 2012.

-

Лак

Т.

Соч.41.

Маленькие

романтические

этюды

для

фортепиано.-

«Государственное музыкальное издательство»- Москва - Ленинград, 1949.

- Лемуан А. Соч. 37. 50 характерных и прогрессивных этюдов для фортепиано. -

Изд. «Музыка»- Москва, 1965.

- Любимое фортепиано. Сборник пьес для учащихся 1-2 классов ДМШ. Сост. С.

Барсукова.- Изд. «Феникс»- Ростов-на - Дону, 2012.

- Мордасов Н. Сборник джазовых пьес для фортепиано. Для средних классов

ДМШ. - Изд. «Феникс»- Ростов - на Дону, 2013.

-

Пьесы

в

джазовых

тонах

в

четыре

руки.

Составление

и

редакция

Ю.

Губаревой, Т. Михайловой.- Изд. «Нота» - Санкт - Петербург, 2004.

- Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в 4 руки для музыкальных школ.-

Изд. «Феникс»- Ростов-на - Дону, 2006.

- Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Ч.1.

Сост. С. Ляховицкая.- Изд. «Музыка», Ленинградское отделение, 1976.

- Фортепианная игра. 1-2 классы детской музыкальной школы. Под общей

редакцией А. Николаева.- Изд. «Музыка» - М., 1980.

- Фортепиано 1, 2 класс.- Б. Милич. Изд. «Кифара» - Москва, 2013.

-

Хрестоматия

для

фортепиано.

Педагогический

репертуар.

Детская

музыкальная школа, 1-й, 2-й класс. Редакторы - составители А. Бакулов,

К. Сорокин. - Изд. «Музыка» - М., 1989.

Любомудрова, К. Сорокин, А. Туманян.- Изд. «Музыка» - М., 1983.

-Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып.1,

2-й класс детских музыкальных школ. Сост. Н. Любомудрова, К. Сорокин, А.

Туманян.- Изд. «Музыка» - М., 1971.

- Чайковский П. Лёгкие переложения в четыре руки.- Изд. «Классика – XXI»-

Москва, 2009.

- Черни К. (Редакция Г. Гермера). Избранные этюды для фортепиано.- Изд.

«Музыка» - М., 2004.

Рекомендуемые сборники для 3 класса

- Бриль И. Джазовые пьесы для фортепиано, 1-3 классы детской музыкальной

школы.- Изд. «Кифара» - Москва, 2002.

- Джаз для детей.- Сост. С. А. Барсукова.- Изд. «Феникс»-

Ростов-на - Дону, 2002.

16

-

Лак

Т.

Соч.41.

Маленькие

романтические

этюды

для

фортепиано.-

«Государственное музыкальное издательство»- Москва - Ленинград, 1949.

- Лемуан А. Соч. 37. 50 характерных и прогрессивных этюдов для фортепиано. -

Изд. «Музыка»- Москва, 1965.

- Майкапар С. «Бирюльки». Маленькие пьесы для фортепиано в 2 руки.- Изд.

«Пара Ла Оро»- Минск, 2008.

- Мордасов Н. Сборник джазовых пьес для фортепиано. Для средних классов

ДМШ. - Изд. «Феникс»- Ростов - на Дону, 2013.

-

Пьесы

в

джазовых

тонах

в

четыре

руки.

Составление

и

редакция

Ю.

Губаревой, Т. Михайловой.- Изд. «Нота» - Санкт - Петербург, 2004.

- Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в 4 руки для музыкальных школ.-

Изд. «Феникс»- Ростов-на - Дону, 2006.

- Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Ч.1.

Сост. С. Ляховицкая.- Изд. «Музыка», Ленинградское отделение, 1976.

-

«Учимся

играть

на

фортепиано».

Популярные

американские

мелодии

в

облегчённом переложении.-Изд. В. Катанского-Москва, 2000.

