Напоминание

социализации воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в предвыпускной период "Навстречу взрослой жизни"


Автор: Тырышкин Олег Олегович
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: КГКУ Детский дом 34
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: Программа
Тема: социализации воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в предвыпускной период "Навстречу взрослой жизни"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Краевое государственное казенное учреждение

«Организация, осуществляющая обучение, для детей сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

«Детский дом №34»

«Рассмотрено»___________ «Утверждаю»_______________

На заседании №1 Директор КГКУ Детский дом 34

Педагогического совета Бадыкова Р.М.

«30» августа 2018 года «05» сентября 2018 года.

ПРОГРАММА

социализации воспитанников организаций для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, в предвыпускной период

«Навстречу взрослой жизни»

Составили: Тырышкин Олег Олегович,

Социальный педагог КГКУ Детский дом 34

Яковец Оксана Сергеевна,

Социальный педагог КГКУ Детский дом 34

г. Комсомольск-на-Амуре

2018 год.

Данная программа рекомендуется для применения в организациях для

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Программа предусматривает самостоятельное проживание воспитанника

в отдельном помещении. Участие в программе позволит получить опыт

самостоятельного проживания и выявить недостающие для этого навыки.

Подростки смогут войти во взрослую жизнь, избежав ошибок, пройти

этап взросления с поддержкой опытных педагогов.

Программа социализации воспитанников организаций для детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей, в предвыпускной период

«Навстречу взрослой жизни» (далее – Программа) направлена на решение

проблем социализации и адаптации воспитанников организаций для детей-

сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Организация)

по окончании пребывания в Организации и в первые годы самостоятельной

жизни.

ЗАДАЧИ:

ПРЕДИСЛОВИЕ

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Создать условия для приобретения

воспитанниками нового социального опыта

самостоятельной жизни, позволяющего по

окончании пребывания в Организации

позитивно социализироваться и успешно

адаптироваться в новых условиях.

ЦЕЛЬ

ПРОГРАММЫ

Подготовка воспитанников детского дома к

самостоятельной жизни;

1.

Создание условий воспитанникам Организаций для

позитивной социализации и успешной адаптации в общество

по окончании пребывания в Организации;

2.

3.

Формирование у воспитанников Организации

готовности к выполнению социальной роли гражданина,

способного самостоятельно и осознанно планировать,

корректировать и реализовывать стратегии жизненного пути;

формирование у воспитанников Организации

практических навыков самостоятельного ведения домашнего

хозяйства: покупка продуктов, приготовление пищи, уборка

жилых помещений, уход за собой, одеждой и обувью;

4.

формирование у воспитанников Организации практических

навыков самостоятельного ведения бюджета, соизмерения

потребности с материальными возможностями;

5.

формирование у воспитанников Организации

бережливости и экономии;

6.

7.

формирование у воспитанников Организации

коммуникативных навыков и умений выстраивать

межличностные взаимоотношения;

Выявление у воспитанников Организации трудностей в

социализации, оказание индивидуальной психолого-

педагогической помощи , направленной на изменение

поведения

.8.

повышение внутренней готовности воспитанников Организации к

самостоятельной

жизни

на

этапе

завершения

пребывания

в

Организации;

снижение уровня социальных девиаций у воспитанников Организации;

адаптация воспитанников в новых социальных условиях по завершении

пребывания в Организации;

формирование навыков у воспитанников Организаций

ежедневно

планировать и анализировать прожитый день;

формирование практических навыков у воспитанников Организаций

самостоятельного ведения домашнего хозяйства: приготовление пищи

уборка жилых помещений, уход за собой, одеждой и обувью;

формирование практических навыков у воспитанников Организаций

планирования бюджета и расходования денежных средств;

формирование практических навыков у воспитанников Организаций

самостоятельного осуществления покупок качественного товара в

соответствии с запланированным бюджетом;

формирование практических навыков выстраивать межличностные

отношения и самостоятельно разрешать проблемные ситуации.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

ПРОГРАММЫ

Непрерывность

сопровождения

воспитанников на всех

этапах реализации

Программы

Приоритет интересов

воспитанника и

ориентация на

партнерство ,

сотрудничество.

Доступность,

преемственность,

результативность

форм и методов,

помогающих

реализовать

Программу

Командный подход специалистов к реализации

Программы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

Эффективность реализации Программы определяется в результате

мониторинга уровня подготовки воспитанников к самостоятельной жизни,

который проводится специалистами Организации на следующих этапах:

ВХОДНОЙ ЭТАП

Диагностический этап Модуля 1.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ЭТАП

Подготовительный и

заключительный этапы Модуля 2.

