Автор: Тырышкин Олег Олегович
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: КГКУ Детский дом 34
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: Программа
Тема: социализации воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в предвыпускной период "Навстречу взрослой жизни"
Раздел: дополнительное образование
Краевое государственное казенное учреждение
«Организация, осуществляющая обучение, для детей сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
«Детский дом №34»
«Рассмотрено»___________ «Утверждаю»_______________
На заседании №1 Директор КГКУ Детский дом 34
Педагогического совета Бадыкова Р.М.
«30» августа 2018 года «05» сентября 2018 года.
ПРОГРАММА
социализации воспитанников организаций для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в предвыпускной период
«Навстречу взрослой жизни»
Составили: Тырышкин Олег Олегович,
Социальный педагог КГКУ Детский дом 34
Яковец Оксана Сергеевна,
Социальный педагог КГКУ Детский дом 34
г. Комсомольск-на-Амуре
2018 год.
Данная программа рекомендуется для применения в организациях для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Программа предусматривает самостоятельное проживание воспитанника
в отдельном помещении. Участие в программе позволит получить опыт
самостоятельного проживания и выявить недостающие для этого навыки.
Подростки смогут войти во взрослую жизнь, избежав ошибок, пройти
этап взросления с поддержкой опытных педагогов.
Программа социализации воспитанников организаций для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, в предвыпускной период
«Навстречу взрослой жизни» (далее – Программа) направлена на решение
проблем социализации и адаптации воспитанников организаций для детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Организация)
по окончании пребывания в Организации и в первые годы самостоятельной
жизни.
ЗАДАЧИ:
ПРЕДИСЛОВИЕ
ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Создать условия для приобретения
воспитанниками нового социального опыта
самостоятельной жизни, позволяющего по
окончании пребывания в Организации
позитивно социализироваться и успешно
адаптироваться в новых условиях.
ЦЕЛЬ
ПРОГРАММЫ
Подготовка воспитанников детского дома к
самостоятельной жизни;
1.
Создание условий воспитанникам Организаций для
позитивной социализации и успешной адаптации в общество
по окончании пребывания в Организации;
2.
3.
Формирование у воспитанников Организации
готовности к выполнению социальной роли гражданина,
способного самостоятельно и осознанно планировать,
корректировать и реализовывать стратегии жизненного пути;
формирование у воспитанников Организации
практических навыков самостоятельного ведения домашнего
хозяйства: покупка продуктов, приготовление пищи, уборка
жилых помещений, уход за собой, одеждой и обувью;
4.
формирование у воспитанников Организации практических
навыков самостоятельного ведения бюджета, соизмерения
потребности с материальными возможностями;
5.
формирование у воспитанников Организации
бережливости и экономии;
6.
7.
формирование у воспитанников Организации
коммуникативных навыков и умений выстраивать
межличностные взаимоотношения;
Выявление у воспитанников Организации трудностей в
социализации, оказание индивидуальной психолого-
педагогической помощи , направленной на изменение
поведения
.8.
повышение внутренней готовности воспитанников Организации к
самостоятельной
жизни
на
этапе
завершения
пребывания
в
Организации;
снижение уровня социальных девиаций у воспитанников Организации;
адаптация воспитанников в новых социальных условиях по завершении
пребывания в Организации;
формирование навыков у воспитанников Организаций
ежедневно
планировать и анализировать прожитый день;
формирование практических навыков у воспитанников Организаций
самостоятельного ведения домашнего хозяйства: приготовление пищи
уборка жилых помещений, уход за собой, одеждой и обувью;
формирование практических навыков у воспитанников Организаций
планирования бюджета и расходования денежных средств;
формирование практических навыков у воспитанников Организаций
самостоятельного осуществления покупок качественного товара в
соответствии с запланированным бюджетом;
формирование практических навыков выстраивать межличностные
отношения и самостоятельно разрешать проблемные ситуации.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
ПРОГРАММЫ
Непрерывность
сопровождения
воспитанников на всех
этапах реализации
Программы
Приоритет интересов
воспитанника и
ориентация на
партнерство ,
сотрудничество.
Доступность,
преемственность,
результативность
форм и методов,
помогающих
реализовать
Программу
Командный подход специалистов к реализации
Программы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Эффективность реализации Программы определяется в результате
мониторинга уровня подготовки воспитанников к самостоятельной жизни,
который проводится специалистами Организации на следующих этапах:
ВХОДНОЙ ЭТАП
Диагностический этап Модуля 1.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ЭТАП
Подготовительный и
заключительный этапы Модуля 2.
