Напоминание

Особенности развития детей в разновозрастных группах детского сада.


Автор: Попова Анна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №6
Населённый пункт: Томск (Томская область)
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности развития детей в разновозрастных группах детского сада.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности развития детей в разновозрастных группах детского сада.

В Российской

системе образования сложилось за правило объединять детей в

группы в зависимости от их возраста. Путь ребёнка в детском саду для нас известен. Из

младшей группы он переходит в среднюю, из средней попадает в старшую, из старшей в

подготовительную. Дети одного возраста имеют близкое психофизическое развитие, у них

одинаковый режим дня, они занимаются по одной программе. Поэтому организовать

деятельность

такой

группы

просто.

Но

в

период

пандемии

мы

столкнулись

с

нетрадиционным методом для российского дошкольного образования пребыванием детей

в детском саду – это разновозрастные группы. В настоящее время в каждой группе нашего

детского сада находятся дети разного возраста.

Разновозрастная группа – это группа детей внутри образовательного учреждения,

которые

отличаются

друг

от

друга

возрастом,

а

также

уровнем

предшествующей

подготовки и интеллектуального развития.

Воспитателю

предстоит

столкнуться

с

определенными

трудностями,

так

как

образовательная

программа

в

разновозрастной

группе

имеет

свои

особенности

и

предъявляет дополнительно определенные требования к педагогу, он должен:

- владеть программами всех возрастных групп;

-уметь

сочетать

программные

требования

с

возрастными

и

индивидуальными

особенностями детей;

-обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями;

Но и преимущества этого формата так же велики:

- Младшие дети в разновозрастной группе будут развиваться быстрее при взаимодействии

со старшими ребятами. Малыши хорошо понимают, что у старших детей можно чему-то

учиться, они тянутся за старшими, перенимают правила поведения, способы решения

конфликтов, а так же, конечно, хотят повторить то, чем занимаются старшие - например,

интересуются более сложным материалом. Они получают бесценный опыт общения с

детьми,

которые

на

два-три

года

старше

или

младше

их

самих.

Этот

опыт,

часто

недоступный для детей, у которых, например, нет братьев и сестер, очень важен для

развития эмпатии и эмоционального интеллекта. Отношения внутри группы между детьми

становятся более близкие;

-Самостоятельно объясняя какие-то вещи младшим товарищам, старшие дети получают

возможность «закрепить» изученный материал;

-Старшие

дети

в

разновозрастной

группе

могут

учиться

ответственности,

помогая

младшим;

-Дети

получают

больше

возможностей

социализации,

развития

личностного

и

интеллектуального роста;

-Характер

у

детей

может

так

же

может

изменится:

робкий

ребенок

может

стать

обладателем лидерских качеств общаясь с малышами, ребенок проявляющий агрессию

может научится сдерживать себя с окружающими его младшими детьми.

Образовательная программа строится таким образом, что разновозрастные дети

изучают один и тот же материал, но старшие дети – более углубленно. Весь ход занятия

должен протекать с учетом конкретных возможностей и потребностей каждого ребенка.

Задачи воспитателей заключаются в формировании коммуникативных навыков,

направленных на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и

взаимодействия

с

детьми

и

взрослыми.

Важное

место

в

работе

педагогов

занимает

формирование системы моральных ценностей и нравственных представлений. Большое

внимание нужно уделять физическому развитию, овладению двигательными навыками и

выразительностью движений, так как движения ребенка выражают его эмоциональное

состояние. Дать основы математических знаний, музыкальной культуры, экологии. Все

это реализуется через игровую деятельность разновозрастных объединений, в которые

дети

собираются

по

своему

желанию.

Так

же

воспитатель

решает

множество

сопутствующих педагогическому процессу задач: научить старших заботится о младших,

не

перебивать,

дать

сначала

высказаться

младшим,

ненавязчиво

помочь,

если

они

затрудняются

с

выполнением

задания.

Эти

сложности

и

составляют

главное

преимущество

совместного

воспитания

детей

разного

возраста:

малыши

обучаются

гораздо быстрее, подражая во всем старшим детям, а старшие дети становятся мягче и

терпимее к младшим.

Организации работы в разновозрастной группе имеет главную особенность —

самым важным приоритетом является индивидуальный подход к каждому ребенку, что

способствует раскрытию большего потенциала, ведь каждый ребенок сможет постичь

любую науку, если подобрать ему такой способ обучения, который открывает и развивает

его уникальные возможности.



В раздел образования