Автор: Авдеева Мария Сергеевна
Должность: преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ "Гармония" г.Пензы
Населённый пункт: (Пензенская область, г.Пенза)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Учебный процесс, как этап подготовки к конкурсному выступлению» (на примере работы в ДШИ с учащимся класса классической гитары)
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
детская школа искусств «Гармония» г. Пензы
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему:
«Учебный процесс, как этап подготовки
к конкурсному выступлению»
(на примере работы в ДШИ
с учащимся класса классической гитары)
Выполнила:
преподаватель по классу гитары
Авдеева Мария Сергеевна
Пенза
2020г.
СОДЕРЖАНИЕ
2
1.
Введение
3
2.
Цель работы, задачи
4
3.
Основная часть
4
4.
Заключение
13
ВВЕДЕНИЕ
Учебный процесс - форма взаимодействия педагога и ученика в рамках
образовательной
деятельности.
На
уроках
ставятся
и
разрешаются
главные
задачи обучения, даётся оценка достижениям и недостаткам, ставятся цели,
перспективные планы – это участие в различных конкурсах и т. д.
В современной музыкальной культуре конкурсы играют значительную
роль. Участие в конкурсе даёт музыканту, прежде всего, поверить в свои силы,
возможность реализовать свои способности, своё исполнительское искусство,
побывать в атмосфере соревнования, расширить свой кругозор, и, наконец,
поучаствовать в церемонии награждения. Любое выступление стимулирует и
развивает талантливых детей, продвигает вперёд. Конкурс способствует обмену
музыкально-педагогическим
опытом.
Также
повышается
профессиональное
мастерство педагога.
Конкурс-это очень ответственное мероприятие, как для ученика, так и для
его педагога. Поэтому, к нему нужно готовиться много и кропотливо. В своей
работе я выделяю несколько этапов подготовки произведений к конкурсному
выступлению:
1.
Выбор конкурсной программы;
2.
Музыкально-теоретический
анализ
каждого
произведения
(сведения
о
композиторе,
характер
и
тонально-гармонический
план
произведения;
размер, фактура написания, ритм);
3.
Тщательный разбор текста (аппликатура, анализ гармонии, знакомство с
техническими
приёмами
игры,
средствами
выразительности;
штрихи,
динамические оттенки и т.д.);
4.
Работа наизусть (внутренне осознать все составные элементы);
5.
Корректировка
и
подготовка
образа
и
формы
к
конкурсному
выступлению.
Выбирая конкурсную программу, каждый педагог стремится подобрать
наиболее яркие, доступные произведения, образ которых понятен учащимся.
3
Степень
сложности
музыкального
материала
(его
объём,
форма,
методы
овладения) должны быть посильны детям, их возрастным и психологическим
особенностям. При выборе того, или иного произведения педагогический опыт
показывает,
что
именно
своё
исполнение
эмоционально
увлекает
и
заинтересовывает
ребёнка.
Поэтому
хорошее
владение
инструментом
–
это
очень важный критерий в работе педагога.
Цель
работы: подготовить
учащихся
к
конкурсному
выступлению
с
помощью учебного процесса.
Задачи:
* знакомство учащихся с произведениями разных композиторов, эпох,
стилей и жанров.
* дальнейшее обучение навыкам поэтапной работы над музыкальным
произведением;
* развитие музыкально-творческих способностей учащихся в процессе
работы;
* воспитание у учащихся музыкально- эстетического чувства, восприятия,
сознания, вкуса;
*подготовка к конкурсному выступлению;
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
При выборе с учащимися конкурсной программы мы остановились на
произведениях разных композиторов, эпох, стилей, жанров. Это музыка С. Л.
Вайса – композитор 18 века, знаменитый немецкий лютнист, музыкальный
педагог; музыка испанского классического гитариста Ф. Тарреги - композитор
конца XIX — начала XX века; музыка О. Киселёва, Н. Кошкина и В. Козлова -
российские гитаристы, композиторы и педагоги.
В основной части своей методической разработки я раскрою тему на
примере работы с учеником 5 класса Тарасенко Ярославом. Нами выбрана
сюита «Эльфы» Н. Кошкина: 4 часть «Мелодия» для гитары соло.
4
1часть 4 части.
5
Перед началом работы мы обсудили тему - что такое сюита? В переводе с
французского слово «сюита» означает «последовательность». Она представляет
собой многочастный цикл, состоящий из самостоятельных, контрастных друг
6
другу пьес, объединённых общей художественной идеей. В первую старинную
танцевальную сюиту входили два танца: павана и гальярда. Их исполняли одну
за другой. Так возникли первые образцы инструментальной сюиты. Сохраняя
цикличность построения, контрастность частей, композиторы 20 века в сюите
используют
самый
разнообразный
музыкальный
материал.
При
этом
танцевальная музыка не изгоняется из сюиты.
