Напоминание

"Периодический закон Д.И. Менделеева и периодическая система химических элементов"


Автор: Березовская Светлана Васильевна
Должность: преподаватель химии и биологии
Учебное заведение: ГАПОУ РО
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: Методическая разработка учебно-воспитательного мероприятия
Тема: "Периодический закон Д.И. Менделеева и периодическая система химических элементов"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное образовательное учреждение

Ростовской области

«Ростовский колледж рекламы, сервиса и туризма «Сократ»

(ГАПОУ РО «РКРСТ «Сократ»)

Методическая

разработка

учебно

-

воспитательного

мероприятия

на тему: «Периодический закон и Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева»

по дисциплине

ОУДБ.07 ХИМИЯ

1

Одобрено решением цикловой комиссии

Математических и общих естественно-

научных дисциплин

Протокол № 4 от 19 января 2020 г.

Председатель цикловой комиссии:

_________________ /О.В. Куликова

2

Разработчик:

Березовская С.В.

преподаватель химии и биологии ГАПОУ

РО «РКРСТ «Сократ»

Сценарий учебно-воспитательного мероприятия по дисциплине ОДБ.06 Химия

по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»

для специальности 27.02.02 – Техническое регулирование и управление качеством, учебная группа 1161.

Пояснительная записка

Учебно-воспитательное

мероприятие «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.

Менделеева» проводится в рамках мероприятий, посвященных 180-летию со Дня рождения Д.И. Менделеева – выдающегося

русского ученого.

Дидактические единицы темы: Химический элемент, атом и его строение.

Тип занятия: учебно-воспитательное мероприятие.

Вид занятия: конкурс-игра.

3

Виды деятельности студентов: ответы на вопросы домашнего задания, представление заданий опережающего характера,

анализ исторических документов в составах малых групп, участие в решении проблемного задания, мозговой штурм.

Формы контроля и оценки: проверка выполнения заданий составами групп, оценка заданий опережающего характера,

оценка обоснования решения проблемного задания, оценка результатов конкурса проектов.

Основные

понятия: Атом, его строение; химический элемент, молекулярная масса, период, группа, энергетический

уровень.

Оборудование: Периодическая таблица химических элементов, мультимедийные ресурсы.

Внутрипредметная связь: Основные понятия и законы химии.

Цели занятия:

1. Продолжить формирование у студентов интереса к предмету химия.

2. Развивать творческие способности, формировать у студентов стойкий интерес к изучению предмета.

3. Воспитывать у студентов любознательность, потребность в самостоятельной поисковой деятельности.

4. Воспитывать чувство патриотизма к своей стране – России.

Образовательные задачи:

учебные

-

Сформировать представление о химическом элементе;

-

Ознакомить студентов с Периодической таблицей химических элементов;

-

Рассмотреть изменение свойств химических элементов и их соединений в группе и в периоде.

развивающие

-

совершенствовать

познавательные

умения:

сравнивать,

высказывать

предположения,

выделять

существенное

при

наблюдении, анализировать и делать выводы;

-

Развивать творческие способности, формировать у студентов стремление активно участвовать в поиске нового знания.

воспитательные

-

воспитать у студентов любознательность, потребность в самостоятельной поисковой деятельности;

-

формировать стойкий интерес к изучению предмета

Выполнению целей и задач должны способствовать:

-

самостоятельное выполнение студентами заданий опережающего характера;

4

-

постановка и решение проблемного задания в процессе закрепления изученного материала;

-

организация

самостоятельной

работы

обучающихся

с

изученным

материалом

в

малых

группах

для

подготовки

к

контрольной работе;

-

использование в процессе мероприятия компьютерной презентации, выполненной в среде Power Point;

Ожидаемые результаты:

Студенты должны знать:

-

строение атомов химических элементов;

-

закономерности изменения свойств химических элементов и их соединений в группе и периоде;

-

высшие водородные соединения и высшие оксиды химических элементов;

-

закономерность распределения электронов на энергетических уровнях в атоме;

-

строение Периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева;

Студенты должны уметь:

-

работать с текстом учебника;

-

организовывать самостоятельную деятельность в составах малых групп;

-

аргументировать собственное отношение к изученному материалу.

