Автор: Зудина Елена Александровна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа №3 им. Н. К. Гусельникова"
Населённый пункт: г. Дзержинск, Нижегородская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Педагог как лидер"
Раздел: дополнительное образование
Статья «Педагог как лидер»
Автор: Зудина Елена Александровна (Преподаватель МБУ ДО
«ДМШ № 3 имени Н. К. Гусельникова», г. Дзержинск)
2019 год
«Педагог как лидер»
Сегодня
дополнительное
образование
является
неотъемлемой
частью
основного
образования,
которая
выходит
за
рамки
государственных
образовательных
стандартов
и
реализуется
посредством
дополнительных
образовательных программ.
Реализация
современных
задач
образования
требует
от
педагога
быть
постоянно
готовым
к
действию, чувствительным
к
близкому
и
далекому окружающему
и,
особенно
к
ученику,
видеть
образ
желаемого
будущего и делать его привлекательным для ребенка, вдохновлять и заражать
его своими идеями, вести ребенка по жизни. Современная педагогическая
наука и практика стремится осмыслить целостный педагогический процесс с
позиции
науки
управления,
придать
ему
строгий
научно
обоснованный
характер.
Под
управлением
понимается
деятельность,
направленная
на
выработку
решений,
организацию,
контроль,
регулирование
объекта
управления
в
соответствии
с
заданной
целью,
анализ
и
подведение
итогов
на
основе
достоверной
информации;
функция
организованных
систем
различной
природы,
обеспечивающая
сохранение
их
определённой
структуры,
поддержание режима деятельности, реализация их программы и целей.
Основная цель управления – эффективное и планомерное использование сил,
средств,
времени,
людских
ресурсов
для
достижения
оптимального
результата, а также совершенствование процесса принятия решений теми,
кого они непосредственно затрагивают.
Зачастую управление направлено на достижение успеха, что тождественно
выделяют несколько составляющих успеха - выживание, результативность,
эффективность,
производительность
или
относительную
эффективность,
практическую реализацию.
Педагог
(но
и
руководитель
учреждения),
осуществляя
функцию
планирования в реализации образовательной программы, оценивает свои
возможности (профессиональные, педагогические, личностные) и состояние
в
исходный
момент,
определяет
конкретные
цели
своей
деятельности
и
возможности детей, траектории их деятельности в достижении этих целей.
Планирование
может
осуществляться
на
основе
проведенного
аналитического опроса интересов детей, их родителей. Организовать — это
значит структурировать совместную деятельность, подготовив конкретные
задания
для
разных
вариантов
детского
«запроса»,
индивидуальные
образовательные маршруты с разноуровневым выражением результата, но
сохраняя ориентацию на поставленную в программе цель. Структурирование
взаимодействия в группе предполагает решения вопросов, кто и за что будет
отвечать, у кого какие полномочия, кто из партнеров что и каким образом
будет решать и пр. Реализация функции
мотивирования состоит в том,
чтобы участники группы выполняли свои задачи не только в соответствии с
собственной
направленностью,
желаниями,
нуждами,
но
и
с
целями
образовательной программы, т. е. с целями, сформулированными педагогом.
Мотивировать действия детей — участников реализации общей программы
—
значит
затронуть
их
важнейшие
интересы,
создать
им
условия
для
самореализации
в
процессе
группового
взаимодействия.
Для
этого
все
участники
(дети,
педагог,
родители)
должны:
достигать
успеха,
реализовывать
себя
в
деятельности,
видеть
результаты
своего
труда
и
ощущать свою значимость.
Очевиден
социально-психологический
характер
всех
перечисленных
функций
управления,
но
в
руководстве
он
становится
основным.
Руководство — форма управления, осуществляемая через систему субъект—
субъектных отношений.
Руководство не исключает и не противостоит управлению. Понятие
управления шире понятия руководства, но функции руководителя в
определенном смысле шире функций управляющего, т. к. он направляет свои
усилия на выполнение
задач и на людей, которые выполняют их.
Педагогическое руководство — это еще и обеспечение, поддержка желания
решать задачу, участвовать в ее решении, добиваться и отвечать за результат.
