Автор: Азизова Викторина Исмаиловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: город Нижнекамск, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Стилистические особенности в фортепианных произведениях татарских композиторов"
Раздел: дополнительное образование
Статья на тему: «Стилистические особенности в фортепианных произведениях
татарских композиторов».
Азизова Викторина Исмаиловна
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 4»
Нижнекамского муниципального района, Республика Татарстан
(МБУ ДО «ДМШ № 4» НМР РТ), преподаватель.
«Мы хотим, чтобы наши красивые, глубокие и вдохновенные мелодии исполнялись
с художественным совершенством. У нас довольно много литераторов и поэтов, но нет ни
одного композитора…» - было написано в газете «Йолдыз» в 1914 году. Так, в начале XX
века зарождается национальная композиторская школа. В Татарстане создаются целые
сборники произведений для фортепиано, знакомя исполнителей с "золотым фондом"
народной и композиторской музыки. Фортепиано как музыкальный инструмент - богат
широким набором технических и тембровых возможностей.
Пожалуй,
ни один
инструмент не может так тонко воплотить разные оттенки настроений, эмоций, передать
богатство образов и красок.
Если к началу 30-х годов фортепианный национальный репертуар состоял в
основном из обработок татарских народных песен для фортепиано, бытовавших в устной
традиции, переложений для фортепиано оркестровой музыки к татарским спектаклям и
отдельных фортепианных пьес (вальсы, марши, вариации), то позже - композиторы
обратились к освоению разных жанров и стилей. Появляются произведения крупной
формы - это сонатины Н.Жиганова, М.Музафарова, Ф.Яруллина. Из произведений малых
форм в те годы были созданы: «Вальс» Х.Валиуллина, «Прелюд» И.Шамсутдинова,
марши
и
пьесы
Ю.Виноградова,
М.Музафарова
с
программными
названиями.
Расширяются приемы композиторского письма: на смену простой фактуре, где мелодия
поддерживается
аккордовым
аккомпанементом,
приходят
разнообразные
средства
выразительности. В музыке военных лет (1941-1945гг.) создаются сочинения в новом для
татарской фортепианной музыки жанре программного цикла. Цикл Михаила Юдина
«Лесные пейзажи» из 10 пьес с новогодними посвящениями членам Союза композиторов:
Н. Жиганову (утеряна), «В темном ущелье» – М. Музафарову, «Лесная опушка» – А.
Ключареву, «Старая ель» – В. Виноградову, «Весенние сумерки» – С. Сайдашеву, «Гроза»
– Ю. Виноградову, «На заре» – Дж. Файзи, «Березка и ветер» – М. Рахманкуловой,
«Девушка в лесу» – Х. Терегуловой, «Ночь» – З. Хабибуллину. Каждая миниатюра – «это
пейзажи – настроения, имеющие и светлый, созерцательный характер («На заре»), и
эпический («Старая ель»), и драматический («Гроза»). В годы войны были написаны
яркие фортепианные миниатюры, вошедшие в репертуар юных пианистов: поэтичный
«Танец девушек» М.Музафарова, «Сказка» и «Вальс» Н.Жиганова, сказочный «Шурале»
(«Леший») и «Этюд» А.Ключарева с ярким национальным колоритом. Есть и обработки
народных песен у А.Ключарёва: «Аллюки», «Кара урман», композитор обращается
бережно к фольклору и к картинам народной жизни в цикле «Родные картины».
Этап 30-х – первой половины 40-х годов был плодотворным для татарской
фортепианной
музыки.
Пентатоника
обогащается
мажоро-минором.
Композиторы
обращаются к новым для татарской музыки метроритмическим формулам – нечетным
размерам, пунктирным ритмам, элементам полиритмии (например, в фортепианной
партии лирической протяжной песни «Золайха»
есть пунктирный ритм, триоли,
квинтоли, слигованные ноты).
