Автор: Гариева Надежда Васильевна Должность: заместитель директора по научно-методической работе Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №1" Населённый пункт: город Бугуруслан, Оренбургская область Наименование материала: статья Тема: Организационно-методическое сопровождение инновационного потенциала педагогов Раздел: полное образование
Организационно-методическое сопровождение развития
инновационного потенциала педагогических работников МАОУ
«Гимназия №1»
Успех
развития
системы
образования
в
значительной степени зависит от профессионализма
педагогиче ских
кадров,
их
готовно сти
к
инновационному
обновлению
образовательного
процесса.
Эту
готовность
призвана
обеспечить
методическая
служба,
охватывающая
всех
педагогических
работников
образовательного
учреждения.
Методическая работа
в гимназии
является
одной из основных форм повышения квалификации
и развития инновационного потенциала педагогов. В
условиях модернизации системы образования
изменились
подходы к ее
организации.
На
смену
традиционным
формам
пришли
н о в ы е ,
и н т е р а к т и в н ы е
ф о р м ы
р а б о т ы ,
предполагающие
высокую
степень
активности
педагога
в
повышении
п р о ф е с с и о н а л ь н о й
компетентности и именно это способствуют изменению позиции участников
методической работы: учитель из объекта становится субъектом.
В
целях
создания
целостной
системы
по
организационно-
методическому сопровождению
инновационного потенциала
педагогов
НМС была разработана программа по работе с педагогическими кадрами
«Профессионал».
Формирование
нового
качества
методической
работы,
возможно
только
при
положительной
мотивации
педагогов
к
этой
деятельности. Первым шагом
в методической работе
для формирования
Гариева Надежда Васильевна, заместитель директора по научно-методической работе муниципального
автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» муниципального образования «город
Бугуруслан» Оренбургской области
1
(
выступление на коллегии Управления образованием администрации
муниципального образования «город Бугуруслан» Оренбургской области
31 марта 2016г.)
этой
мотивации
является
выявление
затруднений,
потребностей
и
образовательных запросов учителей, самооценка собственной деятельности и
собственных затруднений.
Так,
по
данным
диагностики,
проведенной
в
конце
2014-2015
учебного года, 87 % педагогов считают одним из
важных
ресурсов
в
развитии
инновационного
потенциала
участие
в
сетевых
Интернет-
сообществах,
деятельность
в
предметных
и
метапредметных объединениях
считают важным
83%,
придание
практико-ориентированной
направленности курсам и семинарам в рамках повышения квалификации
отметили 89%. 92 % педагогов гимназии в системе используют современные
образовательные
технологии.
85
%
демонстрируют
готовность
к
инновациям.
Однако
15%
педагогов
продолжают
придерживаться
традиционных форм и методов работы.
Второй шаг - обработка результатов диагностики и консультационная
помощь в составлении индивидуального плана развития учителя. Так как
педагогиче ский
коллектив
гимназии
-
это
в
б ол ь ш и н с т в е
высококвалифицированные
педагоги
работа
по
сопровождению
инновационного
потенциала
ведется
через
о р г а н и з а ц и ю
д е я т е л ь н о с т и
Ш к о л ы
п е д а г о г и ч е с ко г о
м а с т е р с т в а . Результаты
реф ле к с и и
п р о в е д е н н ы х
м е р о п р и я т и й
свидетельствуют
об
их
значимости
для
совершенствования
профессионального
мастерства
и
транслирования
инновационных методических идей.
Научно-методическим советом гимназии
разработаны методические
рекомендации
для
педагогов,
дневники
по
самообразованию
учителей,
информационно-методические
сборники
по
самым
актуальным
темам.
В
Гариева Надежда Васильевна, заместитель директора по научно-методической работе муниципального
автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» муниципального образования «город
Бугуруслан» Оренбургской области
2
текущем
учебном
году
издано
15
методических
сборников,
брошюр
отражающих
инновационную
деятельность
педагогических
работников
гимназии по теме «Современные подходы к организации образовательного
процесса в условиях ФГОС»
Важной составляющей методической работы является организация
и
сопровождение всех направлений инновационной деятельности ОУ. Так
образовательное пространство гимназии
является
региональной пилотной площадкой по внедрению
ФГОС ООО, площадкой ИПК и ППРО ОГПУ
в
реализации курсовой подготовки руководителей ОО
по новой региональной модели, ресурсным центром
по
диссеминации
инновационного
опыта
по
теме
«Работа
педагога
по
подготовке учащихся к итоговой аттестации», с
2014
года
-
городское
отделение детской
общественной
организации
«Общественная
малая академия наук «Интеллект будущего».
В рамках обозначенных инноваций за
3
последних года в гимназии проведены: зональная
конференция, семинары-практикумы, В рамках реализации муниципальной
программы «Школа молодого педагога»
педагоги гимназии
прошли
открытые уроки «Опытный учитель – начинающему», учителя начальных
классов
ОУ делятся опытом работы с будущими учителями – студентами
педагогического
колледжа.
