Напоминание

Дополнительная образовательная общеразвивающая программу по фортепиано в области фортепианного искусства (срок реализации 4 года)


Автор: Зайцева Лилия Николаевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МУ ДО ДШИ
Населённый пункт: забайкальский край, поселок Забайкальск
Наименование материала: программа
Тема: Дополнительная образовательная общеразвивающая программу по фортепиано в области фортепианного искусства (срок реализации 4 года)
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств» п.г.т Забайкальск

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ФОРТЕПИАНО»

(срок реализации 4 года)

2018 год.

Одобрено

Утверждаю

1

Методическим советом

МУ ДО «ДШИ»

«__»____________2018г.

Директор МУ ДО ДШИ

__________________

(подпись)

«__»__________2018г.

Организация – разработчик

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» п.г.т Забайкальск.

Разработчик:

Зайцева Л.Н. – преподаватель специального фортепиано МУ ДО ДШИ

п.г.т Забайкальск.

Рецензент:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2

Структура программы учебного предмета

l.

Пояснительная записка………………………………………………..4

1.1 Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе…………………………………………………………………………..4

1.3

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательной организации на реализацию учебного предмета…………5

1.4 Форма проведения учебных аудиторных занятий………………………..5

1.6 Цели и задачи учебного предмета…………………………………………6

1.7

Описание

материально-технических

условий

реализации

учебного

предмета…………………………………………………………………………..7

II. Содержание учебного предмета…………………………………………...7

2.1 Сведения о затратах учебного времени……………………………………7

2.2 Требования по годам обучения…………………………………………….8

III. Требования к уровню подготовки учащихся…………………………..18

IV. Формы и методы контроля. Критерии оценок………………………...18

V. Методическое обеспечение учебного процесса…………………………19

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы..........21

6.1 Списки рекомендуемой нотной литературы………………..…………..20

6.2 Списки рекомендуемой методической литературы……………………..21

3

I. Пояснительная записка

1.1 Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)

разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и

методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в

области

искусств»,

направленных

письмом

Министерства

культуры

Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом

многолетнего

педагогического

опыта

в

области

исполнительства

на

фортепиано в детских школах искусств.

Данная образовательная программа имеет художественно – эстетическую

направленность и создает пути для всестороннего развития юного музыканта,

желающего получить навыки музицирование.

Занятия музыкой позволяет ребенку раскрыть весь свой потенциал и

поспособствует

его

успешной

личностной

и

творческой

реализации

в

различных жизненных сферах и разнообразных профессиях.

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального

искусства должна основываться на принципе вариативности для различных

возрастных категорий детей и направлена на:

- формирование и развитие творческих способностей учащихся;

-

удовлетворение

индивидуальных

потребностей

учащихся

в

интеллектуальном, художественно-эстетическом развитии;

- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц,

проявивших выдающиеся способности;

- формирование общей культуры учащихся;

Вопрос

обновления

программы

является

весьма

актуальным

по

многим

причинам:

1.

Изменения в социально-экономической развития общества.

2.

Загруженность детей в общеобразовательных школах, не позволяющая

учащимся

проводить

за

инструментом

достаточное

количество

времени.

3.

Ухудшение состояния здоровья современных детей и как следствие

нарушение

психофизического

и

двигательно-моторного

характера

(плохая координация, вялость мышечного тонуса и др.)

Не следует забывать о том, что фортепиано – инструмент, пользующий

большой

популярностью,

удовлетворяющий

самые

разнообразные

музыкальные

интересы

и

поэтому,

увеличивающий

притягательность

обучения детей и молодежи.

Владение исполнительскими навыками на фортепиано помогает учащимся

освоить

музыку

различных

стилей

и

эпох

(классическую,

популярную,

джазовую). Подбор репертуара производится с учетом интересов учащегося.

4

В данной программе учитывается реальные возможности большинства

учащихся, не снижая требований к качеству обучения и воспитания.

Предполагается,

что

новые

требования

позволят

педагогам

более

дифференцированно осуществлять музыкальное развитие каждого ребенка, а

главное значительно активировать работу с репертуаром.

Помимо тщательной подготовки программы для публичного выступления в

работе

постоянно

должны

присутствовать

произведения,

изучаемые

в

порядке ознакомления для расширения музыкального кругозора, накопления

репертуара

и

развитие

основного

навыка,

который

должен

приобрести

учащийся за время обучения в детской школе искусств – навыка разбора и

чтения

нот

с

листа.