- Фортепианная игра. 1-2 классы детской музыкальной школы. Под общей

редакцией А. Николаева.- Изд. «Музыка» - М., 1980.

-Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып.1,

2-й класс детских музыкальных школ. Сост. Н. Любомудрова, К. Сорокин, А.

Туманян.- Изд. «Музыка» - М., 1971.

- Чайковский П. Лёгкие переложения в четыре руки.- Изд. «Классика – XXI»-

Москва, 2009.

- Черни К. (Редакция Г. Гермера). Избранные этюды для фортепиано.- Изд.

«Музыка» - М., 2004.

Рекомендуемые сборники для 4 класса

- Волшебные звуки фортепиано. Сборник пьес для фортепиано, 2-3 класс; 3-4

класс ДМШ. Сост. С. Барсукова.- Изд. «Феникс»- Ростов - на - Дону, 2012.

- Гаврилин В. Вальсы для фортепиано в 4 руки. – Изд. «Композитор»- Санкт –

Петербург, 2001.

- Джаз для детей.- Сост. С. А. Барсукова.- Изд. «Феникс»-

Ростов-на - Дону, 2002.

- Лемуан А. Соч. 37. 50 характерных и прогрессивных этюдов для фортепиано. -

Изд. «Музыка» - Москва, 1965.

- Лучшее для фортепиано. Сборник пьес для учащихся 4-5 классов ДМШ.-

Сост. С. Барсукова.- Изд. «Феникс»- Ростов-на - Дону, 2012.

- Любимое фортепиано. Сборник пьес для учащихся 1-2; 2-3 классов ДМШ.

Сост. С. Барсукова.- Изд. «Феникс»- Ростов-на - Дону, 2012.

17

- Майкапар С. «Бирюльки». Маленькие пьесы для фортепиано в 2 руки.- Изд.

«Пара Ла Оро»- Минск, 2008.

- Моё фортепиано. Сборник пьес для учащихся 2-3 классов ДМШ.- Сост. С.

Барсукова.- Изд. «Феникс»- Ростов-на - Дону, 2012.

- Моё фортепиано. Сборник пьес для учащихся 4-5 классов ДМШ.- Сост. С.

Барсукова.- Изд. «Феникс» - Ростов-на - Дону, 2013.

- Сборник пьес для фортепиано для детских музыкальных школ, 3-4 класс.- Изд.

«Феникс»- Ростов-на -Дону, 2012.

- Мордасов Н. Сборник джазовых пьес для фортепиано. Для средних классов

ДМШ. - Изд. «Феникс»- Ростов – на Дону, 2013.

- Петров А. «Уличные мелодии в смокингах» из кино и телефильмов.- Изд.

«Композитор»- Санкт – Петербург, 2005

-

Пьесы

в

джазовых

тонах

в

четыре

руки.

Составление

и

редакция

Ю.

Губаревой, Т. Михайловой.- Изд. «Нота» - Санкт – Петербург, 2004.

-

Прокофьев

С.

Детская

музыка.

12

лёгких

пьес

для

фортепиано.-

Изд.

«Музыка»- Москва, 1980.

- Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в 4 руки для музыкальных школ.-

Изд. «Феникс»- Ростов-на - Дону, 2006.

- Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Ч.1.

Сост. С. Ляховицкая.- Изд. «Музыка», Ленинградское отделение, 1976.

- Таривердиев М. «Настроения». 24 простые пьесы для фортепиано.- Изд.

«Музыка»- Москва, 1990.-

-

«Учимся

играть

на

фортепиано».

Популярные

американские

мелодии

в

облегчённом переложении.-Изд. В. Катанского-Москва, 2000.

- Фортепианные джазовые пьесы для детей и юношества. Выпуск 1. Редакторы

– составители В. Роганова, Н. Фёдорова.- Изд. «Санкт – Петербург», 1996.

- Фортепианная игра. 1-2 классы детской музыкальной школы. Под общей

редакцией А. Николаева.- Изд. «Музыка» - М., 1980.

