Автор: Турская Наталья Евгениевна
Должность: КОНЦЕРТМЕЙСТЕР
Учебное заведение: МАУ ДО "ДМШ №6 "КЛАССИКА"
Населённый пункт: город ПЕРМЬ
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА С ХОРОВЫМИ КОЛЛЕКТИВАМИ
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования города Перми
«Детская музыкальная школа № 6»
Методическая разработка
«Специфика работы концертмейстера с
хоровыми коллективами»
Составитель
НАТАЛЬЯ ЕВГЕНИЕВНА ТУРСКАЯ,
КОНЦЕРТМЕЙСТЕР ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
2018
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА С
ХОРОВЫМИ КОЛЛЕКТИВАМИ
Данная разработка является результатом многолетней
работы с хоровыми коллективами и обобщением
накопленного опыта работы.
Согласно музыкальному словарю понятие
«концертмейстер» многозначно. Это и первый скрипач
оркестра, это и музыкант, возглавляющий каждую из групп
струнных инструментов оркестра, и это
пианист,помогающий исполнителям разучивать партии и
аккомпанирующий ему в концертах. Французское слово
«ACCOMPAGNEMENT» образовано от глагола
«ACCOMPAGNER» - «СОПРОВОЖДАТЬ». Мелодию
сопровождают ритм и гармония, здесь «сопровождение»
подразумевает опору - ритмическую и гармоническую. Уже
отсюда ясно, какая огромная нагрузка - даже в чисто в
формальном плане - ложится на плечи аккомпаниатора. Он
должен справиться с ней, чтобы достичь художественного
единения всех компонентов, углубить художественное
содержание исполняемого произведения. Обычно
аккомпаниатор является и концертмейстером в строгом
понимании этого слова - концертмейстер - дословно в
переводе с немецкого - мастер концерта - он не только
исполняет произведение со своими партнерами на
концертной площадке, но и работает с ними на
предварительных репетициях, разрабатывая вместе с
солистами художественную концепцию интерпретации,
вникая во все мелочи «технологии» ансамблевого
исполнения. Помимо высоких профессиональных качеств
пианиста - исполнителя, концертмейстер должен воспитать
и развить у себя ряд специфических способностей,
необходимых для успешной ансамблевой деятельности.
Умение играть в ансамбле - очень важная сторона
профессионального мастерства любого музыканта -
исполнителя. Симфоническая, оперная, хоровая музыка
требует для своего воплощения именно творческого
объединения многих исполнителей. Совместное
исполнение отличается от сольного прежде всего тем, что
общий план и все детали интерпретации являются плодом
коллективной фантазии всех участников ансамбля и
реализуются их объединенными усилиями.
Важным условием профессионализма концертмейстера
является наличие у него исполнительской культуры,
эстетического вкуса, поскольку ему приходится выступать в
роли исполнителя, умеющего донести музыкальный
материал до слушателя.
Концертмейстер хора - пианист, аккомпанирующий
хоровому коллективу на репетициях и концертах,
осуществляющихся под руководством дирижера, а также,
при необходимости, помогающий солистам и группам хора
разучивать партии в процессе работы над репертуаром.
Работа концертмейстера с хоровыми коллективами
значительно отличается от занятий с вокалистами и имеет
свои специфические особенности.
И если работе концертмейстера с солистами - вокалистами
уделяется большое внимание и во время учебы в учебных
заведениях среднего и высшего звена, на курсах повышения
квалификации. То работе с хорами не учат нигде.
Пианист-концертмейстер в процессе в процессе работы в
музыкальной школе должен овладеть навыками общения с
младшим и старшим детскими хоровыми коллективами. Он
должен уметь показать хоровую партитуру на фортепиано,
уметь задать хору тон, понимать такие приемы как цепное
дыхание, активная дикция и другие.
Одним из главных факторов, отличающих
концертмейстера хора от пианистов, аккомпанирующих
солистам. Является тот, что ему необходимо постоянно
следить за жестами дирижера во время исполнения,
поэтому он обязан знать основы дирижерской техники
(понятие ауфтакта, точки, снятия), и в основном подчиняться
воле дирижера!
