Напоминание

«Духовно-нравственное воспитание на занятиях творческого объединения художественной направленности «Фантазия и творчество»».


Авторы: Ускова Юлия Леонидовна, Юлия Леонидовна Ускова
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр дополнительного образования"
Населённый пункт: Липецкая обл., г. Чаплыгин
Наименование материала: статья
Тема: «Духовно-нравственное воспитание на занятиях творческого объединения художественной направленности «Фантазия и творчество»».
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр дополнительного образования»

Чаплыгинского муниципального района Липецкой области

Статья:

Духовно-нравственное воспитание на занятиях

творческого объединения

художественной направленности

«Фантазия и творчество».

Педагог дополнительного образования

Ускова Ю.Л.

Чаплыгин 2020 г.

«В наши дни в мире происходит бескомпромиссная борьба за души людей,

прежде всего за души юношества» Сухомлинский В.А.

Это высказывание Сухомлинского актуально и ныне.

В

современном

обществе

наблюдается

доминирование

материальных

ценностей над духовными. И как результат – у многих представителей

молодого поколения

искажены представления ο доброте, милосердии,

великодушии,

справедливости,

гражданственности

и

патриотизме.

Забывается, стирается память о традициях, праздниках, наших исконных,

русских, православных, а внедряются, порой довольно агрессивно, «не

наши» и достаточно страшные или даже нелепые, и на самом деле не совсем

понятные и не близкие нам.

На

современном

этапе

модернизации

образования

к

учащимся

предъявляются

новые

требования,

такие

как

гибкость,

подвижность

мышления, умения быстро и ответственно принимать оптимальное решение,

а также воспитанность духовно-нравственных качеств личности.

И как

сказал наш президент В. В. Путин « …наше движение вперёд

невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения…»

( Из выступления президента России Владимира Путина перед участниками

дискуссионного клуба «Валдай»)

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного

идеала.

Современный

национальный

воспитательный

идеал

это

высоконравственный,

творческий,

компетентный

гражданин

России,

принимающий

судьбу

Отечества

как

свою

личную,

осознающий

ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в

духовных и культурных традициях многонационального народа Российской

Федерации.

Разработки занятий

и

мероприятий, направленных на духовно-

нравственное развитие, представляют особую ценность, так как содержат

крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к

подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, что

актуально сегодня. На духовно-нравственное воспитание учащихся влияет

не только содержание занятий, но и методы, с помощью которых происходит

обучение, атмосфера, царящая на занятии, а также сама личность педагога.

Личный пример, отношение педагога к окружающему является образцом для

подражания

для

младших

школьников.

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической

устойчивостью.

Среди целей и задач дополнительного образования не последней стоит-

обеспечение условий для патриотического и духовно- нравственного

воспитания, личностного развития, профессионального самоопределения,

творческого труда, формирование общей культуры. Это учитывалось и при

составлении

дополнительной

общеобразовательной

(общеразвивающей)

программы

«Фантазия и творчество»,

художественной

направленности.

На занятиях по программе «Фантазия и творчество» учащиеся не только

осваивают технику плетения из бисера, но и знакомятся с праздниками

традициями

своей

страны.

Так на занятии по теме: «Рождественский Ангел» учащиеся познакомятся с

историей праздника Рождества Христова и выполняют работу из бисера

«Ангелочек».

На занятии по теме «Сувенирные веточки вербы » учащиеся не только

выполняют веточки вербы по выбранной схеме, но и знакомятся с историей

православного праздника «Вербного Воскресения», а так же с народными

обычаями, связанными с этим праздником.

Осваивая технику украшения пасхальных яиц бисером, ребята знакомятся с

историей и традициями православного праздника Пасха.

Для

успешного

духовно-нравственного

и

эстетического

воспитания

школьников

на

занятиях

по

бисероплетению

используется

процесс

коллективной деятельности детей таким образом, чтобы он был пронизан

высоконравственными

отношениями.

Нравственное

воспитание

и

эстетическое воспитание учащихся в коллективе наиболее эффективно тогда,

когда

каждый

ребенок

занимает

место,

наиболее

адекватное

его

возможностям,

становясь

при

этом

личностью

незаменимой.

Коллективная работа помогает развивать чувство коллективизма, стремление

прийти на помощь товарищу. Такое воспитание учащихся, посредством

эстетического

развития

через

бисероплетение,

заставляет

ребенка

соответствовать нравственным и духовным нормам поведения, принятым в

обществе.

Выполняя коллективную работу «Корзинка с цветами» каждый из учеников

изготавливает свой цветок, если возникали затруднения, ему на помощь

приходят товарищи по работе. Перед началом работы совместно

распределяетсяся объем работы на каждого учащегося, согласовываются

цвета и материалы для выполнения работы.

Одним из методов воспитания детей является беседа. В моём творческом

объединении, готовясь к праздникам, таким как День матери, Новый год,

Рождество, День защитника отечества, с учащимися проводятся беседы о

государственных, семейных праздниках, о традициях.

Не менее важны беседы о поведении, обсуждения различных жизненных

ситуаций, с какими сталкиваются дети в своей жизни.

Большую роль в духовно-нравственном развитии ребенка, играет применение

педагогом дополнительного образования здоровьесберегающих технологий.

Они пробуждают творческое начало, учат трудиться, помогают найти себя,

сделать первые шаги в творчестве для радостной, наполненной смыслом

жизни.

В моём объединении периодически проводятся беседы и мероприятия

направленные на формирование навыков ЗОЖ учащихся.

Выполняя задачу по формированию любви к родному краю, гордости к

культурному наследию России, повышения мотивации детей к пониманию

духовно-нравственных аспектов в жизни человека, наше объединение

традиционно принимает участие в таких творческих конкурсах как «Палитра

ремёсел» и «Живая традиция». В процессе подготовки к конкурсу,

выполнения проекта, дети изучают историю родного края, осваивают новые

техники, применяют полученные навыки и знания. Работы учащихся не раз

занимали в этих конкурсах призовые места.



В раздел образования