Автор: Ефанова Надежда Николаевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО ЦЕНТР ТУРИЗМА, ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ
Населённый пункт: город Георгиевск, Ставропольский край
Наименование материала: Эссе
Тема: «МОЙ ПУТЬ В ПРОФЕССИЮ»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение дополнительного образования
ЦЕНТР ТУРИЗМА, ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ
ЭССЕ: «МОЙ ПУТЬ В ПРОФЕССИЮ»
Автор: Ефанова Надежда Николаевна,
педагог дополнительного
образования МУДО ЦТЭК
Ставропольский край
г. Георгиевск
2020
« П е р е д о
м н о й
о т к р ы л а с ь
удивительно
б
огатая,
неисчерпаемая
по
красоте
грань
педагогического
мастерства
–
умение
учить
детей
думать…
».
В.А.Сухомлинский
В Ставропольском государственном педагогическом институте я обучалась
по специальности «математика и физика», но работаю в такой далекой от
математики
области
–
педагогом
дополнительного
образования
в
Центре
туризма, экологии и краеведения уже 30 лет.
Была я учителем математики недолго, всего два года. И, как это бывало, в
«добровольно
–
принудительном
порядке»,
нас,
молодых
специалистов,
просили вести с детьми внеклассную работу. В моем «багаже» после окончания
института
было,
кроме
диплома
учителя
математики
и
физики,
еще
удостоверение «Младший инструктор по туризму». Спасибо родному институту
за «Факультет общественных профессий». Там и в шахматы учили играть, и
художественному слову, и основам кукольного театра… Всего не перечесть. Ну,
а я девчонка деревенская спортивная была, любила много ходить, красота
природы за душу брала. Потому, как песня, прозвучало название одного из
отделений
этого
факультета
–
«Туризм».
Вот
и
занималась
я
в
школе
с
ребятишками: до обеда математикой, а после – узлами и переправами через
естественные препятствия, кострами, палатками и походами.
И тогда поняла, что у каждого ребенка кроме уроков должно быть еще что –
то для души. Особенно тем мальчишкам и девчонкам, у которых с учебой не
очень - то ладится. Ведь так важно, чтобы у них появилось дело, о котором они
смогут сказать: «Я могу! Мне интересно!» И тогда в детях раскроются такие
таланты и такие личностные качества, о которых они даже не подозревали.
2
Поэтому,
когда
спустя
несколько
лет,
передо
мной
стал
выбор
куда
идти
работать - в школу математиком или в дополнительное образование, я выбрала
второе. И по сей день не жалею об этом. Правду говорят в стране восходящего
солнца «Если отправился в путь по собственному желанию, то и тысяча ри
кажется одним».
Пролетели годы любимой работы. Перед глазами мои такие родные и такие
разные
ученики.
Конечно,
трудно
было
начинать.
Брать
детей
под
свою
ответственность и водить в походы, выезжать на соревнования. Но я видела
радостные лица ребят, доверие ко мне их родителей и, конечно, помощь коллег.
Я усвоила одну истину: спросить - стыд на одну минуту, а не знать – стыд на
всю
жизнь.
Так
совершенно
новым
для
меня
оказались
такие
виды
деятельности, как краеведение и спортивное ориентирование. Но я видела –
детям это интересно, и училась сама, и учила их. Помните? Даже путь в тысячу
миль начинается с одного шага. И я сделала первый шаг. Взяла в руки карту и
компас и пошла по дистанции. Ошибалась. Спрашивала «Почему?». И училась.
До сих пор я бегаю на соревнованиях с таким же азартом, как и дети и,
естественно,
совершаю
ошибки.
Потом,
рассказывая
о
своих
ошибках
и
промахах, смеюсь и говорю: «Лучше учитесь на моих ошибках, чем на своих».
Ведь это же спорт. С метрами и секундами, удачами и ошибками, победами и
поражениями.
Тот факт, что я в свои 60 лет продолжаю бегать на тренировках с детьми,
выступаю на соревнованиях, наверное, является одним из основополагающих
методов моей работы. Когда дети видят, что на соревнованиях я, как и они,
надеваю беговую форму, готовлюсь к старту, новенькие всегда удивляются –
«Вы тоже будете бегать?». Я неизменно отвечаю: «А что? Чем я хуже Вас! Я
тоже всегда хочу быть здоровой, умной и красивой!».
Я глубоко убеждена, что мы воспитываем ребят не только тогда, когда ведём
уроки или занятия - мы воспитываем в каждый момент нашей жизни, даже
тогда, когда нас нет рядом! Так на своем личном примере я пропагандирую
здоровый образ жизни среди моих воспитанников, их родителей и учителей
моей базовой школы. Лучший пример – личный пример.
Так мои ученики смотрят на мои отношения с «соперницами». Вот мы
только что соревновались - кто быстрее, кто сильнее, но дистанции пройдены и
3
мы обнимаемся, бурно обсуждаем свои успехи и «наоборот». Общаемся и
помогаем
друг
другу,
радуемся
вместе.
Дети
это
видят
и
постигают
нравственную
основу
общения:
уважать
личность.
Мои
дети
общаются
с
соперниками
и
даже
находят
среди
них
друзей.
Становятся
горячими
поклонниками лесного спорта и шутят: «Ориентирование – это не спорт и даже
не образ жизни, это – судьба!».
Занимаясь туризмом и спортивным ориентированием, я и в этой, сугубо
спортивной
области,
нахожу
возможность
организовать
для
детей
всевозможные
творческие
конкурсы:
стихов,
фотографий,
названий
к
интересным сюжетным фотографиям, пословиц и поговорок о здоровом образе
жизни, рассказов и репортажей об интересных событиях на соревнованиях,
летописей походов. И это, естественным образом, сказывается на результатах
соревнований.
Дети, влюбленные в этот вид спорта,
на соревновательных дистанциях
«творят чудеса».
Так
для
меня
открылась
еще
одна
грань
педагогического
мастерства
–
раскрывать и развивать познавательные и творческие возможности детей.
Я
ставлю эту задачу одной из главных задач учителя
.
Поэтому удел учителя - помочь ученику проявить свои лучшие качества,
увлекая каждого разнообразной и интересной деятельностью. И еще я всегда
помню, что у каждого есть право на ошибку. Я обязана найти возможность дать
ученику шанс исправить ее. Убеждаю детей быть великодушными к тому, кто
случайно оступился.
Дай мне свою руку, малыш, и я научу тебя ориентироваться и в этом лесу, и
в этом нелегком мире людей и знаний.
Я подписываюсь под словами Уолта Уитмена: «Теперь я постиг, как создать
самых лучших людей: пусть вырастают на вольном ветру, спят под открытым
небом, впитывают и солнце, и дождь, как земля».
А
потом,
после
недолгого
отдыха,
снова
дорога…
Путь
долгий…
Они
достигнут цели… Пусть они идут, эти отличные ребята – сильные, смелые.
Радость дороги и радость открытий им будет наградой.
4