Напоминание

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ


Автор: Месропян Марина Ашотовна
Должность: студентка 3 курса
Учебное заведение: Ставропольского государственного педагогического института
Населённый пункт: г. Ставрополя
Наименование материала: статья
Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Раздел: полное образование





Назад




ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ

ВИДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Ученые

современности

изучают

психологическое

сопровождение

личности в критических ситуациях, а именно исследования направлены на

выявления условий, видов и способов психологического сопровождения.

В толковом словаре С.И. Ожегова слово "сопровождать" определяется

как: сопутствовать чему-либо, следовать вместе.

Следовательно, психологическое сопровождение можно трактовать как

движение

рядом

с

личностью,

а

иногда

и

немного

наперед.

Оно

осуществляется

для того, чтобы ребенок или взрослый человек понимал

пути решения какой-либо стрессовой ситуации. Нельзя не отметить, что

сопровождение ориентируется

на создание благоприятных и безопасных

(психологических, педагогических и социальных) условий жизни, особенно

это касается детей «группы риска», незащищенных лиц, лиц уязвимых к

стрессу,

детей

и

подростков

с

ООП

(особыми

образовательными

потребностями).

Часть

слова

«со»

реализуется

в

значении

«вместе»,

так

и

в

психологической службе психолог совместно с ребенком преодолевает те или

иные трудности.

Психолог занимает главное место в психологическом сопровождении,

так как его цель - создать благоприятные

условия

для возможности

справиться с стрессовой ситуацией и минимизировать его воздействие на

психику ребенка. Мы хотим подчеркнуть, что сам феномен «психологическое

сопровождение» обозначает следующее: помогать нужно лишь тому, что уже

имеется

в

наличии

(но

на

недостаточном

уровне),

т.е.

сопровождается

«самодвижение»,

самостоятельность

личности

при

преодолении

стрессу.

Почему

это

так

важно?

Так

как

чрезмерное

вмешательство

или

неоправданная опека может привести к иждивенческому настрою у личности,

в дальнейшем это может повлиять на виктимизацию личности, которая будет

проявляться на закреплении и установки поведения жертвы.

Исходя

из

вышеизложенного

можно

сделать

вывод,

ч то

психологическое

сопровождение

при

стрессе

является

пролонгированной

психологической

помощью,

потому

как

процесс

направлен

на

создание

безопасных и благоприятных условий, когда личность самостоятельно может

найти выход из стрессовой ситуации.

Целью

данного

психологического

направления

является

обучение

людей

самостоятельности

при

решении

возникающих

проблем,

базисная

основа которого заключается в глубоком познании собственных ресурсов и в

адекватной оценке окружающей среды.

Главное

отличие

психологического

сопровождения

от

других

видов

психолого-педагогической

деятельности

заключается

в

том,

что

клиент

самостоятельно определяет и решает ту или иную проблему, роль психолога в

данном случае сводится к тому, чтобы поддерживать и направлять человека.

При этом ответственность за каждое совершенное действие ложится на плечи

клиента, становится субъектом жизнедеятельности. В данном случае речь

идет о таком компоненте психологического благополучия личности в целом

как автономия.

В

своих

исследованиях

О.А.

Сергеева

отмечала,

что

автономия

личности

является

неотъемлемой

частью

бытия

человека,

и

ее

суть

заключается в следующем:

- самостоятельное целеполагание;

- осознанность поведения;

- развитие рефлексии;

- гибкость и креативность мышления и деятельности.

Автономия является адаптационным механизмом личности к постоянно

меняющим

условиям

среды,

частно

носящих

стрессовые

компоненты,

которые определяют развитие личности в целом/

Под

автономией

понимается

не

только

способность

брать

на

себя

какую-

либо

ответственность,

но

и

быть

самостоятельным

в

принятии

решении,

рефлексировать,

а

также

корректировать

свое

поведение

в

зависимости от ситуации.

Автономия человека вобрала в себя большое количество навыков и

умений,

таких

как:

владение

стратегиями

и

приемами

преодоления

стрессовых

ситуаций,

позитивное

отношение

к

собственной

жизни,

способность к рефлексии, способность к принятию сложных решений и т.д.

Таким образом, подчеркивая самостоятельность в принятии решений и

последующих действиях при совладении со стрессами, можно акцентировать

внимание

на

основной

сути

психологического

сопровождения,

основы

которого

в

свою

очередь

касаются

ядра

личности.

Психологическое

сопровождение, как мы выше описывали, это пролонгированная помощь,

довольно длительный процесс с привлечением специалистов и ближайшего

окружения

в

особенно

тяжелых

случаях

(например,

при

нарушениях

психологического, физического здоровья).

Подобного

рода

психологическая

помощь

затрагивалась

в

клиентцентрированной психологии К. Роджерса, которая определялась им как

«помогающие отношения».

Помогающие отношения –

это такой вид отношений, при которых

одна из сторон стремится

к более «тонкому» пониманию себя или обоих

участников отношений в сторону познания своих внутренних ресурсов и

применения их.

К. Роджерс отмечал, что помогающие отношения возникают на основе

искренности, а именно: чем искреннее выстроен диалог, тем продуктивнее

становятся эти отношения для обеих сторон. Также помимо искренности К.

Роджерс отмечал такое понятие как «принятие», под которым понимается

теплое, положительные отношение к человеку, который является ценностью,

несмотря на внешние недостатки, состояние здоровья и т.д. Такое принятие

создает

искреннюю

и

теплую

атмосферу,

которая

необходима

как

при

помогающих

отношениях,

так

и

при

психологическом

сопровождении

личности в стрессовых ситуациях. Также свобода и понимание по мнению К.

Роджерса

являются

основными

компонентами

помогающих

отношений,

следовательно, и в психологическом сопровождении.

Чтобы

дать

более

точное

обозначение

психологиче скому

сопровождению в стрессовых ситуациях, такие отношения можно назвать

понимающими, так как для психолога понимание это процедура, которая

позволяет

личности

постигать

и

порождать

смысл,

базовым

условием

которого

является

активизация

процессов

мышления

в

коммуникативной

деятельности и в рефлексии.

В свою очередь понимание — это уникальное понятие, так как оно

является

и

процессом,

и

результатом

познания

конкретной

жизненной

ситуации человека во всей ее целостности и полноте.

Опираясь на

имеющиеся знания, работа «понимающих отношений»

может

считаться

наиболее

приемлемой,

если

в

процессе

сопровождения

психолог дает возможность человеку самостоятельно и ответственно решать

проблемы.

Подводя итоги вышеизложенному, хочется отметить: психологическое

сопровождение

длительная

психологическая

помощь,

процесс,

направленный

на

создание

безопасных

условий,

при

которых

предоставляется возможным преодоление стрессовых ситуаций и выход из

негативного

социального

поля

в

мир

взаимоотношений,

взаимодействия,

активного расширения социальных контактов, ответственности и автономии

мир самостоятельности.

Список литературы

1.

Ожегов

С.

И.

Словарь

русского

языка.

М.:

Советская

энциклопедия, 1973.

2.

Орехова

Т.С.

Поговорим

о

доверии

//

Студенческий

форум:

электрон. научн. журн. 2019. № 27(78).

3.

Роджерс К. Становление личности. Взгляд па психотерапию / пер.

с англ. М. Злотиик.М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

4.

Сергеева О. А. Значение автономии личности для личностного и

профессиональногоразвития студента // Психология и современное общество:

взаимодействие как путь взаимо-развития : материалы 2-й Международной

научно-практической конференции. СПб.: Изд-воСПбИУиП. 2007. Ч. И. С.

154-158.



В раздел образования