Опыт
работы
по
теме
«Система
работы
образовательного
учреждения
в
условиях
внедрения
ФГОС
ООО»
был
представлен
на
семинаре
для
руководителей
ОО
северо-западной
зоны
в
рамках
курсовой подготовки по новой региональной модели.
Третьим важным шагом в методическом сопровождении мы считаем
создание мотивационных условий, обес пе чение необходимыми ресурсами
Гариева Надежда Васильевна, заместитель директора по научно-методической работе муниципального
автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» муниципального образования «город
Бугуруслан» Оренбургской области
3
для
осуществления
инноваций
в
образовательном
процессе,
создание
условий для трансляции накапливаемого опыта,
Ежегодно в конце учебного года педагоги имеют возможность презентовать
инновационные
идеи
на
фестивале
«Виват,
учитель!»
и
педагогической
конференции «Моя инновация».
Анализ банка данных презентаций опыта педагогов
показывает
значительное
увеличение
количества
публикаций
в
информационно-методических,
электронных
журналах,
интернет-проектах.
В
текущем
учебном
году
в
сетевых
сообществах
опубликовано более 70 методических материалов, на сайте ОУ
учреждения – более 40.
Одним
из
современных
механизмов
развития
инновационного
потенциала педагогов является сетевое взаимодействие. Педагоги гимназии
являются
активными
участниками
различных
педагогических
Интернет
сообществ, 18 педагогов (43% ) - создали свои сайты. За активное участие в
работе социальной сети работников образования педагоги ОУ неоднократно
получали Благодарность администратора данного портала.
Участие в конкурсах профессионального мастерства – успешный путь
развития личностного и творческого инновационного потенциала педагога.
Научно-методиче ский
совет
о с у щ е с т в л я е т
организационно-методическое
сопровождение
у ч а с т н и ко в
р а з л и ч н о го
р од а
к о н к у р с о в :
разрабатываются
положения,
критерии
оценок,
п р о вод я т с я
ко н сул ьт а ц и и ,
м а с т е р - к л а с с ы ,
обеспечивается прозрачность организации мероприятий. В итоге
только в
текущем учебном году 19 (45%) педагогов стали победителями и призерами
в 28 конкурсах профессионального мастерства на различных уровнях.
Гариева Надежда Васильевна, заместитель директора по научно-методической работе муниципального
автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» муниципального образования «город
Бугуруслан» Оренбургской области
4
Одной
из важных форм самореализации и самовыражения учителя
является обобщение
педагогического
опыта. Целенаправленная работа по
оказанию методической помощи педагогам, обобщающим педагогический
опыт,
позволила
обобщить
опыт
на
практическом
уровне
обобщения
педагогического опыта - 89%; на методическом (наиболее продуктивный) -
79%, на научном уровне за три последних года обобщен опыт 7 учителей.
На международном уровне на сайте педагогического информационного
агентства «Креатив» обобщен опыт работы трех педагогов.
В конце учебного года определяется персональной рейтинг учителей.
Применение
методики
определения
персонального
рейтинга
позволяет:
повысить личную ответственность и заинтересованность учителя;
внести состязательность в образовательный процесс;
В следствие того, что научно-методическая работа в ОУ строится на
проблемно-диагностической
основе,
коллективном
и
индивидуальном
планировании,
системном
подходе
в
управлении
методической
работой,
стимулировании
и
создании
условий
для
развития
инновационного
потенциала педагогов нам удалось достичь определённых положительных
результатов: 100 % педагогов гимназии аттестованы на квалификационную
категорию, из них 61% - на высшую. 39% - первую квалификационную
категорию; 100 % учителей охвачены методической работой, занимаются
самообразованием.
Выросла
активность
учителей,
их
стремление
к
творчеству,
увеличилось
число
учителей,
участвующих
в
инновационных
процессах. Это
позволяет
педагогам гимназии быть профессионально
конкурентоспособными,
это гарантия сохранения и развитие достижений
гимназии.
Перспективами в развитии методической службы гимназии являются
дальнейшее освоение новых идей методического консалтинга, маркетинга,
совершенствование
личностно-ориентированной
модели
методической
работы.
Гариева Надежда Васильевна, заместитель директора по научно-методической работе муниципального
автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» муниципального образования «город
Бугуруслан» Оренбургской области
5
Заинтересовать
педагогов
работой
–
значит
реализовать
планы.
Заинтересовать педагогов в профессиональном развитии – значит надолго
обеспечить успех в развитии всей образовательной организации.
Гариева Надежда Васильевна, заместитель директора по научно-методической работе муниципального
автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» муниципального образования «город
Бугуруслан» Оренбургской области
6