Напоминание

Профилактика правонарушений


Автор: Тырышкин Олег Олегович
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: КГКУ Детский дом 34
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: Социальная программа
Тема: Профилактика правонарушений
Раздел: дополнительное образование





Назад




Краевое государственное казенное учреждение

«Организация, осуществляющая обучение, для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

«Детский дом №34»

Социальная программа

Профилактика правонарушений

Составил: Тырышкин Олег Олегович,

Социальный педагог КГКУ Детский дом 34

г. Комсомольск-на-Амуре

2019 год.

Сегодня наряду с позитивными изменениями в обществе

протекают процессы, характеризующиеся негативными тенденциями:

изменяется уклад и образ жизни людей, углубляется социальная

дифференциация, усиливается конфликтность и бездуховность,

прослеживается тенденция увеличения числа семей так называемой

«группы риска», растет количество несовершеннолетних, вовлеченных в

преступную деятельность, хранение, доставку, продажу и употребление

наркотиков, произошел резкий рост беспризорности и безнадзорности

несовершеннолетних.

К причинам роста правонарушений, преступности, снижения

моральных устоев несовершеннолетних можно отнести следующие:

крушение прежних идеалов, переориентация несовершеннолетних

на новые, до конца не осознанные идеалы;

безработица; появление в условиях хаоса, неразберихи множества

лазеек для преступной деятельности;

переход от строгих централизованных форм государственной и

общественной жизни к рыночным отношениям не может не

сказаться на психологии, самосознании, поведении;

резко ухудшающиеся жизненные условия всего населения,

особенно несовершеннолетних, которые являются наименее

защищенной категорией;

падение престижа образования, культуры, отсюда снижение

культурного уровня молодых людей в своей массе;

крушение привычных, нравственных идеалов, что приводит к

усилению нигилизма, агрессивности, жестокости, национальный

экстремизм.

Прогнозы в отношении дальнейшей трансформации

несовершеннолетней преступности не утешительны. Будет расти число

подростков, вовлекающихся в проституцию, торговлю и сбыт

наркотиков, азартные игры, хищение оружия, изготовление и сбыт

произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости. Может

значительно увеличиться рецидивная преступность.

Сложная криминогенная обстановка в стране побуждает

исследователей различных областей наук вести поиск эффективных

способов и средств профилактики и преодоления различных отклонений

в поведении ребенка, в том числе правонарушений.

В детском доме создаются все условия для организации

профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Отношения между педагогами, администрацией основаны на

взаимопонимании, доверии, разумной требовательности.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Педагоги детского дома создают комфортную психологическую

обстановку на воспитательных занятиях, а это залог успешного

восприятия и усвоения детьми образовательных программ.

Образовательные программы детского дома ориентируются на

обеспечение успеха каждого воспитанника в различных областях .

В детском доме познавательной деятельности отводится ведущая

роль, поэтому мы развиваем присущие для данной системы формы

согласованного взаимодействия:

Активные формы познавательной деятельности;

Воспитательные комплексы: Праздники, творческие сборы, работа

над проектами;

Социальный состав неоднородный . Воспитанники детского

дома осваивают разные образовательные маршруты.

1.

Концепция ООН о правах ребенка

2.

Конституция РФ

3.

Семейный кодекс РФ

4.

Закон РФ «Об образовании»

5.

Приоритетный национальный проект «Образование».

6.

Федеральная программа развития образования.

7.

Концепция Модернизации российского образования на

период до 2018 года.

8.

Национальная доктрина образования в РФ.

9.

ФЗ РФ «О государственной поддержке молодёжных и

детских общественных объединений».

10.

Гражданский кодекс РФ

Правонарушение - поведение (поступки) людей, которое

противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным и

межличностным взаимоотношениям.

Формирование противоправного поведения у детей и подростков

может быть обусловлено следующими причинам:

социально-педагогической запущенностью, когда дети или

подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности,

сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у

них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;

глубоким психологическим дискомфортом, вызванным

неблагополучием семейных отношений, отрицательным

психологическим микроклиматом в семье, систематическими

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со

сверстниками в коллективе класса, неправильным

(несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны

родителей, учителей, одноклассников;

отклонениями в состоянии психологического и физического

здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями

характера и другими причинами физиологического и

психоневрологического свойства;

отсутствием условий для самовыражения, незанятостью

полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и

значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;

безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и

развивающейся на этой основе социально-психологической

дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с

позитивных на негативные.