ИТОГОВЫЙ ЭТАП

Через год после окончания

пребывания воспитанника в

Организации

Критерии

мониторинга

уровня

подготовки

воспитанников

к самостоятельной жизни представлены в Приложении 1.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

100% охват

воспитанников,

участвующих в

Программе в пред

выпускной период

70 % выпускников

Организации,

адаптированных к

новым социальным

условиям по

завершении

пребывания в

Организации

90% воспитанников,

освоивших Программу

Материально-

техническое

обеспечение

1.Помещение для занятий, оснащенное

информационно-техническими средствами.

2.Отдельная рекреация в здании

Организации, соответствующая санитарно-

гигиеническим, противопожарным

требованиям и требованиям охраны труда,

располагающая: кухней, спальней,

санитарно-гигиеническим блоком, местами

для отдыха и занятий, обеспеченная

предметами быта, инвентарем, мебелью и

оборудованием для размещения социальной

(учебной) квартиры, предназначенной для

самостоятельного проживания

воспитанников Организации

3.Информационные стенды.

Кадровое

сопровождение

1.Куратор Программы – директор

Организации.

2.Руководитель Программы – заместитель

директора по учебно-воспитательной работе

Организации.

3.Специалисты, включенные в реализацию

Программы: социальные педагоги,

педагоги-психологи, воспитатели

Организации

МОДУЛЬ I

«Теоретическая подготовка воспитанников

Организации к самостоятельной жизни»

(длительность подготовки – ориентировочно 2

недели).

МОДУЛЬ II

«Условно самостоятельное проживание

воспитанников Организации в социальной (учебной)

квартире» (1 неделя – проживание под контролем

социального педагога, 2 неделя – наблюдение

социальным педагогом за проживанием, 3 неделя –

корректировка, при необходимости).

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

МОДУЛЬ III

«Самостоятельное проживание в постинтернатном

периоде» (наблюдение/сопровождение специалистом в

течение 1 года).

Подготовительный

этап

Разработка конспектов занятий для реализации

учебно-тематического плана Модуля 1

Диагностический этап

Диагностика уровня подготовки воспитанников

к самостоятельной жизни, в том числе с

использованием методов педагогического

наблюдения, беседы.

Основной этап

1.Реализация учебно-тематического плана

Модуля I Программы .

2.Корректировка содержания занятий с учетом

полученных диагностических данных.

3.Психолого-педагогическая поддержка

воспитанников, направленная на поиск

внутренних ресурсов.

4.Привлечение специалистов иных учреждений

для участия в реализации учебно-тематического

плана Модуля I Программы.

Заключительный

этап

Подведение итогов реализации учебно-

тематического плана Модуля I Программы,

отбор воспитанников для участия в Модуле II

Программы.

.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

«Подготовка воспитанников

Организаций к самостоятельной жизни»

МОДУЛЬ I.

.

Раздел

Темы занятий

К-во часов

(практика)

Знакомство с Программой,

формирование мотивации у

воспитанников на участие

в Программе.

Введение воспитанников в

информационное поле

Программы.

2

Жизненное

самоопределение.

Целевые установки

и ожидаемые результаты.

4

Формирование

коммуникативных

навыков.

Эффективное общение со

взрослыми и сверстниками.

4

Социально-бытовые

знания.

Дом, ведение домашнего

хозяйства.

Одежда, обувь, личная

гигиена. Транспорт.

Торговля. Досуг.

6

Финансово-экономические

знания.

Формирование навыка

планирования личного

бюджета.

4

ИТОГО:

20

ФОРМЫ РАБОТЫ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

ГРУППОВЫЕ

Собеседование,

консультирование,

тестирвание.

Тематические занятия,

встречи, беседы, тренинги,

практикумы, экскурсии.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРОГРАММЫ

Ознакомление с содержанием, целями, задачами и этапами реализации

Программы.

Проведение

практических,

тренинговых

занятий

по

формированию мотивации на участие в занятиях,

выработка правил

поведения в группе, формирование позитивного отношения друг к другу,

представления о свободе выбора, об ответственности за свой выбор.

О целях, этапах реализации Программы, о необходимости правильного

выбора жизненного пути. Воспитанники должны быть мотивированы на

участие в Программе, иметь представление о правилах поведения и работы в

группе.

Проведение

практических,

тренинговых

занятий

с

целью

формирования

умения

видеть

свое

будущее,

навыков

осознанного

планирования, развития чувства ответственности.