Умение слушать и играть с партнерами очень важная
деталь профмастерства пианиста. Концертмейстер,
дирижер и хор должны составлять слаженный ансамбль.
Обычно удерживать дирижерские жесты в поле зрения
своего внимания концертмейстеру помогает периферийное
зрение, но наряду с этим, во время исполнения
произведений, часто встречаются ключевые моменты
темповых отклонений, когда пианисту необходимо
применять технику быстрых зрительных переключений -
смотреть то в ноты, то на дирижера, контролируя при этом
качество своего ансамбля с хором. Очень важно при этом не
потерять текст в нотах и контакт с клавиатурой, играя почти
вслепую. Концертмейстер должен всегда стремиться
преодолевать ударную молоточковую природу своего
инструмента, подражая хоровому звучанию.
В ходе учебного процесса могут возникнуть ситуации,
когда руководитель (при отсутствии в коллективе
хормейстера, а в нашей школе их нет) поручает
концертмейстеру проучить партии с отдельными группами
хора. Для этого пианист должен знать и учитывать такие
моменты, как степень знания хористами музыкального
материала, особенности дыхания, интонационные
трудности сочинения и методы их преодоления, степень
развития слуховых и певческих данных хористов, их
музыкальное мышление и художественное воображение.
При совместном исполнении равно необходимо и
умение увлечь других своим видением музыкальных
образов, переживаниями, убедить в правдивости и
естественности своей интерпретации авторских указаний.
Это относится к творческой работе аккомпаниатора и
дирижера над созданием художественного образа. Высшей
похвалой результата работы является похвала автора,
который выкладывает на своей странице в интернете
исполняемую нашим коллективом сочиненную им песню.
Если дирижер непосредственно работает над хоровой
партитурой, приемами звукоизвлечения, вертикалью,
дыханием и фразировкой, концертмейстер, помогая ему во
всех деталях, всегда несет ответственность за передачу
настроения исполняемого произведения. Часто случается,
что партия фортепиано призвана передать настроение
музыки еще до того, как вступил голос. То же относится и к
фортепианным интерлюдиям и постлюдиям, которые как бы
«договаривают» то, что недосказано в стихах и мелодии
голоса. Здесь необходимо умение играть свободно,
выразительно, не торопясь, гибко, т.е. умение пользоваться
приемами «rubato», строго контролируя при этом темп и
ритм.
Концертмейстер должен уметь держать установленный
на репетициях темп каждого из исполняемых
произведений, помнить, какой темп наиболее удобен для
хористов, уметь при необходимости легко переключаться на
новый темп, помогая дирижеру и ведя за собой хор,
обладать твердым чувством ритма.
Одним из аспектов деятельности концертмейстера
является способность бегло «читать с листа». Хорошему
чтению с листа способствует знание стиля композитора,
школы, страны, эпохи. Оно подразумевает представление о
совокупности наиболее употребляемых выразительных и
технических приемов, свойственных этому стилю или
отдельному композитору.
Задачи аккомпаниатора при чтении нот с листа имеют
свои специфические особенности, учитывая наличие хора.
Концертмейстер должен быстро и точно поддержать хор,
создавая единую исполнительскую концепцию
произведения, обеспечить поддержку в кульминациях.
В работе концертмейстера часто встречаются такие
задачи, как импровизация вступления, отыгрышей,
заключения, варьирование фортепианной фактуры
аккомпанемента при повторении куплетов.
Бывает, что при разучивании популярных детских или
народных песен нет нот с полной фактурой
аккомпанемента. Это может быть просто мелодия с
аккордовой цифровкой или просто одноголосная мелодия,
подобранная по слуху с диска, кассеты или из сети интернет.
В этом случае желательно подобрать сопровождение по
слуху. В качестве образца для сочиняемого аккомпанемента
может являться фортепианная фактура аналогичного по
стилю и характеру хорового произведения данного
композитора. Такой метод сочинения фортепианного
сопровождения позволяет сохранить неповторимый стиль
автора, полнее передать художественный образ
заключенный в песне.
