"Профилактика конфликтов как условие эмоциональной безопасности личности"
Автор: Дорофеева Светлана Николаевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МАДОУ д/с №186 Населённый пункт: город Тюмень Наименование материала: методическая разработка Тема: "Профилактика конфликтов как условие эмоциональной безопасности личности" Раздел: дошкольное образование
как условие эмоциональной безопасности личности.
«Большинство конфликтов между людьми
происходит по одной простой причине.
Мы много фантазируем о том,
что хорошо понимаем друг друга,
и мало говорим, для того,
чтобы действительно друг друга понимать…»
Поскольку профессиональное общение в системе «педагог - родитель» таит в
себе множество ситуаций, которые необходимо регулировать, не приводя к
конфликту, назрела необходимость обучения педагогов навыкам
конструктивного решения возникающих проблем, осознанию и
осуществлению на практике партнерского взаимодействия «на равных».
Необходима выработка у воспитателей умения позитивно разрешать
конфликты и профессионально анализировать конфликтные ситуации в
процессе взаимодействия «воспитатель-родитель»; способствовать
осознанию воспитателем причин и последствий конфликта. Мною была
организована школа общения для педагогов и проведен цикл мероприятий:
«Интегративное решение конфликтных ситуаций, или как договориться с
«трудным» родителем», «Как управлять своими эмоциями», «Средства
общение воспитателя с родителями воспитанников», «Способы укрепления
психического здоровья».
А сейчас хотела бы поделиться с вами несколькими упражнениями
используемые на семинарах – практикумах.
Упражнение «Яблоко и червячок»
(диагностическое)
Сядьте по удобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы —
яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живо-
писно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг, откуда ни
возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что
бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
Посмотрите ваши ответы и соотнесите к способам выхода из конфликтных
ситуаций.
Примеры ответов участников семинара.
Конкуренция: «Сейчас, как упаду на тебя и раздавлю!»
(предполагает
сосредоточение
только
на
своих
интересах,
полное
игнорирование интересов партнера)
Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»
(характеризуется
отсутствием
внимания
как
к
своим
интересам
так
и
интересам партнера)
Компромисс: «Ну,
хорошо,
откуси
половинку,
остальное
оставь
моим
любимым хозяевам!»
(представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной)
Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»
(повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные
интересы отходят на задний план)
Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь,
они тоже вкусные!»
(стратегия позволяющая учесть интересы обеих сторон)
В
педагогической
практике
существует
мнение,
что
наиболее
эффективными
способами
выхода
из
конфликтной
ситуации
являются
компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться
эффективной.
Поскольку
у
каждой
есть
свои
как
положительные,
так
и
отрицательные стороны.
Как бы нам ни хотелось, едва ли возможно представить и тем более
осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми.
Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию
поведения.
Упражнение "Варианты общения"
Участники разбиваются на пары.
"Синхронный разговор".
Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд.
Например:
Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква Н,
Г ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем!
Потеряла буква Ю
Перекладину свою!
Очутившись на полу,
Поломала хвостик У!
Ф, бедняжку, так раздуло –
Не прочесть её ни как!
Букву Р перевернуло –
Превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулось –
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого!
С.Маршак
"Игнорирование".
В течение 30 секунд один участник из пары высказывается, а другой в это
время полностью его игнорирует. Затем они меняются ролями.
- Самый лучший день в неделе - среда.
- Он равноудален и от надежд, и от разочарований.
-
Если третий день не хочется работать, значит, сегодня среда.
Быстро дни недели пролетели,
Протекли меж пальцев, как вода,
Потому что есть среди недели
Хитрое колесико — Среда.
Понедельник, Вторник очень много
Нам сулят, — неделя молода.
А в Четверг она уж у порога.
Поворотный день ее — Среда.
Есть колеса дня, колеса ночи.
Потому и годы так летят.
Помни же, что путь у нас короче
Тех путей, что намечает взгляд.
С.Маршак
"Спина к спине".
Во время упражнения участники сидят друг к другу спиной. В течение 30
секунд один участник высказывается, а другой в это время слушает его. Затем
они меняются ролями.
Старший братец ПОНЕДЕЛЬНИК-
Работяга, не бездельник.
Он неделю открывает
Всех трудиться заставляет.
ВТОРНИК следует за братом
У него идей богато,
Он за все береться смело
И работа закипела.
Вот и средняя сестрица
Не пристало ей лениться,
А зовут её СРЕДА,
Мастерица хоть куда.
Брат ЧЕТВЕРГ и так и сяк,
Он мечтательный чудак
Повернул к концу недели
И тянулся еле еле.
ПЯТНИЦА - сестра сумела
Побытрей закончить закончить дело.
Если делаешь успехи,
Время есть и для потехи.
Предпоследний брат СУББОТА
Не выходит на работу.
Шалопай и озорник
Он работать не привык.
У него другой талант -
Он поэт и музыкант,
Да не столяр и не плотник,
Путешественник, охотник.
В гости ходит ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Очень любит угощение.
Это самый младший брат,
К Вам зайти он будет рад.
Семь их ровно посмотри.
Всех запомнил? Повтори.
Е. Стеквашова
"Активное слушание".
В течение одной минуты один участник говорит, а другой внимательно
слушает его, всем своим видом показывая заинтересованность в общении с
ним. Затем они меняются ролями.
Обсуждение:Как вы себя ощущали во время проведения первых трех
упражнений? Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так
просто? Что мешало вам чувствовать себя комфортно? Как вы себя ощущали
во время последнего упражнения?
Упражнение «Чашка» (конфликт понимания)
А сейчас, предлагаю вам следующий игровой прием.
Один из вас звонит по телефону и сообщает что разбилась его любимая
кружка. Вы как настоящий друг расспрашиваете какая она была в
подробностях чтобы купить в замен такую же. Вы должны по описанию
зарисовать чашку. Договоритесь, кто будет звонить, а кто рисовать. Тот, кто
звонит, тоже прорисовывает у себя заданный образец. После чего вы
сравниваете результат.
Конфликт может возникнуть по поводу возникшего противоречия,
действительного или воображаемого. Причиной может стать различие в
целях, недостаточная информированность сторон.
Упражнение
"Смена акцентов"
Участников просят вспомнить не очень тяжелый конфликт или мелкую
проблему и написать на листочке в одном предложении. Затем вместо
согласных, используемых в этом предложении, вставить букву "Х" и, начисто
переписать предложение. (например: хохеха….)
Обсуждение: Что изменилось? Разрешился ли конфликт?