На основании анализа литературы и законных актов можно

выделить следующие определения профилактики:

использование совокупности мер разработанных для того, чтобы

предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в

развитии, обучении, воспитании.

в системе реабилитации, профилактика связана с устранением,

сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые

вызывают те или иные отклонения в развитии личности. Чаще

всего она связана со средой, социальным окружением ребенка.

научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия,

направленные на предотвращение возможных физических,

психологических или социокультурных коллизий у отдельных

индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту

нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в

достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних

потенциалов

В литературе выделяется несколько уровней профилактической

деятельности:

1.

Решение социально-экономических, культурных и других

задач общегосударственного масштаба по более полному

удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.

2.

Меры по педагогической ориентации инфраструктуры микро

социума, направленные на оздоровление микросреды, в которой

протекает жизнедеятельность человека.

3.

Индивидуальная воспитательно -профилактическая работа,

направленная на коррекцию и предупреждение противоправных

действий и отклонений в поведении отдельных лиц.

В основе профилактических мер лежит деятельность,

направленная на:

создание оптимальных психолого-педагогических и

социально-психологических условий для нормального осуществления

процесса социализации личности;

осуществление психолого-педагогической и социальной

помощи подросткам;

Различают следующие виды профилактической деятельности:

первичная, вторичная, третичная.

Первичная профилактика – комплекс мер, направленных на

предотвращение негативного воздействия биологических и социально-

психологических факторов, влияющих на формирование

отклоняющегося поведения. Следует отметить, что именно первичная

профилактика является важнейшим видом превентивных мероприятий в

области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.

Так как профилактика по своей сути предусматривает решение еще не

возникших проблем, поэтому ряд мер принимается задолго до их

возникновения.

Сутью профилактической деятельности на данном этапе является

создание для ребенка и подростка, условий и возможностей, с одной

стороны, удовлетворять свои потребности социально положительными

способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную

помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации,

могущей стать ситуацией риска. .

Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-

психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с

несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение

(пропускающими уроки, систематически конфликтующими со

сверстниками, имеющими проблемы в общении т.п.). Основными

задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения

подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления;

оказание своевременной социально-психологической поддержки

подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации.

К осуществлению вторичной профилактики активно

привлекаются КДН - комиссии по делам несовершеннолетних (отделы

при администрациях органов исполнительной власти соответствующего

уровня) и ИДН - инспектора по делам несовершеннолетних, социальные

педагоги и психологи школы (при условии, что ребенок продолжает ее

посещение), родители (при условии сохранности контакта между ними и

ребенком), а также система приютов для несовершеннолетних (в

системе образования и соцзащиты) в случае ухода ребенка из дома.

Содержанием деятельности КДН является наложение

административных взысканий и материальных штрафов на родителей,

не занимающихся воспитанием собственных детей, а также оказание

морально-нравственного давления на подростка, совершившего

правонарушение, но не подлежащего уголовной ответственности в силу

не достижения возраста уголовной ответственности (14 лет) либо в силу

случайности совершенного проступка.

Смыслом профилактической деятельности в данном случае

является замена возможного уголовного наказания

несовершеннолетнему на административное, что в ряде случаев служит

мощным тормозом негативного поведения подростка, заставляя

задуматься о своем будущем. Так, например, в идеале ребенок не может

быть отчислен из школы или изъят из семьи без согласования с

работниками КДН.

Третичная профилактика – комплекс мер социально-

психологического и юридического характера, имеющих целью

предотвращение совершения повторного преступления подростком,

вышедшим из мест лишения свободы. Наиболее слабо развитый в

настоящее время вид профилактической деятельности. Примером

мероприятий данного уровня может служить система патронажного

сопровождения несовершеннолетних, вышедших из мест лишения

свободы, оказание им помощи в вопросах обеспечения жильем,

трудоустройства, психологического консультирования.

