Напоминание

"Творчество как метод социальной реабилитации воспитанников социально-реабилитационного центра"


Автор: Киселева Ангелина Викторовна
Должность: заведующий организационно-методическим отделением
Учебное заведение: СПб ГБУ
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Творчество как метод социальной реабилитации воспитанников социально-реабилитационного центра"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Творчество как метод социальной реабилитации воспитанников социально-

реабилитационного

центра

Стремление

к

творчеству

есть

сущностная

черта

человека.

«Именно

творческая

деятельность

человека,

-

писал

выдающийся

психолог

Л.С.

Выготский,

-

делает

его

существом,

обращенным

к

будущему,

созидающим

его

и

видоизменяющим

свое

настоящее».

Стимулировать

детское

творчество

это

значит

помогать

ребенку

расти,

созидать самого себя, осознанно выстраивать собственную жизнь, подниматься над собой.

Гармоничная

жизнь

ребенка

в

социально

и

нравственно

здоровой

семье

является

необходимым

условием

для

свободного

творческого

развития

ребенка.

Но

такого

условия

были

лишены

дети,

находящиеся

в

социально-реабилитационном

центре,

в

связи с трудной жизненной ситуацией в семье. Это особые дети, в большинстве своем со

сложной судьбой, тяжелым прошлым и непростым настоящим. Раннее неблагополучное

детство

причина

депривации

их

личности.

Их

психическое

состояние

неустойчиво,

чаще всего оно проявляется как агрессия или уныние. Самооценка их обычно занижена,

эмоционально-волевая

сфера

не

развита,

социальные

связи

не

прочны.

В

их

сознании

отсутствуют

жизненные

перспективы,

всем

детям

необходимо

особое

индивидуальное

заинтересованное

и

доброжелательное

внимание.

Одна

их

важных

задач

педагога

создать

детям

условия

для

получения

опыта

позитивного сотрудничества. Необходимо поднять их самооценку, уверенность в себе, в

своих силах; научить их ставить перед собой последовательные цели и совершать для их

достижения

волевые

усилия.

Надо

стимулировать

их

любознательность,

широту

интересов.

И

может

быть,

самое

главное

наполнять

их

жизнь

радостью,

веселым

удивлением.

Очевидно,

что

решать

эти

задачи

помогает

организация

творческой

деятельности

детей в области того или иного вида искусства. Причем, каждый вид творчества может

иметь

определенную

педагогическую

направленность:

- свободное рисование способствует самовыражению ребенка, излиянию на бумагу

порой неосознаваемых чувств и эмоций;

-

литературное

творчество

помогает

овладевать

речью,

самым,

по

словам

Л.С.

Выготского,

«тонким

и

сложным

орудием

формирования

и

передачи

человеческой

мысли,

человеческого

чувства,

человеческого

внутреннего

мира»,

и

тем

самым

облегчает

общение;

-

музыка

помогает

гармонизации

эмоциональной

сферы,

учит

выстраивать

жизненный

ритм;

-

драматизация,

основанная

на

самом

органичном

для

детского

возрасте

виде

деятельности

игре,

действенно

и

непосредственно

связывает

художественное

творчество

с

личным

переживанием,

стимулирует

воображение,

фантазию,

поднимает

над обыденностью, является «арифметикой социальных отношений».

Но

есть

относительно

новый

вид

искусства,

творчество

в

области

которого

располагает

особыми

педагогическими

возможностями,

по

сути

дела

объединяя

возможности

разных

видов

искусств.

Это

анимация.

Сегодня

настало

время,

когда

термин

«анимация»

(от

латинского

animation

оживлять,

одухотворять)

вторгается

практически во все сферы жизни: в искусство, в науку, культуру, педагогику, рекламу и

пр. Само слово «анимация» приобрело настолько широкое значение, что иногда трудно

понять,

о

чем

идет

речь:

дизайне

веб-сайтов,

развлекательной

программе

на

детском

празднике или все-таки искусстве мультипликации.

В

СПб

ГБУ

«СРЦ

для

несовершеннолетних

«Воспитательный

дом»

с

2015

года

существует

Анимационная

студия

для

детей,

оказавшихся

в

центре

в

связи

с

трудной

жизненной ситуацией или социально опасным положением в семье. Сложилось так, что

в студии занимаются дети преимущественно младшего и среднего школьного возраста.

На занятиях ребята учатся создавать анимационные фильмы. Для того, чтобы создавать

мультфильмы,

от

детей

изначально

не

требуется

никаких

специфических

знаний

и

умений,

необходимо

только

одно

желание.

Педагог

не

ставит

своей

задачей

обязательно дать детям какие-либо профессиональные навыки в этой области, прекрасно

понимая, что скорее всего никто из них не станет во взрослой жизни мультипликатором.

Очень важно - дать им возможность получить удовольствие от самого процесса занятий,

научить их добиваться и дожидаться результата (а это не так-то просто, ведь анимация –

процесс

долгий

и

кропотливый).

Мультипликация

это

всегда

чудо,

и

очень

важно,

чтобы ребенок ощутил радостное удивление от чудесного результата своего творчества.

Поэтому

занятия

в

студии

сродни

арт-терапии,

где

можно

установить

доверительные

отношения

с

ребенком,

сконцентрировать

внимание

на

его

чувствах

и

ощущениях,

развить

самоконтроль,

творческие

способности,

воображение,

вкус

и

повысить

его

самооценку.

В

результате

получаются

мультфильмы,

которые

с

удовольствием

смотрят

дети

и

взрослые.

Многие

анимационные

фильмы

получили

заслуженную

высокую

оценку

на

Всероссийских

творческих

конкурсах-фестивалях

для

детей

и

молодежи

в

области

дополнительного

образования,

открытых

фестивалях

детской

анимации

«Мульт-Горой»,

Международном

фестивале

«Planet

of

Art.

Florida».

За

коллективные

анимационные

фильмы участники Анимационной студии центра были награждены Дипломами лауреата

I, II и II степени и отмечены Благодарственным письмом за высокий профессионализм.

Зав. ОМО СПб ГБУ «СРЦ для несовершеннолетних «Воспитательный дом» Киселева А.В.



В раздел образования