Необходимо

активировать

работу

с

учащимися

в

ансамблевой игре, творчески использовать коллективные формы общения,

классные собрания с концертом учащихся.

1.2 Срок реализации учебного предмета

Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения.

Возраст детей, приступающих к освоению программы 7(8) – 12 лет.

Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)»

составляет 2 часа в неделю.

При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент

(фортепиано)

со

сроком

обучения

4

года,

продолжительность

учебных

занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 35 недель в год.

1.3 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

общеобразовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая

трудоемкость

учебного

предмета

«Музыкальный

инструмент

(фортепиано)» при 4-х летнем сроке обучения составляет 560 часов. Из них:

280 часов – аудиторные занятия, 280 – часов самостоятельная работа.

1.4 Форма проведения учебных аудиторных занятий

В

образовательном

процессе

используются

следующие

основные

формы

занятий:

Индивидуальные занятия (игра на инструменте, обучение нотной грамоте).

Продолжительность урока 45 минут.

Индивидуальная

форма

занятий

позволяет

преподавателю

построить

содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого

5

ученика, а также подготовить ребенка к дальнейшему инструментальному

исполнительству и обеспечить его достаточным объемом теоретических и

практических знаний, умений для дальнейшей творческой реализации.

1.5 Методы обучения

В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения.

Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с

учетом его возрастных и психологических особенностей.

Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

-

наглядно-слуховой

(показ,

наблюдение,

демонстрация

пианистических

приемов);

- практический (работа на инструменте, упражнения);

- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

1.6 Цели и задачи учебного предмета

Цель учебного предмета является:

Воспитание социально-активной личности ребенка средствами музыкального

искусства, через развитие музыкальных способностей посредством обучения

игре на фортепиано.

Задачи учебного предмета:

-Изучение основ теории музыки (формирование понятия звуковысотной и

ритмической

организации

музыки,

освоение

средств

музыкальной

выразительности, знакомство с музыкальной терминологией).

-Овладение основами исполнительского мастерства (освоение двигательных

навыков,

развитие

бегло сти

пальцев,

овладение

р а зл и чн ы м и

исполнительскими штрихами и динамическими градациями).

-Обучение навыками работы с нотной литературой, разбора музыкальных

произведений и чтению с листа.

-Развитие базовых музыкальных способностей ребенка (музыкальная память,

гармонический и мелодический слух, чувство ритма).

-Развитие мышления, воображения, восприятия.

-Физическое развитие (двигательные навыки, координация движения, осанка,

выносливость).

-Воспитание черт характера (трудолюбие, усидчивость, целеустремленность,

аккуратность, собранность, пунктуальность, доброжелательность).

1.7 Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета

6

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и

фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Условием организации

самостоятельной работы является наличие интернета.

Для успешной реализации учебного процесса имеются следующие условия:

1.

Наличие светлого, проветренного, удобного помещения не менее 6 кв.м

с

температурным

режимом,

отвечающего

санитарно-гигиеническим

нормам;

2.

Хорошо настроенный инструмент;

3.

Удобный

стул

и

подставки

на

стул,

и

под

ноги

с

учетом

разного

возраста детей;

II. Содержание учебного предмета

2.1 Сведение о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета

вид учебной

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего

часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

Количество

недель

16

19

16

19

16

19

16

19

Аудиторные

занятия

32

38

32

38

32

38

32

38

280

Самостоятельна

я работа

32

38

32

38

32

38

32

38

280

Максимальная

учебная нагрузка

64

76

64

76

64

76

64

76

280

Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным

предметам

определяется

с

учетом

минимальных

затрат

на

подготовку

домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и

основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу

может

определяться

с

учетом

сложившихся

педагогических

традиций,

методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый

класс имеет свои дидактические задачи, и объем времени, предусмотренный

для освоения учебного материала.

7

2.2 Требования по годам обучения

Первый год обучения

Развитие музыкально-слуховых навыков и музыкально-образного

мышления. Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых

движений. Освоения нотной грамоты и чтение нот. На начальном этапе

обучения педагог знакомит ученика с устройством фортепиано, учит быстро

ориентироваться

на

клавиатуре,

проводит

беседы

о

жанре,

характере

произведений. Яркое исполнение пьес педагогом, подбор по слуху, пение

песенок, совместная игра в ансамбле – помогает заинтересовать ребенка и

плавно перейти к нотной грамоте, упражнениям.