Сохраняя свои многовековые традиции, щедро черпая вдохновение в фольклоре
народов Поволжья, татарская музыка вместе с тем «шла в ногу» с современностью: наряду
с классическими выразительными средствами, применяются и новаторские. Классические
– это пентатоника, полифонизация, фактурное усложнение, а к новаторским относятся:
- эстрадно-джазовый стиль,
- коллаж (с франц. яз. «collage» - переводится «наклеивание») – это в музыке
особая форма использования композитором в своем произведении фрагментов других
сочинений (чужого или ранее написанного своего),
-
аллюзии (лат. allusio «намёк, шутка») — стилистическая фигура, содержащая
указание, аналогию или намёк на некую музыку,
- кластеры (от англ. яз. «cluster» — «гроздь» в музыке) — созвучие из звуков,
тесно расположенных по м.2 или б.2, иногда по микроинтервалам. Кластеры могут
рассматриваться как пентаккорды (например, по чёрным клавишам в «ударном»
фортепианном звучании), современных композиторских техник (модальность, серийная
и политональная техника, пуантализм, алеаторика, сонорика, минимализм) с учетом
особенностей музыкального языка, традиций и ценностей этносов региона.
Под модальными ладами чаще всего подразумевают октавные «старинные лады»
греков или «лады народной музыки» (ионийский, дорийский, фригийский, лидийский,
миксолидийский, эолийский и
локрийский),
или церковные
тоны
богослужебной
монодии католиков.
Серийная техника
возникла в Европе у композиторов ново-венской школы:
А.Шёнберг, А.Веберн, А.Берг, когда музыкальная композиция строилась на 12-тоновой
серии неповторяющихся звуков. Разновидность серийной техники — додекафония
применяется татарскими композиторами: А.Монасыпов, Р.Белялов, Ш.Шарифуллин...
Неоклассицизм – это «новый классицизм», когда композиторы обращаются к
формам
и
жанрам
музыки
классицизма,
барокко
или
эпохи
Возрождения
и
«пересочиняют» её, используя современный музыкальный язык: старинный Менуэт или
Гавот, Фуга или Пассакалья, Ария как у И.С.Баха, или сонатное Allegro - как у Й.Гайдна.
Сонорная музыка – в переводе с латинского языка означает «звонкий, звучный».
Сонорная музыка использует вместо привычных мелодий и аккордов «звуковые пятна»,
которые называются «сонорами», они различаются по тембру, по времени звучания и
характеру пульсации, то есть - по ритму, по расположению в ощущаемом пространстве –
по регистру… Направление развития сонорных средств выразительности ярко проявилось
в сочинениях Рашида Калимуллина.
Минимализм
– композиторы в XX
веке используют минимальный набор
выразительных средств. Например, на протяжении всего сочинения может обыгрываться в
разных ритмических и фактурных рисунках только одно трезвучие. Иногда все сочинение
может быть построено на нескольких звуках – например, у композитора Рашида
Калимуллина в фортепианных фантазиях «Утро в Стамбуле» (тема строится на 4-х звуках:
ре-фа#-соль-ля) и «Подражание ситару» обращение к стилю импровизации восточных
музыкантов, сближается со стилем минимализм. В Фантазии «Утро в Стамбуле» есть
фрагмент одного из ладов турецкой музыки (лад с интервалом ув.2).
Нотное
издательство
выпускает
фортепианные
сборники
композиторов:
Н.Жиганова,
А.Ключарева,
А.Монасыпова,
Р.Яхина,
Р.Еникеева,
Р.Белялова,
Р.Ахияровой.
Народные песни Татарстана вдохновляют татарских композиторов на
создание новых произведений: Н.Жиганов «Десять пьес» (часто исполняются из этого
цикла пьесы «Секунда», «Сказка», «Маленькая импровизация»), «Альбом фортепианных
пьес для детей», «Матюшинские эскизы», «Двенадцать зарисовок» и др. В его
произведениях органично сочетаются национальный колорит и традиции русского и
европейского музыкального наследия. Яркие и самобытные пьесы были изданы
композитором М.Музафаровым в «Собрании сочинений для фортепиано» - это авторские
обработки песен «В тихом саду» (на слова А.Ерикея), «По ягоды» (на слова М.Джалиля) и
фрагмент из оперы «Зульхабира» - «Танец девушек», а также оригинальные сочинения.
