Напоминание

С. Я. Маршак. "Гроза днём", "В лесу над росистой поляной…"


Автор: Нуретдинова Альфира Рафисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Верхнечелнинская СОШ"
Населённый пункт: село Верхние Челны Нижнекамский район Татарстан
Наименование материала: Разработка урока
Тема: С. Я. Маршак. "Гроза днём", "В лесу над росистой поляной…"
Раздел: начальное образование





Назад




С. Я. Маршак. «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…»
Цель:
ознакомить с жизнью и творчеством, с произведениями С. Маршака; развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес.
Задачи:
1. Актуализировать знания детей о Маршаке. 2. Учить детей наблюдать, выделять главное, обобщать, сравнивать. 3. Развивать умение устанавливать взаимосвязь между человеком и природой. 4. Развивать мышление младших школьников, речь учащихся, умение анализировать, обобщать. 5. Развивать умение работать в группе, паре, умение помогать друг другу. 6. Воспитывать гуманную, творческую личность 7. Воспитывать уважение и любовь к природе, к родному краю. 8. Продолжить воспитание ответственного отношения к природе и своему здоровью. 9. Следить за утомляемостью детей и вовремя проводить физкультминутки. 10.Частая смена видов деятельности учащихся. Планируемые результаты: Личностные: -формировать мотивацию к обучению; -формировать умение высказывать своё мнение Метапредметные
Познавательные умения:
-формировать умение ориентироваться в учебнике; -перерабатывать полученную информацию, обобщать её; -формировать самостоятельное создание способов решения проблемы; -формировать умение извлекать информацию из текста, иллюстрации.
Регулятивные умения:
- формировать умение ставить учебные задачи; -формировать способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий; -формировать прогнозирование и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Коммуникативные умения:
- формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -формировать умение работать в группе; -формировать умение слушать и понимать других. Предметные -умение характеризовать и анализировать произведения С.Я. Маршака. Оборудование: Учебник
презентация -ноутбук учителя; -выставка книг. Формы работы: -фронтальная (Ф); -индивидуальная(И); -в паре(П); -в группе(Г).
Ход урока:
I. Орг.момент. Мотивационный этап. Солнце на небе проснулось. Нам, ребята, улыбнулось. Глазки тихо закрываем, Руки к небу поднимаем. Лучик солнышка возьмем И к сердечку поднесем. - Вы чувствуете солнечное тепло? II. Речевая разминка. — Прочитайте самостоятельно чистоговорку. Фа-фа-фа — в углу стоит софа. Аф-аф-аф — в замке живет граф. Фе-фе-фе — он живет в Уфе. Фэ-фэ-фэ — мы пойдем в кафе. — Понравилась вам чистоговорка? — Какой звук повторяется? — Прочитайте медленно (еще: начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп, начните читать быстро и постепенно замедляйте темп, прочитайте скороговоркой, выразительно). III. Актуализация знаний. -С каким разделом работали на предыдущих уроках? -Соединим название произведения с автором. (в группах) "Моя Родина" Михаил Пришвин "Листопадничек" Иван Соколов-Микитов "Малька провинилась" Василий Белов "Наша Жучка" Владимир Дуров "Мышонок Пик" Виталий Бианки "Про обезьянку" Борис Житков - К какому литературному жанру можно отнести эти произведения?
IV. Самоопределение к деятельности. 1.Сегодня мы откроем дверь в новый раздел. Расшифруйте, что здесь написано и узнаете название раздела. Читайте только русские буквы. Пqwоэzтlичzsесqкаwя тiеhgтрsdадvь 2. - А сейчас разгадайте кроссворд, и вы узнаете, чьи стихи мы будем читать на уроке. 1 2 3 4 5 6 -Вставьте пропущенные слова в строчки, которые я прочитаю. 1. А теперь без…(грамоты) Пропадёшь, Далеко без…(грамоты) Не уйдёшь 2. Жил человек рассеянный. на улице…(Бассейной.) 3. Кто стучится в дверь ко мне. С толстой сумкой на …(ремне.) 4. Побежали котятки, Отыскали перчатки И, смеясь, прибежали домой. -Мама, мама, не злись. Потому что…(нашлись) Потому что…(нашлись) Перчатки! 5.Дама сдавала в багаж. Диван, чемодан, …(Саквояж.) 6.Против дома у ворот
Жил в сторожке старый… (кот).
-