В течение учебного года ученик должен пройти 8-10 музыкальных

произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера,

произведения с элементами полифонии, этюды, ансамбли (с педагогом).

Для налаживания игрового аппарата рекомендуется систематически играть

упражнения

в

виде

различных

последовательностей

пальцев

(non

legato,

legato,

staccato)

в

пределах

позиции

руки

от

разных

звуков

и

с

перемещениями по октавам.

Для технического развития (во втором полугодии) пройти 1-2 мажорные

гаммы на две октавы каждой рукой отдельно; тонические трезвучия по три

звука

с

обращениями

каждой

рукой

отдельно,

1-м

и

во

2-м

полугодиях

учащийся

исполняет

на

академическом

концерте

два

разнохарактерных

произведения.

Примерные исполнительские программы

1 вариант

Книппер Л. Колыбельная.

Любарская А. Курочка.

2 вариант

Гедике А. Ригодон.

Руббах А. Воробей.

3 вариант

Берлин П. Марширующие поросята.

Штейбельт Д. Адажио.

4 вариант

Беркович И. Марш

Руббах А. Лесные птицы.

8

5 вариант

Галынин Г. Зайчик.

Книппер Л. Полюшко-поле.

К концу первого года обучения ученик должен:

-освоить нотную грамоту;

-приобрети первоначальные навыки чтение нот с листа;

-владеть приемами звукоизвлечения non legato, legato, staccato;

-исполнять

на

память

простые

разнохарактерные

пьесы

небольшой

протяжённостью.

Примерный репертуарный список

1) Этюды.

1. Беркович И. Маленькие этюды №№1-14.

2. Гедике А. Соч. 36. 60 легких фортепианных пьес для начинающих.

3.Гнесина

Е.

«Подготовительные

упражнения

к

различным

видам

фортепианной техники» (по выбору).

4. Гнесина Е. «Фортепианная азбука» (по выбору).

5. Шитте А. Соч. 108 «25 маленьких этюдов» №№1-10.

6. Школа игры на фортепиано. под редакцией Николаевой А. (по выбору).

2) Пьесы.

1. Александров А. «6 маленьких пьес для фортепиано».

2. Барток Б. «Детям». Тетрадь 1 (наиболее легкие пьесы).

3. Гречанинов А. Соч. 98. «Детский альбом».

4. Майкапар С. Соч.28. «Бирюльки».

5. Мясковский Н. «10 очень легких пьес для фортепиано».

6. Слонов Ю. « Пьесы для детей».

3) Полифонические произведения.

1. Бах И. «Нотная тетрадь Анна Магдалены Бах»: Менуэт ре минор.

2. Беркович И. «25 легких пьес для фортепиано». Канон.

3. Моцарт. Менуэт. Бурре.

4. Слонов Ю. «Пьесы для детей»: полифоническая пьеса.

5. Школа для игры на фортепиано. Под ред. А.. Николаева.

4) Ансамбли

1.Барсукова С. Всадник.

2.Барсукова С. Снежный дом.

3.Геталова О. Белка.

4.Геталова О. Игрушечный медвежонок.

5.Геталова О. Прятки.

6.

Игнатьев В. Колыбельная.

9

7. Игнатьева В. Лепешки.

8.Корганов Т. Гамма - вальс.

9.Королькова И. Балалайка.

10.Королькова И. Серый волк.

11.Потапенко А. По грибы.

12.Римского-Корсакова Н. р.н.п. «Ладушки».

13.Р.н.п. Ходила младешенька.

14.Р.н.п. Во саду ли во городе.

15.Р.н.п. Как пошли наши подружки.

16.Соколова Н. Баба-яга.

17.Соколова Н. Земляника и лягушки.

18.Теличеева Е.Спите куклы.

19.Филиппенко А. Цыплята.

20. Хереско Л. Ледяная гора.

Второй год обучения

В течение учебного года ученик проходит 6 различных по форме и жанру

музыкальных произведений:

1-полифоническое произведение (или пьесы с элементами полифонии);

1-произведение крупной формы;

2-разнохарактерные пьесы;

2-этюда.

