Напоминание

Применение технологии проблемного обучения на уроках учебной практики по профессии автомеханик


Автор: Митерева Валентина Михайловна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: Курский электромеханический техникум
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: статья
Тема: Применение технологии проблемного обучения на уроках учебной практики по профессии автомеханик
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Применение технологии проблемного обучения на уроках

учебной практики по профессии автомеханик

Митерева Валентина Михайловна, мастер производственного обучения

ОБПОУ «Курский электромеханический техникум»

Аннотация:

в

статье

рассматривается

применение

метода

проблемных

ситуаций на занятиях учебной практики по профессии 23.01.03 Автомеханик.

Создание

проблемных

ситуаций

на

занятиях

способствует

творческому

овладению профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитию

мыслительных

способностей,

где

в

процессе

обучения

студенты

учатся

находить пути решения разных проблем.

Ключевые слова: проблемная ситуация; решение проблемных ситуаций;

учебная практика.

Современное общества предъявляет все более высокие требования к уровню

образования рабочих, их квалификации, профессиональным навыкам и умениям:

владения

различными

способами

деятельности,

умение

ориентироваться

в

огромном информационном потоке, обладание способностью к самостоятельному

формированию своих знаний, обладание критически мыслить, владение навыками

труда.

Это

должен

быть

рабочий

нового

типа,

конкурентоспособный,

компетентный,

предприимчивый,

высококвалифицированный

и

инициативный,

коммуникабельный, имеющий навыки делового общения. Легко адаптирующий к

изменениям и быстро осваивающий новую технику современного производства.

Технология

проблемного

обучения

рассматривается

как

эффективный

способ раскрытия интеллектуального и творческого потенциала обучающихся,

формированию профессионально важных качеств, стимулирования мотивации к

самообразованию.

В своей педагогической деятельности я стараюсь сочетать традиционные

формы

проведения

занятий

с

применением

инновационных

педагогических

технологий.

Поскольку в центре современного обучения поставлена личность молодого

человека,

уважение

к

ней,

стремление

помочь

ее

развитию

направлена

моя

педагогическая деятельность на сотрудничество с обучающимися. Применение

элементов

проблемного

обучения

на

уроках

учебной

практики

по

профессии

автомеханик, возможно, применять на каждом занятии на всех его этапах.

Сущность технологии проблемного обучения заключается в столкновении

обучающихся с учебными и жизненными проблемами и постановке их в этих

ситуациях

в

положении

«первооткрывателей».

Эта

методика

является

продуктивным механизмом творческого мышления.

Организация

учебной

практики

по

методу

проблемного

обучения

предполагает

создание

под

руководством

мастера

производственного

обучения проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность

обучающихся по их разрешению.

Проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой обучающийся

хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и

он должен сам их искать.

Пути

создания

проблемных

ситуаций

разнообразны.

Они

зависят

от

характера изучаемого материала и степени подготовленности обучающихся к их

решению. Ситуации

не

должны

быть

простыми

или

сложными,

иначе

обучающиеся

потеряют

к

ним

интерес.

Проблемная

ситуация

должна

быть

хорошо продумана педагогом и логично входить в план урока,

задания должны

соответствовать

интеллектуальному

уровню

всех

обучающихся;

необходимо,

чтобы у каждого студента был запас знаний для разрешения проблемы; мастер

производственного обучения не навязчиво должен подвести их к постановке и

решению задачи.

Например, создания проблемных ситуаций на уроке учебной практики

по

техническому

обслуживанию

автомобиля.

Мастер

производственного

обучения задает вопросы: «Иногда отказывают тормоза, т.е. нет возможности

остановить

автомобиль.

Как

выйти

из

этого

положения,

что делать?»

Обучающиеся

находят

выход

из

проблемной

ситуации: Первое – иногда

несколько раз с усилием нажать на педаль тормоза, возможно, он придет в

норму или, переключая передачи от повышенной к пониженной передачи,

удастся вынудить машину сбросить скорость и вообще заглохнуть. Второе –

подтормаживать легкими поднятиями ручника. Нужно только помнить, что

его

нельзя

ставить

сразу

в

фиксированное

положение

(машину

просто

занесет).