Алмаз Монасыпов создает цикл «Пять лирических картинок и марш», Рустем Яхин -
«Летние вечера» и «Картинки природы», а также известный «Вальс-экспромт»…
Используют интонационные и стилистические особенности народных мелодий и
современные татарские композиторы: Ренат Хакимов, Наталья Варламова, Эльмир
Низамов, Радик Салимов и др.
Фортепианная музыка воплотила особенности национального характера татарского
народа. В статье к сборнику «Композиторы Татарии - детям» составитель В.Спиридонова
пишет:
«Эти особенности мы находим в лирических образах. Отсюда некоторая
созерцательность, присущая татарским лирическим темам (Н. Жиганов — «Сказка», тема
«Адажио» Р. Еникеева). Множество нитей связывает творчество композиторов Татарии с
национальным фольклором. Здесь и цитирование народных мелодий, и обращение к
исконным жанрам народного творчества, и претворение общих закономерностей
народного музыкального мышления — ладового его своеобразия (пентатоничность),
принципов мелодического развертывания (плавность, неторопливость, поступенность
движения, опевание мелодических устоев), вариантно-вариационных методов развития…
Стилистической особенностью татарской фортепианной музыки является мелодически
развитая орнаментика (например, в пьесах «Маленькая импровизация» Н.Жиганова,
«Адажио»
Р.Еникеева,
«И
в
дождь,
и
в
ведро...»
А.Монасыпова).
Искусство
орнаментирования неотделимо от импровизационной манеры исполнения протяжных
мелодий. Каждый талантливый народный певец как бы заново творит мелодию, внося в
нее свой вариант мелодического орнамента. Импровизационность сохраняется и в
характере
исполнения
орнамента
на
фортепиано
-
играть
ритмически
гибко,
непринужденно,
с
небольшим
расширением
в
начале
орнаментальной
группы.
Исполнение орнамента народными певцами, у которых преобладают высокие подвижные
голоса, производит впечатление легкого «скольжения», хотя все звуки интонируются
точно и глиссандирование не допускается. На фортепиано орнамент должен звучать
мелодично и одновременно легко, нельзя превращать его и в виртуозный пассаж. Звуковая
насыщенность, полнозвучие ему чужды. Орнамент, как правило, укладывается в одну
аппликатурную позицию». Например, в пьесе Р.Еникеева «Булгарская красавица».
Имитация звучания традиционных музыкальных инструментов применяется
татарскими композиторами при создании фортепианной музыки разных жанров.
В
лирических пьесах
не редко передается звучание курая — татарского народного
инструмента, обладающего красивым тембром, мягкой переливчатостью звучания,
великолепно
исполняющий
волнистые контуры
национальных
мелодий.
Светлое,
прозрачное звучание, исполняемой на курае, создает хрустальный, чистый звук. Задор,
жизнерадостность скерцозно-танцевальных тем фортепианных сочинений близки жанру
народных быстрых песен такмаков-частушек с повторными мотивами, в простом четном
размере (чаще 2/4), это и четкость ритмического рисунка, акценты в окончаниях фраз.
Острая ритмическая пульсация наблюдается в Скерцо и «Секунде» Н.Жиганова. Остроту,
характерность придают секунды токкатным, скерцозным темам (Скерцо Н.Жиганова,
Каприччио Р.Белялова). Динамические свойства этого диссонанса широко используются в
качестве акцентного средства («Секунда» Н. Жиганова),
а в теме среднего раздела
«Сказки» Н.Жиганова и «Шурале» А.Ключарева - упругие синкопы. Красочность
гармонического языка связана с аккордами терцового строения и характерных для
пентатонического лада кварто-квинтовых, и секундовых созвучий (так, у А. Ключарева в
«Тайнах лесного озера» из цикла «Родные картины» очень колоритны секундовые фоны
«покоя, созерцания»). «Красочно звучат наложения квинт в первой теме, тритонов и
секунд в среднем разделе «Утра» Н. Жиганова».
Интенсивная
эволюция
татарской
музыки
связана
с
обновлением
ее
интонационного строя и гармонического языка, в развитии ее ладовой основы. Татарская
музыка давно уже выходит за рамки пентатонической пятиступенности - в неё
вкрапливается альтерация ступеней, а также используются композиторами наложения
пентатонических последований на черных и белых клавишах: например, в произведениях
для фортепиано «И в дождь, и в ведро...» А. Монасыпова, Сонатина Р. Еникеева.