На уровне этом уровне к профилактике привлекаются учреждения

системы

исполнения

наказаний

(спецшколы,

спец

училища,

воспитательно-трудовые

колонии

и

т.п.),

в

функции

которой

законодательно

вменено

осуществление

процесса

перевоспитания

подростков,

нарушивших

закон,

т.е.

профилактики

повторного

совершения правонарушений.

Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а

третий - к специальной.

Общая профилактика предполагает осуществление ряда

предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение

возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка

(развитие познавательной активности малыша как определенная

гарантия отсутствия проблем в школьном обучении), либо на

предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее

возникновением.

Специальной профилактикой называется система мер,

направленных на решение определенной задачи: профилактика

девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика

подросткового суицида и т.п.

В современной интегрированной модели социально-

педагогической деятельности техникума по ранней профилактики

правонарушений несовершеннолетних, ключевыми концептуальными

положениями являются следующие:

центром социально-педагогической системы образования

является личность ребенка, на которую направлено семейное воспитание

и общественная забота;

социально-педагогическая

деятельность

техникума

предполагает гуманно личностный подход к ребенку в процессе

обучения,

воспитания

и

развития;

личностно-ориентированную

педагогику

сотрудничества

детей

и

взрослых,

современные

инновационные методики и технологии.

интеграция воспитательных воздействий школы, системы

дополнительного

образования,

семьи,

общественных

институтов,

государственных учреждений, на которые возложены функции ранней

профилактики девиантного поведения подростков, основывается на

межведомственном подходе;

поиск

контактов

с

семьей,

включение

родителей

в

целенаправленную социально-воспитательную деятельность;

создание инфраструктуры дополнительного образования на

базе техникума в сфере свободного времени подростков;

содержание социально-педагогическая деятельности

техникума раскрывается в совокупности содержательных видов

деятельности в сфере учебного и вне учебного времени: собственно

учебная деятельность; культурно-досуговая деятельность (в сфере

учебного и свободного времени); спортивно-оздоровительная

деятельность, игровая деятельность (реализуется в учебное и свободное

время в разнообразных формах);трудовая деятельность; туристско-

краеведческая деятельность; учебно-исследовательская деятельность.

Такая деятельность техникума направлена не только на выявление

и коррекцию девиантного поведения детей, но, прежде всего на

нивелирование и устранение его причин и носит превентивный

характер.

При этом все компоненты учебно-воспитательного процесса

школы и учреждений дополнительного образования детей в сфере

свободного времени направлены на выработку у детей

невосприимчивости к факторам возникновения негативных проявлений

поведения, через вовлечения их в социально значимую деятельность,

что в целом позволит обеспечивать позитивную содержательную

занятость подростков в свободное от учебы время, осуществляя тем

самым раннюю профилактику правонарушений среди

несовершеннолетних.

Цель программы:

Создание условий для организации комплексной профилактики

правонарушений

Задачи программы:

1.

Выявление интересов и потребностей воспитанников,

трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной

защищенности и адаптированности к социальной среде;

2.

Определение основных направлений, форм, методов

социально-педагогической работы с воспитанниками, склонных к

правонарушениям.

3.

Вовлечение подростков в позитивную деятельность,

адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию,

способную отвлечь их от совершения правонарушений;

4.

Организация мероприятий, направленных на развитие

социальной инициативы, реализацию социальных программ;

5.

Формирование у ребенка адекватного социально-

психологического образа своего «Я»;

6.

Оказание помощи в жизненном самоопределении

воспитанников;

7.

Способствовать адаптации личности к жизни в обществе.

8.

Создание психологического комфорта и безопасности детей

в школе, в детском доме;

9.

Координация взаимодействия учителей, специалистов

социальных служб представителей административных органов по

профилактике правонарушений

10.

Повышение психолого-педагогической компетентности

педагогов;

11.

Определение результативности профилактической работы

:

План работы детского дома по профилактике правонарушений

сентябрь

1.

Единый профилактический день (собеседования со

учащимися группы риска по итогам летних месяцев).

2.