На первых уроках ведём музыкально – теоретический анализ. Беседа с
учащимся о композиторе и его творчестве. В процессе определения характера
отдельных частей сюиты я обращаю внимание учащегося на авторские указания
- обозначение темпа, динамику и т.д. Помогаю воспитаннику разобраться в
значении
терминологии,
определяем
тональность,
размер,
ритмические
особенности.
На
первых
занятиях
очень
важно
подобрать
правильную
и
удобную аппликатуру, которая поможет учащемуся преодолевать технические
трудности,
развивать
пальцевую
беглость.
Именно
аппликатура
даёт
возможность ребёнку быстрее запомнить произведение, чётче представить себе
и
сыграть
сложные
пассажи.
Очень
важно,
чтобы
в
процессе
расстановки
аппликатуры принимал участие не только педагог, но и его ученик. С первых
уроков разучивания важно контролировать правильную посадку, постановку
рук,
чтобы
добиться
качественного
звука.
Если
к
посадке
ребёнок
будет
относиться серьёзно, значит, игра на гитаре будет приносить ему большое
удовольствие.
Более протяжённый этап работы – углубление в образный строй музыки.
Анализ гармонии, ритма, мелодии, фактуры и т.д. В этой части определяем
динамическое развитие, кульминационные вершины и спад напряжённости.
Для выбранной нами 4 части сюиты автор дал название «Мелодия». Здесь
можно ребёнку задать вопрос: «Почему мелодия, одноголосная мысль ближе
всего к человеку?» И важно получить простой ответ на него: «Мелодию можно
спеть». Мелодия, действительно, душа музыки, вдохновенная, возвышенная и
благородная
с
лирическим
распевом. Любой
разбор
должен
начинаться
с
медленного
темпа,
обращая
внимание,
прежде
всего,
на
проставленную
7
аппликатуру,
голосоведение.
Мой
педагогический
опыт
показывает,
что
сольфеджирование, в удобной для ребёнка октаве, помогает в разучивании того,
или иного произведения. Каждый звук мелодии мы произносим с названием
соответствующей ноты. В процессе работы преподаватель помогает, стараясь
объяснить,
что
мелодия
является
носителем
смысла
музыкального
произведения и от исполнения мелодической линии зависит выразительность,
эмоциональность. И, играя, ребёнок начинает слушать «музыкальную речь».
Труднейшая
задача
4
части
сюиты
–
научиться
«петь»
на
инструменте,
приближая звучание мелодии, исполненной на гитаре, к вокальной кантилене
через преодоление ударно-щипковой природы звукоизвлечения.
Наше произведение лирического характера с красивой, длинного дыхания
мелодией. Основная сложность в том, чтобы сохранить линию развития важно
додерживать длительности. В мелодии это нота «до» (1 строчка), которую очень
важно сыграть на 3 струне и нота «фа» (2 строчка), которая исполняется на 1
струне. Постановка правой руки, звукоизвлечение здесь являются также одним
из
важнейших
компонентов
для
достижения
качественного
объёмного,
певучего, красивого гитарного звучания. Ребёнку необходимо объяснить, что в
процессе работы правая рука должна быть полностью свободной, пластичной,
движения её должны быть лёгкими. Важно вступить в районе резонаторного
отверстия,
19
порожка,
где
звук
намного
мягче
и
полнее,
чем
в
районе
подставки.
Хороший
звук
достигается
упорным,
кропотливым
трудом.
От
правильной постановки и звукоизвлечения зависит исполнительская свобода
игрового
аппарата,
координация
обеих
рук
и
многое
другое.
Работа
над
качеством
звучания
благотворно
сказывается
на
развитии
творческих
музыкальных способностей ученика, его исполнительской инициативы.
Начиная с первого такта, нужно добиться динамического развития каждой
фразы. В этом нам помогает и басовая тема (нисходящие ходы по 6 струне 1
строчки) и т.д. Далее происходит небольшой спад напряжённости и снова
нарастает звук до ноты «си-бемоль», которая звучит на форте. Под чутким
8
руководством педагога ребёнок должен вслушиваться в музыкальную речь,
проникать в её строение и смысл.
Обращаем
внимание
на
то,
что
4
часть
«Мелодия»
построена
на
интересных
технических,
изобразительных
приёмах.
Это
глиссандирующие
созвучия, приём - восходящее
legato, при исполнении которого необходимо
следить за ровностью слигованных звуков. Мы с учащимся прорабатываем все
приёмы отдельно. Мой педагогический опыт показывает, чтобы ритмически
точно и качественно воспроизвести трудные места – восходящее legato, можно
поиграть, сначала, как упражнение, все звуки приёмом тирандо. Работа ведётся
в медленном темпе. После того, как ребёнок добился хороших результатов в
отработке трудного места, можно переходить на приём восходящее legato. Здесь
важно следить, чтобы палец левой руки при исполнении второй ноты этого
приёма,
произвёл
активный,
высокий
удар,
важно
добиться
динамического
равновесия
между
звуками,
взятыми legato. Для этого ребёнку необходимо
постоянно заниматься, развивать силу и точность движений пальцев левой
руки. Для развития этого технического приёма существует достаточно много
упражнений. В работе над частью сюиты, учащийся совершенствовал технику
на примере упражнения восходящего legato при восходящем порядке звуков.
