Автор: Попова Анна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №6
Населённый пункт: Томск (Томская область)
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности развития детей в разновозрастных группах детского сада.
Раздел: дошкольное образование
Особенности развития детей в разновозрастных группах детского сада.
В Российской
системе образования сложилось за правило объединять детей в
группы в зависимости от их возраста. Путь ребёнка в детском саду для нас известен. Из
младшей группы он переходит в среднюю, из средней попадает в старшую, из старшей в
подготовительную. Дети одного возраста имеют близкое психофизическое развитие, у них
одинаковый режим дня, они занимаются по одной программе. Поэтому организовать
деятельность
такой
группы
просто.
Но
в
период
пандемии
мы
столкнулись
с
нетрадиционным методом для российского дошкольного образования пребыванием детей
в детском саду – это разновозрастные группы. В настоящее время в каждой группе нашего
детского сада находятся дети разного возраста.
Разновозрастная группа – это группа детей внутри образовательного учреждения,
которые
отличаются
друг
от
друга
возрастом,
а
также
уровнем
предшествующей
подготовки и интеллектуального развития.
Воспитателю
предстоит
столкнуться
с
определенными
трудностями,
так
как
образовательная
программа
в
разновозрастной
группе
имеет
свои
особенности
и
предъявляет дополнительно определенные требования к педагогу, он должен:
- владеть программами всех возрастных групп;
-уметь
сочетать
программные
требования
с
возрастными
и
индивидуальными
особенностями детей;
-обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями;
Но и преимущества этого формата так же велики:
- Младшие дети в разновозрастной группе будут развиваться быстрее при взаимодействии
со старшими ребятами. Малыши хорошо понимают, что у старших детей можно чему-то
учиться, они тянутся за старшими, перенимают правила поведения, способы решения
конфликтов, а так же, конечно, хотят повторить то, чем занимаются старшие - например,
интересуются более сложным материалом. Они получают бесценный опыт общения с
детьми,
которые
на
два-три
года
старше
или
младше
их
самих.
Этот
опыт,
часто
недоступный для детей, у которых, например, нет братьев и сестер, очень важен для
развития эмпатии и эмоционального интеллекта. Отношения внутри группы между детьми
становятся более близкие;
-Самостоятельно объясняя какие-то вещи младшим товарищам, старшие дети получают
возможность «закрепить» изученный материал;
-Старшие
дети
в
разновозрастной
группе
могут
учиться
ответственности,
помогая
младшим;
-Дети
получают
больше
возможностей
социализации,
развития
личностного
и
интеллектуального роста;
-Характер
у
детей
может
так
же
может
изменится:
робкий
ребенок
может
стать
обладателем лидерских качеств общаясь с малышами, ребенок проявляющий агрессию
может научится сдерживать себя с окружающими его младшими детьми.
Образовательная программа строится таким образом, что разновозрастные дети
изучают один и тот же материал, но старшие дети – более углубленно. Весь ход занятия
должен протекать с учетом конкретных возможностей и потребностей каждого ребенка.
Задачи воспитателей заключаются в формировании коммуникативных навыков,
направленных на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и
взаимодействия
с
детьми
и
взрослыми.
Важное
место
в
работе
педагогов
занимает
формирование системы моральных ценностей и нравственных представлений. Большое
внимание нужно уделять физическому развитию, овладению двигательными навыками и
выразительностью движений, так как движения ребенка выражают его эмоциональное
состояние. Дать основы математических знаний, музыкальной культуры, экологии. Все
это реализуется через игровую деятельность разновозрастных объединений, в которые
дети
собираются
по
своему
желанию.
Так
же
воспитатель
решает
множество
сопутствующих педагогическому процессу задач: научить старших заботится о младших,
не
перебивать,
дать
сначала
высказаться
младшим,
ненавязчиво
помочь,
если
они
затрудняются
с
выполнением
задания.
Эти
сложности
и
составляют
главное
преимущество
совместного
воспитания
детей
разного
возраста:
малыши
обучаются
гораздо быстрее, подражая во всем старшим детям, а старшие дети становятся мягче и
терпимее к младшим.
Организации работы в разновозрастной группе имеет главную особенность —
самым важным приоритетом является индивидуальный подход к каждому ребенку, что
способствует раскрытию большего потенциала, ведь каждый ребенок сможет постичь
любую науку, если подобрать ему такой способ обучения, который открывает и развивает
его уникальные возможности.