Напоминание

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ


Автор: Ширугина Валентина Владимировна
Должность: Педагог вокальных дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ п.Ягодное
Населённый пункт: П.Ягодное Магаданской области
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта
Тема: ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

« Особенности вокальной работы с

младшими школьниками. Из опыта

работы»

Ширугина Валентина Владимировна,

Педагог вокальных дисциплин

«МБОУ ДО ЦДТ п. Ягодное»

Магаданская область, 2020 год

Отечественная и зарубежная вокальная педагогика опирается на богатейший

опыт знаменитых учителей вокальных дисциплин. Великие композиторы не

считали зазорным обучать детей пению, знакомить их с классическими

произведениями клавирной, симфонической и вокальной музыки. Это

Иоганн Себастьян Бах, Михаил Иванович Глинка, Дмитрий Борисович

Кабалевский, который работая в обычной московской школе, опираясь на

свой личный опыт обучения школьников, разработал авторскую программу.

Она с успехом используется в общеобразовательной школе до нашего

времени. Громкие имена музыкантов – педагогов прошлого не забыты:

О.Апраксина, Н. Ветлугина, Г. Ригина. Методические пособия,

учебники ,составленные этими авторами, помогают в работе современных

учителей 21 века, работающих с детьми.

Вокальная работа с детьми – это не только обучение ребенка пению, но это

творческая деятельность, воспитание нравственных качеств, развитие

познавательной деятельности, умению находить конструктивные решения в

процессе обучения вокальной технике. Также происходит развитие

музыкальной памяти, активная тренировка органов дыхания, мышц лица,

развивается воображение.

Очень часто среди обывателей существует такое мнение: самое главное в

пении- запомнить мелодию и текст, и тогда можно прямиком выходить на

сцену.

Это абсолютное заблуждение, потому что ведется систематическая, порой

очень нелёгкая работа не только над мелодией, текстом, но и активным

дыханием, звуковедением, певческими штрихами. Произведение,

исполняемое ребёнком, должно быть эмоционально окрашенным.

Когда ученик впервые переступает порог вокального класса, то зачастую

способности, навыки и умения петь оставляют желать лучшего. Только

грамотно выстроенная, систематическая работа могут принести к

положительным результатам . Певческий диапазон ученика, в котором он

может чувствовать себя комфортно- это До первой- Ми первой октавы.

Постепенно , с помощью всевозможных вокальных упражнений

«отвоёвывается» нота за нотой, и ребенок без напряжения может исполнять

произведения более сложные, чем ранее выученные.

Если сам ученик, а не только его родители, очень хочет научиться правильно,

профессионально петь, то шансы, что маленький вокалист научится владеть

своим голосом, многократно возрастают. В моей практике было несколько

случаев, когда приходили на занятия дети- «гудошники», с тихими ,

невзрачными голосами. И в результате систематических занятий хриплые

голоса становились звонкими, неверное интонирование постепенно

исправлялось, происходило значительное расширение певческого

диапазона. Дети начинали петь эмоционально, появилась четкая дикция.

Перед разучиванием произведений обязательно проводится текстовой

анализ .Иногда для детей в тексте встречаются слова, значение которых они

ещё не знают. А спрашивать стесняются.( Бывает и такое). Содержание

песни, что хотел донести до слушателей и исполнителей автор текста,

наиболее трудновыговариваемые слова- это начальный этап работы над

текстом. В медленном темпе, нараспев проговариваем слова песни. Затем

приступаем к мелодическому разбору. Сложные для исполнения интервалы,

штрихи, акцентирование выразительных фраз, слов и словосочетаний.

Не могу сказать еще об одном аспекте. Систематические занятия - это

огромный труд ребенка и педагога, большая затрата эмоциональных и

физических сил. Ученик устает от нагрузки в общеобразовательной школе, и

возможно попытается бросить занятия вокалом. Здесь нужны мудрость и

терпение родителей, которые смогут убедить ребенка в необходимости

дополнительного образования.

Буквально с первых занятий ученик учится правильно дышать, четко

произносить согласные, формировать гласные звуки. Постепенно ученик

вовлекается в творческий процесс. На уроках используется метод сравнения.

Например, по просьбе педагога ребенок поет гласную «а» в удобном

примарном тоне. Сначала улыбаясь, потом делая гласную округлой, затем

широко растянув рот, как у лягушонка . И на вопрос преподавателя, какое

звучание больше понравилось ученику, обычно отвечают, что лучшее

исполнение было с округлым звуком.

На уроках с младшими детьми сначала происходит разминка мышц лица,

активизация работы языка. Это упражнения « Пятачок»: вытягиваем

сомкнутые губы, как для поцелуя, и водим « пятачком» вправо и влево.