Подбор репертуара производится с учетом интересов учащегося.

Для технического развития пройти мажорные гаммы (до 2-х знаков) в

прямом

движении

каждой

рукой

отдельно

и

вместе

в

две

октавы,

в

противоположном

двумя

руками

от

одного

звука

при

симметричной

аппликатуре. Аккорды по 3 звука с обращением каждой рукой отдельно и

вместе в тех же тональностях.

Педагог

учит

выразительности

исполнения,

качественному

и

разнообразному звучанию. Внимание уделяется ритму, штрихам, динамике,

основным

темповым

обозначениям

и

терминам.

Ознакомление

с

педализацией. Продолжается работа над развитием игрового аппарата.

За учебный год ученик должен сыграть четыре зачета.

Первое полугодие – технический зачет, исполняется гамма на выбор, этюд.

Академический

зачет – исполняется полифония (или пьеса с элементами

полифонии) и пьеса.

Во втором полугодии – технический зачет, исполняется гамма и этюд,

проверяется знание музыкальной терминологии;

Промежуточная аттестация в форме академического концерта, исполняется

пьеса и крупная форма.

10

Примерные исполнительские программы

1 вариант

Рейнеке Н. Сонатина.

Чайковский П. Болезнь куклы.

2 вариант

Бах И. Менуэт ре минор.

Майкапар С. В садике.

3 вариант

Гедике А. Танец.

Перселл Г. Ария.

4 вариант

Дюбюк А. Русская песня с вариацией ля минор.

Шостакович Д. Марш.

5 вариант

Иордан И. Охота за бабочкой.

Лауменскене Е. Маленький менуэт.

По окончании второго года обучения ученик должен:

-играть пьесы различные по стилю, жанру;

-проявлять

индивидуальное

отношение

к

исполняемым

произведениям,

уметь определять характер.

-уметь с листа грамотно разбирать несложные произведения;

-знать основные музыкальные термины.

Примерный репертуарный список

1) Этюды.

1. Лемуан А. Соч. 37. Этюды №№1, 2, 6, 7, 10, 17, 27.

2. Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г. Гермера.

3. Шитте А. Соч. 108. «25 маленьких этюдов».

4. Юный пианист. Вып. 1. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона.

2) Пьесы.

1. Бетховен Л. Экоссезы.

2. Гайдн И. Менуэт соль мажор.

3. Гречанинов А.. Соч. 98. «Детский альбом».

4. Майкапар С. Соч. 28. «Бирюльки».

11

5. Чайковский П. « Детский альбом».

6.Школа

игры

на

фортепиано.

Для

второго

года

обучения.

Сост.

Н.

Кувшинников и М. Соколов.

7. Шуман Р. «Альбом для юношества».

3) Полифонические произведения.

1. Бах И. «Нотная тетрадь Анна Магдалены Бах».

2. Гендель Г. Две сарабанды: фа мажор, ре минор.

3.Сборник полифонических пьес. Тетрадь 1. Сост. и ред. С. Ляховицкая.

4.Свиридов Г. Альбом пьес для детей.

3. Слонов Ю. «Пьесы для детей»: полифоническая пьеса.

4) Произведения крупной формы.

1. Бетховен Л. Сонатина соль мажор, ч.1,2.

2. Гедике А. Соч. 36. Сонатина до мажор.

3. Гедике А. Соч. 46. Тема с вариациями.

4. Клементи М. Соч. 36, №1. Сонатина до мажор.

Третий год обучения

Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, чтения с

листа, звукоизвлечением и ритмическими особенностями.

За учебный год ученик должен пройти мажорные гаммы до 3-знаков в

прямом

движении

двумя

руками.

Минорные

параллельные

гаммы

натуральном, гармоническом и мелодическом виде) в прямом движении в две

октавы двумя руками. Хроматические гаммы каждой рукой отдельно (вместе)

на 2 октавы от всех клавиш; тонические трезвучия с обращениями по три

звука каждой рукой отдельно (вместе) на две октавы; арпеджио короткое по 4

звука с обращениями каждой рукой отдельно на две октавы.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 6

различных произведений.

1-Полифоническое произведение;

1-Произведение крупной формы;

2- разнохарактерные пьесы;

2-этюда.

За учебный год учащийся должен сдать четыре зачета:

В первом полугодии – технический зачет, исполняется этюд, гамма на

выбор.