Проведение практических занятий по ежедневному планированию

самостоятельного проживания в социальной (учебной) квартире и ведению

дневника самостоятельного проживания в социально (учебной) квартире.

Свои интересы и способности, правила построения жизненного плана.

Анализировать прошлый опыт, прогнозировать будущее, планировать

день, планировать ближайшую и дальнейшую перспективы. Заполнять

дневник самостоятельного проживания в социальной (учебной) квартире.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Знакомство с Программой, формирование мотивации у

воспитанников на участие в Программе.

Воспитанники должны

знать:

Раздел 2. Жизненное самоопределение.

Воспитанники должны

знать:

Воспитанники должны

уметь:

Проведение бесед, практических занятий по формированию навыков

эффективного общения со взрослыми и сверстниками.

Проведение

тренинговых

занятий

по

обучению

навыкам

уверенного

поведения, формированию представлений о сети социальной поддержки и

значимости дружеских отношений.

Формы общения с взрослыми и сверстниками (как правильно вести

себя при встрече и расставании, как высказать просьбу, как правильно задать

вопрос). Способы бесконфликтного взаимодействия. Иметь представление об

этикете и манерах. Виды положительных и отрицательных эмоций, признаки

стресса и способы оказания первой помощи в острой стрессовой ситуации.

Принципы антидепрессивного поведения.

Эффективного общения, применения социально приемлемых форм

проявления негативных эмоций, саморегуляции своих эмоциональных

состояний.

ТЕМА:

ДОМ, ВЕДЕНИЕ ДОМАШНЕГО

ХОЗЯЙСТВА

Знакомство с понятием, видами жилых помещений и их обустройством

в

городе

и

деревне.

Посещение

социальной

(учебной)

квартиры

в

Раздел 3. Формирование коммуникативных навыков.

Воспитанники должны

знать:

Воспитанники должны

владеть навыками:

Раздел 4. Социально-бытовые знания

Организации. Проведение занятий, сюжетно-ролевых игр по формированию

бытовых и трудовых навыков по уходу за жильем.

Знакомство с оборудованием и правилами техники безопасности на

кухне. Проведение занятий по формированию представления о ежедневном

рационе питания и повседневном меню. Проведение практических занятий

по приготовлению завтрака, обеда, полдника и ужина.

Виды жилых помещений в городе, деревне, их различия. Правила

проживания в учебной квартире в Организации. Гигиенические требования,

правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки, правила

пользования пылесосом, правила, последовательность и периодичность

уборки кухни, санузла, правила ухода за ванной, раковиной, унитазом,

санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при

пользовании бытовыми электроприборами, уборке кухни и санузла.

Правила техники безопасности при использовании оборудования на

кухне во время приготовления пищи. Правила составления повседневного

меню.

Ухода за жильем, приготовления пищи и сервировки стола.

ТЕМА:

ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ЛИЧНАЯ

ГИГИЕНА

Проведение занятий по формированию общих представлений о видах

одежды,

обуви,

головных

уборах,

их

назначении,

правилах

ухода.

Формирование навыков по уходу за собой (ежедневные гигиенические

процедуры, уход за волосами, руками, ногами, внешним видом). Проведение

сюжетно-ролевых игр, занятий по уходу за собой.

Воспитанники должны

знать:

Воспитанники должны

владеть навыками:

Виды одежды и обуви, размеры, правила ухода за одеждой и обувью,

технологию мелкого ремонта одежды. Правила ручной, машинной стирки,

особенности средств бытовой химии для стирки. Правила личной гигиены

подростков, периодичность и правила ухода за зубами, волосами, руками,

ногами, внешним видом. Виды декоративной косметики и ее назначение.

Ухода за собой, одеждой и обувью. Подбирать косметические средства

для ухода за кожей лица, рук, ног.

ТЕМА:

ТРАНСПОРТ.

ТОРГОВЛЯ.

Расширение представления о транспорте и торговле. Знакомство

с потребительской сферой, правами и обязанностями потребителей.

Практические занятия по правилам поведения в транспорте, на улице,

в

сфере

торговли

и

правилам

дорожного

движения.

Экскурсия

на

предприятие розничной продажи товаров и обслуживания покупателей.

Формирование навыков общения в учреждениях сферы услуг.

Наиболее рациональный маршрут проезда до места назначения,

правила поведения в транспорте и на улице, правила дорожного движения.