Молодцы, все слова отгадали, а кто же автор этих слов? Прочитайте фамилию в выделенных клетках. (Это С. Я. Маршак) V. . Работа по теме урока. 1.Биография С.Я.Маршака. Самуил Яковлевич Маршак - поэт, драматург, переводчик, литературный критик. Он родился 22 октября 1887 года в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя. Отец поддерживал в детях стремление к знаниям, интерес к миру, к людям. Раннее детство и школьные годы Самуил провел в городке Острогожске под Воронежем. Когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы. Книги Маршака переведены на многие языки мира. Маршак прожил долгую жизнь с трагическими потерями и счастливыми безоблачными днями. Он написал много и о многом - от стихотворных подписей под картинками до философских раздумий о жизни. Он умер 4 июня 1964 года, работая до последнего дня. 2. Работа над стихотворением «Гроза днём». 1)- Какие явления природы мы наблюдаем летом? – Вам, конечно, приходилось наблюдать такую картину в природе: вдруг все затихает, все молчит, а потом слышатся громкие раскаты грома. И вновь тишина… А затем быстро-быстро начинает барабанить дождик. Такую картину изобразил С. Я. Маршак в стихотворении “Гроза днем”. Фоносопровождение (Учительский ноутбук). 2)Чтение стихотворения " Гроза днем" По небу голубому Проехал грохот грома И снова все молчит. А миг спустя мы слышим, Как весело и быстро По всем зеленым листьям, По всем железным крышам, По цветникам, скамейкам, По ведрам и по лейкам Стеклянный дождь стучит. 3)Прочитайте «жужжащим» чтением стихотворение «Гроза днём».(Дети читают самостоятельно). Стр. 112
4) Какое настроение вызвало у вас стихотворение? -Сейчас перечитайте стихотворение ещё раз и найдите слова, которыми автор передаёт звуки грома. Произносите их. (Проехал, громко, грома) -Какой звук в этих словах повторяется? (Повторяется звук р). -Какой эпитет использует автор для описания неба? -Каким вы себе представляете дождь, описанный в стихотворении? -Как автор помогает нам услышать звуки грозы? -Найдите в тексте, как стучит дождь. -По чему ударяют капли дождя? -С каким настроением будем читать стихотворение? -Сколько четверостиший в стихотворении? -Как называется стихотворение? -Найдите строчку, которая подтверждает, что гроза была днем? 5)
Работа в парах
. -Прочитайте стихотворение друг другу выразительно. Попытайтесь голосом передать гром и шум дождя. (Дети работают в парах). Как нужно его читать? ( Три строчки медленно и громко, выделяя звук р, затем с ускорением, показывая, как идёт дождь.) 3.Физкульминутка 4. «В лесу над росистой поляной…» 1) Посмотрите второе стихотворение. По сравнению с первым стихотворением, в нем нет...(Названия) -Прослушайте стихотворение и озаглавьте его. Фоносопровождение (Учительский ноутбук). В лесу над росистой поляной Кукушка встречает рассвет. В тиши ее голос стеклянный Звучит, как вопрос и ответ. И память о летнем рассвете Я в город с собой унесу: Пускай мне зимою о лете Напомнит кукушка в лесу. Припомню я лагерь, палатки На самой опушке лесной И птицу, игравшую в прятки, В рассветном тумане со мной.
2)
Как озаглавите стихотворение? – А кто слышал кукушку? – А что вы знаете о кукушке? А где можно найти информацию о кукушке? (В учебнике, энциклопедии, интернете….) – Для чего нужна энциклопедия? – Даёт ли она больше знаний, чем учебник?
– У кого дома есть энциклопедия и какая? – Что в современном мире может заменить справочные книги? 3)Работа в группах. Ребята ищут информацию о кукушке. 4) От чьего имени написано стихотворение? (Оно написано от имени мальчика). -Какие эпитеты использует автор? (Слайд 15) Поляна - росистая Голос кукушки -стеклянный -Что будет вспоминать мальчик зимой в городской квартире? - Подготовьте любое стихотворение к чтению. VI. 1.
Тест по творчеству С. Маршака
1.Где родился С. Маршак? а) в Москве; б) в Санкт- Петербурге; в) в Воронеже; г) в Ростове. 2.В каком году родился С.Я. Маршак? а) 1878г. б) 1907г. в) 1887г. г) 1927г. 3.В каком месяце родился С. Маршак по новому стилю? а) январь; б) октябрь; в) ноябрь. 4.Допиши слово: « Мой весёлый, звонкий……………..» « Вместо шапки на ходу он надел ………………………» 5. Исправь ошибки в названиях стихотворений, написанных С. Маршаком: « Детки в зоопарке» _____________________________-- «Семнадцать месяце»в___________________________________________ « Мышкин дом»___________________________________________________ «Откуда стул пришёл?» ___________________________________________ 2.Из какого произведения предметы?

Конверт
(«Почта») .
Собачонка
(«Багаж»).
Котёнок
(«Усатый

полосатый») .
Сковорода
(«Вот какой рассеянный»).

VII. Рефлексивная деятельность
1.
- На партах листы с заданием.  Подпишите. Ответьте на вопросы. Ф.И.________________________________ 1.Автор стихотворений с которыми сегодня работали_________________ 2.О какой птице говорится во втором стихотворении?_________________ 3.Подбери эпитет к голосу кукушки _______________________ 4. В каком стихотворении есть строчка "Проехал грохот грома" _________________________________________________________ 2.Вам было интересно на уроке? Что вам понравилось? Выберите ваше настроение в конце урока. 3.Домашнее задание: Одно стихотворение наизусть по выбору, стр. 112-113 По желанию: 1) иллюстрация к стихотворению; 2)составить список произведений С.Я.Маршака .


В раздел образования