Автор: Батожаргалова Баирма Тогоновна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Будуланская СОШ" Населённый пункт: с.Будулан, Агинский район,Забайкальский край Наименование материала: Разработка урока Тема: Ударение. Ударные и безударные слоги. 1 класс Раздел: начальное образование
Конспект урока русского языка в 1 классе " Слог.Ударение". Система
Л.В. Занкова.
Тема урока: Ударение. Ударные и безударные слоги.
Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о
смыслоразличительной роли словесного ударения.
Задачи:
1)обучающая: способствовать формированию умения определять ударные
гласные в слове; показать его подвижность и смыслоразличительную роль,
дать понятие об омонимах. Познакомить с понятием «ударный гласный» и
«безударный гласный».
2)развивающая: содействовать развитию познавательной активности,
орфографической зоркости, фонематического слуха, развитию звукового
анализа и синтеза;
3)воспитывающая: воспитывать положительный навык коллективного труда,
взаимодействия и взаимопомощи, бережное отношение к природе,
окружающему миру;
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личнoстные:
знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни;иметь представление о
причинах успеха в учебе;
Регулятивные:
принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные
учителем ориентиры действия в учебном материале;оценивать совместно с учителем
результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Познавательные:
в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме; составлять целое из
его частей;на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному
основанию;устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;соотносить изучаемый
материал с собственным опытом.
Коммуникативные:
адекватно реагировать на обращение учителя; использовать в общении правила
вежливости; участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной,
фронтальной, в паре); иметь представление о возможности договариваться, приходить к
общему решению;формулировать собственное мнение и позицию;
Предметные задачи:
Закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию, свойство
разноместности. Упражнять в разграничении слов, различающихся ударением.
Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги. Развивать речь,
обогащать словарный запас. Работать над нормами правильного произношения.
Ход урока
1.Мотивационно-ориентационный
Мы – умные! Мы пришли сюда учиться,
Мы – дружные! Не лениться, а трудиться.
Мы – внимательные! Работаем старательно,
Мы – старательные! Слушаем внимательно.
Мы отлично учимся
Всё у нас получится!
2.Организует проверку готовности к уроку.
Ноги прямо я поставлю,
Локоточки разведу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
-
Ребята, кто хорошо готов к уроку?
Проверяют готовность к уроку и правильную посадку при письме.
2.Минутка чистописания.
и ц
- Какие буквы будем писать сегодня?
- Чем похожи буквы? Чем отличаются? Запишите буквы красиво и аккуратно.
3 .Постановка целей и задач урока. Слайд 2
Очень звОнок
наш звонОк,
начинаем наш урок.
-Что интересного заметили? Кто сможет назвать тему нашего урока? Ударение.
- Послушайте слова, назовите слог, который звучит громче. Хором.
Маша, сова, школа, гора, парта, рама, лиса
- Правильно ли произнесено это слово? Почему?
- А что надо сделать, чтобы его произнести правильно?
- Сегодня мы с вами будем исследовать ударение , для чего же нужно ударение, какова его
роль. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.
4. Изучение нового материала.
1) Определим цель урока: Слайд 3
- Что такое ударение?
- Какую роль играет ударение?
- В каких словах ставится ударение?
Картинный диктант . Слайды 4-9
К нам пришли звери. Появляется картинка, вы записываете слово- название животного и ставите в
слове ударение.
Лиса, заяц, белка, медведи, волк, хорёк.
- Проверка.
- Над всеми ли словами вы поставили знак ударения? Почему?
(Не ставится ударение над односложными словами и над буквой ё.)
- Давайте выясним сначала, что такое ударение. Слайд 10
У Кати хорошие игрушки. Кати шар ко мне.
У Маши цветы в комнате. Не маши палкой.
Вот тут лежат пилы. У нас нет пилы.
Слайд 11
Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове.
Физкультминутка Слайд 12
- Давайте приготовим свои пальчики для работы, помассируем их:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – Я.
Вот и вся моя семья. (Дети массируют поочередно каждый пальчик)
Для чего нужно ударение? Расставьте ударение. Слайд 13
Печка, карточка, замок, молоко, пружина, стул, ракета, атлас, кустарник, машина,
молоко, учебник, ирис.
