Автор: Митерева Валентина Михайловна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: Курский электромеханический техникум
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: статья
Тема: Применение технологии проблемного обучения на уроках учебной практики по профессии автомеханик
Раздел: среднее профессиональное
Применение технологии проблемного обучения на уроках
учебной практики по профессии автомеханик
Митерева Валентина Михайловна, мастер производственного обучения
ОБПОУ «Курский электромеханический техникум»
Аннотация:
в
статье
рассматривается
применение
метода
проблемных
ситуаций на занятиях учебной практики по профессии 23.01.03 Автомеханик.
Создание
проблемных
ситуаций
на
занятиях
способствует
творческому
овладению профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитию
мыслительных
способностей,
где
в
процессе
обучения
студенты
учатся
находить пути решения разных проблем.
Ключевые слова: проблемная ситуация; решение проблемных ситуаций;
учебная практика.
Современное общества предъявляет все более высокие требования к уровню
образования рабочих, их квалификации, профессиональным навыкам и умениям:
владения
различными
способами
деятельности,
умение
ориентироваться
в
огромном информационном потоке, обладание способностью к самостоятельному
формированию своих знаний, обладание критически мыслить, владение навыками
труда.
Это
должен
быть
рабочий
нового
типа,
конкурентоспособный,
компетентный,
предприимчивый,
высококвалифицированный
и
инициативный,
коммуникабельный, имеющий навыки делового общения. Легко адаптирующий к
изменениям и быстро осваивающий новую технику современного производства.
Технология
проблемного
обучения
рассматривается
как
эффективный
способ раскрытия интеллектуального и творческого потенциала обучающихся,
формированию профессионально важных качеств, стимулирования мотивации к
самообразованию.
В своей педагогической деятельности я стараюсь сочетать традиционные
формы
проведения
занятий
с
применением
инновационных
педагогических
технологий.
Поскольку в центре современного обучения поставлена личность молодого
человека,
уважение
к
ней,
стремление
помочь
ее
развитию
направлена
моя
педагогическая деятельность на сотрудничество с обучающимися. Применение
элементов
проблемного
обучения
на
уроках
учебной
практики
по
профессии
автомеханик, возможно, применять на каждом занятии на всех его этапах.
Сущность технологии проблемного обучения заключается в столкновении
обучающихся с учебными и жизненными проблемами и постановке их в этих
ситуациях
в
положении
«первооткрывателей».
Эта
методика
является
продуктивным механизмом творческого мышления.
Организация
учебной
практики
по
методу
проблемного
обучения
предполагает
создание
под
руководством
мастера
производственного
обучения проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность
обучающихся по их разрешению.
Проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой обучающийся
хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и
он должен сам их искать.
Пути
создания
проблемных
ситуаций
разнообразны.
Они
зависят
от
характера изучаемого материала и степени подготовленности обучающихся к их
решению. Ситуации
не
должны
быть
простыми
или
сложными,
иначе
обучающиеся
потеряют
к
ним
интерес.
Проблемная
ситуация
должна
быть
хорошо продумана педагогом и логично входить в план урока,
задания должны
соответствовать
интеллектуальному
уровню
всех
обучающихся;
необходимо,
чтобы у каждого студента был запас знаний для разрешения проблемы; мастер
производственного обучения не навязчиво должен подвести их к постановке и
решению задачи.
Например, создания проблемных ситуаций на уроке учебной практики
по
техническому
обслуживанию
автомобиля.
Мастер
производственного
обучения задает вопросы: «Иногда отказывают тормоза, т.е. нет возможности
остановить
автомобиль.
Как
выйти
из
этого
положения,
что делать?»
Обучающиеся
находят
выход
из
проблемной
ситуации: Первое – иногда
несколько раз с усилием нажать на педаль тормоза, возможно, он придет в
норму или, переключая передачи от повышенной к пониженной передачи,
удастся вынудить машину сбросить скорость и вообще заглохнуть. Второе –
подтормаживать легкими поднятиями ручника. Нужно только помнить, что
его
нельзя
ставить
сразу
в
фиксированное
положение
(машину
просто
занесет).
