Автор: Киселева Ангелина Викторовна
Должность: заведующий организационно-методическим отделением
Учебное заведение: СПб ГБУ
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Творчество как метод социальной реабилитации воспитанников социально-реабилитационного центра"
Раздел: дополнительное образование
Творчество как метод социальной реабилитации воспитанников социально-
реабилитационного
центра
Стремление
к
творчеству
есть
сущностная
черта
человека.
«Именно
творческая
деятельность
человека,
-
писал
выдающийся
психолог
Л.С.
Выготский,
-
делает
его
существом,
обращенным
к
будущему,
созидающим
его
и
видоизменяющим
свое
настоящее».
Стимулировать
детское
творчество
–
это
значит
помогать
ребенку
расти,
созидать самого себя, осознанно выстраивать собственную жизнь, подниматься над собой.
Гармоничная
жизнь
ребенка
в
социально
и
нравственно
здоровой
семье
является
необходимым
условием
для
свободного
творческого
развития
ребенка.
Но
такого
условия
были
лишены
дети,
находящиеся
в
социально-реабилитационном
центре,
в
связи с трудной жизненной ситуацией в семье. Это особые дети, в большинстве своем со
сложной судьбой, тяжелым прошлым и непростым настоящим. Раннее неблагополучное
детство
–
причина
депривации
их
личности.
Их
психическое
состояние
неустойчиво,
чаще всего оно проявляется как агрессия или уныние. Самооценка их обычно занижена,
эмоционально-волевая
сфера
не
развита,
социальные
связи
не
прочны.
В
их
сознании
отсутствуют
жизненные
перспективы,
всем
детям
необходимо
особое
индивидуальное
заинтересованное
и
доброжелательное
внимание.
Одна
их
важных
задач
педагога
создать
детям
условия
для
получения
опыта
позитивного сотрудничества. Необходимо поднять их самооценку, уверенность в себе, в
своих силах; научить их ставить перед собой последовательные цели и совершать для их
достижения
волевые
усилия.
Надо
стимулировать
их
любознательность,
широту
интересов.
И
может
быть,
самое
главное
–
наполнять
их
жизнь
радостью,
веселым
удивлением.
Очевидно,
что
решать
эти
задачи
помогает
организация
творческой
деятельности
детей в области того или иного вида искусства. Причем, каждый вид творчества может
иметь
определенную
педагогическую
направленность:
- свободное рисование способствует самовыражению ребенка, излиянию на бумагу
порой неосознаваемых чувств и эмоций;
-
литературное
творчество
помогает
овладевать
речью,
самым,
по
словам
Л.С.
Выготского,
«тонким
и
сложным
орудием
формирования
и
передачи
человеческой
мысли,
человеческого
чувства,
человеческого
внутреннего
мира»,
и
тем
самым
облегчает
общение;
-
музыка
помогает
гармонизации
эмоциональной
сферы,
учит
выстраивать
жизненный
ритм;
-
драматизация,
основанная
на
самом
органичном
для
детского
возрасте
виде
деятельности
–
игре,
действенно
и
непосредственно
связывает
художественное
творчество
с
личным
переживанием,
стимулирует
воображение,
фантазию,
поднимает
над обыденностью, является «арифметикой социальных отношений».
Но
есть
относительно
новый
вид
искусства,
творчество
в
области
которого
располагает
особыми
педагогическими
возможностями,
по
сути
дела
объединяя
возможности
разных
видов
искусств.
Это
анимация.
Сегодня
настало
время,
когда
термин
«анимация»
(от
латинского
animation
–
оживлять,
одухотворять)
вторгается
практически во все сферы жизни: в искусство, в науку, культуру, педагогику, рекламу и
пр. Само слово «анимация» приобрело настолько широкое значение, что иногда трудно
понять,
о
чем
идет
речь:
дизайне
веб-сайтов,
развлекательной
программе
на
детском
празднике или все-таки искусстве мультипликации.
В
СПб
ГБУ
«СРЦ
для
несовершеннолетних
«Воспитательный
дом»
с
2015
года
существует
Анимационная
студия
для
детей,
оказавшихся
в
центре
в
связи
с
трудной
жизненной ситуацией или социально опасным положением в семье. Сложилось так, что
в студии занимаются дети преимущественно младшего и среднего школьного возраста.
На занятиях ребята учатся создавать анимационные фильмы. Для того, чтобы создавать
мультфильмы,
от
детей
изначально
не
требуется
никаких
специфических
знаний
и
умений,
необходимо
только
одно
–
желание.
Педагог
не
ставит
своей
задачей
обязательно дать детям какие-либо профессиональные навыки в этой области, прекрасно
понимая, что скорее всего никто из них не станет во взрослой жизни мультипликатором.
Очень важно - дать им возможность получить удовольствие от самого процесса занятий,
научить их добиваться и дожидаться результата (а это не так-то просто, ведь анимация –
процесс
долгий
и
кропотливый).
Мультипликация
–
это
всегда
чудо,
и
очень
важно,
чтобы ребенок ощутил радостное удивление от чудесного результата своего творчества.
Поэтому
занятия
в
студии
сродни
арт-терапии,
где
можно
установить
доверительные
отношения
с
ребенком,
сконцентрировать
внимание
на
его
чувствах
и
ощущениях,
развить
самоконтроль,
творческие
способности,
воображение,
вкус
и
повысить
его
самооценку.
В
результате
получаются
мультфильмы,
которые
с
удовольствием
смотрят
дети
и
взрослые.
Многие
анимационные
фильмы
получили
заслуженную
высокую
оценку
на
Всероссийских
творческих
конкурсах-фестивалях
для
детей
и
молодежи
в
области
дополнительного
образования,
открытых
фестивалях
детской
анимации
«Мульт-Горой»,
Международном
фестивале
«Planet
of
Art.
Florida».
За
коллективные
анимационные
фильмы участники Анимационной студии центра были награждены Дипломами лауреата
I, II и II степени и отмечены Благодарственным письмом за высокий профессионализм.
Зав. ОМО СПб ГБУ «СРЦ для несовершеннолетних «Воспитательный дом» Киселева А.В.