Обеспечение занятия:

Средства наглядности и ТСО:

1. Таблицы «Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева»

2. Таблица «Распределение электронов по энергетическим уровням»

3. Компьютер с лицензионным программным обеспечением.

4. Мультимедиапроектор.

5. Модели атомов химических элементов.

5

Дидактическая структура занятия

Этапы

занятия

Содержание этапа

Продолжи-

тельность этапа

(в мин.)

1.

В с т у п л е н и е .

О р г а н и з а ц и о н н ы й

м о м е н т.

Представление 3-х команд «Протон», «Нейтрон» и

«Электрон».

10

2.

Формирование мотивации (вступительная беседа и

постановка проблемы)

5

3.

1

конкурс

«Лабиринт

ПЗ

и

ПСХЭ

Д.И.

Менделеева»

10

4.

2 конкурс «За страницами учебника»

15

5.

3 конкурс «Характеристика химического элемента»

10

6.

4 конкурс «Тест ПЗ и ПСХЭ Д.И. Менделеева»

15

7.

5 конкурс Эстафета «Кто больше знает?»

10

8.

6 конкурс «Кто быстрее?»

10

9.

Заключительная часть занятия (подведение итогов,

награждение участников)

5

6

Ход и содержание занятия

1. Вступление. (вступительное слово преподавателя)

Сегодня у нас не обычное занятие, а игра-соревнование! Тема нашего сегодняшнего мероприятия: «Периодический закон и Периодическая система

химических элементов Д.И. Менделеева» выбрана не случайно. 2014 год в нашей стране объявлен годом культуры, а что для нас - химиков может

являться большей культурной ценность, чем великий русский ученый Д.И. Менделеев и его жизненный и научный подвиг. Заслуга Д.И. Менделеева

очень велика перед Отечеством! Особенно в свете сегодняшних политических событий, когда пытаются принизить роль нашей страны и нашего

народа в мире, Каждого из нас охватывает чувство гордости за нашу Родину, когда знаешь, что в каждом химическом кабинете в любой стране мира,

начиная с сельской школы и заканчивая самыми именитыми университетами, висит портрет именно русского ученого Д.И. Менделеева и его

выдающееся детище – «Периодическая таблица химических элементов».

Вы сможете сегодня поработать индивидуально (за это получить личные баллы) и в группах – всей командой. Оценивать вашу работу будут

присутствующие на занятии гости: ваш классный руководитель, заместитель директор и методист нашего колледжа. Учебная группа разделена на 3

равные (по количеству участников и по имеющимся знаниям) команды: « Электрон», « Протон» и « Нейтрон» (Предоставляется приветственное слово

каждой команде).

Вам предлагается участие в 6-ти разных конкурсах. В виде жеребьевки ( какой команде первой показывать свое представление) командам предлагается

пройти на скорость химический лабиринт «ПЗ ПСХЭ Д.И. Менделеева» (1 конкурс). Желаю вам удачи!

7

1 Конкурс.

Лабиринт « Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».

8

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт ,сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг.

А.С. Пушкин.

Найти всей командой как можно быстрее наиболее короткий путь от старта до финиша в лабиринте ( Приложение №2). Победившей команде -5

баллов.

Проверить, для этого написать ответ до начала занятия на скрытой части доски.

2 Конкурс: За страницами учебника «Феномен Д.И. Менделеева»

9

Посев научный взойдет для жатвы народной.

Д.И.

Менделеев.

