Напоминание

Особенности обучения мальчиков и юношей на фортепиано(психолого-педагогическая диагностика)


Автор: Горбань Татьяна Станиславовна
Должность: концертмейстер и педагог фортепиано
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦВР Калининского района г.Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Особенности обучения мальчиков и юношей на фортепиано(психолого-педагогическая диагностика)
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей центр внешкольной работы

Калининского района Санкт-Петербурга «Академический».

Особенности обучения мальчиков

и юношей на фортепиано

(Психолого – педагогическая диагностика

их уровня обученности)

Подготовила:

Педагог дополнительного образования

Горбань Татьяна Станиславовна

г. Санкт-Петербург

2020 год

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

Это весьма полезно, а потому не только

не следует этому мешать, но нужно принимать

меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

Коменский Я.А.

Заканчивая консерваторию, я больше видела себя в роли

концертмейстера, а не педагога. Но жизнь вносит свои коррективы. Хотя, всё

- равно основная моя нагрузка связана с концертмейстерской работой, к

моему счастью, педагогика оказалась для меня не менее интересной, и тоже

приносящей огромное удовлетворение.

Работаю в хоровой студии мальчиков и юношей, что для меня в самом

начале работы казалось весьма необычным. Так как чаще всего музыкой

занимаются девочки, и в частности - фортепиано. А мальчики гораздо охотнее

играют в футбол, занимаются спортом, и заставить их полюбить

исполнительство не так просто.

Набор в студию в основном идёт зачастую не по музыкальным

способностям, а по половому признаку. То есть в хоре поют и учатся - все

мальчики. На инструменте занимаются дети с внутренней мотивацией, часто

без каких- либо музыкальных данных. Вот в этом, пожалуй, и возникает

определённая сложность. Тем более что требования у нас практически такие

же, как и в музыкальных школах (в отличие от нас в музыкальные школы

берут строго по отбору) - концерты, экзамены, зачёты. В нашей студии в

конце года по традиции в Капелле всегда происходит отчётный концерт, в

котором выступают и лучшие ученики фортепианных классов.

Обучение в студии рассчитано на 7 лет. По желанию иногда берём в

подготовительный класс мальчишек с 5-ти, а то и 4х лет. А бывает, что у

мальчиков вдруг возникает желание овладеть инструментом и в более

позднем возрасте - в 9, а были случаи и в 14 лет.

Форма занятий

индивидуальная. Уроки по 1 часу 2 раза в неделю. Внеклассные занятия

проходят в основном на фортепиано, однако некоторые дети в домашних

условиях занимаются и на синтезаторе. При обучении наличие домашнего

инструмента обязательно.

Программа в основном подбирается, учитывая

индивидуальные особенности ребёнка, его возраст, способности.

1

Общеизвестно, что во время музыкальных занятий активизируются функции

мозга, улучшается психосоматика ребенка, существенно повышается

работоспособность, возрастает интерес к чтению, счетной арифметике,

письменности, рисованию, пению, танцам…

При работе в классе значительное внимание отводится формированию

зрительных образов у учеников.

Обращаю внимание учеников на необходимость при самостоятельном

разборе произведений формировать образы, в некоторых случаях путем

изображения их на рисунке.

Собственно, музыкальное мышление – это способность оперировать

звуковыми образами. Пианистическое мышление – это уже оперирование

звуковыми образами с одновременно двигательным ощущением процесса

возникновения звуков.

Во время работы в классе приходится сталкиваться с необходимостью

применения нетрадиционных подходов в обучении.

Например, у всех мальчишек природа рук разная, при игре на фортепиано у

некоторых детей формируется свой индивидуальный, излюбленный способ

ведения кисти. Способ ведения кисти этих детей обусловлен природными,

индивидуальными особенностями строения ладони и пальцев. При работе

над постановкой рук мною используются сравнительные образы. Ценным

является использование опыта великого Шопена, который так относился к

проблеме постановки рук: Исходя из различия в строении пальцев, Шопен

предлагал не портить их индивидуальность, а старался развивать

естественные качества. Среднему «третьему» пальцу он отводит наряду с

крайними пальцами роль опоры свода руки. Четвертый палец им образно

назван «сиамским близнецом» третьего. Проставленное в «Методе»

многоточие после слова «второй» объясняется тем, что Шопен не нашел

определения, которое бы соответствовало назначению указательного пальца,

своего рода «лоцмана», направляющего движение руки” (монография В.

Николаева «Шопен – педагог»).

Для развития свободы исполнения применяю «игру вслепую», мальчишки с

удовольствием пробуют, и у многих это получается. Рекомендую

использовать такой метод и во время домашних занятий.

2

Стремлюсь, чтобы у ребенка не произошло чрезмерной фиксации внимания

на клавиатуре и пальцах. Дети растут – растет рука, меняется конфигурация

ладони, относительная длина ладони и пальцев. Отчетливо это наблюдается

после продолжительного перерыва в занятиях, когда мальчишки

возвращаются из длительных гастролей, или после летних каникул. Ребенку

необходимо чувствовать свободу в поиске удобного положения рук,

способствующую улучшению техники движения пальцев, кисти рук,

глубинному извлечению звука.

У меня небольшой фортепианный класс, и честно признаюсь, этому

несказанно рада. Когда учеников много, то работа превращается в

безрадостную рутину, а так, я занимаюсь с мальчиками с большим

удовольствием, и чувствую себя очень комфортно.

В своём классе я подобрала троих мальчиков, как мне показалось,

наиболее интересных для психолого-педагогической диагностики уровня

обученности.