Академический зачет – полифоническое произведение, пьеса.

Во втором полугодии – технический зачет, исполняется гамма на выбор и

этюд, проверяется знания музыкальной терминологии.

12

Промежуточная аттестация в форме академического концерта, исполняется

крупная форма и пьеса.

Примерные исполнительские программы

1 вариант

Бах И. Менуэт соль мажор.

Шуман Р. Веселый крестьянин.

2 вариант

Моцарт Л. Ария.

Стрибогг С. Вальс петушков.

3 вариант

Бетховен Л. Сонатина соль мажор.

Шопен Ф. Забытый вальс.

4 вариант

Клементи М. Соч.36 Сонатина до мажор 1 часть.

Савельев Ю. На тройке.

5 вариант

Рамо Ж. Менуэт соль мажор.

Кабалевский Д. Клоуны.

По окончании третьего года обучения ученик должен:

-достаточно подвижно исполнять технические произведения, гаммы (до трех

знаков), аккорды, арпеджио;

-проявлять

индивидуальное

отношение

к

исполняемым

произведениям;

определять характер, стилевые особенности;

-уметь грамотно с листа разбирать несложные произведения;

-уметь самостоятельно выполнять домашнее задания;

-владеть навыками педализации;

-знать основные темповые значения и музыкальные термины.

Примерный репертуарный список

1) Этюды.

1. Беркович И. «Маленькие этюды».

2. Гедике А. Соч. 32, 47 «Этюды».

3.Лемуан А. Соч. 37 «50 характерных прогрессивных этюдов».

4.Шитте А. Соч. 68. «25 маленьких этюдов».

13

2) Полифоническая произведения.

1. Бах. А.М. «Нотная тетрадь».

2. Бах. И.С. «Маленькие прелюдии и фуги».

3. Бах. Ф.Э. «Фантазия» до минор.

4. Сборник полифонических пьес. Тетрадь 1. Сост. и ред. С. Ляховицкая.

3) Крупная форма.

1. Беркович И. Сонатина до мажор.

2. Глиэр Р. Рондо, соч. 43.

3. Диабелли А. Соч. 15 Сонатина ля минор.

4.Кабалевский Д. Сонатина ля минор.

4. Клементи М. Сонатина До мажор.

6. Кулау Ф. Сонатины.

7. Майкапар С. «Вариации на русскую тему».

4) Пьесы.

1. Глиэр. Р. «Альбом фортепианных пьес».

2. Кабалевский Д. «Избранные пьесы».

3. Николаева Т. «Детский альбом»

4. Раков Н. Сборник «24 пьесы».

5.Советские композиторы - детям. Тетр. 2, сост. В. Натансон.

6.Хрестоматия педагогического репертуара за 2 класс.

7.Чайковский П. «Детский альбом»:

Болезнь куклы.

Новая кукла.

Немецкая песенка.

Четвертый год обучения

Продолжение

работы

по

чтению

с

листа,

подбор

по

слуху

знакомых

произведений

с

гармоническим

и

фактурным

оформлением.

Обязательно

проводить

работу

над

осознанной

художественной

интерпретацией

музыкального

образа,

стиля,

формы

исполняемых

музыкальных

произведений.

Проводить

работу

над

развитием

беглости

пальцев

на

материале

разнообразных

упражнений,

выбираемых

педагогом

с

учетом

индивидуальных возможностей ученика.

За учебный год учащийся должен пройти мажорные гаммы до 4-х знаков в

прямом движении (в противоположном движении гаммы с симметричной

аппликатурой) в 4 октавы; минорные гаммы (натуральные, гармонические,

мелодические) двумя руками в прямом движении. Тонические трезвучия с

обращениями, аккордами по 3 (4) звука; арпеджио короткое, длинное двумя

руками на две октавы, ломаное каждой рукой отдельно на 2 октавы.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 6

различных произведений.

14

1-полифоническое произведение;

1-произведение крупной формы;

2-разнохарактрные пьесы;

2-этюда.

За учебный год ученик должен сыграть один зачет в первом полугодии –

этюд и пьесу.

Во втором полугодии – итоговая аттестация в форме академического

концерта, исполняется полифония, крупная форма и пьеса.

Первый уровень сложности

Примерные исполнительские программы итоговой аттестации

1 вариант

Бах И. Маленькая прелюдия до мажор.