Отчет команд о проделанной работе, показ презентации. (5 баллов)

-Презентация команды «Протон»

-Презентация команды «Нейтрон»

- Презентация команды «Электрон»

1

3 Конкурс: Характеристика химического электрона

Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Все – от песчинок малых до планет -

Из элементов состоит единых.

По одному желающему представителю от каждой команды на доске составить характеристики на химический элемент:1 команда- металл, 2 команда –

неметалл,3команда – амфотерный элемент. (Приложение №3 План характеристики химического элемента). ( 5 баллов).

4 Конкурс: Тест на тему « ПЗ и ПСХЭ Д.И. Менделеева».

1

Весь мир большой: жара и стужа,

Планет круженье, свет зари

Все то, что видимы с наружи,

Закон связанно внутри.

Все остальные в это время выполняют тесты, обязательно указать название команды! ( Приложение №4).

Пока проверяются характеристики элементов на доске, Жюри проверяет по выданным ответам тесты и складывает полученные оценки у команд,

количество баллов по количеству оценок.

1

5 Конкурс: Эстафета «Кто больше знает?»

Главный секрет жизни, вот такой: один человек – нуль, вместе только люди

Д.И. Менделеев.

По очереди все члены команды отвечают на 22 теоритических вопроса (Приложение № 1).Жюри оценивает полноту, правильность ответов. Верный

ответ – 1 балл. Так как в командах равное количество участников, то команды могут заработать одинаковое количество баллов. За отказ ученика

отвечать на доставшийся ему вопрос с команды снимается 1 балл

6 Конкурс: «Кто быстрее»?

За 1 минуту на передаваемом друг другу листе бумаге участники команд должны записать как можно больше названий химических элементов,

составленных из слова ПРОТАКТИНИЙ.

Каждый заданный элемент – 1 балл.

Подведение итогов.

Жюри оглашает подведенные итоги всех конкурсов. Награждение команды – победителя грамотой. Остальные 2 команды – получают маленькую

копию Периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева.

Самое выдающиеся открытие в истории химии – открытие Периодического закона и создание Периодической системы химических элементов –

было сделано нашим гениальным соотечественником Д.И. Менделеевым.

Воодушевляемый любовью к Родине, всеми силами своего необыкновенного таланта, Дмитрий Иванович стремился приумножить благосостояние и

авторитет России. Мы (как потомки) горды и счастливы тем, что можем пользоваться плодами его величайшего открытия.

Заканчивается занятие словами Д.И. Менделеева, которые он написал в завещании к своим детям: «Трудитесь, трудясь, вы сделаете все и для близких

и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача - не беда - попробуй еще раз!»

1

Приложение №3.

План характеристики химического элемента

По положению в периодической таблице Д.И. Менделеева.

1.название химического элемента, его символ

2.относительная атомная масса (округленно до целого числа)

3. порядковый номер

4.заряд ядра атома

5. число протонов и нейтронов в ядре атома

6.общее число электронов

7.номер периода, в котором расположен элемент

8.номер группы и подгруппа (главная или побочная), в которой расположен элемент

9.схема строения атома (распределения электронов по электронным слоям)

10.электронная конфигурация атома

11.химические свойства простого вещества (металл или неметалл),сравнение характера свойств с соседями по подгруппе и периоду

12. максимальная степень окисления

13.формула высшего оксида и его характер (кислотный, амфотерный, основной), характерные реакции

14.формула высшего гидроксида и его характер ( кислотный, амфотерный, основной)характерные реакции

15.минемальная степень окисления

16.формула летучего водородного соединения

Приложение №1.

Вопросы для проработки темы « Периодический закон периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева»

1.Какие предшественники Менделеева пытались классифицировать химические элементы?

2.Как читается периодический закон Д.И .Менделеева?

3.Как устроена периодическая таблица элементов?

4.Что такое период? Сколько периодов в ПСХЭ?

5.Что такое группа? Сколько групп в ПСХЭ?

1

6.Что такое подгруппа?

