С. Я. Маршак. "Гроза днём", "В лесу над росистой поляной…"
Автор: Нуретдинова Альфира Рафисовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Верхнечелнинская СОШ" Населённый пункт: село Верхние Челны Нижнекамский район Татарстан Наименование материала: Разработка урока Тема: С. Я. Маршак. "Гроза днём", "В лесу над росистой поляной…" Раздел: начальное образование
С. Я. Маршак. «Гроза днём»,
«В лесу над росистой поляной…»
Цель: ознакомить с жизнью и творчеством, с произведениями С. Маршака;
развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес.
Задачи:
1.
Актуализировать знания детей о Маршаке.
2.
Учить детей наблюдать, выделять главное, обобщать, сравнивать.
3.
Развивать умение устанавливать взаимосвязь между человеком и
природой.
4.
Развивать мышление младших школьников, речь учащихся, умение
анализировать, обобщать.
5.
Развивать умение работать в группе, паре, умение помогать друг другу.
6.
Воспитывать гуманную, творческую личность
7.
Воспитывать уважение и любовь к природе, к родному краю.
8.
Продолжить воспитание ответственного отношения к природе и своему
здоровью.
9.
Следить за утомляемостью детей и вовремя проводить
физкультминутки.
10.Частая смена видов деятельности учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные:
-формировать мотивацию к обучению;
-формировать умение высказывать своё мнение
Метапредметные
Познавательные умения:
-формировать умение ориентироваться в учебнике;
-перерабатывать полученную информацию, обобщать её;
-формировать самостоятельное создание способов решения проблемы;
-формировать умение извлекать информацию из текста, иллюстрации.
Регулятивные умения:
- формировать умение ставить учебные задачи;
-формировать способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий;
-формировать прогнозирование и осознание того, что уже усвоено и что ещё
нужно усвоить.
Коммуникативные умения:
- формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
-формировать умение работать в группе;
-формировать умение слушать и понимать других.
Предметные
-умение характеризовать и анализировать произведения С.Я. Маршака.
Оборудование:
Учебник
презентация
-ноутбук учителя;
-выставка книг.
Формы работы:
-фронтальная (Ф);
-индивидуальная(И);
-в паре(П);
-в группе(Г).
Ход урока:
I.
Орг.момент. Мотивационный этап.
Солнце на небе проснулось.
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.
- Вы чувствуете солнечное тепло?
II. Речевая разминка.
— Прочитайте самостоятельно чистоговорку.
Фа-фа-фа — в углу стоит софа.
Аф-аф-аф — в замке живет граф.
Фе-фе-фе — он живет в Уфе.
Фэ-фэ-фэ — мы пойдем в кафе.
— Понравилась вам чистоговорка?
— Какой звук повторяется?
— Прочитайте медленно (еще: начните читать медленно и постепенно
ускоряйте темп, начните читать быстро и постепенно замедляйте темп,
прочитайте скороговоркой, выразительно).
III. Актуализация знаний.
-С каким разделом работали на предыдущих уроках?
-Соединим название произведения с автором. (в группах)
"Моя Родина" Михаил Пришвин
"Листопадничек" Иван Соколов-Микитов
"Малька провинилась" Василий Белов
"Наша Жучка" Владимир Дуров
"Мышонок Пик" Виталий Бианки
"Про обезьянку" Борис Житков
- К какому литературному жанру можно отнести эти произведения?
IV. Самоопределение к деятельности.
1.Сегодня мы откроем дверь в новый раздел. Расшифруйте, что здесь
написано и узнаете название раздела. Читайте только русские буквы.
Пqwоэzтlичzsесqкаwя тiеhgтрsdадvь
2.
- А сейчас разгадайте кроссворд, и вы узнаете, чьи стихи мы будем
читать на уроке.
1
2
3
4
5
6
-Вставьте пропущенные слова в строчки, которые я прочитаю.
1. А теперь без…(грамоты)
Пропадёшь,
Далеко без…(грамоты)
Не уйдёшь
2. Жил человек рассеянный.
на улице…(Бассейной.)
3. Кто стучится в дверь ко мне.
С толстой сумкой на …(ремне.)
4. Побежали котятки,
Отыскали перчатки
И, смеясь, прибежали домой.
-Мама, мама, не злись.
Потому что…(нашлись)
Потому что…(нашлись)
Перчатки!
5.Дама сдавала в багаж.
Диван, чемодан,
…(Саквояж.)
6.Против дома у ворот
Жил в сторожке старый… (кот).
- Молодцы, все слова отгадали, а кто же автор этих слов? Прочитайте
фамилию в выделенных клетках. (Это С. Я. Маршак)
V.
. Работа по теме урока.
1.Биография С.Я.Маршака.
Самуил Яковлевич Маршак - поэт, драматург, переводчик, литературный
критик.
Он родился 22 октября 1887 года в Воронеже в семье заводского техника,
талантливого изобретателя. Отец поддерживал в детях стремление к знаниям,
интерес к миру, к людям. Раннее детство и школьные годы Самуил провел в
городке Острогожске под Воронежем. Когда Маршаку было всего 4 года, уже
тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил
Яковлевич писал целые поэмы.
