Автор: Демидова Юлия Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ДОУ "Теремок" 78 Населённый пункт: город Новосибирск Наименование материала: Презентация по учебной программе Тема: "Как хлеб на стол приходит" Раздел: дошкольное образование
голова»
Проект 3 недели в старшей группе детского сада №78
старшая группа
Воспитатели:
Демидова Юлия Сергеевна
«Хлеб – всему голова»
•
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!
•
Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на
праздничном столе всегда стоит на почетном месте. О хлебе и
отношении к нему этот проект.
Предлагаемый проект рассчитан на дошкольный возраст. В
нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если
человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает,
что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами старшей
группы мы решили выяснить, где же действительно «растут»
булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего
стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции.
Вопросы:
- Что во главе стола стоит?
Вопросы проблемные:
- Как выращивают хлеб люди?
- Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?
Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатели, родители.
Предшествующая работа: Рассматривание картин: «Рожь» Шишкина, «Уборка
хлеба», картинок «Хлебобулочные изделия», «Зерновые культуры», беседа о
бережном отношении к хлебу.
•
Задачи проекта:
•
закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку;
•
систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря,
агронома (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из
муки хлеба;
•
показать значимость сельскохозяйственной техники;
•
воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям
сельскохозяйственного труда;
•
формировать реалистические представления о природе;
•
совершенствовать системы обследовательских действий;
•
развивать основные психические процессы – память, внимание, образное и логическое
мышление;
•
помочь увидеть необыкновенное в обычном;
•
развивать эмоциональную сферу ребёнка;
•
поддерживать естественный интерес и любознательность детей;
•
научить доводить порученное дело до конца;
•
воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие;
•
учить сотрудничать, уважать чужой труд;
•
обогатить кругозор детей.
Модель трех вопросов
Что мы знаем
Что мы хотим
узнать?
Где мы можем
узнать?
Хлеб продается в
магазине (Алина А.),
Мама дома печет хлеб в
хлебопечке (Лена А.),
Из зерен делают муку
(Милана П.),
Хлеб бывает белый и
черный (Леня К.),
Как называются люди,
которые выращивают
хлеб? (Федя),
Как растили хлеб
раньше? (Виолетта),
Как готовится тесто?
(Маша),
Что можно сделать из
муки еще? (Алина),
Как работает мельница?
(Леня),
Сходить на экскурсию
(Леня),
Спросить у родителей
(Милана),
Посмотреть в Интернете
(Федя)
Спросить у воспитателя
(Саша),
Провести опыты с
хлебопечкой (Все дети).
Расписание образовательной
деятельности на неделю
Тема недели: Хлеб – всему голова
Дни недели
ИД
Работа с родителями
Понедельник
14.09.2015
1. Музыка (по плану
музыкального рукаводителя).
2. Ознакомление с предметным
окружением
3. Физическое развитие
Беседа о культуре
поведения за столом,
бережном отношении к
хлебу. Игра «Да-нет»,
Разработать правила
обращения к хлебу. Беседа
«Терпение и труд все
перетрут», «О правильном
обращении с
электроприборами»,
рассказ о коллекциях и
музеях , выпекание
хлебобулочных изделий из
соленого теста.
Обсуждение с Леней и
Алиной: Как дома
помогать маме и зачем.
1. Рассматривание
альбома «как к нам хлеб
пришел»,
2. игры «Магазин»,
«Больница», «Семья»,
«Ярмарка», «Мы-
хлеборобы», настольно-
печатные игры
3. Прогулка №1
4. Настольные игры
5. Прогулка №2
Составление алгоритма
«Откуда к нам хлеб
пришел»,
составление рассказов
«Как раньше хлеб
выращивали?»,
выпечка хлеба дома,
замешивание теста.
Вторник
15.09.15
1. Физкультура/ зал
2. ФЭМП
3. Аппликация
Коллаж «Что можно сделать
из муки?»,
конструирование из
бросового материала
«Мельница»,изготовление
тряпичной куклы
«Крупеничка»,лепка из
соленого теста «Хлебное
поле»,рассматривание
иллюсраций И.Шишкин
«Рожь»,И.Машкова «Снедь
Московская. Хлеба»,
Составление букетов из
листьев, колосков.
