Напоминание

Ударение. Ударные и безударные слоги. 1 класс


Автор: Батожаргалова Баирма Тогоновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Будуланская СОШ"
Населённый пункт: с.Будулан, Агинский район,Забайкальский край
Наименование материала: Разработка урока
Тема: Ударение. Ударные и безударные слоги. 1 класс
Раздел: начальное образование





Назад





Конспект урока русского языка в 1 классе " Слог.Ударение". Система

Л.В. Занкова.

Тема урока: Ударение. Ударные и безударные слоги.



Цель:
создать условия для формирования у учащихся представления о смыслоразличительной роли словесного ударения.
Задачи:
1)обучающая:

способствовать формированию умения определять ударные гласные в слове; показать его подвижность и смыслоразличительную роль, дать понятие об омонимах. Познакомить с понятием «ударный гласный» и «безударный гласный». 2)развивающая: содействовать развитию познавательной активности, орфографической зоркости, фонематического слуха, развитию звукового анализа и синтеза; 3)воспитывающая: воспитывать положительный навык коллективного труда, взаимодействия и взаимопомощи, бережное отношение к природе, окружающему миру;
Планируемые результаты
(универсальные учебные действия) Личнoстные: знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни;иметь представление о причинах успеха в учебе; Регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; Познавательные: в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме; составлять целое из его частей;на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;соотносить изучаемый материал с собственным опытом. Коммуникативные: адекватно реагировать на обращение учителя; использовать в общении правила вежливости; участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре); иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;формулировать собственное мнение и позицию; Предметные задачи: Закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию, свойство разноместности. Упражнять в разграничении слов, различающихся ударением. Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги. Развивать речь, обогащать словарный запас. Работать над нормами правильного произношения.

Ход урока
1.Мотивационно-ориентационный Мы – умные! Мы пришли сюда учиться, Мы – дружные! Не лениться, а трудиться. Мы – внимательные! Работаем старательно, Мы – старательные! Слушаем внимательно. Мы отлично учимся Всё у нас получится! 2.Организует проверку готовности к уроку. Ноги прямо я поставлю, Локоточки разведу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я примусь. - Ребята, кто хорошо готов к уроку? Проверяют готовность к уроку и правильную посадку при письме. 2.Минутка чистописания. и ц - Какие буквы будем писать сегодня? - Чем похожи буквы? Чем отличаются? Запишите буквы красиво и аккуратно. 3 .Постановка целей и задач урока. Слайд 2
Очень звОнок

наш звонОк,

начинаем наш урок.
-Что интересного заметили? Кто сможет назвать тему нашего урока? Ударение. - Послушайте слова, назовите слог, который звучит громче. Хором. Маша, сова, школа, гора, парта, рама, лиса - Правильно ли произнесено это слово? Почему? - А что надо сделать, чтобы его произнести правильно? - Сегодня мы с вами будем исследовать ударение , для чего же нужно ударение, какова его роль. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить. 4. Изучение нового материала. 1) Определим цель урока: Слайд 3 - Что такое ударение? - Какую роль играет ударение? - В каких словах ставится ударение?
Картинный диктант
. Слайды 4-9 К нам пришли звери. Появляется картинка, вы записываете слово- название животного и ставите в слове ударение.

Лиса, заяц, белка, медведи, волк, хорёк.
- Проверка. - Над всеми ли словами вы поставили знак ударения? Почему? (Не ставится ударение над односложными словами и над буквой ё.) - Давайте выясним сначала,
что такое ударение.
Слайд 10 У Кати хорошие игрушки. Кати шар ко мне. У Маши цветы в комнате. Не маши палкой. Вот тут лежат пилы. У нас нет пилы. Слайд 11
Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове.

