Автор: Ахтулова Елена Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 26 Населённый пункт: Пенза Наименование материала: технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по программе А.А.Плешакова Тема: "Природные зоны" Раздел: начальное образование
Конспект урока по окружающему миру
Учитель: Ахтулова Елена Викторовна
Образовательное учреждение: МБОУ СОШ № 26 г. Пензы
Класс 4
Тема урока: Природные зоны России.
Учебник: УМК «Школа России», А. А.Плешаков «Окружающий мир»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: способствовать формированию представлений о природных зонах России.
Задачи:
1)Формировать умение различать физическую карту России и карту природных зон; находить на карте природные зоны России и
характеризовать их;
2)устанавливать взаимосвязь между освещенностью Солнцем поверхности Земли и широтным расположением природных зон;
3)вести диалог, излагать и аргументировать свою точку зрения;
4)владеть навыками сотрудничества.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, теллурий, карточки с заданиями.
Основные понятия: природные зоны
Организационная структура урока
Этап урока
Методы и
приёмы
работы
ФОУД
(формы
организации
учебной
деятельности
)
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
ФУУД
(формирование
универсальных
учебных
действий)
I.Орг.
момент
и
м о т и в а ц и я
к
учебной
деятельности(1
мин.)
Цели:
включение
у ч а щ и х с я
в
учебную
словесны
й
Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней!
С е г о д н я
м ы
п р о д о л ж и м
путешествовать
по
необъятным
про сторам
нашей
Родины.
А
п о м о г а т ь
н а м
б у д е т
н а ш а
Демонстрируют
готовно сть
к
у р о ку,
слушают учителя.
Л и ч н о с т н ы е
У У Д :
готовность
к
обучению,
положительное отношение
к учению.
деятельность
на
личностном уровне.
незаменимая помощница – карта.
II.Актуализация
знаний (7 мин.)
Цель:
Актуализировать
мыслительные
операции,
необходимые
и
достаточные
для
восприятия
нового
материала
Создание
проблемн
ой
ситуации.
Фронтальная,
индивидуаль
ная.
Расскажите
о
водных
ресурсах
России и покажите их на карте.
(1- о
морях и океанах; 2- о реках и озерах)
Дать
задания
по
индивидуальным
карточкам ( РМ)
Природа
нашей
страны
оче нь
разнообразна.
Как
вы
думаете,
почему?
Отвечают
д ом а ш н е е
задание.
Работают по карточкам.
В ы с к а з ы в а ю т
с в о и
предположения
Познавательные
УУД:
ориентируются
в
своей
системе знаний.
Р е г ул я т и в н ы е
У УД :
планируют своё действие
в
с о о т в е т с т в и и
с
поставленной задачей;
Коммуникативные УУД:
слушают и понимают речь
других
III.Целеполагание
(5 мин)
Цель:согласовать
цель и тему урока
Частично-
поисковы
й
фронтальная
Р а с с м о т р и т е
к а р т у
(карта
природных зон).
Что обозначают зоны на этой карте?
Почему эти территории объединены
в зоны?
Какова тема нашего урока?
Какие цели себе поставим?
Рассматривают
карту
природных зон.
В ы с к а з ы в а ю т
с в о и
предположения.
Определяют тему и цели
урока.
Коммуникативные УУД:
оформляют свои мысли в
устной
форме,
в е д у т
диалог.
Регулятивные УУД :
самостоятельно
формулируют цели урока
после
предварительного
обсуждения;
Познавательные УУД:
осуществляют логические
действия;
осознанно
и
п р о и з в о л ь н о
с т р о я т
речевые высказывания.
IV.
П е р в и ч н о е
усвоение
новых
знаний(10 мин)
Цель:
исследова
тельский
фронтальная
Демонстрирует
движение
Земли
вокруг Солнца с помощью теллурия
Понаблюдайте, какая часть земного
шара
получает
больше
света,
а
Рассматривают опыт.
Самостоятельно
формулируют вывод.
На интерактивной доске
Познавательные
УУД:
отличают
новое
от
уже
известного;
выдвигают
г и п о т е з ы
и
и х
Организовать
коммуникативное
взаимодействие для
введения
н о в ы х
понятий,
н о в ы х
знаний.
следовательно и тепла.
Какой можно сделать вывод ?
Благодаря такому явлению природа
н а ш е й
с т р а н ы
и з м е н я е т с я
в
направлении с севера на юг.
Определим
какие
природные
зоны
существуют
в
России. (работа
с
интерактивной доской: предложить
расставить
названия
на
карте
природных зон)
соотносят
название
и
природную зону.
обосновывают;
и с п оль зу ют
з н а ко в о -
символические средства.