Хачатурян А. Андантино.

Шиндлер Ф. Сонатина до мажор соч. 157 №2.

2 вариант

Бах И. Полонез соль минор.

Бенда Г. Сонатина ля минор.

Шостакович Д. Шарманка.

3 вариант

Бенда Г. Менуэт соль минор.

Хачатурян А. Вечерняя сказка.

Холминов А. Вариации на РНТ «У ворот, ворот».

4 вариант

Бах И. Менуэт фа минор.

Кабалевский Д. Сонатина ля минор соч.27.

Пахульский Г. В мечтах.

5 вариант

Бах И. Менуэт до минор.

Бетховен Л. Сонатина фа мажор 1 часть.

Львов-Крмпанеец Д. Мамин вальс.

Для продвинутых учащихся может использоваться более высокий уровень

сложности программных требований.

15

Второй уровень сложности

Примерные исполнительские программы.

1 вариант

Кулау Ф. Вариации соль мажор.

Циполли Д. Фугетта ми минор.

2 вариант

Бах И. Прелюдия ре минор.

Бетховен Л. Сонатина фа мажор ч 2.

Глинка М. Чувства.

3 вариант

Гендель Г. Куранта.

Чайковский П.И. Песнь Жаворонка.

Чимороза Д. Соната соль мажор.

4 вариант

Глинка М. Двухголосная фуга ля минор.

Цильхер П. У гномов.

Шуман Р. Детская соната 1 часть.

5 вариант

Бах маленькая прелюдия ми минор.

Глиэр Р. В полях.

Моцарт соната до мажор.

По окончании четвертого года обучения ученик должен:

-достаточно подвижно исполнять технические произведения, гаммы (до 4-х

знаков), аккорды, арпеджио.

-проявлять

индивидуальное

отношение

к

исполняемым

произведениям;

определять характер, стилевые особенности;

-уметь с листа грамотно разбирать несложные произведения;

-уметь самостоятельно выполнять домашнее задания;

-владеть навыками педализации, приемами звукоизвлечения в медленных

канителенных пьесах;

-знать основные темповые значения и музыкальные термины.

Примерный репертуарный список

1) Этюды.

1. Беренс Г. Соч. 61 и 88, № 4-9,12,16,18-20, 25, 30.

2. Бертини А. Соч. 29 и 42, №1, 6, 7, 10, 13,14,17.

16

3. Лешгорн А. Соч. 66, №6, 7, 9, 12, 18, 19, 20.

4. Черни К. под редакцией Г. Гермера, № 6, 8,12.

5. Шитте Л. Соч. 68. «25 этюдов», № 18,19.

2) Пьесы.

1. Бах Ф.Э. Сольфеджио.

2. Глинка М. «Прощальный вальс» соль мажор.

3. Григ Э. Соч.12.«Лирические пьесы»: Ариэтта, Народный напев, Листок из

альбома.

4. Калинников В. Соч. 61. Грустная песенка.

5. Коровицын В. Первая проталинка, Серенада, Девичий хоровод.

6.Мендельсон Ф. Соч. 72. « Шесть детских пьес».

7.Парфёнов И. Шествие одуванчиков, В весеннем лесу, Сарабанда майского

жука.

8 Чайковский П. Соч. 39. «Детский альбом»: Утреннее размышление, Нянина

сказка, Сладкая греза, Баба-Яга, Игра в лошадки.

3) Полифонические произведения.

1. Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги. Тетр. 1: до мажор, фа мажор, ми

минор

2. Гендель Г. Двенадцать легких пьес: сарабанда, прелюдия, аллеманда.

3. Мясковский Н. Соч. 43. В старинном стиле (фуга).

4) Произведения крупной формы

1.Гайдн И. Каприччио.

2. Клементи М. Соч. 36. Сонатина ре мажор.

3. Кулау Ф. Соч. 59. Сонатина ля мажор.

4.Моцарт. Сонатины ля мажор, до мажор.

5. Чимароза Д. Сонатины: ля минор, си-бемоль мажор.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Выпускник должен иметь следующий уровень подготовки:

-владеть

основными

приемами

звукоизвлечения,

уметь

правильно

использовать их на практике;

-уметь

исполнять

произведение

в

характере,

соответствующем

данному

стилю и эпохе.