2. Выявлениеучащихся и семей группы риска, социально

запущенных детей.

3.

Формирование банка данных – социальной картотеки, в

которую включаются:

малообеспеченные, многодетные, неполные семьи;

безнадзорные, «трудные» дети;

опекаемые дети

дети-инвалиды

судимые родители

семьи, имеющие статус беженцев;

семьи-переселенцы;

дети погибших военнослужащих;

дети из Центра реабилитации для несовершеннолетних и

т.д.

4.

Месячник по борьбе с безнадзорностью.

5.

Подведение итогов летнего труда и отдыха учащихся.

6.

Итоги контроля за посещаемостью учебных занятий в

течение месяца

7.

Вовлечение учащихся в кружки, секции, факультативы,

клубы по интересам

Октябрь

1.

Единый профилактический день (проверка посещаемости).

2.

Рейды классных руководителей и членов родительского

комитета в семьи учащихся.

3.

Диагностика уровня воспитанности учащихся (на начало

года).

4.

Итоги контроля за посещаемостью учебных занятий.

5.

Беседа соц. педагога на тему: «Заповеди самозащиты для

подростков».

Ноябрь

1/Месячник по профилактике правонарушений:

классные часы

индивидуальная работа с детьми и их родителями;

лекции по вопросам профилактики наркомании, алкоголизма,

ВИЧ – инфекции и т.д.

встречи с работниками РОВД;

мероприятия, посвященные Всемирному дню борьбы со

СПИДом;

2/ Подведение итогов контроля за посещаемостью учебных

занятий.

4.

Беседа соц. педагога на тему: «Основы безопасной

жизнедеятельности или как уберечь себя от несчастий» .

Декабрь

1.

Единый профилактический день (работа с семьями.)

2.

Итоги контроля за посещаемостью учебных занятий.

3.

Планирование занятости учащихся в период зимних

каникул.

4.

Беседа соц. педагога на тему: «Понятие административного

правонарушения. Виды административных наказаний» .

Январь

1. Единый профилактический день ( учет успеваемости, посещаемости,

выполнения режима дня).

2. Итоги контроля за посещаемостью.

3. Беседа соц. педагога на тему: «Ответственность и формы ее

реализации. Уголовная ответственность несовершеннолетних» .

Феврал

ь

1.

Итоги контроля за посещаемостью учебных занятий.

2.

Беседа соц. педагога на тему: «Как противостоять влиянию

подростковых антиобщественных группировок» .

Март

1.

Единый профилактический день.

2.

Итоги контроля за посещаемостью учебных занятий.

3.

Беседа соц. педагога на тему: «Молодежные субкультуры и

их виды» .

Апрель

1.

Месячник профилактической работы с подростками.

2.

Помощь в дальнейшем определении (обучении,

трудоустройстве)

3.

Собеседования со группы риска и их родителями по

вопросу летней занятости.

4.

Итоги контроля за посещаемостью учебных занятий.

Май

1.

Анализ работы техникума по профилактике правонарушений.

2.

Диагностика уровня воспитанности учащихся (на конец

года).

3.

Планирование летнего отдыха..

В течение всего года осуществляется:

работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности

учащихся;

организация консультативной помощи учащимся группы

риска по различным предметам;

отчеты классных руководителей о работе по профилактике

правонарушений;

оформление

документов

в

комиссию

по

делам

несовершеннолетних, районный отдел образования, органы социальной

защиты;

заседания службы сопровождения по вопросам:

- профилактика нарушений дисциплины, пропусков занятий,

неуспеваемости;

- выполнение родителями и опекунами своих обязанностей;

-

постановка

и

снятие

с

учета

в

комиссии

по

делам

несовершеннолетних;

- заслушивание отчетов классных руководителей, социального

педагога, и других специалистов по организации нравственного и

правового воспитания.

Работа социального педагога по профилактике правонарушений

несовершеннолетних включает в себя 3 блока: диагностический,

организационный, собственно профилактический

Диагностический блок:

На диагностическом этапе осуществляется сбор данных о

сложившейся

проблемной

ситуации,

анализируются

и

систематизируются информация, чтобы выявить причины, которые

могут

способствовать

совершению

правонарушений

несовершеннолетними.