7.Как изменяются свойства элементов в периоде?

8.Как изменяются свойства элементов в главной подгруппе?

9.Как практически сравнить химическую активность металлов?

10.Как определить высшую положительную и минимальную отрицательную степени окисления элемента по его положению в ПСХЭ?

11.Как составить формулы высших оксидов и летучих водородных соединений?12.Какие семейства элементов тебе известны? Какие элементы они

включают?

13.Как устроен атом? Почему он не распадается на части?

14.Как устроено ядро атома? Как рассчитать его состав?

15.В чем отличие протона от нейтрона?

16.Из чего складывается масса и заряд ядра атома?

17.Почему в ПСХЭ атомные массы обозначены дробными числами?

18.Что такое изотоп?

19.Как называют изотопы водорода? Чем они отличаются?

20.Как определить число электронных уровней в электронной оболочке атома?

21.Как определить число внешних электронов у элемента? Как определить по строению- атома- метала или неметалла?

22.Что ты знаешь os, p,d,f- орбиталях? Что такое электронная орбиталь?

1

Приложение № 2 Лабиринт «ПЗ и ПСХЭ Д.И. Менделеева»

Да -

Нет -

1

Главная

подгруппа

содержит

только

элементы

больших

периодов

№1

1,2,3-

малые

периоды

№2

Ионы не

имеют

заряда

№3

Изотопы

имеют

одинаковое

число

электронов

№4

В атомах

элементов 3-

го периода-

три

энергетичес

ких уровня

№5

Число

электронов

равно

порядковому

номеру

элемента

№6

У галогенов

на внешнем

электронном

слое по 7

электронов

№7

Число

нейтронов

равно массе

атомов

№8

Порядковый

номер

элемента

показывает

заряд его

атома

№9

У активных

металлов

небольшие

атомные

радиусы

№10

Галогены –

типичные

неметаллы

№11

У металлов

высокая

электроотри

цательность

№13

Атомный

радиус и

металлически

е свойства не

связаны

между собой

№14

Металлически

е свойства в

периодах

возрастают с

увеличением

порядкового

номенра

№15

При отдаче

электронов

№16

1S

2

2S

1

– это

№17

У многих

элементов

№18

Кислород

-

Типичный

неметалл

№21

Фтор-самый

активный

неметалл

№22

В молекуле

NaCI ионная

связь

№23

Положитель

но заряжен

№19

Р

№20

Иод имеет

молекулярн

ую

кристалличе

скую

решетку

№24

ФИНИШ:

Повторенье

-

Мать

Ученье!

1S

2

2S

2

2P

2

это элемент

2-го периода

№12

Приложение №4

Тест «ПЗ И ПСХЭ Д.И. Менделеева»

Вариант №1.

А1.Чему равен заряд ядра атома натрия:

1

1)0;

2)+1;

3)+11;

4)+23.

А2. Сколько всего электронов в атоме азота:

1)2;

2)7;

3)14;

4) 5

А3. Что общего в атомах

6

12

С и

6

14

С?

1) масса атома; 2) число протонов; 3) число нейтронов; 4) заряд ядра;

А4. Изотопы друг от друга отличаются:

1) зарядом ядра; 2) число нейтронов в ядре; 3) числом протонов в ядре; 4) числом электронов в электронной

оболочке;

А5. Химический элемент 3-го периода 5 группы главной подгруппы имеет распределение электронов по слоям:

1) 2)8)5) 2) 2)8)3) 3) 2)5) 4) 2)3)

А6. Два электронных слоя и семь электронов на внешнем энергетическом уровне имеет элемент:

1) фтор 2) франций 3)калий 4)хлор

В1.Порядковый номер обозначает……….

В2.Период – это……

С1.Число электронных слоев в ряду элементов Li, Ве, В (увеличивается, уменьшается, не изменяется)

С2.Число электронов на внешнем слое в ряду элементов Li, Ве, В (увеличивается, уменьшается, не изменяется)

Вариант №2.