Педагогическое руководство тесно смыкается с организационной функцией
управления, так как в его сферу входит реализация взаимодействия
социальных и личностных факторов, индивидуальных потребностей и общих
требований. Такое пересечение и тяготение функций друг к другу
способствовало введению нового понятия — «искусство управления»,
обозначающего умение обходиться с людьми, настраивать их на деятельность
для повышения ее эффективности. Это понятие стало привычным для многих
западных специалистов, занимающихся бизнесом, менеджментом.
В социальной системе любого масштаба и целевой направленности функции
управления осуществляются через руководство людьми - менеджмент.
Менеджер - профессионально подготовленный человек, способный успешно
работать с людьми, эффективно управлять.
В своей деятельности педагог дополнительного образования проходит весь
цикл менеджмента - создавая и реализуя свою образовательную программу,
осуществляя планирование, определение условий, организацию, мотивацию,
руководство. Профессиональная готовность педагога к осуществлению такой
деятельности включает в себя знание законов управления, умение обращаться
с людьми, оказывать на них влияние, навыки управления собой.
Профессиональное мастерство педагога дополнительного образования как
менеджера обязательно связано и с пониманием того, что руководство на
основе субъект—субъектного взаимодействия может быть результативно
только в диалоге, в содействии, включающем: способность педагога
присоединится к процессу обучения, быть искренне заинтересованным в
происходящем, создавая творческую атмосферу; готовность к новому, к
неожиданным переменам, а значит — к взаимообучению (возможности
изменить себя); умение любить детей и дело, которому посвящает себя;
навыки продуктивного использования в строительстве отношений в группе и
с каждым воспитанником обратной связи - мнения, интересов, желания
детей; открытость или владение стилем общения на основе увлеченности
совместной творческой деятельностью и дружеского общения.
В совокупности данных фактором особое место принадлежит
психологической готовности педагога к руководству.
1) умение управлять своими эмоциями, настроением и сохранять выдержку,
оптимизм.
2) владение опытом использования специальных методов организации
собственной психики (аутотренингом, рефлексией), включение в
деятельность своего интеллекта.
3) обладание способностью эмпатии (сопереживания, умения поставить себя
на место другого).
4) владение развитыми коммуникативными навыками, разнообразными
способами общения: вербальными
(речевыми), невербальными («языком мимики и жестов», экспрессивных
движений и пр.).
Путь к педагогу – лидеру лежит через постоянное изучение людей. Успех
деятельности руководителя в первую очередь зависит от его личных и
деловых качеств, конкурентоспособности его идей. Однако он тогда может
рассчитывать на эффективность приложения своих данных, когда научит
людей технологии интеллектуального самовыражения, актуализации у них
потребности в постоянном проявлении своих мыслительных возможностей
(мышления, памяти и воображения). По своей природе руководство связано с
лидерством, но не идентично ему. Лидер - личность, имеющая влияние на
других членов группы при выполнении совместной деятельности. Лидер - это
человек, пользующийся авторитетом, влиянием в коллективе.
Уже в этих лаконичных определениях указано несколько важных
составляющих статуса педагог-лидер. Специально выделим их: личность;
авторитет человека; влияние на совместную деятельность (осознанное,
целенаправленное); влияние на коллектив (на межличностные отношения
определенного уровня развития).
Также очень важен стиль управления - способ оказания воздействия на
подчиненных, обусловленный спецификой поставленных цели и задач,
взаимоотношениями и объемом должностных полномочий всех сотрудников
коллектива, их личностными особенностями, своевременностью и
целесообразностью применения тех или иных управленческих средств.
Принято выделять автократический, демократический и либеральный
стили. У каждого из стилей есть свои специфические признаки, но в чистом
виде они практически не существуют. Признавая привлекательность
демократического стиля управления во взаимодействии педагога и детей,
руководителя учреждения и педагога, заметим, что для реальной практики
характерен смешанный стиль взаимодействия. Например, демократизма и
автократизма, либерализма и демократизма.
Человек становится профессионалом в какой-либо сфере деятельности не
сразу, а проходит на пути своего профессионального становления множество
этапов:
1)
профориентация
2)
профессиональная адаптация
3)
самоактулизация
4)
профессиональное мастерство
5)
профессиональное творчество
Не следует забывать и то, что педагогический профессионализм прямо связан
с коммуникативными умениями. Монологическое, одностороннее общение
педагога с детьми не эффективно, не способствует развитию человека и не
гарантирует качества образования.
