Автор: Терещенко Лилия Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ СОШ №12 Населённый пункт: город Нижнеудинск, Иркутская область Наименование материала: Урок решения проектной задачи по математике 1 класс Тема: "Иллюстрированное пособие от 1 до 10" Раздел: начальное образование
Урок решения проектной задачи
Предмет, класс
Математика, 1 класс
Программа
Школа России
ФИО преподавателя
Терещенко Лилия Ивановна
Тема урока
Иллюстрированное пособие «От 1 до 10»
Тип урока
Урок общеметодологической направленности
Цель урока
Формирование метапредметных компетенций
Педагогическая
цель
Создать
условия
для
применения
усваиваемых
знаний
и
способов
учебных
действий
в
условиях
решения
творческих практических задач, изготовить иллюстрированное пособие «От 1 до 10».
Тип, вид урока
Урок решения проектной задачи
Планируемые
результаты
(предметные)
Каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках изученного предметного материала, получив
возможность применить эти знания в нестандартных условиях. Освоение навыков совместной работы в малой
группе. Создание конечного «продукта» - иллюстрированного пособия.
Универсальные
учебные
действия
(метапредметные)
Личностные. Б уд у т
с ф о р м и р о в а н ы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к
учебному труду; основные моральные нормы поведения; получит
возможность
для
формирования:
оценки и принятия следующих базовых ценностей: «добро», «терпение»; внутренней позиции школьника на уровне
положительного отношения к школе.
Регулятивные. Н а у ч и т с я: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий;
п о л у ч и т
в о з м о ж н о с т ь
н ау ч и т ь с я: определять план выполнения заданий на уроках при работе в группе,
внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей
работы учителем, товарищами.
Познавательные. Н а у ч и т с я: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; понимать знаки, символы; п о л у ч и т
в о з м о ж н о с т ь
н а у ч и т ь с я: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; проводить аналогии между изучаемым
материалом и собственным опытом; подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
Коммуникативные. Н а у ч и т с я: сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью
решения поставленных учебных задач, использовать в общении правила вежливости; п о л у ч и т
в о з м о ж н о с т ь
н а у ч и т ь с я:
адекватно оценивать свою деятельность при работе в группе, участвовать в диалоге на уроке и в
жизненных ситуациях;строить понятные для партнера высказывания
Формы и методы
проект
Цель – подготовка
у ч а щ и х с я
к
проектной
деятельности.
Задачи:
–
о п р е д е л е н и е
проблемы, темы и
целей
проекта
в
ходе
совместной
деятельности
п е д а г о г а
и
обучающихся;
–
с о з д а н и е
группы
(групп)
у ч а щ и хс я
д л я
р а б о т ы
н а д
проектом.
Предлагает
учащимся
для
изучения
тему
проекта «Числа от 1 до 10 в стихах, загадках,
пословицах,
поговорках»,
делит
детей
на
5
групп.
Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.
- Ребята, вчера нам пришло письмо из детского
сада.
«Дорогие первоклассники! На следующий год
мы тоже пойдем в школу. Но уже сейчас мы
готовимся, учимся читать и считать. Мы хотим
научиться считать быстро и правильно, как вы.
Помогите нам быстрее запомнить все цифры.
Будущие первоклассники».
-
Как
же
мы
можем
помочь
будущим
первоклассникам?
Помогает сформулировать:
• проблему проекта;
• сюжетную ситуацию;
• цель и задачи.
Осуществляют вживание в ситуацию.
Предлагают
разные
варианты
(учитель
корректирует высказывания детей).
О б с у ж д а ю т
т е м у
п р о е к т а ,
п р е д м е т
исследования с учителем.
Получают дополнительную информацию.
Определяют свои потребности.
Принимают
в
составе
группы
решение
по
поводу
распределения
обязанностей
внутри
группы.
Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию
проекта.
Организует
поиск
учащимися
оптимального
способа
достижения
поставленных
целей
проекта.
Помогает
в
анализе
и
синтезе,
наблюдает,
контролирует.
Консультирует учащихся при постановке цели и
задач,
при
необходимости
корректирует
их
формулировку.
Формирует необходимые специфические умения
и навыки.
Осуществляют:
•
анализ
ресурсов
и
поиск
оптимального
способа достижения цели проекта;
• личностное присвоение проблемы.
2.Планирование
деятельности
Ц е л ь
–
пооперационная
разработка
п р о е к т а
с
указанием
перечня
конкретных
д е й с т в и й
и
результатов,
с р о к о в
и
ответственных.