Изготовление с Леней
гирлянды на площадку.
Прорисовка тонкой
линии от руки с Викой.
1. Дидактическая игра
«Что садили, что
собрали», «Варим
компот».
2. Разучивание
скороговорки «Саша»,
пальчиковый театр.
3. Прогулка №1
4. Настольные игры.
5. Прогулка №2
Подбор иллюстраций о
хлебе, составление
альбома «Хлеб-всему
голова»,изготовление
пальчикового театра к
сказке «Колосок»,
атрибутов и декораций к
сказке Путешествие
колобка»,изготовление
визитной карточки музея
«Хлеб всему голова»
Среда
16.09.15
1. Развитие речи
2. Рисование
3. Музыка (по плану
музыкального
рукаводителя)
1. Развитие речи
Чтение литературы. Обсуждение
главных персонажей и их
помощников. Характеры героев.
Воспитать любовь к литературе,
любопытство.
Развить навыки пересказа,
понимание сюжета.
2. Рисование “Букет для мамы»
3. Музыкальное развитие. По плану
музыкального руководителя
1. Прогулка №1
2. Раскрашивание
раскрасок. Составление
узоров и рисунков из
круп, выкладывание
орнамента из круп
3. Прогулка №2
Организация и привлечения к
выставке в группе
Четверг
17.09.15
1. Экология
2. Физкультура/зал
Спортивное развлечение «Хлеб –
всему голова»,пальчиковые игры,
психоэтюд «Тесто», психогимнастика
«Хлеборобы».
1. Прогулка №1
2. Игра в подвижные
игры, д\и «Где мы были
мы не скажем, а что
делали покажем»
3. Прогулка №2
4. Настольные игры
Составление альбома «О пользе
хлеба»,
Кулинарная книга «Рецепты
бабушек и мам»
Пятница
18.09.15
1.
ОБЖ
2. ИЗО
Экологическая игра «что за чем»,
опыт с вертушкой (взаимосвязь
между ветром и вращением-ветряная
мельница), экскурсия на кухню «Как
готовится тесто», экскурсия в хлебный
магазин, д\и «откуда хлеб пришел»,
«что было бы если…», «родственные
слова», «раз , два, три-сказка выходи»
опыт «вершки-корешки»,
перемалывание зерен через
мельницу»,
чтение Сухомлинский «Моя мама
пахнет хлебом», В Крупин «Отцовское
поле»Ю.Ванаг «Хлеб ,заработанный
своими руками»,А.Букалов «Как
машины хлеб берегут», Дацкевич «От
зерна до каравая»,беседа «батоны и
булки не растут на грядке»,опыт по
выращиванию семян (ржи,
пшеницы).
1. Рассматривание книг,
альбомов о хлебе,
придумывание
рассказов о хлебе,
рассматривание
колосков, зерен,
д\и «Подбери
словечко», д\и
«Золушка»,посчитать
зерна, выложить буквы
и цифры,
рассматривание и проба
разных видов хлеба,
переписывание новых
слов.
2. Прогулка №1
3. Выпекание хлеба в
хлебопечи
4. Прогулка №2
Привлечение к помощи с уб
оркой листьев на площадке.
Открытый показ
Как хлеб на стол пришёл
Тема : «Как хлеб на стол пришёл».
Цель : Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит
зерно, чтобы стать хлебом.
Задачи:
1 . Формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий;
о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания.
2 . Знакомить с трудом взрослых: хлебороб, мельник, пекарь.
Словарь: хлебороб, мельница, мельник, пекарня, пекарь.
3 . Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.
Оборудование: Круглый ржаной хлеб, поднос, хлебобулочные изделия:
баранки, сухарики, печенье; хлебница.
Наглядные пособия : колосок, жернова, итоговая лесенка; иллюстрации:
хлебороб, комбайн, мельница,
пекарь; тарелочки с зерном, мукой.
Ход занятия:
Организационный момент. (Дети стоят у воспитателя).
- Ребята, послушайте и догадайтесь, о чём я сейчас буду говорить.
Воспитатель загадывает загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет! (Хлеб).
Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы с вами поговорим о хлебе.
Беседа.
(Появляется наглядное пособие – колосок).
- Ребята, в гости к нам пришёл колосок. Посмотрите, что он нам принёс.
