Напоминание

"Педагог как лидер"


Автор: Зудина Елена Александровна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа №3 им. Н. К. Гусельникова"
Населённый пункт: г. Дзержинск, Нижегородская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Педагог как лидер"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья «Педагог как лидер»

Автор: Зудина Елена Александровна (Преподаватель МБУ ДО

«ДМШ № 3 имени Н. К. Гусельникова», г. Дзержинск)

2019 год

«Педагог как лидер»

Сегодня

дополнительное

образование

является

неотъемлемой

частью

основного

образования,

которая

выходит

за

рамки

государственных

образовательных

стандартов

и

реализуется

посредством

дополнительных

образовательных программ.

Реализация

современных

задач

образования

требует

от

педагога

быть

постоянно

готовым

к

действию, чувствительным

к

близкому

и

далекому окружающему

и,

особенно

к

ученику,

видеть

образ

желаемого

будущего и делать его привлекательным для ребенка, вдохновлять и заражать

его своими идеями, вести ребенка по жизни. Современная педагогическая

наука и практика стремится осмыслить целостный педагогический процесс с

позиции

науки

управления,

придать

ему

строгий

научно

обоснованный

характер.

Под

управлением

понимается

деятельность,

направленная

на

выработку

решений,

организацию,

контроль,

регулирование

объекта

управления

в

соответствии

с

заданной

целью,

анализ

и

подведение

итогов

на

основе

достоверной

информации;

функция

организованных

систем

различной

природы,

обеспечивающая

сохранение

их

определённой

структуры,

поддержание режима деятельности, реализация их программы и целей.

Основная цель управления – эффективное и планомерное использование сил,

средств,

времени,

людских

ресурсов

для

достижения

оптимального

результата, а также совершенствование процесса принятия решений теми,

кого они непосредственно затрагивают.

Зачастую управление направлено на достижение успеха, что тождественно

выделяют несколько составляющих успеха - выживание, результативность,

эффективность,

производительность

или

относительную

эффективность,

практическую реализацию.

Педагог

(но

и

руководитель

учреждения),

осуществляя

функцию

планирования в реализации образовательной программы, оценивает свои

возможности (профессиональные, педагогические, личностные) и состояние

в

исходный

момент,

определяет

конкретные

цели

своей

деятельности

и

возможности детей, траектории их деятельности в достижении этих целей.

Планирование

может

осуществляться

на

основе

проведенного

аналитического опроса интересов детей, их родителей. Организовать — это

значит структурировать совместную деятельность, подготовив конкретные

задания

для

разных

вариантов

детского

«запроса»,

индивидуальные

образовательные маршруты с разноуровневым выражением результата, но

сохраняя ориентацию на поставленную в программе цель. Структурирование

взаимодействия в группе предполагает решения вопросов, кто и за что будет

отвечать, у кого какие полномочия, кто из партнеров что и каким образом

будет решать и пр. Реализация функции

мотивирования состоит в том,

чтобы участники группы выполняли свои задачи не только в соответствии с

собственной

направленностью,

желаниями,

нуждами,

но

и

с

целями

образовательной программы, т. е. с целями, сформулированными педагогом.

Мотивировать действия детей — участников реализации общей программы

значит

затронуть

их

важнейшие

интересы,

создать

им

условия

для

самореализации

в

процессе

группового

взаимодействия.

Для

этого

все

участники

(дети,

педагог,

родители)

должны:

достигать

успеха,

реализовывать

себя

в

деятельности,

видеть

результаты

своего

труда

и

ощущать свою значимость.

Очевиден

социально-психологический

характер

всех

перечисленных

функций

управления,

но

в

руководстве

он

становится

основным.

Руководство — форма управления, осуществляемая через систему субъект—

субъектных отношений.

Руководство не исключает и не противостоит управлению. Понятие

управления шире понятия руководства, но функции руководителя в

определенном смысле шире функций управляющего, т. к. он направляет свои

усилия на выполнение

задач и на людей, которые выполняют их.

Педагогическое руководство — это еще и обеспечение, поддержка желания

решать задачу, участвовать в ее решении, добиваться и отвечать за результат.