Книги Маршака переведены на многие языки мира.
Маршак прожил долгую жизнь с трагическими потерями и счастливыми
безоблачными днями. Он написал много и о многом - от стихотворных
подписей под картинками до философских раздумий о жизни. Он умер 4
июня 1964 года, работая до последнего дня.
2. Работа над стихотворением «Гроза днём».
1)- Какие явления природы мы наблюдаем летом?
– Вам, конечно, приходилось наблюдать такую картину в природе: вдруг все
затихает, все молчит, а потом слышатся громкие раскаты грома. И вновь
тишина… А затем быстро-быстро начинает барабанить дождик. Такую
картину изобразил С. Я. Маршак в стихотворении “Гроза днем”.
Фоносопровождение (Учительский ноутбук).
2)Чтение стихотворения " Гроза днем"
По небу голубому
Проехал грохот грома
И снова все молчит.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Стеклянный дождь стучит.
3)Прочитайте «жужжащим» чтением стихотворение «Гроза днём».(Дети
читают самостоятельно). Стр. 112
4) Какое настроение вызвало у вас стихотворение?
-Сейчас перечитайте стихотворение ещё раз и найдите слова, которыми автор
передаёт звуки грома. Произносите их. (Проехал, громко, грома)
-Какой звук в этих словах повторяется? (Повторяется звук р).
-Какой эпитет использует автор для описания неба?
-Каким вы себе представляете дождь, описанный в стихотворении?
-Как автор помогает нам услышать звуки грозы?
-Найдите в тексте, как стучит дождь.
-По чему ударяют капли дождя?
-С каким настроением будем читать стихотворение?
-Сколько четверостиший в стихотворении?
-Как называется стихотворение?
-Найдите строчку, которая подтверждает, что гроза была днем?
5) Работа в парах .
-Прочитайте стихотворение друг другу выразительно. Попытайтесь голосом
передать гром и шум дождя. (Дети работают в парах).
Как нужно его читать? ( Три строчки медленно и громко, выделяя звук р,
затем с ускорением, показывая, как идёт дождь.)
3.Физкульминутка
4. «В лесу над росистой поляной…»
1) Посмотрите второе стихотворение. По сравнению с первым
стихотворением, в нем нет...(Названия)
-Прослушайте стихотворение и озаглавьте его.
Фоносопровождение (Учительский ноутбук).
В лесу над росистой поляной
Кукушка встречает рассвет.
В тиши ее голос стеклянный
Звучит, как вопрос и ответ.
И память о летнем рассвете
Я в город с собой унесу:
Пускай мне зимою о лете
Напомнит кукушка в лесу.
Припомню я лагерь, палатки
На самой опушке лесной
И птицу, игравшую в прятки,
В рассветном тумане со мной.
2) Как озаглавите стихотворение?
– А кто слышал кукушку?
– А что вы знаете о кукушке?
А где можно найти информацию о кукушке? (В учебнике, энциклопедии,
интернете….)
– Для чего нужна энциклопедия?
– Даёт ли она больше знаний, чем учебник?
– У кого дома есть энциклопедия и какая?
– Что в современном мире может заменить справочные книги?
3)Работа в группах. Ребята ищут информацию о кукушке.
4) От чьего имени написано стихотворение? (Оно написано от имени
мальчика).
-Какие эпитеты использует автор?
(Слайд 15)
Поляна - росистая
Голос кукушки -стеклянный
-Что будет вспоминать мальчик зимой в городской квартире?
- Подготовьте любое стихотворение к чтению.
VI.
1. Тест по творчеству С. Маршака
1.Где родился С. Маршак?
а) в Москве;
б) в Санкт- Петербурге;
в) в Воронеже;
г) в Ростове.
2.В каком году родился С.Я. Маршак?
а) 1878г.
б) 1907г.
в) 1887г.
г) 1927г.
3.В каком месяце родился С. Маршак по новому стилю?
а) январь;
б) октябрь;
в) ноябрь.
4.Допиши слово:
« Мой весёлый, звонкий……………..»
« Вместо шапки на ходу он надел ………………………»
5. Исправь ошибки в названиях стихотворений, написанных С. Маршаком:
« Детки в зоопарке» _____________________________--
«Семнадцать месяце»в___________________________________________
« Мышкин дом»___________________________________________________
«Откуда стул пришёл?» ___________________________________________
2.Из какого произведения предметы?
Конверт («Почта») . Собачонка («Багаж»). Котёнок («Усатый
полосатый») . Сковорода («Вот какой рассеянный»).
VII. Рефлексивная деятельность
1. - На партах листы с заданием.
Подпишите. Ответьте на вопросы.
Ф.И.________________________________
1.Автор стихотворений с которыми сегодня работали_________________
2.О какой птице говорится во втором стихотворении?_________________
3.Подбери эпитет к голосу кукушки _______________________
4. В каком стихотворении есть строчка "Проехал грохот грома"
_________________________________________________________
2.Вам было интересно на уроке? Что вам понравилось?
Выберите ваше настроение в конце урока.
3.Домашнее задание:
Одно стихотворение наизусть по выбору, стр. 112-113
По желанию: 1) иллюстрация к стихотворению;
2)составить список произведений С.Я.Маршака .