Или

такая

ситуация:

«Eсли

в

автомобиле

не

работает

стеклоочиститель

со

стороны

водителя,

разрешается

ли

эксплуатация

автомобиля?»

Ответ

студентов:

если

не

работают

щетки

со

стороны

водителя, п р и такой

неисправности

запрещено

движение

во

время

снега,

дождя и тумана. Еще одна ситуация: если не горят или отсутствуют фары и

задние габаритные огни. Обучающиеся обсуждают проблемную ситуацию:

Если эта беда приключилась днём при ясной погоде, то можно доехать до

ближайшего автосервиса с соблюдением всех мер предосторожности.

Если

это

случилось

ночью

или

в

условиях

недостаточной

видимости,

необходимо убрать машину за пределы дороги и дождаться рассвета.

Рассмотрим еще пример: изучив тему «Система питания карбюраторного

двигателя» им известно, что в системе питания карбюраторного двигателя при

увеличении скорости автомобиля количество топлива в смесительной камере не

достаточно. Вопрос мастeра п/о: «Как изменить топливо – воздушную смесь для

стабилизации

числа

оборотов

коленчатого

вала?» Ответ

студентов:

Существенную роль в улучшении наполнения цилиндров бензовоздушной смесью

играет

снижение

сопротивления

воздушному

потоку

на

впуске.

Для

этого

применяют воздушные фильтры пониженного сопротивления, а также полируют

впускные трубопроводы и тщательно подбирать прокладки.

На учебной практике создаю такие проблемные ситуации, поставив

обучающихся

в

условиях,

требующие

практического

использования

имеющихся у них умений и навыков в новых непривычных им условиях. Это

не только повышает недостающих новых знаний и умений пользоваться ими

при решении познавательных и практических задач, развития способностей к

аналитическому техническому мышлению, инициативы и самостоятельности.

Применяя

элементы

проблемного

обучения,

я

использую

методику

дифференцированного

подхода

к

постановке

проблемных

задач

перед

обучающимися имеющими разный уровень знаний и умений. Ведь одна и та

же познавательная задача для одного студента является проблемой, а для

другого еще не стала, для третьего уже перестала быть. Поэтому учитывая

индивидуальные

особенности

обучающихся,

стараюсь

подбирать

познавательные практические задачи различной сложности, в зависимости от

подготовленности

группы.

Постоянная

постановка

перед

студентами

проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что студент не

“пасует” перед проблемами, а стремиться их разрешить. Ведь проблема – это

всегда

препятствие.

Преодоление

препятствий

движение,

неизменный

спутник развития. Воистину верны слова Льва Толстого о том, что “знания

только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не

одной лишь памятью”.

Главное

достоинство

создания

проблемных

ситуаций

на

занятиях

учебной практики в том, что обучающиеся учатся сравнивать, наблюдать,

делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый

ответ, что ответы могут быть разные, что каждый студент может отстаивать

свою точку зрения. Задача мастера производственного обучения состоит в

том,

чтобы

не

вытягивать

из

студентов

подходящие

ответы,

а

научить

обучающихся

рассуждать,

креативно

мыслить,

поддерживать

и

развивать

активный

познавательный

интерес

творчески

думающего

человека

в

освоении избранной профессии. И очень хочется надеяться, что, войдя в

самостоятельную жизнь, он не будет бояться проблем, а научится достойно

их решать.

Список литературы

1. Дородникова И. М. Проблемный метод обучения как средство развития творческих

способностей студентов // Известия Волгоградского государственного технического

университета. - 2009. - Т. 10. - № 6. - С. 45-47.

2. Мельникова Е. Л. Проблемный диалог как технология "открытия" знаний // Сибирский

учитель. - 2010. - N 5. - С. 47-52.

3. Пежемская Ю. С. Развивающий диалог как метод проблемного обучения и практика его

применения в вузе // Психология в вузе. - 2009. - N 1. - С. 30-52.

4. Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т.1.- М.:

Народное образование, 2005.-556 с.



В раздел образования