Большое влияние на развитие национальной фортепианной литературы оказывает
мировой пианизм XX века — импрессионизм, неоклассицизм, динамичный прокофьевско-
бартоковский пианизм. Возрастание интереса композиторов Татарии к колористическим
свойствам фортепиано сказалось в пьесах А. Монасыпова «И в дождь, и в ведро...» и
задорных «Считалках» А.Монасыпова, написанных в стиле импрессионистской токкаты.
Неоклассицистские тенденции нашли отражение в «Адажио» и Сонатине Р.Еникеева.
Велико влияние и клавирной музыки XVIII века с её прозрачностью фактуры, вместе с
тем сочетается с современными выразительными средствами. Например, мелодия
побочной партии Сонаты сопровождается гармонической фигурацией – Альбе
́
ртиевыми
басами (итал. Basso albertino
- термин связан с именем итальянского композитора
Доменико Альберти) - вид клавирной фактуры,
изложение партии левой руки в
фортепианной пьесе в виде ритмически равномерно арпеджированных (разложенных)
аккордов, как
в клавирных сочинениях у Й.Гайдна, В.А.Моцарта, раннего периода
Людвига ван Бетховена.
Основой творчества многих современных композиторов Республики Татарстан
являются этномузыкальные традиции народов Поволжья, здесь в добрососедских
отношениях проживает 8 национальностей. Композитор Анатолий Луппов обращается в
основном к марийскому, русскому и татарскому этноматериалу. Его произведения
самобытны, композитор новаторски обновил гармонические, мелодические и оркестровые
средства выразительности (приемы эстрадной музыки, биг-бита
– это разновидность
современной электронной музыки,
и джаза) на основе пентатоники и современных
достижениях музыки XX века (серийная техника, пуантилизм – это точечная музыка,
техника музыкальной композиции; разновидность серийной техники,
алеаторика
(от
латинского слова alea – «игральная кость», сочинение музыки посредством случайностей,
принцип построения композиций в XX веке), что сближает А. Луппова с творчеством
крупных композиторов современности: С.Слонимским, Р.Щедриным, А.Эшпай. Один из
учеников А.Луппова – Рашид Калимуллин
оригинально интерпретирует татарский
фольклор – от протяжной песни, городской песенной лирики такмака (в Сонате № 2 для
фортепиано) до коранической речитации (в фантазии для органа «Забытая молитва»,
«Әлвидаг»…).
Традиционно
«Әлвидаг»
звучит
в
рамках
намаза
Таравих
и
в
предпраздничный
вечер
с
минаретов
мечетей
на
татарском
языке.
Поиски
Р.Калимуллиным пространства новейшего музыкального языка - ставит в один ряд с
уникальными произведениями С.Губайдулиной с их глобальной идеей, высшим смыслом
жизни на земле и становлением космического мышления и преображения человечества.
Работая в самых разных жанрах, Р.Калимуллин оригинально применяет этномузыкальные
традиции своего народа (коллаж и аллюзии, пентатоновость и трихордо-тетрахордовые
мотивы), смело экспериментирует с различными стилями (минимализм, древний Восток),
техниками (сонорика, кластеры), в органичном единстве восточных и западных
музыкальных традиций.
Леонид Любовский
– мастер полифонической обработки народных напевов
разных
народов.
Опираясь
на
национальные
истоки,
создаёт
произведения
для
фортепиано для детей и юношества: «Забавы Шурале», «Былина о Святославе», «Баит.
Течет речка Белая», «Старинный башкирский напев», «Тамбовская частушка» и др.
Ренат Еникеев
- татарский композитор, автор фортепианных произведений
различных жанров: концерт, сонаты, сонатины, циклы (например, «Тюркские напевы»,
цикл «Сайдашстан» из 20 пьес - это фортепианные транскрипции на вокальные
произведения Салиха Сайдашева, в которых бережно композитор сохранил гармонию и
фактуру оригиналов, раскрывая красоту музыки Сайдашева), пьесы и инструментальные
ансамбли. Соната № 2 (одночастная) создана на основе татарской народной песни «Анам
кабере»
и
построена
по
принципу
монотематизма,
разработанного
венгерским
композитором Ф.Листом.
