Автор: Анастасия Михайловна Охотникова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №4 "Уголек"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Мыски
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Реализация проекта «Партнеры» по взаимодействию детского сада и семьи на основе интерактивных форм.
Раздел: дошкольное образование
Реализация проекта «Партнеры».
Основная идея данного проекта, превратить интерес детского сада к
учебно-воспитательному процессу в интерес семейный, сплотить не только
детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей между
собой, помочь современной семье в деле воспитания и образования детей.
Разработанная примерная модель общения всех участников проекта
позволяет выстроить систему взаимодействия, где ребенок станет ведущим
субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными,
взаимно приемлемыми, свободными независимыми.
Мы использовали такие принципы взаимодействия с родителями, как:
доброжелательность, индивидуальный подход, сотрудничество.
В
основе
нашего
педагогического
проекта
лежит
организация
семейного клуба «Мир детства».
В
реализации
данного
проекта
предполагается
участие
детей,
родителей, воспитателей и специалистов.
Эта интересная форма работы помогла родителям лучше познакомиться
друг с другом, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать
творческое
общение
родителей
с
детьми.
Деятельность
семейного
клуба
«Мир
детства»,
направлена
на
осуществление
нетрадиционных
форм
взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Данный проект имеет информационно – исследовательский характер.
Целью
проекта
является:
формирование
навыков сотрудничества,
общения,
сотворчества
родителей
и
детей,
родителей
и
воспитателей,
родителей воспитанников между собой.
Нами были поставлены следующие задачи:
- структурировать работу воспитателей с родителями и придать ей
комплексный характер;
- установить партнерские отношения с семьями воспитанников самих
педагогов, и семей воспитанников между собой;
- развивать в детях чувство семейной сплоченности;
- создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимовыручки,
общности интересов педагогов, родителей и детей;
-
познакомить
родителей
с
методами
и
приемами
организации
досуговой деятельности в семье.
Для реализации данного проекта были выполнены следующие условия:
1. Интеграция и дифференциация взаимодействия детского сада и
родителей
с
содержанием
основной
общеобразовательной
программой
дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с
приоритетным
осуществлением
деятельности
по
познавательно-речевому
направлению развития детей.
2. Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.
3.
Накопление,
систематизация
материалов
по
взаимодействию
детского сада и семьи.
4. Активное сотрудничество с семьей и социумом.
На протяжении всего проекта в работу с родителями были включены
нетрадиционные
интерактивные
формы
взаимодействия,
такие
как
родительская
почта
«Доверие».
Это
ящики
доверия,
служащие
для
того,
чтобы вызвать активность, заинтересованность родителей через письменную
форму общения. Такой метод работы с родителями не замещает и не может
заменить непосредственного общения, но служит хорошим поводом сделать
его продуктивным, понятным и насыщенным.
Дистанционный клуб для общения, который представляет собой группу
в
с о ц и а л ь н ы х
с е т я х Viber
«Семицветики»,
которая
предполагает
равноправное участие всех зарегистрированных пользователей. Участники
общались в реальном времени, получали информацию от воспитателей, а так
же обменивались файлами при необходимости.
Сайт
воспитателя
«Дошколята»,
страницы
которого
в
любое
время
посещали
родители
детей
и
педагоги.
Сайт
служит
для
того,
чтобы
воспитатель
мог
там
оставлять
консультации,
рекомендации,
памятки
на
актуальные темы, отчет о проведенных мероприятиях. На страницах сайта
можно оставить отзыв, задать вопрос.
Организация взаимодействия детского сада и семьи в форме семейного
клуба «Мир детства» является интересной современной моделью работы по
привлечению
родителей
к
активному
участию
в
воспитательно-
образовательном
процессе
и
способствует
укреплению
связи
между
дошкольным
учреждением
и
семьями
воспитанников.
В
результате
неформального общения детей и взрослых создается не только дружеская
атмосфера внутри каждой семьи, но и улучшаются взаимоотношения между
семьями,
что
послужит
раскрытию
творческих
способностей
детей
и
взрослых.
Наш проект разработан таким образом, что бы использовать на каждый
месяц
свой
мини
проект,
подобранный
с
учётом
тематических
недель
в
детском саду.
Сентябрь:
Познакомили родителей с достижениями и трудностями общественного
воспитания
в
детском
саду.