Или
такая
ситуация:
«Eсли
в
автомобиле
не
работает
стеклоочиститель
со
стороны
водителя,
разрешается
ли
эксплуатация
автомобиля?»
Ответ
студентов:
если
не
работают
щетки
со
стороны
водителя, п р и такой
неисправности
запрещено
движение
во
время
снега,
дождя и тумана. Еще одна ситуация: если не горят или отсутствуют фары и
задние габаритные огни. Обучающиеся обсуждают проблемную ситуацию:
Если эта беда приключилась днём при ясной погоде, то можно доехать до
ближайшего автосервиса с соблюдением всех мер предосторожности.
Если
это
случилось
ночью
или
в
условиях
недостаточной
видимости,
необходимо убрать машину за пределы дороги и дождаться рассвета.
Рассмотрим еще пример: изучив тему «Система питания карбюраторного
двигателя» им известно, что в системе питания карбюраторного двигателя при
увеличении скорости автомобиля количество топлива в смесительной камере не
достаточно. Вопрос мастeра п/о: «Как изменить топливо – воздушную смесь для
стабилизации
числа
оборотов
коленчатого
вала?» Ответ
студентов:
Существенную роль в улучшении наполнения цилиндров бензовоздушной смесью
играет
снижение
сопротивления
воздушному
потоку
на
впуске.
Для
этого
применяют воздушные фильтры пониженного сопротивления, а также полируют
впускные трубопроводы и тщательно подбирать прокладки.
На учебной практике создаю такие проблемные ситуации, поставив
обучающихся
в
условиях,
требующие
практического
использования
имеющихся у них умений и навыков в новых непривычных им условиях. Это
не только повышает недостающих новых знаний и умений пользоваться ими
при решении познавательных и практических задач, развития способностей к
аналитическому техническому мышлению, инициативы и самостоятельности.
Применяя
элементы
проблемного
обучения,
я
использую
методику
дифференцированного
подхода
к
постановке
проблемных
задач
перед
обучающимися имеющими разный уровень знаний и умений. Ведь одна и та
же познавательная задача для одного студента является проблемой, а для
другого еще не стала, для третьего уже перестала быть. Поэтому учитывая
индивидуальные
особенности
обучающихся,
стараюсь
подбирать
познавательные практические задачи различной сложности, в зависимости от
подготовленности
группы.
Постоянная
постановка
перед
студентами
проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что студент не
“пасует” перед проблемами, а стремиться их разрешить. Ведь проблема – это
всегда
препятствие.
Преодоление
препятствий
–
движение,
неизменный
спутник развития. Воистину верны слова Льва Толстого о том, что “знания
только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не
одной лишь памятью”.
Главное
достоинство
создания
проблемных
ситуаций
на
занятиях
учебной практики в том, что обучающиеся учатся сравнивать, наблюдать,
делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый
ответ, что ответы могут быть разные, что каждый студент может отстаивать
свою точку зрения. Задача мастера производственного обучения состоит в
том,
чтобы
не
вытягивать
из
студентов
подходящие
ответы,
а
научить
обучающихся
рассуждать,
креативно
мыслить,
поддерживать
и
развивать
активный
познавательный
интерес
творчески
думающего
человека
в
освоении избранной профессии. И очень хочется надеяться, что, войдя в
самостоятельную жизнь, он не будет бояться проблем, а научится достойно
их решать.
Список литературы
1. Дородникова И. М. Проблемный метод обучения как средство развития творческих
способностей студентов // Известия Волгоградского государственного технического
университета. - 2009. - Т. 10. - № 6. - С. 45-47.
2. Мельникова Е. Л. Проблемный диалог как технология "открытия" знаний // Сибирский
учитель. - 2010. - N 5. - С. 47-52.
3. Пежемская Ю. С. Развивающий диалог как метод проблемного обучения и практика его
применения в вузе // Психология в вузе. - 2009. - N 1. - С. 30-52.
4. Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т.1.- М.:
Народное образование, 2005.-556 с.