Работая, ребёнок продолжает развивать гитарную технику, а так же силу и
выносливость пальцев.
Упражнение.
и т.д.
9
Во
2
части,
написанной
в
тональности
ля-мажор,
важно
сохранить
первоначальный
темп. Первая
фраза
звучит
пианиссимо,
после
чего
идёт
динамическое развитие к первой струне - ноте «ми». Здесь очень важно, чтобы
усиление звука не сопровождалось ускорением. Чтобы этого не произошло
незаметно для ребёнка, нарастанию звука должно соответствовать расширение
– тогда исполнение будет ритмичным. Технические трудности здесь возникают
при исполнении приёма большого барре. Сложность заключается в том, что
ребёнку
нужно
найти
удобное,
правильное
положение
и
оптимально
распределить давление по пальцу.
Все
динамические
и
технические
моменты
должны
сопровождаться
обязательным показом – исполнением педагога.
Образец
Для развития барре ребёнок должен обязательно играть этюды!
Мой
учащийся прорабатывает этот вид техники на этюдах гитарных классиков М.
Каркасси (Этюд №3), М. Джулиани (Этюд №2), Ф. Сор и Д. Агуадо.
Во 2 части требуется прибегать к растяжкам для исполнения нижнего и
верхнего голоса одновременно (когда, например, на 6 струне играется бас –
«фа-диез», а тема на первой струне – «ля»; 2 мотив). Здесь выбираем удобное,
правильное положение, при котором первый палец не сгибается.
Очень важно соотношение мелодии и аккомпанемента, который является
гармонической
и
ритмичной
опорой
темы.
Аккомпанемент
имеет
важное
значение
для
создания
художественного
образа
любого
музыкального
10
произведения.
Первое,
о
чём
следует
позаботиться
при
исполнении
сопровождения, не помешать пропеть мелодию. В третьей музыкальной фразе
терции
(аккомпанемент)
должны
исполняться
очень
аккуратно,
не нарушая
смысл и характер произведения.
Следующий технический момент - переход из позиции в позицию, при
котором следует обратить внимание наследующее:
- перемещение пальцев левой руки при переходе производится одним
движением и строго согласовано с действиями пальцев правой руки;
- пальцы снимаются с предыдущей позиции тогда, когда рука должна
принять новое положение;
- пальцы приподнимаются над струнами без рывка и на возможно близкое
расстояние от них;
-смена позиции нужно производить быстрым, лёгким и естественным
движением.
Последний
звук
перед
сменой
позиции
важно
исполнить
очень
аккуратно, тихо, тогда его укороченное звучание не будет восприниматься так
остро. С учащимся прорабатываем переход на 4 фразу, 5 барре.
При
исполнении
триолей
во
втором
предложении
очень
важно
не
нарушить
структуру
мелодии,
её
выразительность,
развитие.
Аппликатура
правой руки: ami, ami. Важно обратить внимание на то, что палец a – работает
по первой струне с большим нажимом, но без призвуков треска! Преподаватель
должен продолжать контролировать силу удара пальца в отдельности. По тексту
прорабатываем
все
динамические
нюансы.
Также
я
обращаю
внимание
учащегося на исполнение долгих звуков, нот, которые должны исполняться
техникой вибрато, для придания звуку окраски, выразительности. Это ноты
«фа-бекар», «си-бемоль», «си-бекар» (модуляция).
И, последняя часть звучит снова в тональности ля-минор, в которой также
определяем
технические
трудности
(восходящее
легато,
глиссандирующие
звуки), работаем над динамикой, фразировкой.
11
12
После того, как проделана работа, полезно устраивать для учащегося
проверочные
репетиции
перед
слушателями,
где
ребёнок
играет
с
полной
эмоциональной отдачей. Это могут быть школьные мероприятия, концерты.
Полезно
имитировать
игру
перед
воображаемым
жюри.
Такие
репетиции
значительно снижают волнение, помогают выявить те «рыхлые» места, над
которыми нужно поработать дополнительно.
Перед выступлением не стоит репетировать больше обычного. Беречь
эмоции и силу! Программу лучше играть в среднем темпе, так как быстрый
темп может только усилить волнение.
Яркое, эмоционально наполненное и в то же время глубоко продуманное
исполнение, завершает работу над произведением.
Все вышеперечисленные
приёмы работы являются основными в моей деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Качественная
подготовка
к
конкурсному
выступлению
в
учебном
процессе - основа успешности концертной деятельности ребенка - исполнителя
и одно из главных условий мотивации его к дальнейшим занятиям. Я считаю,
что конкурсы являются важной составляющей профессионального роста детей.
А для меня конкурс - это педагогическая победа!
13