- Фортепиано 1, 2 класс.- Б. Милич. - Изд. «Кифара» - Москва, 2013.

- Фортепиано 3 класс.- Б. Милич. - Изд. «Музична Украина» - Киев, 1978.

- Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Тетрадь первая, 2-й

класс детской музыкальной школы. Редакторы - составители Н. Любомудрова,

К. Сорокин, А. Туманян.- Изд. «Музыка» - М., 1983.

-

Чайковский

П.

«Времена

года»

для

фортепиано

в

четыре

руки.-

Изд.

«Музыка», 2011.

- Чайковский П. Лёгкие переложения в четыре руки.- Изд. «Классика – XXI»-

Москва, 2009.

- Черни К. (Редакция Г. Гермера). Избранные этюды для фортепиано.- Изд.

«Музыка» - М., 2004.

18

- Шостакович Д. Избранные нетрудные пьесы.- Изд. «Советский композитор»-

Москва, 1990.

- Штраус И. Избранные вальсы в облегчённом переложении для фортепиано.-

«Государственное музыкальное издательство»- Москва, 1955.

Нотная литература для пения и аккомпанемента

- Антология зарубежного шлягера.- Изд. В. Катанского - Москва, выпуски

разных лет.

- Арцышевский Г., Арцышевская Ж. Юному аккомпаниатору.- Изд. «Советский

композитор»- Москва, 1990.

- Вернисаж улыбок. Шуточные песни. Сост. И. Земскова.- Изд. «Советский

композитор»- Москва, 1991.

- Ефимов Ф. Что такое «Ералаш»? Песни для детей.- Изд. «Академия развития»-

Ярославль, 2006.

- Крупа – Шушарина С., Яворовская И.«Любимые мелодии». Сборник песен

для детей и юношества.- Изд. «Феникс» - Ростов - на - Дону, 2008.

- Кудряшов А. Песни для детей.- Изд. «Феникс»- Ростов - на - Дону, 2008.

- Лучшие песни года. Хиты.- Изд. «Современная музыка» - Москва, 2006-2012.

- Мы весёлые ребята. Песни для детей младшего возраста.- «Государственное

музыкальное издательство» - Москва, 1957.

- Песни революции и гражданской войны. Вып.4.- Изд. В. Катанского-Москва,

2003.

- Поёт хоровая студия «Веснянка».- Изд. «Владос» - Москва, 2002.

- Пузикова Л. Военные песни.- Изд. «Феникс» - Ростов - на - Дону, 2010.

- Струве Г. «Нотный бал» Сборник песен. 1- 4 классы.-

Изд. «Дрофа» - Москва, 2007.

- Хит - парад звёзд Российской эстрады.- Изд. В. Катанского - Москва, выпуски

разных лет.

-

Шаинский

В.

Избранные

песни

в

сопровождении

фортепиано.-

Изд.

«Советский композитор» - Москва, 1989

Список методической литературы

1. Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в

инструментальных

классах

детских

музыкальных

школ

(музыкальных

отделений школ искусств). - Москва, 1988.

2. Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в

инструментальных

классах

детских

музыкальных

школ

(музыкальных

отделений школ искусств).- Москва, 1991.

3.

Первые

уроки

фортепианного

ансамбля

(«Вопросы

фортепианной

педагогики», Готлиб А. Вып. 3.). - Москва, 1971.

19

4.

Примерная

образовательная

программа

«Аккомпанемент»

для

детских

музыкальных

школ

и

музыкальных

отделений

детских

школ

искусств,

одобренной Научно-методическим центром по художественному образованию.-

Москва, 2006.

5.

«Рекомендации

по

организации

образовательной

и

методической

деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»

(письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-

39/06-ГИ).

6. Сборник материалов для детских школ искусств. Монография (часть 1).

Автор-составитель: А.О. Аракелова.- Москва, 2012.

20



В раздел образования