-уметь самостоятельно разбирать музыкальные произведения.

17

IV. Формы и методы контроля. Критерии оценок

Программа

предусматривает

текущий

контроль,

промежуточную

и

итоговую аттестации.

Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный

урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях

культурно-просветительской, творческой деятельности школы.

Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных

видов контроля, а также содержание контрольных мероприятий. Например,

промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один

раз в год.

При проведении итоговой аттестации может применяться форма экзамена.

Содержание экзамена является исполнение сольной программы.

Критерии оценок

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу,

следует учитывать:

-формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям

музыки;

-наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

-овладение

практическими

умениями

и

навыками

в

различных

видах

музыкально-исполнительской

деятельности:

в

сольном,

ансамблевом

исполнительстве, подборе аккомпанемента.

Критерии оценки - зачет/незачет, возможно с оценкой

(в соответствии с программными требованиями)

- уровень сложности музыкального произведения;

- выразительность исполнения;

- глубина содержания;

- ощущение чувства формы;

- ощущение чувства ритма;

- владения техническими навыками.

V.Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации преподавателям

Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет:

перейти

на

обучение

по

предпрофессиональной

программе,

продолжить

18

самостоятельные знания, музицировать для себя, участвовать в различных

самодеятельных

ансамблях.

Каждая

из

этих

целей

требует

особого

отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.

Занятия

в

классе

должны

сопровождаться

внеклассной

работой

прослушивание

музыкальных

записей,

просмотром

концертов

и

музыкальных фильмов.

Большое

значение

имеет

репертуар

ученика.

Нужно

выбирать

высокохудожественные

произведения,

разнообразные

по

форме

и

содержанию. Также нужно познакомить учащегося с историей фортепиано,

рассказать о выдающихся пианистах, композиторах.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для

изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предлагается, что

педагог

в

работе

над

репертуаром

будет

добиваться

различной

степени

завершённости

исполнения:

некоторые

произведения

должны

быть

подготовлены для публичного выступления, другие для показа в условиях

класса, третьи с целью ознакомления. Требования могут быть упрощены

соответственно

уровню

музыкального

и

технического

развития.

Данные

особые условия определяют содержание индивидуального учебного плана

учащегося.

Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся

получает

знания

музыкальной

грамоты,

основы

гармонии,

которые

применяются при подборе на слух. Методы работы над качеством звука

зависит от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени

развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.

Важным элементом обучения является накопление художественного

исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование

практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы.

6.1 Список рекомендуемой нотной литературы

1.

Альбом ученика-пианиста. Хрестоматия: учебно-методическое пособие

для 1 класса ООО Феникс г.Ростов-на-Дону, 2003

19

2.

Андреева

М.,

Конорова

Е.

«Первые

шаги

в

музыке»,

изд.

Москва

«Музыка» 2000

3.

Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой» изд. Москва «Инро-

вэйв» 2003

4.

Баренбойм

Л.

А.

«Путь

к

музицированию»,

изд.

Мо сква

«Композитор»1999

5.

Барсукова С. «Вместе весело шагать» для 3-4, 4-5 классов, изд. Феникс

2012

6.

Барток Б. «Детям», Москва «Музыка» 1998

7.

Бах И.С. «12 маленьких пьес» ред. Шабалиной, «Феникс» Ростов-на-

Дону 2000

8.

Бах

И.С.

«Маленькие

прелюдии

и

фуги»

ред.

Кувшинникова

Н.,

«Феникс» Ростов-на-Дону 2000

9.

Бах И.С. «Нотная тетрадь А.М. Бах», «Феникс» Ростов-на-Дону 2000

10.Березняк А.Д. «Первые шаги», изд. «Композитор» 2004

11.Борзенков А. «Начинаю играть на рояле», Москва «Музыка» 2001

12.Вальчук

Т.

«Вверх

по

музыкальным

ступенькам»

изд.

Москва

«Музыка», 2010

13.Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью» изд. «Композитор,

Санкт-Петербург» 2013

14.Глушенко

М.

«Волшебный

мир

фортепиано».

Тетрадь

12

изд.