Регулятивные УУД :
контролируют
учебные
действия.
Коммуникативные УУД:
обмениваются
мнениями;
строят понятные для всех
по коммуникации речевые
высказывания;
задают
вопросы с цель получения
нужной информации.
Личностные УУД :
О с о з н а ю т
с в о и
возможности в учении.
4 .
П е р в и ч н а я
проверка
понимания.(6 мин)
Цель:
применение
новых знаний
Объяснит
ельно-
иллюстра
тивный
фронтальная
П ол ь зуя с ь
у ч е б н и ком ,
д а й т е
представление о каждой природной
зоне нашей страны.
(демонстрирует слайды по каждой
зоне, дополняя ответы учащихся)
Читают учебник и дают
краткие
сведения
о
к а ж д о й
з о н е ,
изображенной на слайде.
Познавательные УУД:
извлекают
необходимую
информацию из текста.
Регулятивные УУД :
о р и е н т и р у ю т с я
в
учебнике,
контролируют
учебные действия.
Коммуникативные УУД :
слушают и понимают речь
других.
Личностные УУД :
проявляют
познавательный интерес
5 .
П е р в и ч н о е
закрепление(5
мин)
Цель:
включение
новых
знаний
в
систему
з н а н и й ,
п о в т о р е н и й
и
закреплений
ранее
изученного.
практичес
кий
Групповая,
индивидуаль
ная
У каждой группы в конверте лежит
картинка
одной из природных зон.
(РМ)
Ваша задача определить природную
зону. написать на листочке растения
и животных этой природной зоны и
объяснить свой выбор.
Самостоятельно
выполните
задания
№ в рабочей тетради с.
(П р ед л а г а ет
од н ом у
у ч е н и к у
выполнить задание из электронного
приложения к учебнику)
1.Работая
в
группах,
выполняют задание.
2.Дают
аргументированный
ответ на задание.
3 .
С а м о с т о я т е л ь н о
выполняют задания
№
в
рабочей
тетради
и
делают
взаимопроверку
заданий.
4 . О д и н
у ч е н и к
выполняет
задание
у
доски.
Коммуникативные УУД :
у м е ю т
с л у ш а т ь
и
понимать
речь
других;
совместно договариваются
о правилах и следуют им.
Познавательные
УУД:
перерабатывают
полученную информацию;
выполняют
анализ
выстраивают
логическую
цепь рассуждений.
делают выводы на основе
обобщения
умозаключений.
Ре г ул ят и в н ы е
У УД :
составляют
совме стно
план
решения
отдельной
учебной задачи .
6.
Ре флексия .(8
мин)
Подведение
итогов
Цель:
самооценка
деятельности
на
уроке. Соотнесение
цели
урока
и
его
результатов.
словесны
й
фронтальная
Что нового узнали на уроке?
Какие сведения показались наиболее
интересными?
Как оцениваете свою деятельностью
на уроке?
Д а ю т
о т в е т ы
н а
поставленные вопросы.
Познавательные УУД :
ориентируются
в
своей
системе знаний.
Коммуникативные УУД:
оформляют свои мысли в
устной форме.
Ре г ул ят и в н ы е
У УД :
о ц е н и в а ю т
с в о ю
деятельность на уроке.
Личностные УУД :
проявляют
интере с
к
предмету;
стремятся
к
приобретению
н о в ы х
знаний
7.
Информация
о
домашнем
задании,
инструктаж по его
выполнению.(3
мин)
фронтальная
Учебник
с.
30-34.
Ответить
на
вопросы рубрики «Проверь себя»
Задают
у точ н я ю щ и е
вопросы.
Ре г ул ят и в н ы е
У УД :
о су щ е с т вл я ют
п о и с к
решения
поставленных
задач.
Резервный материал (РМ)
I. РМ
Карточка № 1
Напиши соответствующие географические названия.
а) горы, протянувшиеся с севера на юг через всю нашу страну
б) равнина, раскинувшаяся от западных границ России до Уральских гор
в) Равнина, расположенная к востоку от уральских гор
2. Подчеркни лишнее географическое название в каждом ряду. Объясни свое решение:
Ямал, Таймыр, Камчатка, Сахалин.
Балтийское море, Каспийское море, Черное море.
Карточка № 2
Напиши соответствующие географические названия.
а) самое большое в мире озеро, называемое морем .
б) Самое глубокое в мире озеро .
в) Великая русская река, протекающая по европейской части нашей страны
2. Подчеркни лишнее географическое название в каждом ряду. Объясни свое решение. (Если затрудняешься – смотри карту):
Волга, Обь, Байкал, Лена.
Уральские горы, Кавказские горы.
II. РМ
5 конвертов с иллюстрациями природных зон