Автор: Горбань Татьяна Станиславовна
Должность: концертмейстер и педагог фортепиано
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦВР Калининского района г.Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Особенности обучения мальчиков и юношей на фортепиано(психолого-педагогическая диагностика)
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей центр внешкольной работы
Калининского района Санкт-Петербурга «Академический».
Особенности обучения мальчиков
и юношей на фортепиано
(Психолого – педагогическая диагностика
их уровня обученности)
Подготовила:
Педагог дополнительного образования
Горбань Татьяна Станиславовна
г. Санкт-Петербург
2020 год
Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.
Это весьма полезно, а потому не только
не следует этому мешать, но нужно принимать
меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
Коменский Я.А.
Заканчивая консерваторию, я больше видела себя в роли
концертмейстера, а не педагога. Но жизнь вносит свои коррективы. Хотя, всё
- равно основная моя нагрузка связана с концертмейстерской работой, к
моему счастью, педагогика оказалась для меня не менее интересной, и тоже
приносящей огромное удовлетворение.
Работаю в хоровой студии мальчиков и юношей, что для меня в самом
начале работы казалось весьма необычным. Так как чаще всего музыкой
занимаются девочки, и в частности - фортепиано. А мальчики гораздо охотнее
играют в футбол, занимаются спортом, и заставить их полюбить
исполнительство не так просто.
Набор в студию в основном идёт зачастую не по музыкальным
способностям, а по половому признаку. То есть в хоре поют и учатся - все
мальчики. На инструменте занимаются дети с внутренней мотивацией, часто
без каких- либо музыкальных данных. Вот в этом, пожалуй, и возникает
определённая сложность. Тем более что требования у нас практически такие
же, как и в музыкальных школах (в отличие от нас в музыкальные школы
берут строго по отбору) - концерты, экзамены, зачёты. В нашей студии в
конце года по традиции в Капелле всегда происходит отчётный концерт, в
котором выступают и лучшие ученики фортепианных классов.
Обучение в студии рассчитано на 7 лет. По желанию иногда берём в
подготовительный класс мальчишек с 5-ти, а то и 4х лет. А бывает, что у
мальчиков вдруг возникает желание овладеть инструментом и в более
позднем возрасте - в 9, а были случаи и в 14 лет.
Форма занятий
индивидуальная. Уроки по 1 часу 2 раза в неделю. Внеклассные занятия
проходят в основном на фортепиано, однако некоторые дети в домашних
условиях занимаются и на синтезаторе. При обучении наличие домашнего
инструмента обязательно.
Программа в основном подбирается, учитывая
индивидуальные особенности ребёнка, его возраст, способности.
1
Общеизвестно, что во время музыкальных занятий активизируются функции
мозга, улучшается психосоматика ребенка, существенно повышается
работоспособность, возрастает интерес к чтению, счетной арифметике,
письменности, рисованию, пению, танцам…
При работе в классе значительное внимание отводится формированию
зрительных образов у учеников.
Обращаю внимание учеников на необходимость при самостоятельном
разборе произведений формировать образы, в некоторых случаях путем
изображения их на рисунке.
Собственно, музыкальное мышление – это способность оперировать
звуковыми образами. Пианистическое мышление – это уже оперирование
звуковыми образами с одновременно двигательным ощущением процесса
возникновения звуков.
Во время работы в классе приходится сталкиваться с необходимостью
применения нетрадиционных подходов в обучении.
Например, у всех мальчишек природа рук разная, при игре на фортепиано у
некоторых детей формируется свой индивидуальный, излюбленный способ
ведения кисти. Способ ведения кисти этих детей обусловлен природными,
индивидуальными особенностями строения ладони и пальцев. При работе
над постановкой рук мною используются сравнительные образы. Ценным
является использование опыта великого Шопена, который так относился к
проблеме постановки рук: Исходя из различия в строении пальцев, Шопен
предлагал не портить их индивидуальность, а старался развивать
естественные качества. Среднему «третьему» пальцу он отводит наряду с
крайними пальцами роль опоры свода руки. Четвертый палец им образно
назван «сиамским близнецом» третьего. Проставленное в «Методе»
многоточие после слова «второй» объясняется тем, что Шопен не нашел
определения, которое бы соответствовало назначению указательного пальца,
своего рода «лоцмана», направляющего движение руки” (монография В.
Николаева «Шопен – педагог»).
Для развития свободы исполнения применяю «игру вслепую», мальчишки с
удовольствием пробуют, и у многих это получается. Рекомендую
использовать такой метод и во время домашних занятий.
2
Стремлюсь, чтобы у ребенка не произошло чрезмерной фиксации внимания
на клавиатуре и пальцах. Дети растут – растет рука, меняется конфигурация
ладони, относительная длина ладони и пальцев. Отчетливо это наблюдается
после продолжительного перерыва в занятиях, когда мальчишки
возвращаются из длительных гастролей, или после летних каникул. Ребенку
необходимо чувствовать свободу в поиске удобного положения рук,
способствующую улучшению техники движения пальцев, кисти рук,
глубинному извлечению звука.
У меня небольшой фортепианный класс, и честно признаюсь, этому
несказанно рада. Когда учеников много, то работа превращается в
безрадостную рутину, а так, я занимаюсь с мальчиками с большим
удовольствием, и чувствую себя очень комфортно.
В своём классе я подобрала троих мальчиков, как мне показалось,
наиболее интересных для психолого-педагогической диагностики уровня
обученности.
Оценивать я решила по 10-ти бальной системе, так как считаю её более
логичной. Она способна отобразить нюансы, которые сложно выразить 5-ти
бальной системой.
