Автор: Ефанова Надежда Николаевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО ЦЕНТР ТУРИЗМА, ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ
Населённый пункт: город Георгиевск, Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: «Формы и методы работы с родителями обучающихся в объединении «Юные инструкторы туризма»»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение дополнительного образования
ЦЕНТР ТУРИЗМА, ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ
СТАТЬЯ
:
«Формы и методы работы с родителями обучающихся
в объединении «Юные инструкторы туризма»»
Автор: Ефанова Надежда Николаевна,
педагог дополнительного
образования МУДО ЦТЭК
Ставропольский край
г. Георгиевск
2020
Формы и методы работы педагога дополнительного
образования с родителями обучающихся в объединении
«Юные инструкторы туризма»
Педагогов
дополнительного
образования
объединяет
с
родителями
забота
о
развитии, здоровье ребёнка, создание атмосферы доверия и личностного успеха.
Поэтому
особую
роль
в
воспитании
детей
и
становления
личности
играет
совместная деятельность педагога с родителями.
Взаимодействие педагога и семьи - одна из не только самых актуальных, но и
самых
сложных
проблем
в
работе
каждого
педагога.
В
основе
такого
взаимодействия - постоянное внимание к развитию ребенка, своевременные и
педагогически
обоснованные
рекомендации,
изучение
особенностей
и
возможностей каждой семьи.
Кроме того, происходит косвенное руководство по организации досуга семей
учащихся.
Огромное
значение
имеет
положительное
общение
для
детей
из
неполных
и
проблемных
семей.
Встреча
с
авторитетными
родителями
своих
товарищей может сделать для ребенка гораздо больше, чем беседы и нравоучения,
т.
е.
происходит
также
и
косвенное
влияние
на
будущие
поступки
ребенка,
формирование
его
характера
через
стремление
к
подражанию,
в
том
числе
и
формируется значимое отношение к понятию «семья».
Следует отметить, что успешность (либо не успешность) взаимодействия педагога
и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, стилем
отношений и доброжелательным тоном.
Я не буду останавливаться на рассказе о традиционных формах взаимодействия с
родителями,
таких
как
родительское
собрание,
индивидуальная
тематическая
консультация,
конференция,
оформление
информационно
-
просветительских
стендов, открытые занятия, где родителям отводится пассивная роль зрителя. Я
расскажу о своём опыте использования нетрадиционных форм сотрудничества с
родителями.
К нетрадиционным (инновационным) формам сотрудничества с семьей можно
отнести следующие:
Ролевые игры
Педагогическая дискуссия (диспут)
Родительские тренинги
Родительский ринг
2
Собрания-прецеденты
Родительские чтения
Семейные клубы
«Родительская почта» и «Телефон доверия»
Вечера вопросов и ответов
Встречи за «круглым столом»
Участие родителей в Интернет-форумах и блиц-опросах
Организация совместных досуговых мероприятий
Очень
хорошо,
если
родители
являются
частыми
гостями
на
различных
мероприятиях. Но мне трудно их называть гостями, если они принимают участие
не
только
в
подготовке
мероприятия,
но
и
являются
их
самыми
активными
участниками. Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для
себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений, таланта.
К инновационным формам взаимодействия с семьей, кроме вышеперечисленных,
я также отношу непосредственное участие родителей не только в воспитательных
мероприятиях, но и в учебно – тренировочном процессе – это участие родителей в
туристских
походах,
на
тренировках
по
спортивному
ориентированию
на
местности,
тренировках
в
спортивном
зале
по
скалолазанию
и
технике
пешеходного туризма.
Самой
трудоёмкой
и
одновременно
самой
богатой
нивой
для
совместной
деятельности с родителями – это организация летнего отдыха детей. Кажется
«подарком
судьбы»,
когда
родители
принимают
активное
участие
в
этом
мероприятии.
Образован,
своего
рода,
родительский
клуб. Это неформальное
объединение
родителей
для
решения
практических
задач
воспитания.
Обычно
семейные
клубы
организуются
группой
энтузиастов,
дети
которых
вместе
занимаются
в
кружках,
студиях,
секциях.
Родителей
моих
воспитанников
сплачивает
увлеченность
конкретными
идеями
организации
и
совместного
проведения мероприятий, активное участие в них.
Родители же, выступая не только в качестве зрителей или участников, могут быть
отличной судейской бригадой. Поэтому с родителями проводятся
тренинги, с
целью подготовки их к роли судей на учебно – тренировочных соревнованиях.
Родители могут оценивать такие этапы, как
приготовление пищи в полевых
условиях, знание растений, укладку рюкзака, разжигание костра, вязку туристских
узлов
и
многое
-
многое
другое.
Это
позволяет
в
летнем
туристском
лагере
3
проводить самые разнообразные конкурсы и соревнования. Кстати, призовой фонд
на всех конкурсах, играх и соревнованиях – это также забота родителей.
И, как итог года, силами детей и родителей готовится вечер отдыха. Как обычно,
дети
готовят
свои
работы
к
творческой
выставке,
оформляют
помещение,
а
непосредственно на мероприятии участвуют в играх, конкурсах и показательных
соревнованиях вместе с родителями.
Также на итоговом вечере проводим награждение благодарственными письмами и
грамотами самых активных родителей, чей вклад в работу детского коллектива
трудно переоценить.
Таким образом, тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по
форме и актуальное по значимости общее дело, может совершить переворот в
сознании
пап
и
мам,
раскрыть
в
них
огромный
воспитательный
потенциал
и
желание помочь своему ребенку. Научит обращать своё внимание не только на
учебные успехи детей, но и проявлять повседневную заботу об их физическом,
нравственном и эстетическом воспитании.
Кроме этого, активные формы взаимодействия с родителями - важное условие
раскрытия
творческого
потенциала
семьи.
Действия,
дарящие
ощущение
праздника, радости, веселья, долго согревают и детские, и взрослые воспоминания,
а положительные эмоции важны всем.
Вовлечение родителей в работу туристского объединения – это большая работа,
но вознаграждением за этот труд будет общение с родителями в неформальной
обстановке, что весьма полезно как для них самих, так и для педагога.
Родители получают реальное представление об успехах и поведении ребенка,
педагог же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем
каждого воспитанника. Но самое главное, такие формы общения позволяют и
детям, и родителям увидеть друг друга в непривычной обстановке, лучше понять
близких. Совместные походы, незабываемые впечатления способствуют сплочению
семьи, установлению между родителями и детьми дружеских отношений, а также
привитию в семьях навыков здорового образа жизни.
4