Педагогическое руководство тесно смыкается с организационной функцией

управления, так как в его сферу входит реализация взаимодействия

социальных и личностных факторов, индивидуальных потребностей и общих

требований. Такое пересечение и тяготение функций друг к другу

способствовало введению нового понятия — «искусство управления»,

обозначающего умение обходиться с людьми, настраивать их на деятельность

для повышения ее эффективности. Это понятие стало привычным для многих

западных специалистов, занимающихся бизнесом, менеджментом.

В социальной системе любого масштаба и целевой направленности функции

управления осуществляются через руководство людьми - менеджмент.

Менеджер - профессионально подготовленный человек, способный успешно

работать с людьми, эффективно управлять.

В своей деятельности педагог дополнительного образования проходит весь

цикл менеджмента - создавая и реализуя свою образовательную программу,

осуществляя планирование, определение условий, организацию, мотивацию,

руководство. Профессиональная готовность педагога к осуществлению такой

деятельности включает в себя знание законов управления, умение обращаться

с людьми, оказывать на них влияние, навыки управления собой.

Профессиональное мастерство педагога дополнительного образования как

менеджера обязательно связано и с пониманием того, что руководство на

основе субъект—субъектного взаимодействия может быть результативно

только в диалоге, в содействии, включающем: способность педагога

присоединится к процессу обучения, быть искренне заинтересованным в

происходящем, создавая творческую атмосферу; готовность к новому, к

неожиданным переменам, а значит — к взаимообучению (возможности

изменить себя); умение любить детей и дело, которому посвящает себя;

навыки продуктивного использования в строительстве отношений в группе и

с каждым воспитанником обратной связи - мнения, интересов, желания

детей; открытость или владение стилем общения на основе увлеченности

совместной творческой деятельностью и дружеского общения.

В совокупности данных фактором особое место принадлежит

психологической готовности педагога к руководству.

1) умение управлять своими эмоциями, настроением и сохранять выдержку,

оптимизм.

2) владение опытом использования специальных методов организации

собственной психики (аутотренингом, рефлексией), включение в

деятельность своего интеллекта.

3) обладание способностью эмпатии (сопереживания, умения поставить себя

на место другого).

4) владение развитыми коммуникативными навыками, разнообразными

способами общения: вербальными

(речевыми), невербальными («языком мимики и жестов», экспрессивных

движений и пр.).

Путь к педагогу – лидеру лежит через постоянное изучение людей. Успех

деятельности руководителя в первую очередь зависит от его личных и

деловых качеств, конкурентоспособности его идей. Однако он тогда может

рассчитывать на эффективность приложения своих данных, когда научит

людей технологии интеллектуального самовыражения, актуализации у них

потребности в постоянном проявлении своих мыслительных возможностей

(мышления, памяти и воображения). По своей природе руководство связано с

лидерством, но не идентично ему. Лидер - личность, имеющая влияние на

других членов группы при выполнении совместной деятельности. Лидер - это

человек, пользующийся авторитетом, влиянием в коллективе.

Уже в этих лаконичных определениях указано несколько важных

составляющих статуса педагог-лидер. Специально выделим их: личность;

авторитет человека; влияние на совместную деятельность (осознанное,

целенаправленное); влияние на коллектив (на межличностные отношения

определенного уровня развития).

Также очень важен стиль управления - способ оказания воздействия на

подчиненных, обусловленный спецификой поставленных цели и задач,

взаимоотношениями и объемом должностных полномочий всех сотрудников

коллектива, их личностными особенностями, своевременностью и

целесообразностью применения тех или иных управленческих средств.

Принято выделять автократический, демократический и либеральный

стили. У каждого из стилей есть свои специфические признаки, но в чистом

виде они практически не существуют. Признавая привлекательность

демократического стиля управления во взаимодействии педагога и детей,

руководителя учреждения и педагога, заметим, что для реальной практики

характерен смешанный стиль взаимодействия. Например, демократизма и

автократизма, либерализма и демократизма.

Человек становится профессионалом в какой-либо сфере деятельности не

сразу, а проходит на пути своего профессионального становления множество

этапов:

1)

профориентация

2)

профессиональная адаптация

3)

самоактулизация

4)

профессиональное мастерство

5)

профессиональное творчество

Не следует забывать и то, что педагогический профессионализм прямо связан

с коммуникативными умениями. Монологическое, одностороннее общение

педагога с детьми не эффективно, не способствует развитию человека и не

гарантирует качества образования.