Физкультминутка
Слайд 12 - Давайте приготовим свои пальчики для работы, помассируем их: Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папа, Этот пальчик – мама, Этот пальчик – Я. Вот и вся моя семья. (Дети массируют поочередно каждый пальчик)
Для чего нужно ударение? Расставьте ударение.
Слайд 13 Печка, карточка, замок, молоко, пружина, стул, ракета, атлас, кустарник, машина, молоко, учебник, ирис. - Сделайте вывод, что же такое ударение? Ударение – главный работник в словах. 3) - А теперь давайте выясним,
какую роль играет ударение
. Слайд 14 Замок – замок Мука – мука Атлас – атлас Ирис – ирис Иногда ударение меняет значение слова: Слайд 15 Клубы (танцевальные) Клубы (пара, дыма) - Ребята, что может случиться, если ударение будет менять свое место в слове? - Давайте проверим, так ли это. Работа в группах. - Я предлагаю вам поработать в группах. Каждой группе я даю карточку, в которой написаны слова. Посоветовавшись, вы должны поставить ударение над словами. По окончании выполнения задания, один представитель от каждого ряда выйдет к доске и зачитает слова, выделив ударение. - Как думаете, что произойдет со словами, в которых ударение поменяло свое место? (На доске спроектированы картинки к стихам.) - Сделайте вывод.

Карточка1 Карточка2
Скорей, сестра, на рыб взгляни, От удивленья ахнул кок Попались на крючок они. И почесал затылок: В ведёрко руку окуни, Капустный бросился вилок Не бойся, это окуни. Вскачь от ножей и вилок.
Карточка3 Карточка4
За окном Было ясно Метель мела, И светло. Снег несла, Солнце село В трубе гудела. За село, Стало всё День с собою Белее мела. Увело.
Рассказ учителя. Слайд 16
Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение? Рассказать? Тогда слушайте. Собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить Ударных Дел Мастера и он очень обиделся. Когда слова стали выступать, Ударных Дел Мастер вдруг выскочил откуда-то и закричал: – Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас! Слова ему не поверили.: Мы тебя не боимся, что ты можешь сделать. Ведь ударение– это же просто черточка.Ударных Дел Мастер рассердился и стал перепрыгивать с одного слога на другой. И посмотрите, что стало твориться со словами . Учитель демонстрирует картинки, а дети произносят слова хором. - Тогда поняли слова, что ударение изменяет смысл слов и попросили прощение у Ударных дел мастера. Слайды 17-19 (замок, атлас, ирис) 4) Как вы думаете, во всех ли словах надо ставить ударение или это необязательно? -Давайте это выясним,
В каких словах ставится ударение?
- Я предлагаю вам слова. В каждом слове спряталось животное или птица. Найди их и напишите эти слова. Надо ли в этих словах ставить ударение? Почему? - Сделайте вывод. Слайд 20 В каких словах ставится ударение. В каждом слове спряталось животное, насекомое или птица. Найди их и напиши эти слова. Телевизор, коньки, листок, мужчина, ракета, чертёж, стрижка. (Лев, конь, лис, уж, рак, ёж, стриж).
Слайд 21 Знак ударения не ставится над словом из одного слога и над буквой ё.
5. Физминутка.

Слайд 22
Солнце село за село Нам ужасно повезло, Что в гости к ударению сходили И все его секреты мы раскрыли Принц Ударение, конечно, «молодец», А каждый из нас молодец.
Миниатюра (читает учитель)
– Однажды с учеником первого класса произошёл такой случай. Мальчик заболел. – Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять. Он взял бутылочку с лекарством и прочитал: «Три раза в день по одной чайной ложке. После приёма пищи». И запищал Вбежала мама. – Что случилось, сынок? Почему ты пищишь? – А я лекарство принял. А здесь написано: «После приёма пищи». – Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочёл. – Как нужно было прочитать инструкцию? 6 .Рефлексия деятельности. Самостоятельная работа. Поставить над словами знак ударения. Малина, арбуз, комната, стол, берёза, школа, шоколад, ель, пенал, эхо. -Что нового узнали на уроке сегодня? -Что было интересным для вас? -На следующем занятии мы продолжим речь об ударении. Я хочу сказать спасибо за урок и послушайте стихотворение про ударение. А теперь про ударенье Сочиним стихотворенье: Ударный слог, ударный слог… Он назван так недаром. Эй, невидимка – молоток. Отметь его ударом! И молоток стучит, стучит, И чётко речь моя звучит. Итог урока. Домашнее задание. Упражнение 38.


В раздел образования