Задачи:
–
о п р е д е л е н и е
источников
информации,
способов сбора и
анализа
информации,
вида
продукта
и
возможных
форм
презентации
- Чтобы помочь нашим друзьям, нам предстоит
сегодня
выполнить
непростую,
но
очень
интересную задачу. Вы уже знаете все цифры,
умеете
счит ать
и
обозначать
ч и с л ом
определенное количество предметов. Поэтому
м ы
с д е л а е м
п о д а р о к
б у д у щ и м
первоклассникам. Определите учебную задачу
урока.
-
Попробуйте представить, как может выглядеть
«Страничка числа» в нашей книжке.
Направляет
процесс
поиска
информации
учащимися
(при
необходимости
помогает
определить
круг
источников
информации,
рекомендует экспертов).
Предлагает учащимся:
• различные варианты и способы хранения и
систематизации собранной информации;
• организовать группы;
• распределить роли в группах;
• спланировать деятельность по решению задач
- Изготовить книжку (наглядное пособие) для
будущих первоклассников.
-
Предлагают
разные
варианты;
выбирают
формат
страницы,
обсуждают
варианты
оформления.
Осуществляют:
•
поиск,
сбор,
систематизацию
и
анализ
информации;
• разбивку на группы;
• распределение ролей в группе;
• планирование работы;
•
выбор
формы
и
способа
презентации
предполагаемых результатов;
П р од у м ы в а ю т
п р од у к т
г р у п п о в о й
и
результатов
проекта,
сроков
презентации;
–
установление
п р о ц е д у р
и
критериев оценки
р е зул ьт ат о в
и
процесса;
–
распределение
задач
(обязанностей)
между
членами
группы.
проекта;
•
продумать
возможные
формы
презентации
результатов проекта;
•
продумать
критерии
оценки
результатов
и
процесса.
Формирует
необходимые
специфические
умения и навыки.
Организует
процесс
контроля
(самоконтроля)
разработанного плана деятельности и ресурсов.
индивидуальной
деятельности
на
данном
этапе.
Проводят
оценку
(самооценку)
результатов
данного этапа работы.
1 группа:
Отбор материала по теме для чисел 1 и 2;
Подборка
и
придумывание
загадок,
стихов,
пословиц и т.д. для чисел 1 и 2;
Оформление полученных материалов.
Изготовление демонстрационного пособия.
2 группа.
Отбор материала по теме для чисел 3 и 4;
Подборка
и
придумывание
загадок,
стихов,
пословиц и т.д. для чисел 3 и 4;
Оформление полученных материалов.
Изготовление демонстрационного пособия.
3 группа .
Отбор материала по теме для чисел 5 и 6;
Подборка
и
придумывание
загадок,
стихов,
пословиц и т.д. для чисел 5 и 6;
Оформление полученных материалов.
Изготовление демонстрационного пособия.
4 группа.
Отбор материала по теме для чисел 7 и 8;
Подборка
и
придумывание
загадок,
стихов,
пословиц и т.д. для чисел 7 и 8;
Оформление полученных материалов.
5 группа
Отбор материала по теме для чисел 9 и 10;
Подборка
и
придумывание
загадок,
стихов,
пословиц и т.д. для чисел 9 и 10;
Оформление полученных материалов.
3.
Цель
Наблюдает,
советует,
косвенно
руководит
Выполняют
запланированные
д е й с т в и я
Осуществление
деятельности
п о
р е ш е н и ю
проблемы
– разработка
проекта.
Задачи:
–
самостоятельная
работа
учащихся
п о
с в о и м
индивидуальным
или
групповым
задачам проекта.
– промежуточные
обсуждения
полученных
д а н н ы х
в
г р у п п а х ,
н а
консультациях
(на уроках и/или
во
в н еу р оч н о е
время).
деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.
Контролирует
соблюдение
правил
техники
безопасности.
Следит
за
соблюдением
временных
рамок
этапов деятельности.
Каждой группе учащихся выдается:
1) лист формата А4;
2) шаблоны цифр;
3) конверт с набором иллюстраций к числам от1
до 10;
4)
карточки
с
пословицами
и
поговорками,
содержащими в тексте числа;
5 )
ка рточ к и
с
з а г а д ка м и
и
с т и х а м и ,
содержащими в тексте числа;
6) ножницы, клей.
В
комплект
целесообразно
включить
и
тот
материал,
который
не
подходит
для
работы
данной
группы
(содержит
другие
числа).
Учащиеся
должны
выбрать
тот
материал,
который
соответствует
их
заданию.