Диагностический

комплекс

педагогических,

психологических,

медицинских,

социологических

методов

позволяет

собрать

разнообразную информацию, обеспечивает дальнейшее всестороннее

решение проблемы. На данном этапе используются следующие методы

и приемы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование ,анализ

документации и т.д.

Наблюдение – самый распространенный и естественный метод

в работе социального педагога. Он используется для изучения внешних

проявлений поведения человека без вмешательства в его действия.

Важно проводить наблюдение в естественных условиях: в общении, в

игре, на уроке и т.д,

Метод беседы получения и непосредственной корректировки

информации в процессе словарного общения является способом

проникновения во внутренний мир личности и дает возможность для

понимания его проблем.

Анкетирование - метод сбора информации путем письменного

опроса респондентов. По содержанию анкета должна охватывать только

определенную проблему.

Метод интервью предполагает заранее подготовленные вопросы

каждому конкретному респонденту. Используя этот метод важно:

использовать разговорный стиль общения

учитывать возможности отвечающего

создавать привычную для респондента среду обитания

учитывать временный фактор ( достаточно количество времени)

устранять влияние третьих лиц.

Диагностический блок реализуется в тесном взаимодействии с

классными

руководителями.

В

некоторых

случаях

привлекается

психолог

п/п

Наименование мероприятия

Сроки

выполнения

Ответственный за

выполнение

1.

Организация мониторинга

социального состава

обучающихся .

сентябрь

зам. дир по ВР,

воспитатели соц.педагог

2.

Психодиагностика особенностей

личности воспитанников,

склонных к девиантному

поведению и совершению

правоанрушений

в течение года

соц. педагог,

воспитатели

3.

Исследование социального

окружения воспитанников,

состоящих на учете ОДН

в течение года

соц.педагог

воспитатели

4.

Изучение социальной

комфортности в техникуме

воспитанников, состоящих на

учете ОДН

в течение года

соц. педагог,

воспитатели

3.

Изучение потребности в рабочих

местах для воспитанников в

летний период

март-май

соц. педагог,

воспитатели

По

итогам

реализации

диагностического

блока

происходит

анализ

полученной информации, решения принимаются на педагогическом консилиуме в

состав которого входят: педагоги, воспитатели, социальный педагог.

Организационный блок

Включает в себя

1.

Планирование

и

коррекция

работы

по

профилактике

правонарушений совместно.

2.

Организация работы Совета профилактики.

3.

Организацию тематических педагогических советов по

наиболее

актуальным

проблемам

профилактики

правонарушений

несовершеннолетних

с

привлечением

различных

субъектов

профилактики.

4.

Планирование

работы

по

профилактике

алкоголизма,

наркомании, токсикомании.

Наименование мероприятий

Сроки

выполнен

Ответственный

за выполнение

1

Проведение сверки несовершеннолетних, ,

состоящих на ВШУ, учетах КДН, , ОДН с целью

формирования банка данных на указанную

категорию, организации с ними

профилактической работы.

сентябрь

соц. педагог,

воспитатели

инспектор ОДН

2

Проведение сверки опекаемых детей для

сентябрь

соц. педагог,

составления картотеки и оказания данным семьям

со-

циальной, психологической, юридической

помощи

воспитатели

органы опеки и

попечительства.

3

Изучение личностей воспитанников и

составление социально-психологических

карточек уч-ся, состоящих на ВШУ, ОДН.

в течение года

соц.педагог,

психолог,

воспитатели

4

Участие в проведении профилактических

мероприятий, проводимых на территории

городского округа, направленных на

предупреждение детской безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних, а

также организацию отдыха оздоровления и

временного трудоустройства воспитанников в

свободное от учебы время.

в течение года

соц.педагог,

службы и

ведомства

системы

профилактики

Профилактический блок.

Реализация данного блока включает в себя работу с

педагогическим коллективом и воспитанниками.

1.

направление: Предупредительно-профилактическая

деятельность:

Воспитательные часы по пожарной безопасности.

Организация правового обучения.

Профориентационная работа.