Современные композиторы Татарстана в фортепианной музыке продолжают
традиции классической национальной композиторской школы, наряду с этим применяют
сложные переменные ритмы, насыщают музыку современными гармониями и джазовыми
импровизациями.
Фортепианному наследию татарского композитора
Рустема Яхина
присуща
светлая лирика, одухотворенность, возвышенность чувств, использование виртуозных и
красочных возможностей инструмента. Его светлые, безмятежные, мечтательные темы
идут «от сердца к сердцу». Русский пианист Лев Оборин сказал о фортепианном наследии
Р.Яхина: «Только знание сокровенных тайн и живописно-колористических возможностей
рояля…может позволить композитору с определённой точностью и максимальным
совершенством сформулировать на клавиатуре свою поэтическую мысль». Яхин
обращается к излюбленным жанрам романтиков: прелюдии, ноктюрну, музыкальному
моменту, поэтической картинке, использует богатство и разнообразие фортепианной
фактуры. Главное в его музыке – красивая и изящная мелодия, отличающаяся плавностью,
поступенностью
пентатонического
движения;
развертывание
мелодий
повторного
строения на основе вариантного развития мотива. Своеобразие гармонического языка в
использовании многотерцовых гармоний – септаккордов, нонаккордов, ундецимаккордов,
усложнение альтерированных аккордов S
и D-групп побочными тонами и широком
применении аккордов нетерцовой структуры – кварт- и квинтаккордов, так называемых
пентаккордов, совпадающих по звуковому составу с пентатоникой. У Р.Яхина для детей
написан цикл «Картинки природы», посвящен детским играм и увлечениям «Марш юных
следопытов» и «Рассказ путешественника», «Летом в лагере» и серия пьес с новогодней
тематикой («На ёлке у Гюзель» - в мелодии на pianissimo будто слышится волшебное
мерцание звездочек инея; в неуклюжем «Танце Деда Мороза и Мишки» во второй
половине пьесы потактная смена динамических оттенков говорит о поочерёдном «выходе
в круг» то Деда Мороза, то Мишки; пьеса «Гюзель танцует вальс для гостей» создает
образ нежный, застенчивый, звучит в разных оттенках piano, прозрачное движение Вальса
на легато достигается пианистом исключительно пальцевыми средствами, прямая
короткая педаль берётся только на первую долю такта). Яхин сделал для фортепиано ряд
несложных обработок татарских народных песен: скерцо «Зятёк» (если у М. Музафарова
обработка этой песни звучит на legato, то у Яхина исполняется с ритмической
подвижностью аккомпанемента, «колючими» вертикалями и хроматическими ходами в
нижнем голосе). Обработка «Утренней песни» передаёт поэтический образ зари (эффект
импрессионистской растворенности создаёт «звуковая рама» из ля-минорного аккорда,
внутри которой размещается медленная трель в среднем голосе, длинная педаль меняется
по гармонии - передаёт зыбкость звучания). На красочный фоновой пласт фактуры
накладывается по-утреннему свежее, чистое звучание мелодии. Импрессионистская
живопись присуща и обработке «На сенокосе» - в басу на тремоло гулко звучит на
тянущейся педали тоническое трезвучие с секстой. У Р.Яхина для фортепиано написано
«Поэтическая картинка», «Юмореска», «Размышление», Вальс-экспромт», «Песня»…
Цикл «Картинки природы» Р.Яхина состоит из 4-х времен года: «Зима» («Вьюга»)-
в коде изображается вьюга гаммообразными пассажами. «Весна» («Капель») – тонкая
акварельная зарисовка на piano. В остинатном ритме завраживающе звучат аккорды
терцовой структуры, чередуясь с красочными пентаккордами – так капельки на солнце
повисают в прозрачных сосульках.
«Лето»
– тремоло тонического трезвучия с
прилегающими ступенями лада на длящейся педали, острые акценты передают «Весёлое
купание» детей. Завершает цикл пьеса «Осень» («Улетают дикие утки»).