Профессионализация —
целостный
непрерывный
процесс
становления
личности
специалиста
и
профессионала,
который
начинается
с
момента
выбора профессии, длится в течение всей профессиональной жизни человека
и
завершается,
когда
человек
прекращает
свою
профессиональную
деятельность.
«Высшего уровня профессионального мастерства достигают только те
педагоги, которые, опираясь на знание закономерностей педагогической
деятельности, владение способами ее организации, способны легко ответить
на вопросы в анализе своей деятельности: Зачем? Почему так? Что
требуется?»
Степанов С.Ю. Рефлексивно-гуманистическая психология сотворчества. - М.
- Петрозаводск, 1993. - С. 176.
Самоанализ и самооценка должны проходить постоянно и в режиме
развития, существенной чертой которого является новое качественное
состояние. Педагог должен вести свою работу по разным направлениям:
реализация дополнительных общеразвивающих программ, воспитательная
работа по разным направлениям, мониторинг и диагностика освоения
дополнительной общеразвивающей программы, методическая работа, работа
по самообразованию, работа с родителями, осуществление социального
партнёрства и т. д. Для этого преподавателю необходимо планирование своей
деятельности.
План – это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая
порядок, последовательность, сроки выполнения.
Планирование работы – это педагогическое моделирование деятельности
педагога дополнительного образования. Значение планирования состоит в
том,
что оно позволяет упорядочить процессы обучения и воспитания учащихся в
коллективе, предвидеть развитие воспитательного процесса и его
результативность.
Алгоритм планирования педагогической деятельности включает в себя:
1)
анализ результатов деятельности за прошедший период
2)
целеполагание
3)
планирование деятельности, поиск идей
4)
структурирование предмета планирования
5)
выбор средств достижения поставленных целей
Основными
признаками
профессионального
самоопределения
в
качестве
педагога дополнительного образования являются: установление человеком
своих
индивидуальных
особенностей,
черт,
качеств,
способностей
и
потенциала; выбор «планки» для себя из того, что требует социум, диктуют
нормы,
стандарты,
и
принятие
своей
цели,
своего
смысла
деятельности;
предвосхищение своих будущих потенциальных качеств, соответствующих
изменяющимся
требованиям
и
нормам,
ценностям;
проектирование
собственного развития, включающего и пересмотр, корректировку и новую
постановку цели.
Завершая
рассмотрение
основных
аспектов
профессионализма
педагога
дополнительного образования рисуется портрет педагога – лидера, который
находит новые нестандартные способы решения профессиональных задач,
анализу профессиональных ситуаций, принятие профессиональных решений.
Это человек, который берёт на себя обязательства и ответственность, любит
детей
и
дело,
которым
отдаёт
свои
силы.
Способствует
созданию
неформальной, доброжелательной атмосферы, где ребёнок больше партнёр,
чем ученик.
Литература:
1.
Сериков
В.В. Природа
педагогической
деятельности
и
особенности
профессионального образования педагога. [Текст] // Педагогика, №5. – 2010. -
С.29
2.
Данилюк А.Я. Принципы
модернизации педагогического образования. [Текст] // Педагогика, №5. –
2010. - С.37
3.
Евладова
Е.
Б.,
Логинова
Л.
Г.,
Михайлова
Н.
Н.
Дополнительное
образование детей. / Учебное пособие для слушателей. – Москва: Владос,
2007.
4. Орлов А .
А . Модернизация
педагогической
подготовки
студентов
педвузов. [Текст] // Педагогика, №5. – 2010. - С.88
5. Матросов В.Л. Новый учитель для новой российской школы. [Текст] //
Педагогика, №5. – 2010. - С.3
6. Степанов С.Ю. Рефлексивно-гуманистическая психология сотворчества. -
М. - Петрозаводск, 1993. - С. 176.
7. Справочник заместителя директора по воспитательной работе/ сост. Л. В.
Голубева, Г. П. Попова – Волгоград: Учитель, 2007.
8. Планирование воспитательной работы в классе: методическое пособие /
Редакция Е. Н. Степанова – М.: ТЦ Сфера, 2002 г.