(На столе появляется каравай – круглый хлеб).
- Каждый день мы едим белый и ржаной хлеб, многие из вас любят сушки,
печенье, сухарики, различные пирожные. А кто знает, из чего всё это делают?
- А колосок нам сейчас расскажет, как же он стал таким душистым караваем.
Рассказ воспитателя «Как хлеб на стол пришёл». Знакомство с
профессиями
хлебороба, мельника, пекаря.
а) – В колоске живут зёрнышки.
(Показать детям зерно в тарелочке).
Наш колосок был таким же зёрнышком. Оно попало в землю. Солнышко его
пригревало, дождик поливал. Люди о нём заботились, ухаживали. Эти люди
называются
хлеборобы.
(Показ иллюстрации. Хоровой повтор).
И из зерна вырос колосок. Из колосков с помощью специальных машин
собирают Зерно. (Показ иллюстрации).
б) – Эти зёрна надо превратить в муку – белую, воздушную, нежную, послушную.
Поэтому зерно везут на мельницу. (Показ иллюстрации).
Мельник включит жернова и перетрёт зерно в муку. А как работают жернова, я
сейчас покажу.
(Показ наглядного пособия).
За работу, жернова,
Зёрна перетрём сперва!
А давайте включим свои жернова.
Все готовы? Тогда начинаем. Повторяйте за мной.
Сначала жернова нужно привести в движение, вот так.
(Вращательные движения руками перед собой).
А теперь вращаем жернова.
Чтобы сделать каравай, (вращательным движением тереть жернова быстрей
вращай! ладонью о ладонь).
Крепче трём зерну бока, (поменять движения рук).
Получается мука!
(Показ муки на тарелочке).
После мельника с мукой будет работать пекарь.
(Показ иллюстрации).
- Чем он занимается?
- Пекарь работает на пекарне.
Пекарь муку белую
Пышным тестом сделает!
Дрожжи, ну-ка не ленитесь,
Наше тесто поднимите!
Динамическая пауза.
- А теперь давайте поиграем.
(Дети встают в круг).
- Сейчас я буду показывать, как дрожжи тесто поднимают. Следите за мной и
повторяйте все действия.
Дрожжи воздух собирали, (дети раздувают щёки, выпускают воздух)
Дрожжи тесто раздували.
Вдох и выдох, вдох и выдох: (глубокий вдох, выдох через рот)
Пух! Пух! Ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево)
Ну-ка, тесто, вширь и ввысь (показать руками размеры теста)
Разрастись и поднимись!
Тесто белое пыхтело – ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево)
Тесто зрело и толстело – ох! Ох!
Мы его слегка помяли - (имитация взбивания теста)
И весёлкой повзбивали.
- Какое пышное тесто у нас получилось! Спасибо всем за помощь
.
Это тесто пекарь помещает в печку, приговаривая:
В печку жаркую садись
(вытягивают руки вперёд ладонями вверх)
Порумянься, испекись!
(грозят пальчиком).
- Какое это чудо, хлебный каравай! Спасибо пекарю!
(В руках у воспитателя круглый ржаной хлеб).
Беседа о бережном отношении к хлебу.
Вот ржаной каравай
С корочкой румяной.
Никогда не забывай:
На столе он главный!
Без него обед не в счёт.
В праздники и будни:
«Хлебу слава и почёт!»-
Говорят все люди.
- Как много людей трудится, чтобы появился вкусный хлеб! К нему нужно
бережно относиться. Не крошить хлеб во время еды, не оставлять недоеденные
кусочки, не выбрасывать их. Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда
вложено в каждый кусочек.
(Каравай ставится на стол. Достаётся пособие – лесенка).
Итог занятия.
- Итак, для того, чтобы на нашем столе всегда был душистый хлеб с хрустящей
корочкой, трудятся много людей. Давайте вспомним, кто это?
(Работа с лесенкой.)
Дети с помощью иллюстраций называют слова:
хлебороб, мельница (мельник), пекарь, ставят тарелочки с зерном, мукой,
хлебобулочными изделиями на соответствующие ступеньки лесенки. (Воспитатель
хвалит детей).
- Вот сколько интересного рассказал нам колосок. Он говорит вам спасибо за то,
что вы внимательно его слушали и выполняли все задания.