Автор: Татьяна Александровна Садовникова
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Юбилейное занятие в Среднем хоре мальчиков во II полугодии
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное учреждение дополнительного
образования
Центр
внешкольной
работы
с
детьми
и
молодёжью
Калининского
района
Санкт-Петербурга
«Академический»
Юбилейное занятие в Среднем хоре
мальчиков в II полугодии
Подготовила педагог дополнительного образования
Садовникова Татьяна Александровна
г. Санкт-Петербург 2020 год
Тема — «Поведение итогов по овладению навыками хорового
сольфеджио в III четверти»
Форма организации деятельности учащихся на занятии —
групповая.
Цель:
Создание условий для самореализации и взаимодействия детей
в творческой деятельности средствами хорового искусства.
Задачи:
Образовательные
•
Овладение академической манерой пения.
•
Обучение пению двухголосия с элементами трёхголосия
Развитие ладового слуха
•
Формирование и проверка системы знаний, умений и навыков
по хоровому сольфеджио.
Развивающие
•
Возрождение интереса к хоровой культуре
•
Развитие
личности
ребёнка,
способного
к
творческому
самовыражению через овладение основами нотной грамоты и
вокально — хоровых навыков
•
Развитие внимательности и наблюдательности.
Воспитательные
•
Воспитание чувства товарищества и личной ответственности.
•
Воспитание
нравственных
качеств
по
отношению
к
окружающим.
«Юбилейные
уроки»
проводятся
каждый
десятый
урок
хора
и
позволяют
педагогу
в
увлекательной
игровой
форме
закрепить
усвоенные
хором
знания
по
хоровому
сольфеджио.
Сама
игра
проходит в течение 30 минут во второй половине занятия. Сначала
зажигается
свеча
юбилейного
урока,
дети
делятся
на
команды
(например, Дисканты и Альты). Форма построения игры может быть
разной (например, «Крестики-нолики», «Футбольный матч», «Учитель
музыки», «Квадратики», «Своя игра», «Хоровая Олимпиада» и пр.), но
задания в игре должны содержать в себе все пройденные на уроках
элементы хорового сольфеджио. В конце игры команда победителей
выбирает песню, которую стоя исполнит весь хор при выключенном
свете и при пламени свечи, потом за каждый загадывает своё заветное
желание и торжественно всей командой тушат свечу. Лучшая команда
награждается конфетами.
Крестики-нолики
На доске рисуется таблица для игры в крестики-нолики. Выбирается
название для каждой команды посредством считалки: «На золотом
крыльце сидели царь-царевич, король-королевич, сапожник, портной,
кто ты будешь такой»
Каждый квадрат таблицы соответствует одному заданию. Всего в игре
9
заданий.
Побеждает
та
команда,
чьих
знаков
таблице
больше
(крестиков или ноликов).
1.
Пение устных диктантов на выученные мелодические модели в ре
миноре (6 видов тонического трезвучия, движение по гамме с I по V
ступень и обратно, опевания главных ступеней лада, скачки II-V, V-II,
I-IV, V-VII-I) 1, 2 и 3 уровня сложности (т.е состоящие из одной, двух
или трёх мелодических моделей)
2.
«Магнитики»
Дети по руке педагога поют небольшие мелодии из задания «устные
диктанты»
и
в
это
время
один
учащийся
на
доске
магнитиками
выкладывает на нотоносце спетую мелодию.
3.
«Составь маршрут» - пение мелодий по словесной указке педагога
или другого ученика, например - «В ре миноре от ре трезвучие наверх,
опевание ля снизу и гамма вниз», «скачок на кварту от ре наверх, вниз
вернуться гаммой и опевание тоники сверху
3.Пение с листа мелодии на доске. Все такты пронумерованы. Пение
мелодии вразбивку по тактам.
4.Пение выученных мелодических секвенций (на те же мелодические
модели, что и в
устном диктанте.
Упражнение «Змейка». Выбираем 2 команды из хоровых партий.
Дети
встают
цепочками
лицом
друг
к
другу
и
поют
по
очереди
секвенции (например, дети одной команды поют трезвучие вверх, а
дети другой команды гамму вниз от разных нот. Кто спел правильно,
встаёт
в
хвост
своей
команды.
Кто
ошибся
—
садится
на
место.
Побеждает команда, где осталось наибольшее количество детей.)
5. «Ритмические дуэли»
•
запись
двумя
учащимися
из
разных
команд
на
скорость
прохлопанных
педагогом
или
учеником
пройденных
ритмов.
(различные
сочетания
четвертей,
двух
восьмых,
четырёх
шестнадцатых, восьмая и две шестнадцатые и четвертная пауза)
•
прохлопать двухголосно предложенный ритм (4 такта
- ритм
состоит
из
четвертных,
восьмых,
четырех
шестнадцатых.)
прохлопать ритмическую цепочку каноном
прохлопать ритм
наизусть.
6. Пение двухголосных
упражнений
-
терции
на
разных
ступенях,
квинта на I, кварта на II, кварта на V, секста на III, секунда на IV,
октава на I
7.Викторина «Верю - не верю»
1. Верите ли вы, что I, III , V ступени являются устойчивыми? (да)
2. Верите
ли
вы,
что
в
интервал
—
это
расстояние
между
двумя
звуками? (да)
3. Верите ли вы, что динамика — это скорость звучания музыки? (нет)
4. Верите ли вы, что в аккорде может быть 3 или более звуков? (да)
5.Верите ли вы, что ритенуто — это замедление? (да)
6.
Верите ли вы, что в тоническое трезвучие входят I , II, III ступени?
(нет)
7.
Верите ли вы, что темп — это сила звучания музыки? (нет)
8.
Верите ли вы, что в гамме 8 нот? (да)
9.
Верите ли вы, что Тоника — это главная ступень лада? (да)
10. Верите ли вы, что стаккато — это плавное движение голоса? (нет)
8.«Поле чудес»
Детям на доске загадываются любые вопросы по композиторам или
произведениям,
жанрам
музыки,
которые
проходятся
на
хоре
в
данный момент.
Где родился И.С. Бах - Эйзенах
Королева оркестра - Скрипка
Жанр католического богослужения - Месса и т.д.
9.Пение выученных канонов двухголосно группами и дуэтами.