Автор: Месропян Марина Ашотовна
Должность: студентка 3 курса
Учебное заведение: Ставропольского государственного педагогического института
Населённый пункт: г. Ставрополя
Наименование материала: статья
Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Раздел: полное образование
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ
ВИДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Ученые
современности
изучают
психологическое
сопровождение
личности в критических ситуациях, а именно исследования направлены на
выявления условий, видов и способов психологического сопровождения.
В толковом словаре С.И. Ожегова слово "сопровождать" определяется
как: сопутствовать чему-либо, следовать вместе.
Следовательно, психологическое сопровождение можно трактовать как
движение
рядом
с
личностью,
а
иногда
и
немного
наперед.
Оно
осуществляется
для того, чтобы ребенок или взрослый человек понимал
пути решения какой-либо стрессовой ситуации. Нельзя не отметить, что
сопровождение ориентируется
на создание благоприятных и безопасных
(психологических, педагогических и социальных) условий жизни, особенно
это касается детей «группы риска», незащищенных лиц, лиц уязвимых к
стрессу,
детей
и
подростков
с
ООП
(особыми
образовательными
потребностями).
Часть
слова
«со»
реализуется
в
значении
«вместе»,
так
и
в
психологической службе психолог совместно с ребенком преодолевает те или
иные трудности.
Психолог занимает главное место в психологическом сопровождении,
так как его цель - создать благоприятные
условия
для возможности
справиться с стрессовой ситуацией и минимизировать его воздействие на
психику ребенка. Мы хотим подчеркнуть, что сам феномен «психологическое
сопровождение» обозначает следующее: помогать нужно лишь тому, что уже
имеется
в
наличии
(но
на
недостаточном
уровне),
т.е.
сопровождается
«самодвижение»,
самостоятельность
личности
при
преодолении
стрессу.
Почему
это
так
важно?
Так
как
чрезмерное
вмешательство
или
неоправданная опека может привести к иждивенческому настрою у личности,
в дальнейшем это может повлиять на виктимизацию личности, которая будет
проявляться на закреплении и установки поведения жертвы.
Исходя
из
вышеизложенного
можно
сделать
вывод,
ч то
психологическое
сопровождение
при
стрессе
является
пролонгированной
психологической
помощью,
потому
как
процесс
направлен
на
создание
безопасных и благоприятных условий, когда личность самостоятельно может
найти выход из стрессовой ситуации.
Целью
данного
психологического
направления
является
обучение
людей
самостоятельности
при
решении
возникающих
проблем,
базисная
основа которого заключается в глубоком познании собственных ресурсов и в
адекватной оценке окружающей среды.
Главное
отличие
психологического
сопровождения
от
других
видов
психолого-педагогической
деятельности
заключается
в
том,
что
клиент
самостоятельно определяет и решает ту или иную проблему, роль психолога в
данном случае сводится к тому, чтобы поддерживать и направлять человека.
При этом ответственность за каждое совершенное действие ложится на плечи
клиента, становится субъектом жизнедеятельности. В данном случае речь
идет о таком компоненте психологического благополучия личности в целом
как автономия.
В
своих
исследованиях
О.А.
Сергеева
отмечала,
что
автономия
личности
является
неотъемлемой
частью
бытия
человека,
и
ее
суть
заключается в следующем:
- самостоятельное целеполагание;
- осознанность поведения;
- развитие рефлексии;
- гибкость и креативность мышления и деятельности.
Автономия является адаптационным механизмом личности к постоянно
меняющим
условиям
среды,
частно
носящих
стрессовые
компоненты,
которые определяют развитие личности в целом/
Под
автономией
понимается
не
только
способность
брать
на
себя
какую-
либо
ответственность,
но
и
быть
самостоятельным
в
принятии
решении,
рефлексировать,
а
также
корректировать
свое
поведение
в
зависимости от ситуации.
Автономия человека вобрала в себя большое количество навыков и
умений,
таких
как:
владение
стратегиями
и
приемами
преодоления
стрессовых
ситуаций,
позитивное
отношение
к
собственной
жизни,
способность к рефлексии, способность к принятию сложных решений и т.д.
Таким образом, подчеркивая самостоятельность в принятии решений и
последующих действиях при совладении со стрессами, можно акцентировать
внимание
на
основной
сути
психологического
сопровождения,
основы
которого
в
свою
очередь
касаются
ядра
личности.
Психологическое
сопровождение, как мы выше описывали, это пролонгированная помощь,
довольно длительный процесс с привлечением специалистов и ближайшего
окружения
в
особенно
тяжелых
случаях
(например,
при
нарушениях
психологического, физического здоровья).
Подобного
рода
психологическая
помощь
затрагивалась
в
клиентцентрированной психологии К. Роджерса, которая определялась им как
«помогающие отношения».
Помогающие отношения –
это такой вид отношений, при которых
одна из сторон стремится
к более «тонкому» пониманию себя или обоих
участников отношений в сторону познания своих внутренних ресурсов и
применения их.
К. Роджерс отмечал, что помогающие отношения возникают на основе
искренности, а именно: чем искреннее выстроен диалог, тем продуктивнее
становятся эти отношения для обеих сторон. Также помимо искренности К.
Роджерс отмечал такое понятие как «принятие», под которым понимается
теплое, положительные отношение к человеку, который является ценностью,
несмотря на внешние недостатки, состояние здоровья и т.д. Такое принятие
создает
искреннюю
и
теплую
атмосферу,
которая
необходима
как
при
помогающих
отношениях,
так
и
при
психологическом
сопровождении
личности в стрессовых ситуациях. Также свобода и понимание по мнению К.
Роджерса
являются
основными
компонентами
помогающих
отношений,
следовательно, и в психологическом сопровождении.
Чтобы
дать
более
точное
обозначение
психологиче скому
сопровождению в стрессовых ситуациях, такие отношения можно назвать
понимающими, так как для психолога понимание это процедура, которая
позволяет
личности
постигать
и
порождать
смысл,
базовым
условием
которого
является
активизация
процессов
мышления
в
коммуникативной
деятельности и в рефлексии.
В свою очередь понимание — это уникальное понятие, так как оно
является
и
процессом,
и
результатом
познания
конкретной
жизненной
ситуации человека во всей ее целостности и полноте.
Опираясь на
имеющиеся знания, работа «понимающих отношений»
может
считаться
наиболее
приемлемой,
если
в
процессе
сопровождения
психолог дает возможность человеку самостоятельно и ответственно решать
проблемы.
Подводя итоги вышеизложенному, хочется отметить: психологическое
сопровождение
—
длительная
психологическая
помощь,
процесс,
направленный
на
создание
безопасных
условий,
при
которых
предоставляется возможным преодоление стрессовых ситуаций и выход из
негативного
социального
поля
в
мир
взаимоотношений,
взаимодействия,
активного расширения социальных контактов, ответственности и автономии
мир самостоятельности.
Список литературы
1.
Ожегов
С.
И.
Словарь
русского
языка.
М.:
Советская
энциклопедия, 1973.
2.
Орехова
Т.С.
Поговорим
о
доверии
//
Студенческий
форум:
электрон. научн. журн. 2019. № 27(78).
3.
Роджерс К. Становление личности. Взгляд па психотерапию / пер.
с англ. М. Злотиик.М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
4.
Сергеева О. А. Значение автономии личности для личностного и
профессиональногоразвития студента // Психология и современное общество:
взаимодействие как путь взаимо-развития : материалы 2-й Международной
научно-практической конференции. СПб.: Изд-воСПбИУиП. 2007. Ч. И. С.
154-158.