Профессионализация

целостный

непрерывный

процесс

становления

личности

специалиста

и

профессионала,

который

начинается

с

момента

выбора профессии, длится в течение всей профессиональной жизни человека

и

завершается,

когда

человек

прекращает

свою

профессиональную

деятельность.

«Высшего уровня профессионального мастерства достигают только те

педагоги, которые, опираясь на знание закономерностей педагогической

деятельности, владение способами ее организации, способны легко ответить

на вопросы в анализе своей деятельности: Зачем? Почему так? Что

требуется?»

Степанов С.Ю. Рефлексивно-гуманистическая психология сотворчества. - М.

- Петрозаводск, 1993. - С. 176.

Самоанализ и самооценка должны проходить постоянно и в режиме

развития, существенной чертой которого является новое качественное

состояние. Педагог должен вести свою работу по разным направлениям:

реализация дополнительных общеразвивающих программ, воспитательная

работа по разным направлениям, мониторинг и диагностика освоения

дополнительной общеразвивающей программы, методическая работа, работа

по самообразованию, работа с родителями, осуществление социального

партнёрства и т. д. Для этого преподавателю необходимо планирование своей

деятельности.

План – это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая

порядок, последовательность, сроки выполнения.

Планирование работы – это педагогическое моделирование деятельности

педагога дополнительного образования. Значение планирования состоит в

том,

что оно позволяет упорядочить процессы обучения и воспитания учащихся в

коллективе, предвидеть развитие воспитательного процесса и его

результативность.

Алгоритм планирования педагогической деятельности включает в себя:

1)

анализ результатов деятельности за прошедший период

2)

целеполагание

3)

планирование деятельности, поиск идей

4)

структурирование предмета планирования

5)

выбор средств достижения поставленных целей

Основными

признаками

профессионального

самоопределения

в

качестве

педагога дополнительного образования являются: установление человеком

своих

индивидуальных

особенностей,

черт,

качеств,

способностей

и

потенциала; выбор «планки» для себя из того, что требует социум, диктуют

нормы,

стандарты,

и

принятие

своей

цели,

своего

смысла

деятельности;

предвосхищение своих будущих потенциальных качеств, соответствующих

изменяющимся

требованиям

и

нормам,

ценностям;

проектирование

собственного развития, включающего и пересмотр, корректировку и новую

постановку цели.

Завершая

рассмотрение

основных

аспектов

профессионализма

педагога

дополнительного образования рисуется портрет педагога – лидера, который

находит новые нестандартные способы решения профессиональных задач,

анализу профессиональных ситуаций, принятие профессиональных решений.

Это человек, который берёт на себя обязательства и ответственность, любит

детей

и

дело,

которым

отдаёт

свои

силы.

Способствует

созданию

неформальной, доброжелательной атмосферы, где ребёнок больше партнёр,

чем ученик.

Литература:

1.

Сериков

В.В. Природа

педагогической

деятельности

и

особенности

профессионального образования педагога. [Текст] // Педагогика, №5. – 2010. -

С.29

2.

Данилюк А.Я. Принципы

модернизации педагогического образования. [Текст] // Педагогика, №5. –

2010. - С.37

3.

Евладова

Е.

Б.,

Логинова

Л.

Г.,

Михайлова

Н.

Н.

Дополнительное

образование детей. / Учебное пособие для слушателей. – Москва: Владос,

2007.

4. Орлов А .

А . Модернизация

педагогической

подготовки

студентов

педвузов. [Текст] // Педагогика, №5. – 2010. - С.88

5. Матросов В.Л. Новый учитель для новой российской школы. [Текст] //

Педагогика, №5. – 2010. - С.3

6. Степанов С.Ю. Рефлексивно-гуманистическая психология сотворчества. -

М. - Петрозаводск, 1993. - С. 176.

7. Справочник заместителя директора по воспитательной работе/ сост. Л. В.

Голубева, Г. П. Попова – Волгоград: Учитель, 2007.

8. Планирование воспитательной работы в классе: методическое пособие /

Редакция Е. Н. Степанова – М.: ТЦ Сфера, 2002 г.



В раздел образования