Активное произношение шипящих согласных- Ф, С, Ш очень хорошо

воздействуют на дыхательный аппарат детей. Прикусывание языка( лёгкое и

аккуратное) способствует четкому произношению звуков. Активизации

дикции способствует и такое упражнение- энергичное произношение букв- Т

,Д.

Упражнения на звукообразование в грудном режиме: гудение на любых

слогах- МУ, МО, МА и т.д.

Активное расширение певческого диапазона- упражнения по методике

Виктора Вадимовича Емельянова. « У жирафа есть вопрос», « Кто там ходит

по болоту», сила и звонкость голоса появляется , когда дети выполняют

упражнение-« От одного к десяти».У этого замечательного педагога-

вокалиста есть громадный положительный опыт работы с детьми и

взрослыми.

Младшие учащиеся очень любят занятия, когда над известными детскими

стихами производят эксперименты. Например, стих « Наша Таня» нужно

выразительно прочитать, постепенно увеличивая динамику от пиано к форте.

Эмоциональную окраску текста развивают многочисленные упражнения-

одно из них называется « Мой голос».

Мой голос мягкий, мягкий, мягкий

Сильный, сильный , сильный

Звонкий, звонкий, звонкий

Бархатный, бархатный, бархатный.

Слово « мягкий» произносим вкрадчивой, мяукающей интонацией,

«сильный» - произносим энергично, не кричать, а выговаривать активно,

«звонкий»- произношение формировать так. Чтобы буква « о» улетала

наверх, « бархатный»- произносить медленно, не меняя интонационной

окраски.

Положение языка при пении имеет огромное значение. Если язык

располагается во рту « горбом», то он тянет за собой , напрягает гортань и

мышцы шеи.

Упражнения по авторским методикам В. Емельянова, И. Цукановой. А.

Комлевской помогают решать всевозможные певческие задачи на уроках

вокала. Происходит синтез речи и музыки. Приобретаются навыки слухового

анализа. Ребенок на примере выступлений старших школьников учатся

отличать « красивое» ( профессиональное) пение от « некрасивого»

небрежного и некачественного исполнения. Слушание классических

инструментальных, вокальных произведений развивает музыкальный вкус.

Именно на классических образцах воспитывается способность различать

высококачественную музыку от низкопробной.

Очень многие эстрадные певцы в прошлом занимались в музыкальных

школах России, которые до сих пор имеют преимущественно классическую

направленность.

Личность педагога- очень важный аспект в формировании грамотного,

профессионального вокалиста. Доброжелательная атмосфера на уроке,

неподдельный интерес к обучающемуся ,умение находить подход к каждому

ученику, педагогическая грамотность и находчивость- это основополагающие

составляющие вокального обучения.

Педагог на уроке не должен выходить из себя, размахивая руками, кричать,

вести себя по- клоунски. Но и монотонная , размеренная речь способна убить

интерес ребенка к занятиям. Речь учителя должна быть эмоционально

окрашенной, доступной пониманию, не перегруженной музыкальными

терминами, которые нужно в обиход вводить постепенно, ненавязчиво.

На уроке педагог не является главенствующим монополистом, всячески

уничтожая инициативу ученика. Он должен умело направлять занятия в

нужное русло. Без абсолютной авторитарности. Ведь на уроках творчества,

какими являются уроки вокала, нет места главенствующему доминированию

учителя. ЭТО СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГА И УЧЕНИКА.

Принцип музыкального воспитания ученика на уроках вокала- это не только

пение, практическое занятие слушание музыкальных произведений,

исполнение стихотворений, несложных по построению, это воспитание

музыкального вкуса, тщательный выбор вокального репертуара способствует

дальнейшему интересу к занятиям, желанием заниматься музыкой.

Формализм и скука- это уничтожение творческого потенциала маленького

человека, исчезновение зарождающегося таланта.

В помощь педагогу для занятий вокалом можно порекомендовать

многочисленные учебники и методические пособия таких авторов, как

В.Емельянов, Соколов, и другие. Но и замечательную книгу Е. М. Пекерской

«Вокальная азбука», предназначенную не только для взрослых вокалистов,

но и для начинающих петь малышей. Доступность изложения,

профессионально выверенные упражнения ,практические советы пригодятся

для работы с разновозрастными учащимися.

Список рекомендуемой методической литературы:

1.

Е. М. Пекерская « Вокальная азбука»

2.

С. П. Юдин « Певец и голос. О методологии и педагогике пения»

3.

Л.Н. Морозов « Школа классического вокала»

4.

Л. Дмитриев « Основы вокальной методики»

5.

Инга Исаева « Эстрадное пение. Экспресс- курс для развития вокальных

способностей»

6.

В. Емельянов « Развитие голоса- координация и тренинг»



В раздел образования