Напоминание

«Формы и методы работы с родителями обучающихся в объединении «Юные инструкторы туризма»»


Автор: Ефанова Надежда Николаевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО ЦЕНТР ТУРИЗМА, ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ
Населённый пункт: город Георгиевск, Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: «Формы и методы работы с родителями обучающихся в объединении «Юные инструкторы туризма»»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования

ЦЕНТР ТУРИЗМА, ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ

СТАТЬЯ

:

«Формы и методы работы с родителями обучающихся

в объединении «Юные инструкторы туризма»»

Автор: Ефанова Надежда Николаевна,

педагог дополнительного

образования МУДО ЦТЭК

Ставропольский край

г. Георгиевск

2020

Формы и методы работы педагога дополнительного

образования с родителями обучающихся в объединении

«Юные инструкторы туризма»

Педагогов

дополнительного

образования

объединяет

с

родителями

забота

о

развитии, здоровье ребёнка, создание атмосферы доверия и личностного успеха.

Поэтому

особую

роль

в

воспитании

детей

и

становления

личности

играет

совместная деятельность педагога с родителями.

Взаимодействие педагога и семьи - одна из не только самых актуальных, но и

самых

сложных

проблем

в

работе

каждого

педагога.

В

основе

такого

взаимодействия - постоянное внимание к развитию ребенка, своевременные и

педагогически

обоснованные

рекомендации,

изучение

особенностей

и

возможностей каждой семьи.

Кроме того, происходит косвенное руководство по организации досуга семей

учащихся.

Огромное

значение

имеет

положительное

общение

для

детей

из

неполных

и

проблемных

семей.

Встреча

с

авторитетными

родителями

своих

товарищей может сделать для ребенка гораздо больше, чем беседы и нравоучения,

т.

е.

происходит

также

и

косвенное

влияние

на

будущие

поступки

ребенка,

формирование

его

характера

через

стремление

к

подражанию,

в

том

числе

и

формируется значимое отношение к понятию «семья».

Следует отметить, что успешность (либо не успешность) взаимодействия педагога

и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, стилем

отношений и доброжелательным тоном.

Я не буду останавливаться на рассказе о традиционных формах взаимодействия с

родителями,

таких

как

родительское

собрание,

индивидуальная

тематическая

консультация,

конференция,

оформление

информационно

-

просветительских

стендов, открытые занятия, где родителям отводится пассивная роль зрителя. Я

расскажу о своём опыте использования нетрадиционных форм сотрудничества с

родителями.

К нетрадиционным (инновационным) формам сотрудничества с семьей можно

отнести следующие:

Ролевые игры

Педагогическая дискуссия (диспут)

Родительские тренинги

Родительский ринг

2

Собрания-прецеденты

Родительские чтения

Семейные клубы

«Родительская почта» и «Телефон доверия»

Вечера вопросов и ответов

Встречи за «круглым столом»

Участие родителей в Интернет-форумах и блиц-опросах

Организация совместных досуговых мероприятий

Очень

хорошо,

если

родители

являются

частыми

гостями

на

различных

мероприятиях. Но мне трудно их называть гостями, если они принимают участие

не

только

в

подготовке

мероприятия,

но

и

являются

их

самыми

активными

участниками. Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для

себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений, таланта.

К инновационным формам взаимодействия с семьей, кроме вышеперечисленных,

я также отношу непосредственное участие родителей не только в воспитательных

мероприятиях, но и в учебно – тренировочном процессе – это участие родителей в

туристских

походах,

на

тренировках

по

спортивному

ориентированию

на

местности,

тренировках

в

спортивном

зале

по

скалолазанию

и

технике

пешеходного туризма.

Самой

трудоёмкой

и

одновременно

самой

богатой

нивой

для

совместной

деятельности с родителями – это организация летнего отдыха детей. Кажется

«подарком

судьбы»,

когда

родители

принимают

активное

участие

в

этом

мероприятии.

Образован,

своего

рода,

родительский

клуб. Это неформальное

объединение

родителей

для

решения

практических

задач

воспитания.

Обычно

семейные

клубы

организуются

группой

энтузиастов,

дети

которых

вместе

занимаются

в

кружках,

студиях,

секциях.

Родителей

моих

воспитанников

сплачивает

увлеченность

конкретными

идеями

организации

и

совместного

проведения мероприятий, активное участие в них.

Родители же, выступая не только в качестве зрителей или участников, могут быть

отличной судейской бригадой. Поэтому с родителями проводятся

тренинги, с

целью подготовки их к роли судей на учебно – тренировочных соревнованиях.

Родители могут оценивать такие этапы, как

приготовление пищи в полевых

условиях, знание растений, укладку рюкзака, разжигание костра, вязку туристских

узлов

и

многое

-

многое

другое.

Это

позволяет

в

летнем

туристском

лагере

3

проводить самые разнообразные конкурсы и соревнования. Кстати, призовой фонд

на всех конкурсах, играх и соревнованиях – это также забота родителей.

И, как итог года, силами детей и родителей готовится вечер отдыха. Как обычно,

дети

готовят

свои

работы

к

творческой

выставке,

оформляют

помещение,

а

непосредственно на мероприятии участвуют в играх, конкурсах и показательных

соревнованиях вместе с родителями.

Также на итоговом вечере проводим награждение благодарственными письмами и

грамотами самых активных родителей, чей вклад в работу детского коллектива

трудно переоценить.

Таким образом, тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по

форме и актуальное по значимости общее дело, может совершить переворот в

сознании

пап

и

мам,

раскрыть

в

них

огромный

воспитательный

потенциал

и

желание помочь своему ребенку. Научит обращать своё внимание не только на

учебные успехи детей, но и проявлять повседневную заботу об их физическом,

нравственном и эстетическом воспитании.

Кроме этого, активные формы взаимодействия с родителями - важное условие

раскрытия

творческого

потенциала

семьи.

Действия,

дарящие

ощущение

праздника, радости, веселья, долго согревают и детские, и взрослые воспоминания,

а положительные эмоции важны всем.

Вовлечение родителей в работу туристского объединения – это большая работа,

но вознаграждением за этот труд будет общение с родителями в неформальной

обстановке, что весьма полезно как для них самих, так и для педагога.

Родители получают реальное представление об успехах и поведении ребенка,

педагог же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем

каждого воспитанника. Но самое главное, такие формы общения позволяют и

детям, и родителям увидеть друг друга в непривычной обстановке, лучше понять

близких. Совместные походы, незабываемые впечатления способствуют сплочению

семьи, установлению между родителями и детьми дружеских отношений, а также

привитию в семьях навыков здорового образа жизни.

4



В раздел образования