- Сделайте вывод, что же такое ударение?
Ударение – главный работник в словах.
3) - А теперь давайте выясним,
какую роль играет ударение .
Слайд 14
Замок – замок
Мука – мука
Атлас – атлас
Ирис – ирис
Иногда ударение меняет значение слова: Слайд 15
Клубы (танцевальные)
Клубы (пара, дыма)
- Ребята, что может случиться, если ударение будет менять свое место в слове?
- Давайте проверим, так ли это.
Работа в группах.
- Я предлагаю вам поработать в группах. Каждой группе я даю карточку, в которой
написаны слова. Посоветовавшись, вы должны поставить ударение над словами. По
окончании выполнения задания, один представитель от каждого ряда выйдет к доске и
зачитает слова, выделив ударение.
- Как думаете, что произойдет со словами, в которых ударение поменяло свое место?
(На доске спроектированы картинки к стихам.)
- Сделайте вывод.
Карточка1 Карточка2
Скорей, сестра, на рыб взгляни, От удивленья ахнул кок
Попались на крючок они. И почесал затылок:
В ведёрко руку окуни, Капустный бросился вилок
Не бойся, это окуни. Вскачь от ножей и вилок.
Карточка3 Карточка4
За окном Было ясно
Метель мела, И светло.
Снег несла, Солнце село
В трубе гудела. За село,
Стало всё День с собою
Белее мела. Увело.
Рассказ учителя. Слайд 16
Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение?
Рассказать? Тогда слушайте.
Собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли
слова пригласить Ударных Дел Мастера и он очень обиделся. Когда слова стали выступать,
Ударных Дел Мастер вдруг выскочил откуда-то и закричал:
– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!
Слова ему не поверили.:
Мы тебя не боимся, что ты можешь сделать. Ведь ударение– это же просто
черточка.Ударных Дел Мастер рассердился и стал перепрыгивать с одного слога на
другой. И посмотрите, что стало твориться со словами
.
Учитель демонстрирует картинки, а дети произносят слова хором.
- Тогда поняли слова, что ударение изменяет смысл слов и попросили прощение у Ударных
дел мастера.
Слайды 17-19 (замок, атлас, ирис)
4) Как вы думаете, во всех ли словах надо ставить ударение или это необязательно?
-Давайте это выясним, В каких словах ставится ударение?
- Я предлагаю вам слова. В каждом слове спряталось животное или птица. Найди их и
напишите эти слова. Надо ли в этих словах ставить ударение? Почему?
- Сделайте вывод.
Слайд 20
В каких словах ставится ударение. В каждом слове спряталось животное, насекомое или
птица. Найди их и напиши эти слова.
Телевизор, коньки, листок, мужчина, ракета, чертёж, стрижка. (Лев, конь, лис, уж, рак, ёж,
стриж).
Слайд 21
Знак ударения не ставится над словом из одного слога и над буквой ё.
5. Физминутка.
Слайд 22
Солнце село за село
Нам ужасно повезло,
Что в гости к ударению сходили
И все его секреты мы раскрыли
Принц Ударение, конечно, «молодец»,
А каждый из нас молодец.
Миниатюра (читает учитель)
– Однажды с учеником первого класса произошёл такой случай.
Мальчик заболел.
– Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять.
Он взял бутылочку с лекарством и прочитал: «Три раза в день по одной чайной ложке. После
приёма пищи». И запищал
Вбежала мама.
– Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?
– А я лекарство принял. А здесь написано: «После приёма пищи».
– Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочёл.
– Как нужно было прочитать инструкцию?
6 .Рефлексия деятельности.
Самостоятельная работа. Поставить над словами знак ударения.
Малина, арбуз, комната, стол, берёза, школа, шоколад, ель, пенал, эхо.
-Что нового узнали на уроке сегодня?
-Что было интересным для вас?
-На следующем занятии мы продолжим речь об ударении.
Я хочу сказать спасибо за урок и послушайте стихотворение про ударение.
А теперь про ударенье
Сочиним стихотворенье:
Ударный слог, ударный слог…
Он назван так недаром.
Эй, невидимка – молоток.
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И чётко речь моя звучит.
Итог урока. Домашнее задание. Упражнение 38.