А1. Чему равен заряд ядра атома азота:

1)0 2)+7 3)+14 4)+28

А2.Сколько всего электронов в атоме натрия:

1)1 2)11 3)23 4)12

А3.Что общего в атомах

14

7

N и

6

14

C?

1)масса атома 2)число протонов 3)число нейтронов 4)заряд ядра

А4.Укажите атом, в котором больше всего электронов:

1)

2

Н 2)

40

Ar 3)

41

Ar 4)

39

K

A5.Два электронных слоя и один электрон на внешнем электронном слое имеет элемент:

1) фтор 2)литий 3)калий 4)хлор

A6.Химический элемент 2-го периода 4 группы главной подгруппы имеет распределение электронов по слоям:

1

1) 2)3) 2) 2)8)4) 3) 2)4) 4) 2)8)2)

В1. Номера периода обозначает………

В2.Группа – это………

С1. Число электронных слоев в ряду элементов Li,Na,K (увеличивается, уменьшается, не изменяется)

С2.Число электронов на внешнем слое в ряду элементов Li,Na,K (увеличивается, уменьшается, не изменяется)

Вариант №3.

A1. Чему равен заряд ядра атома хлора?

1)0 2)+7 3)+17 4)+35,5

А2.Сколько всего электронов в атоме лития?

1)1 2)3 3)7 4)4

А3. Что общего в атомах

16

8

О и

17

8

О?

1) масса атома 2) число протонов 3) число нейтронов 4)заряд ядра

А4. Атомы одного и того же элемента отличаются:

1) зарядом ядра 2) числом нейтронов в ядре

3)число протонов в ядре 4) числом электронов в электронной оболочке

А5.Химический элемент 4-го периода 2 группы главной подгруппы имеет схему распределения электронов по слоям:

1) 2)8)8)6) 2) 2)8)60 3) 2)8)8)2) 4)2)8)2)

А6. Четыре электронных слоя и один электрон на внешнем слое имеет элемент:

1) фтор 2)литий 3)калий 4)хлор

В1. Номер группы обозначает………

В2.Изотопы – это………

С1. Число электронных слоев в ряду элементов N,O,F(увеличивается, уменьшается, не изменяется)

С2.Число электронов на внешнем слоев в ряду элементов N,O,F(увеличивается, уменьшается, не изменяется)

1

Вариант №4

А1. Чему равен заряд ядра атома калия:

1)0 2)+1 3)+19 4)+39

А2.Сколько всего электронов в атоме кислорода:

1)6 2)8 3)16 4)32

А3.Что общего в атомах

7

17

N и

7

15

N ?

1)масса атома 2)число протонов 3)число нейтронов 4)заряд ядра

А4.Укажите атом, в котором число протонов равно числу нейтронов:

1)водород 2)кислород 3)натрий 4)бериллий

А5.Три слоя и три электрона на внешнем электронном слое имеет элемент:

1)бор 2)алюминий 3)натрий 4)сера

А6.Химический элемент 2-го периода 5 группы главной подгруппы имеет распределение электронов по слоям :

1) 2)8)5) 2) 2)8)3) 3) 2)5) 4) 2)3)

В1.Химичесский элемент – это………

В2.Число электронных слоев в атоме элемента равно…….

С1. Число электронных слоев в ряду элементов Ве, Са,Mg(увеличивается, уменьшается, не изменяется)

С2.Число электронов на внешнем слое в ряду элементов , Са,Mg(увеличивается, уменьшается, не изменяется).

2

Библиографический список.

Габриелян О.С. Химия, издательский центр «Академия», 2016г

Новашинский И.И Органическая химия, Москва «Русское слово», 2017г.

Цветков Л.А. Органическая химия, Москва, «Владос», 2015г.

Титова И.М. Химия и искусство, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2018г

.



В раздел образования