Привлекли
к
составлению
соглашения
о
сотрудничестве
программы
и
взаимодействию
семьи
и
детского
сада
в
воспитании детей.
Октябрь:
Вместе
с
родителями
изучили
традиции
трудового
воспитания
сложившегося
и
развивающегося
в
семьях
воспитанников,
дали
рекомендации для родителей для правильного развития ребенка. Провели
акции по благоустройству и озеленению территории в детском саду.
Ноябрь:
Изучили
опыт родителей по профилактике заболеваемости детей, о
роли семьи и детского сада в формировании здоровья детей.
Декабрь:
Показали родителям значение развития экологического сознания как
условия
всеобщей
выживаемости
человека,
природы,
семьи,
всего
человечества.
Познакомили
родителей
с
достижениями
детей.
Показали
формы работы детского сада по проблеме безопасности детей.
Январь:
Обратили
внимание
родителей
на
возможности
интеллектуального
развития ребенка в детском саду и дома. Привлекли родителей к совместной
с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в семье
и детском саду способствующей возникновению познавательной активности.
Проводили совместные конкурсы, игры – викторины вместе с родителями и
их детьми.
Февраль:
Показали родителям важность домашнего чтения способом развития
пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества. Проводили
конкурсы,
литературные
гостиные,
посещение
библиотеки.
Привлекли
родителей
к
проектной
деятельности
–
оформление
альбомов,
газет,
журналов, книг.
Март:
Изучили опыт родителей о важности игр, развивающих восприятие
цвета, для детей дошкольного возраста. Дали рекомендации родителям.
Апрель:
Объяснили родителям, как образ семьи взаимодействует на здоровье
ребенка. Указали на факторы, влияющие на физическое здоровье ребенка:
спокойное
общение,
питание,
закаливание,
движения.
Познакомили
с
негативными факторами (переохлаждение, перегревание, перекармливание и
т.д.),
наносящими
непоправимый
вред
здоровью.
Смогли
сориентировать
родителей на совместное с ребенком чтение художественной литературы,
просмотр
фильмов.
Познакомили
родителей
с
оздоровительными
мероприятиями, проводимыми в детском саду.
Май:
Показали,
какую
роль
музыкальное
сопровождение
влияет
на
психическое,
физическое
и
эмоциональное
состояние
всех
участников
проводимых нами мероприятий.
Разработка данного проекта была таким образом, чтобы в результате
сформировались
положительные
взаимоотношения
между
детьми
и
родителями,
улучшился
семейный
микроклимат.
Дети
овладели
универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать
по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Родители осознали важность единых требований семьи и детского
сада, сблизились с педагогами и другими родителями, стали посещать все
мероприятия детского сада с удовольствием, познакомились с традициями
группы и детского сада в целом и стали активными участниками утренников,
праздников, игр.
Педагоги, в свою очередь, смогли приблизить семью к детскому саду.
Помогли
родителям
определить
оптимальные
пути
взаимодействия
в
воспитательном влиянии на ребенка, познакомились с традициями семей
воспитанников.
Данный проект может быть рекомендован к использованию в работе
для педагогов МБДОУ №4 «Уголек», как образец, для всех возрастных групп.
Проект
не
предъявляет
требований
к
содержанию
и
объёму
стартовых
знаний,
к
уровню
развития
ребенка,
но
предполагает
активное
участие
родителей, детей, педагогов в его реализации.
Разработан проект в соответствии с федеральными государственными
требованиями,
учитывая
организацию
по
взаимодействию
с
семьями
воспитанников, интеграцию образовательных областей.
Достичь поставленных задач в результате реализации данного проекта
нам удалось благодаря выполнению поставленных условий:
- проект проводился за счет рабочего времени педагогов по отдельному
плану;
-
основными
разработчиками
и
исполнителями
проекта
являлся
творческий ресурс педагогов МДОУ №4 «Уголек»;
- в проекте использовались материалы, полученные в виде спонсорской
помощи, фото - и видео аппаратура, принадлежащая ДОУ, компьютерная
обработка волонтеров и педагогов ДОУ;
- оплата времени работы проходила в соответствии с имеющимися
методическими и педагогическими нагрузками;
-
использование
методической
литературы
кабинета
МДОУ
№4
«Уголек».
В результате нами были разработаны методические рекомендации для
воспитателей по работе с семьями дошкольников, а так же нформационно-
методический материал для родителей (сборник) по развитию дошкольника.