Напоминание

"Профилактика конфликтов как условие эмоциональной безопасности личности"


Автор: Дорофеева Светлана Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ д/с №186
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Профилактика конфликтов как условие эмоциональной безопасности личности"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Тема: Профилактика конфликтов

как условие эмоциональной безопасности личности.
«Большинство конфликтов между людьми происходит по одной простой причине. Мы много фантазируем о том, что хорошо понимаем друг друга, и мало говорим, для того, чтобы действительно друг друга понимать…» Поскольку профессиональное общение в системе «педагог - родитель» таит в себе множество ситуаций, которые необходимо регулировать, не приводя к конфликту, назрела необходимость обучения педагогов навыкам конструктивного решения возникающих проблем, осознанию и осуществлению на практике партнерского взаимодействия «на равных». Необходима выработка у воспитателей умения позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать конфликтные ситуации в процессе взаимодействия «воспитатель-родитель»; способствовать осознанию воспитателем причин и последствий конфликта. Мною была организована школа общения для педагогов и проведен цикл мероприятий: «Интегративное решение конфликтных ситуаций, или как договориться с «трудным» родителем», «Как управлять своими эмоциями», «Средства общение воспитателя с родителями воспитанников», «Способы укрепления психического здоровья». А сейчас хотела бы поделиться с вами несколькими упражнениями используемые на семинарах – практикумах. 
Упражнение «Яблоко и червячок»
(диагностическое) Сядьте по удобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы — яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живо- писно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг, откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ. Посмотрите ваши ответы и соотнесите к способам выхода из конфликтных ситуаций.
Примеры ответов участников семинара.

Конкуренция:
«Сейчас, как упаду на тебя и раздавлю!» (предполагает сосредоточение только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера)
Избегание:
«Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»
(характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам так и интересам партнера)
Компромисс:
«Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!» (представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной)
Приспособление:
«Такая, видимо, у меня доля тяжкая!» (повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план)
Сотрудничество:
«Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!» (стратегия позволяющая учесть интересы обеих сторон) В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны. Как бы нам ни хотелось, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения. 
Упражнение "Варианты общения"
Участники разбиваются на пары. "Синхронный разговор". Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд.
Например:
Что случилось? Что случилось? С печки азбука свалилась! Больно вывихнула ножку Прописная буква Н, Г ударилась немножко, Ж рассыпалась совсем! Потеряла буква Ю Перекладину свою! Очутившись на полу, Поломала хвостик У! Ф, бедняжку, так раздуло – Не прочесть её ни как! Букву Р перевернуло – Превратило в мягкий знак! Буква С совсем сомкнулось – Превратилась в букву О. Буква А, когда очнулась, Не узнала никого! С.Маршак "Игнорирование".
В течение 30 секунд один участник из пары высказывается, а другой в это время полностью его игнорирует. Затем они меняются ролями. - Самый лучший день в неделе - среда. - Он равноудален и от надежд, и от разочарований. - Если третий день не хочется работать, значит, сегодня среда. Быстро дни недели пролетели, Протекли меж пальцев, как вода, Потому что есть среди недели Хитрое колесико

Среда. Понедельник, Вторник очень много Нам сулят, — неделя молода. А в Четверг она уж у порога. Поворотный день ее — Среда. Есть колеса дня, колеса ночи. Потому и годы так летят. Помни же, что путь у нас короче Тех путей, что намечает взгляд. С.Маршак "Спина к спине". Во время упражнения участники сидят друг к другу спиной. В течение 30 секунд один участник высказывается, а другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями. Старший братец ПОНЕДЕЛЬНИК- Работяга, не бездельник. Он неделю открывает Всех трудиться заставляет. ВТОРНИК следует за братом У него идей богато, Он за все береться смело И работа закипела. Вот и средняя сестрица Не пристало ей лениться, А зовут её СРЕДА, Мастерица хоть куда. Брат ЧЕТВЕРГ и так и сяк, Он мечтательный чудак Повернул к концу недели И тянулся еле еле. ПЯТНИЦА - сестра сумела Побытрей закончить закончить дело. Если делаешь успехи, Время есть и для потехи. Предпоследний брат СУББОТА Не выходит на работу. Шалопай и озорник Он работать не привык. У него другой талант - Он поэт и музыкант, Да не столяр и не плотник, Путешественник, охотник. В гости ходит ВОСКРЕСЕНЬЕ, Очень любит угощение. Это самый младший брат, К Вам зайти он будет рад. Семь их ровно посмотри. Всех запомнил? Повтори. Е. Стеквашова
"Активное слушание". В течение одной минуты один участник говорит, а другой внимательно слушает его, всем своим видом показывая заинтересованность в общении с ним. Затем они меняются ролями. Обсуждение:Как вы себя ощущали во время проведения первых трех упражнений? Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто? Что мешало вам чувствовать себя комфортно? Как вы себя ощущали во время последнего упражнения? 
Упражнение «Чашка» (конфликт понимания)
А сейчас, предлагаю вам следующий игровой прием. Один из вас звонит по телефону и сообщает что разбилась его любимая кружка. Вы как настоящий друг расспрашиваете какая она была в подробностях чтобы купить в замен такую же. Вы должны по описанию зарисовать чашку. Договоритесь, кто будет звонить, а кто рисовать. Тот, кто звонит, тоже прорисовывает у себя заданный образец. После чего вы сравниваете результат. Конфликт может возникнуть по поводу возникшего противоречия, действительного или воображаемого. Причиной может стать различие в целях, недостаточная информированность сторон. 
Упражнение

"Смена акцентов"
Участников просят вспомнить не очень тяжелый конфликт или мелкую проблему и написать на листочке в одном предложении. Затем вместо согласных, используемых в этом предложении, вставить букву "Х" и, начисто переписать предложение. (например: хохеха….) Обсуждение: Что изменилось? Разрешился ли конфликт?


В раздел образования