Можно создать и собственный вариант фактуры, но для
этого необходимо освоить фактурные формулы
сопровождения мелодий. Такие фактурные формулы имеют
ярко выраженный жанровый характер. Это может быть
жанр лирической песни, военной песни и марша, песни-
вальса и многие другие.
Умение комбинировать фактуру в одной песне -
показатель качества аранжировки. Желательно, чтобы в
одной песне было использовано не более двух видов
фактур: одна - для запева, другая - для припева. Это дает
возможность не «перегружать» фортепианное
сопровождение. Гибкое отношение к фактуре, умение ее
аранжировать - одна из задач концертмейстера хора.
Учащиеся младшего, а зачастую и старшего школьного
возраста еще не могут самостоятельно чисто петь свою
партию без поддержки аккомпанемента. Поэтому очень
часто приходится буквально «вкрапливать» хоровую
партитуру в партию фортепиано.
Таким образом, подбор аккомпанемента по слуху,
аранжировка фактуры сопровождения являются творческим
процессом, требующим от концертмейстера
самостоятельных музыкально-творческих действий.
Иногда случается так, что концертмейстеру приходится
вести урок хора самостоятельно, без руководителя-
дирижера. В этом случае, концертмейстер проводит все
подготовительные упражнения и распевки, повторяет слова
песен, разучивает с учащимися их партии. Как правило, в
младшем хоре - это унисон, а по прошествии времени -
пение подголосков и пение на два голоса,
в старшем хоре - это трех, а иногда и четырехголосие.
Необходимо помнить, что задача хора - это чистое
интонирование и правильно сформированные вокально-
хоровые навыки. В этой работе необходимо учитывать
степень развития слуховых и певческих данных детей,
особенности дыхания и артикуляции, интонационные
трудности в работе над хоровым произведением и методы
их преодоления. В работе над вокальной партией песни
полезно использовать прием пения «про себя» с четкой
артикуляцией, а также прием вычленения неудобного
скачка в мелодии со словами вместе, и отрабатывание его,
как распевку.
Таким образом, при работе над вокальными
произведениями на уроке концертмейстеру необходимо
использовать те же приемы и методы обучения, какие
использует преподаватель хора.
Практика профессиональной деятельности показывает, что
повседневная работа концертмейстера хора вынуждает
применять различные способы упрощения фортепианной
партии, приведения трудных мест к весьма примитивному
изложению. Это иногда имеет смысл и приносит известную
пользу на первых этапах разучивания произведения с
хором, особенно при многократном повторении изучаемого
материала. Концертмейстеры часто применяют метод
«выстукивания» вокальной партии правой рукой, а партию
фортепиано, сведенную к основным гармоническим и
ритмическим функциям, исполняют либо одной левой
рукой, либо с частичной помощью правой. Этот способ
приучает певцов к правильным интонации и ритму.
Необходимо заметить, что это не так просто, как может
показаться на первый взгляд, и предполагает у
концертмейстера наличие хорошо развитого
гармонического слуха и комплексного музыкального
мышления.
Итак, в классной работе, руководитель хора зачастую
требует, чтобы концертмейстер играл хоровую партитуру с
басами. Исполняя же произведение на сцене
концертмейстеру нужно стремиться сыграть полностью
партию фортепиано и поддержать хор.
В итоге нужно перечислить необходимые
концертмейстеру знания и навыки:
- хорошо владеть инструментом;
- умение читать с листа фортепианную партию любой
сложности;
- владение навыками игры в ансамбле;
- умение транспонировать;
- умение читать с листа и транспонировать хоровые
партитуры;
- знание основных дирижерских жестов и приемов;
- знание основ вокала и постановки голоса, дыхания,
артикуляции, нюансировки;
- умение быстро подобрать сопровождение к мелодии, а
также проигрыши и вступления при отсутствии
аккомпанемента;
- знание истории музыкальной культуры,
изобразительного искусства и литературы, чтобы верно
отразить стиль и образный строй исполняемых
произведений.
А руководители хора помимо всего выше перечисленного
ценят в концертмейстере мобильность и быстроту реакции.