«Композитор» СПб 2001

15.Гнесина Е.Д. «Этюды для начинающих», изд. Москва «Кифара» 1994

16.Гречанинов А. «Бусинки» детский альбом, изд. Москва «Музыка» 2000

17.«За роялем без педагога» пьесы и этюды вып. 1, изд. «Композитор»

СПб 2008

18.Камаева Т., Камаев А. Чтение с листа игровой курс, изд. Классика XXI.

19.Клементи М. сонатины для фортепиано, редакция Руббаха А.Г., изд.

Музыка Москва 1970

20.Коровицын В. «Детский альбом», ООО Феникс г. Ростов-на Дону, 2010

21.Майкапар С. «Первые шаги» (ансамбли), изд. Москва «Музыка» 1998

22.Милич

Б.

хрестоматии

для

фортепиано

1-4

классы,

изд.

Москва

«Кифара» 2000

23.Музыкальные жемчужины. Полифония. Крупная форма, изд.

«Композитор» СПб 2009

24.Парфенов

И.А.

Альбом

фортепианной

музыки

для

учащихся

3-4

классов ДМШ, изд. «Композитор» СПб 1997

25.Прокофьев С. «Детская музыка», Москва «Музыка» 1980

26.Полифонические пьесы. Хрестоматия 3-7 классы изд. «Композитор»

СПб 2003

27.Пьесы русских, советских, зарубежных композиторов вып. 1, Л., 1990.

28.Савельев Ю. фортепианные пьесы для детей, Москва «Владос» 2005.

29.Соколова Н. «Ребенок за роялем», Москва «Советский композитор»

1989

20

30. ТургеневаЭ.Ш., Малюков А.Н. «Пианист-фантазер» 1-2 части, Москва

Владос 2002

31.Хрестоматия для фортепиано 2,3,4 классы ДМШ, сост. Любомурова

Н.А., Москва 1990

32.Хрестоматия

педагогического

репертуара,

сост.

Цыганова

Г.,

ООО

Феникс Ростов-на Дону 2010

33.Чайковский П.И. Детский альбом, изд. Москва «Композитор» 1987

34.Черни К. этюды для фортепиано ор 299, Москва «Кифара»1996

35.Шостакович

Д.

Нетрудные

пьесы

вып.1,

сост.

Атовмьянова.,

ред.

Руббаха А., Москва 1975

36.Этюды для фортепиано 1-3 классы, Москва «Кифара» 1998

6.2 Списки рекомендуемой методической литературы

1.

Браудо И.А. Полифоническая тетрадь. М.: Музыка, 1966

2.

Гат И. Техника фортепианной игры. М.-Будапешт, 1967

3.

Голубовская Н.И. Искусство педализации. Л.: Музыка, 1985

4.

Гофман И. Фортепианная игра. М., 1961

5.

Гутерман В. Возвращение к творческой жизни. Екатеринбург, 1994

6.

Калинина Н.П.. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. М.:

Музыка, 1974

7.

Коган Г. Работа пианиста. М., 1979

8.

Коган Г. У врат мастерства. М., 1977

9.

Королькова

И.С.

«Я

буду

пианистом»:

Методическое

пособие

для

обучения нотнойграмоте и игре на фортепиано.

10.Корто А. О фортепианном искусстве. Сост. и ред. К.Аджемов. М., 1965

11.Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе

специального фортепиано. М., 1966

12.Кременштейн Б. Педагогика Г.Нейгауза. М., 1984

13.Ландовска В. «О музыке». Сост. Дениз Ресто, перевод А. Е. Майкапара.

14.Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. М.:Музыка, 1971

15.Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.:

Музыка, 1988

16.Любомудрова

Н.А.

Методика

обучения

игре

на

фортепиано.

М.:Музыка, 1982

17.Ляховицкая С. О педагогическом мастерстве. Л., 1963

18.Майкапар С. Как работать на рояле. Л.: Музгиз, 1963

19.Малинковская А.В. Фортепианно - исполнительское интонирование.

М.: Музыка, 1990

20.Милич Б.Е. Воспитание пианиста. Киев: Музична Украiна, 1964.

21.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд.5. М.: Музыка, 1988

22.Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории

пианизма. М.: Музыка, 1980

21

23.Ройзман Л. И. «Об исполнении украшений в произведениях Старинных

композиторов».

24.Савшинский

С.И.

Работа

над

музыкальным

произведением.

Л.:

Сов.комп., 1961

25. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. М.:Сов.комп., 1989

26. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Музыка, 1984

22



В раздел образования