ИТОГОВЫЙ ЭТАП
Через год после окончания
пребывания воспитанника в
Организации
Критерии
мониторинга
уровня
подготовки
воспитанников
к самостоятельной жизни представлены в Приложении 1.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
100% охват
воспитанников,
участвующих в
Программе в пред
выпускной период
70 % выпускников
Организации,
адаптированных к
новым социальным
условиям по
завершении
пребывания в
Организации
90% воспитанников,
освоивших Программу
Материально-
техническое
обеспечение
1.Помещение для занятий, оснащенное
информационно-техническими средствами.
2.Отдельная рекреация в здании
Организации, соответствующая санитарно-
гигиеническим, противопожарным
требованиям и требованиям охраны труда,
располагающая: кухней, спальней,
санитарно-гигиеническим блоком, местами
для отдыха и занятий, обеспеченная
предметами быта, инвентарем, мебелью и
оборудованием для размещения социальной
(учебной) квартиры, предназначенной для
самостоятельного проживания
воспитанников Организации
3.Информационные стенды.
Кадровое
сопровождение
1.Куратор Программы – директор
Организации.
2.Руководитель Программы – заместитель
директора по учебно-воспитательной работе
Организации.
3.Специалисты, включенные в реализацию
Программы: социальные педагоги,
педагоги-психологи, воспитатели
Организации
МОДУЛЬ I
«Теоретическая подготовка воспитанников
Организации к самостоятельной жизни»
(длительность подготовки – ориентировочно 2
недели).
МОДУЛЬ II
«Условно самостоятельное проживание
воспитанников Организации в социальной (учебной)
квартире» (1 неделя – проживание под контролем
социального педагога, 2 неделя – наблюдение
социальным педагогом за проживанием, 3 неделя –
корректировка, при необходимости).
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
МОДУЛЬ III
«Самостоятельное проживание в постинтернатном
периоде» (наблюдение/сопровождение специалистом в
течение 1 года).
Подготовительный
этап
Разработка конспектов занятий для реализации
учебно-тематического плана Модуля 1
Диагностический этап
Диагностика уровня подготовки воспитанников
к самостоятельной жизни, в том числе с
использованием методов педагогического
наблюдения, беседы.
Основной этап
1.Реализация учебно-тематического плана
Модуля I Программы .
2.Корректировка содержания занятий с учетом
полученных диагностических данных.
3.Психолого-педагогическая поддержка
воспитанников, направленная на поиск
внутренних ресурсов.
4.Привлечение специалистов иных учреждений
для участия в реализации учебно-тематического
плана Модуля I Программы.
Заключительный
этап
Подведение итогов реализации учебно-
тематического плана Модуля I Программы,
отбор воспитанников для участия в Модуле II
Программы.
.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
«Подготовка воспитанников
Организаций к самостоятельной жизни»
МОДУЛЬ I.
.
Раздел
Темы занятий
К-во часов
(практика)
Знакомство с Программой,
формирование мотивации у
воспитанников на участие
в Программе.
Введение воспитанников в
информационное поле
Программы.
2
Жизненное
самоопределение.
Целевые установки
и ожидаемые результаты.
4
Формирование
коммуникативных
навыков.
Эффективное общение со
взрослыми и сверстниками.
4
Социально-бытовые
знания.
Дом, ведение домашнего
хозяйства.
Одежда, обувь, личная
гигиена. Транспорт.
Торговля. Досуг.
6
Финансово-экономические
знания.
Формирование навыка
планирования личного
бюджета.
4
ИТОГО:
20
ФОРМЫ РАБОТЫ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
ГРУППОВЫЕ
Собеседование,
консультирование,
тестирвание.
Тематические занятия,
встречи, беседы, тренинги,
практикумы, экскурсии.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРОГРАММЫ
Ознакомление с содержанием, целями, задачами и этапами реализации
Программы.
Проведение
практических,
тренинговых
занятий
по
формированию мотивации на участие в занятиях,
выработка правил
поведения в группе, формирование позитивного отношения друг к другу,
представления о свободе выбора, об ответственности за свой выбор.
О целях, этапах реализации Программы, о необходимости правильного
выбора жизненного пути. Воспитанники должны быть мотивированы на
участие в Программе, иметь представление о правилах поведения и работы в
группе.
Проведение
практических,
тренинговых
занятий
с
целью
формирования
умения
видеть
свое
будущее,
навыков
осознанного
планирования, развития чувства ответственности.