Правила покупки товаров, права и обязанности потребителей, правила

общения в учреждениях сферы услуг и т.д.

Соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила

посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе из транспорта).

Воспитанники должны

знать:

Воспитанники должны

владеть навыками:

Воспитанники должны знать:

Воспитанники должны уметь:

Соблюдать правила дорожного движения. Соблюдать правила этикета при

общении с работниками сферы услуг и т.д.

ТЕМА:

ДОСУГ.

Формирование представлений о различных способах проведения

досуга, формирование сознательного отношения к планированию своего

свободного времени. Тренинговые занятия по моделированию поведения в

ситуациях, связанных с организацией свободного времени. Практические

занятия по формированию умения искать и получать информацию через

интернет ресурсы,

связанную с

организацией свободного времени.

Приобретение билетов, используя возможности интернет, бронирование по

телефону.

Проведение тренинговых занятий по обучению этикету и

правилам поведения в общественных местах, соответствие одежды событию,

нормам морали и нравственности.

Различные способы проведения досуга. Сферу досуговых центров,

спортивных учреждений, учреждений культуры.

Формировать

сознательное

отношение

к

планированию

своего

свободного времени. Самостоятельно организовывать различные формы

досуга.

Использовать интернет

ресурсы для

организации свободного

времени. Соблюдать правила поведения и этикета в общественных местах.

Проведение занятий по формированию общего представления о

денежных знаках, по умению распоряжаться определенной суммой наличных

средств на примере личного «расходного» и «доходного» бюджетов.

Воспитанники должны

знать:

Воспитанники должны

уметь:

Раздел 5. Финансово-экономические знания

Проведение сюжетно-ролевых игр, тренинговых занятий по формированию

навыков обращения с денежными средствами, по умению грамотно

распределять приоритеты покупок.

Понятия «деньги», «бюджет», «товар», «цена», «стоимость», правила

экономии, виды и цели сбережений, порядок планирования покупок,

примерную стоимость продуктов.

Планировать и подсчитывать расходы на текущие потребности.

Подготовительный

этап

1.Диагностика уровня подготовки

воспитанников к самостоятельной жизни.

2.Подбор воспитанников для совместного

проживания в социальной (учебной)

квартире по желанию и по степени

их психологической совместимости.

3.Оформление документов для проживания в

социальной (учебной) квартире согласно

требованиям Положения о социальной

(учебной) квартире

Основной

Этап

1.Заселение воспитанников в социальную

(учебную) квартиру.

2.Организация самостоятельной социально-

бытовой деятельности воспитанников

посредством приобретения навыков ведения

домашнего хозяйства (составление бюджета,

приобретение продуктов питания,

приготовление пищи в домашних условиях,

уборки, стирки белья и т.д.) в соответствии с

дневником самостоятельного проживания.

3.Ежедневный мониторинг самостоятельного

проживания воспитанников в социальной

(учебной) квартире.

.4.Психолого-педагогическое сопровождение

воспитанников, проживающих в социальной

Воспитанники должны

знать:

Воспитанники должны

уметь:

«Условно самостоятельное проживание

воспитанников Организации в социальной

(учебной) квартире»

МОДУЛЬ II.

(учебной) квартире. Индивидуальное

консультирование в оказании помощи в

освоении навыков самостоятельного

проживания и приобретении нового

социального опыта самостоятельной жизни.

Заключительный

Этап

1.Диагностика уровня подготовки

воспитанников к самостоятельной жизни.

2.Сравнительный анализ уровня подготовки

воспитанников к самостоятельной жизни на

Модуле I и Модуле II.

3.Выводы специалистов Организации,

принимающих участие в реализации

Программы, о возникших трудностях и итогах

условно самостоятельного проживания

воспитанников в социальной (учебной)

квартире.

Наблюдение/сопровождение специалистом выпускника в течение 1

года в постинтернатный период. По окончании Модуля 3 предусматривается

диагностика уровня подготовки к самостоятельной жизни. При успешной

реализации Модулей 1 и 2, самостоятельное проживание воспитанников не

потребует вмешательства специалистов в решение проблем, связанных с

адаптацией выпускника к новым бытовым условиям и его социализацией.

ФОРМЫ РАБОТЫ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

ГРУППОВЫЕ

Диагностика. Сопровождение.

консультирование,

инструктаж, тренинг.

Диагностика. Сопровождение.

консультирование,

инструктаж, тренинг.

«Самостоятельное проживание в

постинтернатном периоде» (итог Модуля 2)

МОДУЛЬ III .



В раздел образования