Р.Яхин положил начало развитию концертного инструментального жанра в
татарской музыке, дипломной работой при окончании консерватории стал фортепианный
концерт. Фортепиано Р.Яхин трактует как виртуозный, полный красочных возможностей
инструмент. Ритм, мелодика, ее структура у композитора органически связана с
национальным фольклором, при этом Яхин развивает и традиции Чайковского,
Рахманинова, европейских романтиков XIX века, импрессионистов.
Замечательным учебным пособием для детей является «Татарская народная музыка
- юному пианисту» составитель и редактор В.Спиридонова. В это пособие вошли
обработки уникальных татарских народных песен. Издано учебное методическое пособие
– «Хрестоматия по татарской фортепианной музыке» в двух частях (I часть - для младших
и средних классов детских музыкальных школ, II часть - для средних и старших классов и
учащихся
музыкальных
училищ).
Составители-редакторы
«Хрестоматии»
стали
Э.К.Ахметова, Л.М.Батыркаева, Е.А.Соколова, В.М.Спиридонова, К.А.Шашкина. В
педагогический репертуар юного пианиста вошли сборники фортепианных пьес:
«Татарские напевы» Рената Еникеева (Казань, 2000 год издания) и «Детские пьесы» Разии
Еникеевой (Казань, 2000 г.), «Неизвестные страницы татарской музыки» составителя и
редактора В.Спиридоновой (Казань, 2003 г.) – в сборнике произведения Фарида Яруллина,
Джаудата Файзи, Александра Ключарёва, Альберта Лемана, Хуснуллы Валиуллина,
Хайрульвара Абдульменева.
Изданы для фортепиано «Татарский альбом» Леонида
Любовского, «Фортепианная сюита» Эльмира Низамова (Казань, 2003 г.), «Старинные
народные напевы» Шамиля Шарифуллина из серии «Духовные сокровища» (Казань,
2010г.), «Фортепианные произведения композиторов Татарстана» для ДМШ (Санкт-
Петербург, 2017 г.) и другие учебные пособия.
Главное в работе преподавателей, прививать детям любовь к музыкально -
поэтическому фольклору, вовлекать учащихся в активное творчество, так как это
способствует
воспитанию
национального
самосознания,
творческого
развития
подрастающего поколения, чувства патриотизма.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Ахметова Э.К., Батыр-Булгари Л.М., Соколова Е.А., Спиридонова В.М., Шашкина К.А.
Хрестоматия по татарской фортепианной музыке. 1 ч. – Казань: Издательский дом
Яналиф, 2002.
2. Ахметова Э.К., Батыркаева Л.М., Сабитовская Р.Г., Соколова Е.А., Спиридонова В.М.,
Хасанова Ф.И. Хрестоматия по татарской фортепианной музыке. 2 ч. – Казань: Татарское
книжное издательство, 1987.
3. Википедия
4. Гиршман Я.М., Хайруллина З.Ш., Абдуллин А.Х. Очерки по истории татарской музыки/
сост. А.А. Абдуллина. – Казань: 2018. – 376 с.: 4 л. ил. – (серия «Из коллекции
Мирасханэ»).
5. Дулат-Алеев В.Р. Татарская музыкальная литература. – Казань: 2007.
6. Звуковое пространство композиторов Татарстана: Очерки. Интервью. Воспоминания. –
Казань: 2014. – 296 с.
7. Коврикова Е.В., Нургаянова Н.Х. — Творчество современных татарских композиторов
на основе этномузыкальных традиций народов Поволжья // Культура и искусство. – 2017.
– № 11. – С. 56 - 64.
8. Композиторы Татарии - детям. Пьесы для фортепиано. Ред.-сост. В.Спиридонова. М.:
Музыка, 1975.
9. Спиридонова В.М. Фортепианные пьесы Рустема Яхина. Из педагогического
репертуара ДМШ и музыкального училища. – Казань: 1997. – 36 с.
10. Файзрахманова Л. Т. Курсы специализации в профессиональной подготовке
музыканта-педагога
общеобразовательной
школы
как
условие
повышения
его
профессиональной компетентности / Л.Т. Файзрахманова // Художественное образование
XXI века: культура-общество-личность: мат. VII Всероссийская научно-практическая
конференция, 25-26.11.2009.