Проведение практических занятий по ежедневному планированию
самостоятельного проживания в социальной (учебной) квартире и ведению
дневника самостоятельного проживания в социально (учебной) квартире.
Свои интересы и способности, правила построения жизненного плана.
Анализировать прошлый опыт, прогнозировать будущее, планировать
день, планировать ближайшую и дальнейшую перспективы. Заполнять
дневник самостоятельного проживания в социальной (учебной) квартире.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Знакомство с Программой, формирование мотивации у
воспитанников на участие в Программе.
Воспитанники должны
знать:
Раздел 2. Жизненное самоопределение.
Воспитанники должны
знать:
Воспитанники должны
уметь:
Проведение бесед, практических занятий по формированию навыков
эффективного общения со взрослыми и сверстниками.
Проведение
тренинговых
занятий
по
обучению
навыкам
уверенного
поведения, формированию представлений о сети социальной поддержки и
значимости дружеских отношений.
Формы общения с взрослыми и сверстниками (как правильно вести
себя при встрече и расставании, как высказать просьбу, как правильно задать
вопрос). Способы бесконфликтного взаимодействия. Иметь представление об
этикете и манерах. Виды положительных и отрицательных эмоций, признаки
стресса и способы оказания первой помощи в острой стрессовой ситуации.
Принципы антидепрессивного поведения.
Эффективного общения, применения социально приемлемых форм
проявления негативных эмоций, саморегуляции своих эмоциональных
состояний.
ТЕМА:
ДОМ, ВЕДЕНИЕ ДОМАШНЕГО
ХОЗЯЙСТВА
Знакомство с понятием, видами жилых помещений и их обустройством
в
городе
и
деревне.
Посещение
социальной
(учебной)
квартиры
в
Раздел 3. Формирование коммуникативных навыков.
Воспитанники должны
знать:
Воспитанники должны
владеть навыками:
Раздел 4. Социально-бытовые знания
Организации. Проведение занятий, сюжетно-ролевых игр по формированию
бытовых и трудовых навыков по уходу за жильем.
Знакомство с оборудованием и правилами техники безопасности на
кухне. Проведение занятий по формированию представления о ежедневном
рационе питания и повседневном меню. Проведение практических занятий
по приготовлению завтрака, обеда, полдника и ужина.
Виды жилых помещений в городе, деревне, их различия. Правила
проживания в учебной квартире в Организации. Гигиенические требования,
правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки, правила
пользования пылесосом, правила, последовательность и периодичность
уборки кухни, санузла, правила ухода за ванной, раковиной, унитазом,
санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при
пользовании бытовыми электроприборами, уборке кухни и санузла.
Правила техники безопасности при использовании оборудования на
кухне во время приготовления пищи. Правила составления повседневного
меню.
Ухода за жильем, приготовления пищи и сервировки стола.
ТЕМА:
ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ЛИЧНАЯ
ГИГИЕНА
Проведение занятий по формированию общих представлений о видах
одежды,
обуви,
головных
уборах,
их
назначении,
правилах
ухода.
Формирование навыков по уходу за собой (ежедневные гигиенические
процедуры, уход за волосами, руками, ногами, внешним видом). Проведение
сюжетно-ролевых игр, занятий по уходу за собой.
Воспитанники должны
знать:
Воспитанники должны
владеть навыками:
Виды одежды и обуви, размеры, правила ухода за одеждой и обувью,
технологию мелкого ремонта одежды. Правила ручной, машинной стирки,
особенности средств бытовой химии для стирки. Правила личной гигиены
подростков, периодичность и правила ухода за зубами, волосами, руками,
ногами, внешним видом. Виды декоративной косметики и ее назначение.
Ухода за собой, одеждой и обувью. Подбирать косметические средства
для ухода за кожей лица, рук, ног.
ТЕМА:
ТРАНСПОРТ.
ТОРГОВЛЯ.
Расширение представления о транспорте и торговле. Знакомство
с потребительской сферой, правами и обязанностями потребителей.
Практические занятия по правилам поведения в транспорте, на улице,
в
сфере
торговли
и
правилам
дорожного
движения.
Экскурсия
на
предприятие розничной продажи товаров и обслуживания покупателей.
Формирование навыков общения в учреждениях сферы услуг.
Наиболее рациональный маршрут проезда до места назначения,
правила поведения в транспорте и на улице, правила дорожного движения.