Оценивать я решила по 10-ти бальной системе, так как считаю её более

логичной. Она способна отобразить нюансы, которые сложно выразить 5-ти

бальной системой.

Для тестирования было подобрано два произведения – «Колыбельная»

Прокофьева и «Марш деревянных солдатиков» Чайковского.

уровень

Ян – 6 лет (1 год

обучения)

Саша – 8 лет (2ой

год обучения)

Егор – 9 лет (2ой

год обучения)

I.Прослушать

произведение и

сравнить

характер. Дай

своё название.

8

9

10

3

II.Опиши, что

чувствуешь при

прослушивании

музыки. Какие

картинки в

твоём

воображении

возникают

9

9

9

III .Почему в

«Колыбельной»

композитор

использует

однообразный ,

монотонный

мотив. А в

8

9

10

«Марше»

пунктирный

ритм, а также

активный и

быстрый темп

IV.Прочитать с

листа

8

8

9

V.Досочини

конец мелодии.

Странспонируй

произведение -

мелодию в

другую

тональность

7

9

10

Признаюсь, что баллы для меня оказались неудивительными, так как я

детей с начала обучения неплохо узнала. В частности, оценки Яна вполне

логичные, учитывая, что он обучается первый год, и его опыт, конечно же,

недостаточен. К тому же – он ещё просто маленький. Внимание очень

кратковременное. Это очень чувствуется не только по домашним занятиям, но

и заметно на уроках в классе.

4

Считаю, что лучше было бы проведение теста не мной, а хотя бы

несколькими педагогами нашей фортепианной кафедры. Тогда бы и оценки,

как мне кажется, были более любопытными.

Также хочу отметить то, что сугубо, по-моему, мнению, всё же самым

главным показателем результатов обученности ребёнка, является его

концертное выступление на публике. Умение сконцентрироваться и собраться

на сцене, выдать максимум того, что мы с учеником проделали в классе - это

задача не из лёгких. Чтобы дети чувствовали себя свободней на сцене, и не

испытывали жуткого дискомфорта, приходится ощущать себя ещё и детским

психологом. Стараюсь устраивать им частые обыгрывания друг перед другом,

постепенно увеличивая количество слушателей. Вот тут- то и проявляется

такое изумительное качество исполнителя, как артистизм.

Часто бывают очень обязательные дети, даже стараются заниматься дома

очень скрупулёзно, но это, к сожалению, мало помогает, если ребёнок сильно

теряется и боится сцены. И, также у меня есть пример мальчика - Егор (9

лет), он манкирует домашнюю работу, на уроке отвлекается, часто

вспоминает на ходу, что надо делать. А когда выходит на сцену, сразу собран

и сосредоточен. И удивляет некоторыми музыкальными находками даже

меня.

Надо сказать, что концертное выступление является определённым

итогом обучения. И для меня важно отношение детей к сцене, и своему

исполнительству. Хочется верить, что они играют с радостью, и искренне

хотят поделиться со слушателями прекрасной музыкой и своим умением её

исполнять, доносить свои ощущения.

Всегда интересен взгляд и мнение со стороны. Стараюсь не только

после экзаменов, но и после концертов спрашивать мнение профессионалов.

Тогда мне становится более понятным, в правильном ли направлении мы с

мальчишками движемся.

Как педагоги, так и родители желают видеть своих детей здоровыми и

счастливыми.

Поэтому, важно(!): Формировать доверительные отношения не только с

учеником, но и с его родителями. Объединение взаимных усилий педагога и

родителей возможно при взаимном уважении и признании равенства друг

5

друга. Первый шаг должен делать учитель - это говорит о его

профессионализме.

Когда родитель увидит дружелюбные глаза, и почувствует, что педагог

заботится о благополучии их ребёнка, родители, как правило, тут же

выражают свою готовность к сотрудничеству в процессе обучения.

Замечено, что позитивный психологический контакт с родителем возникает

сразу же, как только педагог показывает, что видит положительные стороны

в характере его ребёнка, симпатизирует ему, и даже любит.

Людям

нравится ощущать собственную значимость. Одним из эффективных

способов привлечения родителя в учебный процесс является подчёркивание

его значимости в этом процессе.

Всегда лучше обсуждать не «личные» качества ученика, а саму

проблему, если она существует. Ни в коем случае не переходить на

«личности». Постараться сделать так, чтобы вы вместе «против проблемы», а

не против друг друга.

Вообще мне свойственно сомневаться в том, что я делаю. Ведь у всех

педагогов разный подход к ученикам и самые разные приёмы, чтобы иметь

потом хороший результат.

Для меня отличная похвала, когда мне говорят, что мой класс узнаваем,

видно, что играют именно мои ученики. Но в этом тоже есть опасность

переусердствовать, и я это понимаю, чтобы, не дай Бог, не задавить

индивидуальность ребёнка, его личное музыкальное ощущение.

В системе дополнительного образования детей педагоги дорожат

индивидуальным творчеством ребят. Все раскрытые способности и

полученные знания для учеников личностно значимы. Через открытие себя

они открывают мир и находят свое место в нем.

Музыка - это искусство, которое способно очень сильно воздействовать

на слушателя, особенно, если она исполняется с верой и вдохновением.

6

Список литературы:

1. Алексеев А.Д. - «Методика обучения игре на фортепиано» (Москва,

«Музыка», 1978)

2. Баренбойм Л. - «Путь к музицированию» (Ленинград, «Советский

композитор», 1979)

3. Емельянова Г. - «Упражнения трансформеры для начинающих пианистов»

(Ростов, «Феникс», 2009)

4. Бочкарев «Психология музыкальной деятельности» (Москва,

«Музыка»,1978)

7



В раздел образования