Проведение бесед по профилактике употребления психоактивных

веществ.

Организация досуговой деятельности воспитанников «группы

риска»:

Вовлечение воспитанников «группы риска» в кружки и

спортивные секции;

Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в

каникулярное время и интересным содержательным досугом в

течение всего года;

Оказание помощи в трудоустройстве в летний период на

предприятиях города;

Привлечение подростков к шефской помощи младшим

воспитанникам.

п/п

Наименование мероприятия

Сроки

выполнения

Ответственный за

выполнение

Проведение профилактичес-

ких мероприятий с воспитанниками

сентябрь

соц.педагог, инспектор

ОДН

«Как не стать жертвой

преступления?»»

октябрь

соц.педагог, инспектор

ОДН

«10 заповедей жизни

ноябрь

соц.педагог, инспектор

ОДН

Час общения «Что такое

толерантность»

октябрь

классные руководители

Встреча с работником

наркологической службы «За

минуту в дурмане – страшные

последствия»

декабрь

соц.работник

наркологической службы

«Нетерпимость среди

сверстников»

февраль

соц.педагог

«Нет жестокости»

апрель

воспитанники

Организация встреч с

инспектором ОДН, специалистами

служб и ведомств системы

профилактики с целью получения

информации об

вспитанников, требующих

усиленного контроля и оказания

им социальной помощи.

в течение года.

соц.педагог

Профилактическая работа с педагогическим коллективом

Цель:

информировать

педагогов

о

технологиях

конструктивного,

бесконфликтного общения с воспитанниками и способах совместной

работы по профилактике правонарушений.

п/п

Наименование мероприятия

Сроки

выполнения

Ответствен-

ный за выполнение

1

Участие в заседаниях

педагогического совета детского

дома

по плану

работы

соц.педагог

2

Ознакомление с деятельностью

социального педагога в детском

доме его правами и обязанностями

3

Информирование о состоянии

работы с воспитанниками.

4

Ознакомление с правовыми

документами, регламентирующими

организацию работы .

5

Проведение индивидуальных

консультаций.

в течение года

6

Организация тематических

консультаций, семинаров с

субъектами профилактики

в течение года

7

Организация совместных

мероприятий с воспитанникамис

целью повышения взаимодействия

в течение года

Условия реализации программы

- комплексная диагностика причин и условий, способствующих

совершению правонарушений среди несовершеннолетних

- развитие межведомственного взаимодействия между субъектами

профилактики, педагогическим коллективом образовательного

учреждения ,воспитанниками.

- удовлетворение интересов и запросов воспитанников и

педагогов во внеурочное время,

Предполагаемый результат:

- организация профилактической деятельности, способствующей

снижению совершения правонарушений среди несовершеннолетних

Список используемой литературы

1.

Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося

поведения школьников. М., 1997.

2.

Беличева С.А. Превентивная психология. М., 1995.

3.

Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-

ориентированный подход. М., 1999.

4.

Василькова Ю.В. « Методика и опыт работы социального педагога»,

М., 2001 г.

5.

Василькова Ю.Н., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 1999.

6.

Дети группы риска в общеобразовательной школе / Под ред. С.В.

Титовой. СПб.: Питер, 2008.

7.

Дормаш С.В.., Заводова Т.Е. «Социальный педагог», Минск 2004г.

8.

Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы //

Социально-политический журнал. 1995. № 2.

9.

Криволап Н.С., Заводова Т.Е., Минич О.А. «В помощь классному

руководителю» Минск 2003г.

10.

Лебедев Д.И. Детское общественное движение переходного периода:

тенденции, противоречия, перспективы / / Внешкольник. № 25, 1999.

11.

Ляпина Е.Ю. «Профилактика социально- опасного поведения

школьников», Волгоград, 2007 г.

12.

Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999.

13.

Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. «Социальный

педагог: введение в должность», С-Пб,2004г.

14.

Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-

педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: Издательский

центр «Академия», 2000.

15.

Осипова М.П., Бутрина Г.А., «Работа с родителями», Минск, 2003 г.

16.

Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник:

Профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

17.

Семенов Г.С. « Методики работы социального педагога», М,2004 г.



В раздел образования