Правила покупки товаров, права и обязанности потребителей, правила
общения в учреждениях сферы услуг и т.д.
Соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила
посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе из транспорта).
Воспитанники должны
знать:
Воспитанники должны
владеть навыками:
Воспитанники должны знать:
Воспитанники должны уметь:
Соблюдать правила дорожного движения. Соблюдать правила этикета при
общении с работниками сферы услуг и т.д.
ТЕМА:
ДОСУГ.
Формирование представлений о различных способах проведения
досуга, формирование сознательного отношения к планированию своего
свободного времени. Тренинговые занятия по моделированию поведения в
ситуациях, связанных с организацией свободного времени. Практические
занятия по формированию умения искать и получать информацию через
интернет ресурсы,
связанную с
организацией свободного времени.
Приобретение билетов, используя возможности интернет, бронирование по
телефону.
Проведение тренинговых занятий по обучению этикету и
правилам поведения в общественных местах, соответствие одежды событию,
нормам морали и нравственности.
Различные способы проведения досуга. Сферу досуговых центров,
спортивных учреждений, учреждений культуры.
Формировать
сознательное
отношение
к
планированию
своего
свободного времени. Самостоятельно организовывать различные формы
досуга.
Использовать интернет
ресурсы для
организации свободного
времени. Соблюдать правила поведения и этикета в общественных местах.
Проведение занятий по формированию общего представления о
денежных знаках, по умению распоряжаться определенной суммой наличных
средств на примере личного «расходного» и «доходного» бюджетов.
Воспитанники должны
знать:
Воспитанники должны
уметь:
Раздел 5. Финансово-экономические знания
Проведение сюжетно-ролевых игр, тренинговых занятий по формированию
навыков обращения с денежными средствами, по умению грамотно
распределять приоритеты покупок.
Понятия «деньги», «бюджет», «товар», «цена», «стоимость», правила
экономии, виды и цели сбережений, порядок планирования покупок,
примерную стоимость продуктов.
Планировать и подсчитывать расходы на текущие потребности.
Подготовительный
этап
1.Диагностика уровня подготовки
воспитанников к самостоятельной жизни.
2.Подбор воспитанников для совместного
проживания в социальной (учебной)
квартире по желанию и по степени
их психологической совместимости.
3.Оформление документов для проживания в
социальной (учебной) квартире согласно
требованиям Положения о социальной
(учебной) квартире
Основной
Этап
1.Заселение воспитанников в социальную
(учебную) квартиру.
2.Организация самостоятельной социально-
бытовой деятельности воспитанников
посредством приобретения навыков ведения
домашнего хозяйства (составление бюджета,
приобретение продуктов питания,
приготовление пищи в домашних условиях,
уборки, стирки белья и т.д.) в соответствии с
дневником самостоятельного проживания.
3.Ежедневный мониторинг самостоятельного
проживания воспитанников в социальной
(учебной) квартире.
.4.Психолого-педагогическое сопровождение
воспитанников, проживающих в социальной
Воспитанники должны
знать:
Воспитанники должны
уметь:
«Условно самостоятельное проживание
воспитанников Организации в социальной
(учебной) квартире»
МОДУЛЬ II.
(учебной) квартире. Индивидуальное
консультирование в оказании помощи в
освоении навыков самостоятельного
проживания и приобретении нового
социального опыта самостоятельной жизни.
Заключительный
Этап
1.Диагностика уровня подготовки
воспитанников к самостоятельной жизни.
2.Сравнительный анализ уровня подготовки
воспитанников к самостоятельной жизни на
Модуле I и Модуле II.
3.Выводы специалистов Организации,
принимающих участие в реализации
Программы, о возникших трудностях и итогах
условно самостоятельного проживания
воспитанников в социальной (учебной)
квартире.
Наблюдение/сопровождение специалистом выпускника в течение 1
года в постинтернатный период. По окончании Модуля 3 предусматривается
диагностика уровня подготовки к самостоятельной жизни. При успешной
реализации Модулей 1 и 2, самостоятельное проживание воспитанников не
потребует вмешательства специалистов в решение проблем, связанных с
адаптацией выпускника к новым бытовым условиям и его социализацией.
ФОРМЫ РАБОТЫ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
ГРУППОВЫЕ
Диагностика. Сопровождение.
консультирование,
инструктаж, тренинг.
Диагностика. Сопровождение.
консультирование,
инструктаж, тренинг.
«Самостоятельное проживание в
постинтернатном периоде» (итог Модуля 2)
МОДУЛЬ III .