Для тестирования было подобрано два произведения – «Колыбельная»
Прокофьева и «Марш деревянных солдатиков» Чайковского.
уровень
Ян – 6 лет (1 год
обучения)
Саша – 8 лет (2ой
год обучения)
Егор – 9 лет (2ой
год обучения)
I.Прослушать
произведение и
сравнить
характер. Дай
своё название.
8
9
10
3
II.Опиши, что
чувствуешь при
прослушивании
музыки. Какие
картинки в
твоём
воображении
возникают
9
9
9
III .Почему в
«Колыбельной»
композитор
использует
однообразный ,
монотонный
мотив. А в
8
9
10
«Марше»
пунктирный
ритм, а также
активный и
быстрый темп
IV.Прочитать с
листа
8
8
9
V.Досочини
конец мелодии.
Странспонируй
произведение -
мелодию в
другую
тональность
7
9
10
Признаюсь, что баллы для меня оказались неудивительными, так как я
детей с начала обучения неплохо узнала. В частности, оценки Яна вполне
логичные, учитывая, что он обучается первый год, и его опыт, конечно же,
недостаточен. К тому же – он ещё просто маленький. Внимание очень
кратковременное. Это очень чувствуется не только по домашним занятиям, но
и заметно на уроках в классе.
4
Считаю, что лучше было бы проведение теста не мной, а хотя бы
несколькими педагогами нашей фортепианной кафедры. Тогда бы и оценки,
как мне кажется, были более любопытными.
Также хочу отметить то, что сугубо, по-моему, мнению, всё же самым
главным показателем результатов обученности ребёнка, является его
концертное выступление на публике. Умение сконцентрироваться и собраться
на сцене, выдать максимум того, что мы с учеником проделали в классе - это
задача не из лёгких. Чтобы дети чувствовали себя свободней на сцене, и не
испытывали жуткого дискомфорта, приходится ощущать себя ещё и детским
психологом. Стараюсь устраивать им частые обыгрывания друг перед другом,
постепенно увеличивая количество слушателей. Вот тут- то и проявляется
такое изумительное качество исполнителя, как артистизм.
Часто бывают очень обязательные дети, даже стараются заниматься дома
очень скрупулёзно, но это, к сожалению, мало помогает, если ребёнок сильно
теряется и боится сцены. И, также у меня есть пример мальчика - Егор (9
лет), он манкирует домашнюю работу, на уроке отвлекается, часто
вспоминает на ходу, что надо делать. А когда выходит на сцену, сразу собран
и сосредоточен. И удивляет некоторыми музыкальными находками даже
меня.
Надо сказать, что концертное выступление является определённым
итогом обучения. И для меня важно отношение детей к сцене, и своему
исполнительству. Хочется верить, что они играют с радостью, и искренне
хотят поделиться со слушателями прекрасной музыкой и своим умением её
исполнять, доносить свои ощущения.
Всегда интересен взгляд и мнение со стороны. Стараюсь не только
после экзаменов, но и после концертов спрашивать мнение профессионалов.
Тогда мне становится более понятным, в правильном ли направлении мы с
мальчишками движемся.
Как педагоги, так и родители желают видеть своих детей здоровыми и
счастливыми.
Поэтому, важно(!): Формировать доверительные отношения не только с
учеником, но и с его родителями. Объединение взаимных усилий педагога и
родителей возможно при взаимном уважении и признании равенства друг
5
друга. Первый шаг должен делать учитель - это говорит о его
профессионализме.
Когда родитель увидит дружелюбные глаза, и почувствует, что педагог
заботится о благополучии их ребёнка, родители, как правило, тут же
выражают свою готовность к сотрудничеству в процессе обучения.
Замечено, что позитивный психологический контакт с родителем возникает
сразу же, как только педагог показывает, что видит положительные стороны
в характере его ребёнка, симпатизирует ему, и даже любит.
Людям
нравится ощущать собственную значимость. Одним из эффективных
способов привлечения родителя в учебный процесс является подчёркивание
его значимости в этом процессе.
Всегда лучше обсуждать не «личные» качества ученика, а саму
проблему, если она существует. Ни в коем случае не переходить на
«личности». Постараться сделать так, чтобы вы вместе «против проблемы», а
не против друг друга.
Вообще мне свойственно сомневаться в том, что я делаю. Ведь у всех
педагогов разный подход к ученикам и самые разные приёмы, чтобы иметь
потом хороший результат.
Для меня отличная похвала, когда мне говорят, что мой класс узнаваем,
видно, что играют именно мои ученики. Но в этом тоже есть опасность
переусердствовать, и я это понимаю, чтобы, не дай Бог, не задавить
индивидуальность ребёнка, его личное музыкальное ощущение.
В системе дополнительного образования детей педагоги дорожат
индивидуальным творчеством ребят. Все раскрытые способности и
полученные знания для учеников личностно значимы. Через открытие себя
они открывают мир и находят свое место в нем.
Музыка - это искусство, которое способно очень сильно воздействовать
на слушателя, особенно, если она исполняется с верой и вдохновением.
6
Список литературы:
1. Алексеев А.Д. - «Методика обучения игре на фортепиано» (Москва,
«Музыка», 1978)
2. Баренбойм Л. - «Путь к музицированию» (Ленинград, «Советский
композитор», 1979)
3. Емельянова Г. - «Упражнения трансформеры для начинающих пианистов»
(Ростов, «Феникс», 2009)
4. Бочкарев «Психология музыкальной деятельности» (Москва,
«Музыка»,1978)
7