С
диагностической точки зрения интересно, как
происходит отбор материала.
самостоятельно, в группе и в комбинированном
режиме.
При
необходимости
консультируются
с
учителем.
Осуществляют
промежуточные
обсуждения
полученных данных в группах.
4.
Оформление
результатов
Цель
–
структурирование
полученной
информации
и
интеграции
полученных
знаний,
умений,
навыков.
Задачи:
– анализ и синтез
д а н н ы х ;
–
-
Разложите выбранные материалы на странице.
Приклейте
их
в
соответствующих
местах.
Чтобы ваша страничка была яркой, красочной,
запоминающейся,
дополните
информацию
поясняющими рисунками. Обсудите, что у вас
получилось.
Наблюдает,
советует,
направляет
процесс
анализа.
Помогает в обеспечении проекта.
Мотивирует учащихся, создает чувство успеха;
подчеркивает
социальную
и
личностную
-
Разлаживают
необходимый
материал
в
соответ ствии
с
выбранным
с п о с о б о м
оформления
своей
страницы,
а
п отом
наклеивают на соответствующую часть листа.
Вторая
часть
задания
имеет
творческий
характер. Скорее всего, именно в этом задании
потребуется
помощь
всей
группы.
Если
возникнет
необходимость,
учащиеся
могут
обратиться за помощью и к учителю.
Оформляют проект,
формулирование
выводов.
важность достигнутого.
изготавливают продукт.
Участвуют
в
коллективном
анализе
проекта,
о ц е н и в а ю т
с в о ю
р о л ь ,
а н а л и з и р у ю т
выполненный
проект,
выясняют
причины
успехов, неудач.
Проводят
анализ
достижений
поставленной
цели. Делают выводы.
5.
Презентация
результатов.
Рефлексия
Цель
–
демонстрация
материалов,
представление
результатов.
Задачи:
–
п о д г о т о в к а
презентационных
материалов;
–
п о д г о т о в к а
публичного
выступления;
–
п р е з е н т а ц и я
проекта.
-
Ребята, сейчас каждая группа представит свою
работу. Расскажите о том, что у вас получилось.
Организует презентацию.
При необходимости консультирует учащихся по
вопросам подготовки презентации.
Выступает в качестве эксперта.
Принимает отчет:
•
обобщает
и
резюмирует
полученные
результаты;
• подводит итоги обучения;
•
оценивает
умения:
общаться,
слушать,
обосновывать
свое
мнение,
толерантность
и
др.;
•
акцентирует
внимание
на
воспитательном
моменте: умении работать в группе на общий
результат и др.
-
Наша книжка почти готова. Осталось собрать
странички в единое целое. Обсудите, в какой
последовательности
их
удобнее
собрать
в
книжку.
-
Учитель предлагает приготовленную заранее
первую страничку-обложку книжки. Все группы
объединяются для создания общего «продукта»,
в который вложен труд каждого первоклассника.
Это рефлексивный момент, так как происходит
- Представляют результат работы своей группы
–
«Страничку
числа»,
рассказывают,
какую
информацию о числе они использовали.
Выбирают (предлагают) форму презентации.
При
необходимости
консультируются
с
учителем.
Осуществляют защиту проекта.
Отвечают на вопросы слушателей.
Демонстрируют:
• понимание проблемы, цели и задач;
• умение планировать и осуществлять работу;
• найденный способ решения проблемы;
• рефлексию деятельности и результата.
Выступают
в
качестве
эксперта,
т.е.
задают
в о п р о с ы
и
в ы с к а з ы в а ю т
з а м е ч а н и я
(доброжелательно!).
-
обсуждают
последовательность
страничек
в
книжке;
приходят
к
выводу,
что
удобнее
расположить странички в порядке следования
чисел в натуральном ряду от 1 до 10.
осмысление
своей
причастности
к
такой
ответственной работе, а это должно принести
моральное удовлетворение всем участникам.
-
Оцените свою работу с помощью светофора. У
каждого
из
вас
карточка,
на
которой
два
светофора. С помощью первого оцените свою
работу, насколько каждый из вас был полезен
своей группе при решении задачи. С помощью
второго
оцените
работу
своей
группы.
Насколько дружно и слаженно работала ваша
группа.
-
Ребята,
вы
все
замечательно
справились
с
работой.
Я
думаю,
наши
друзья
будут
рады
такому подарку. Спасибо за работу!
-
работают
со
светофорами
на
карточках,
оценивают
результат
своей
работы
и
работы
группы в целом.