Напоминание

"Игры и игрушки ненецкого народа"


Автор: Белоусова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - ДС "Радуга"
Населённый пункт: г. Тарко - Сале, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игры и игрушки ненецкого народа"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» Г. ТАРКО – САЛЕ
КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности

с детьми старшей группы №1

Тема: «Игры и игрушки ненецкого народа»
Воспитатель Ольга Викторовна Белоусова X

Конспект НОД

для детей старшего дошкольного возраста

«Игры и игрушки ненецкого народа»

Задачи:

Образовательные
: - познакомить детей с новыми национальными играми и игрушками ненецкого народа; - углубить знания детей о коренных жителях Ямало – Ненецкого автономного округа – ненцах.
Развивающие:
- развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы; - обогащать словарный запас, посредством знакомства с окружающим миром; - закрепить знания детей о быте ненцев, их промыслах.
Воспитательные
: - воспитывать любовь к родному краю, способствовать формированию патриотического самосознания; - прививать уважительное отношение к коренным жителям нашего края, их традициям и быту. - воспитывать умение играть дружно, соблюдая правила игры.
Методы и приемы:
Словесные: художественное слово, беседа с детьми о жизни ненцев в тундре, растительности, животных. Наглядные: просмотр слайдов о жизни в тундре, рассматривание карты России, глобус. Практические: выявление проблемы (для чего глобус, карта, игровая ситуации, атрибуты, игрушки) и составление плана исследования (как мы можем узнать что – то новое, что исследуем?) - «Путешествие в тундру», сюрпризный момент: «Встреча с неночкой», игры малой подвижности.
Виды детской деятельности
 Познавательно – исследовательская  Коммуникативная  Двигательная активность ребёнка  Игровая
Интеграция образовательных областей:
X

-
Познавательное развитие; - Речевое развитие; - Социально – коммуникативное развитие; - Физическое развитие.
Технологии:

Здоровьесберегающие:
- игры малой подвижности «Хейро», «Белый шаман», «Нянь – нянь, кеяш - кежи» 
Социо-игровые технологии:

-
смена темпа, ритма деятельности, статической позы, мезансцен.
Предварительная работа с детьми:
- Познавательные беседы о тундре, её жителях, растительности, животном мире. - Экскурсии в мини – музей ДОУ «Ямальский калейдоскоп» - Рассматривание иллюстраций с изображением тундры, её обитателях, растительности. - Чтение художественной и познавательной литературы: «Беседы о русском севере» Т.А Шорыгина, Н.Н. Сладков «В тундре»: «Молодой волк», «Под снегом», «Разговор в тундре», «Пуночка и ворон», «Куропатка и олень», «Песец и сова»; «Загадочные истории»: «Благородный сокол», «Капризная речка», «Кто, что умеет» Стихотворения: О. Тарутин «Охотничий нож», А. Тарханов «Важенка», «Морошка», В. Бианки «Тундра».


Взаимодействие с родителями:
Создание альбома «Тундра», картотеки «Игры народов севера», заучивание стихотворений о севере.
Материал (оборудование) к НОД:
Мультимедийный пректор, музыкальный центр, диск с аудиозаписями, презентация «Жизнь в тундре», карта России, глобус, атрибуты к малоподвижным играм, игрушки – жужжалки, куколки. X

Ход непрерывной – образовательной деятельности:

Воспитатель:
Ребята, что это? (Глобус)
Воспитатель:
А что изображает глобус? (Это модель нашей Земли)
Воспитатель:
А что это? (Карта) Скажите, что на карте обозначено? (Страны, города, реки, моря и т.д)
Воспитатель:
Как называется страна, в которой мы живём? Давайте найдём её на карте. (Дети находят)
Воспитатель:
Вы на карту внимательно посмотрите, И ЯМАЛ на ней найдите. Потому что здесь наш дом, Мы на Севере живем!
Воспитатель:
А как ещё называется Ямал? (Ямало – ненецкий автономный округ)
Воспитатель:
А вы знаете, что по названию округа можно определить, какие коренные жители здесь издавна живут?
Дети:
ненцы. X

Воспитатель:
А как вы определили?
Дети:
Потому что наш округ называется Ямало – ненецкий.
Воспитатель:
Скажите, ребята, где живут ненцы? (В тундре)
Воспитатель:
Ребята, вы знаете, место обитания ненцев в тундре называется стойбище. (Стол с ненецкими игрушками и атрибутами к играм)
Воспитатель:
Посмотрите ребята, что это? - Вам бы хотелось узнать об этих предметах? - А как мы можем больше о них узнать? Что нужно сделать? (Отправиться в путешествие в тундру) - Конечно, отправиться в путешествие в тундру.
Воспитатель:
А на чём мы поедем? (На оленях) (Звучит мелодия «Мы поедем, мы помчимся…)
Воспитатель:
Ну вот мы и в тундре!
Слайд №1
(тундра)
-
Ребята, слово «тундра» - означает: вершины, которые не покрыты лесом.
Слайд №2
(жители тундры) - А вот и жители тундры. Посмотрите на этих мужественных людей. Они живут в очень тяжёлых природных условиях, но ни за что не променяют свою землю на какую другую. Потому что тундра – это их родной дом, малая родина, которую они любят всем сердцем.
Слайд №3
(Чум) Что за строение вы видите, ребята? (Чум) - Почему ненцы живут именно в чуме? (Они часто кочуют вместе с оленями, а чум легко разобрать, перевезти в другое место и потом опять установить).
Слайд №4
(олень) - Почему олень считается самым полезным животным в тундре? (Ответы детей) X

Воспитатель
Олень даёт практически всё, что необходимо для жизни кочующему народу: мясо, шкуры для одежды, сухожилия для ниток, кости для изготовления украшений, различных инструментов и деталей для упряжки. Оленья кровь помогает избежать многих болезней.
Слайд №5
- Ребята, а каких птиц можно встретить в тундре? (Ответы детей)
Слайд №6
- Какие растения здесь растут? (Ответы детей) (Под музыку входит девочка – неночка)
Неночка:
Нани торова!
Воспитатель:
- Кто это? (Ответы детей)
Неночка:
- Здравствуйте! Меня зовут Октябрина. А вы кто?
Дети:
- Мы дети из детского сада «Радуга», группа «Звёздочки».
Воспитатель:
Октябрина, а где же твои родители?
Неночка:
Папа со старшими братьями ушли на рыбалку, а мама и сёстры остались в чуме заниматься хозяйством.
Воспитатель:
Ребята, а вы знаете чем ещё занимаются взрослые в тундре.
Дети:
Взрослые занимаются оленеводством, рыболовством, охотой, собирают ягоды и грибы.
Воспитатель:
Мужчины приучают мальчиков с детства заниматься мужским ремеслом, а женщины учат девочек следить за хозяйством, обучают их шитью, учат готовить.
Воспитатель:
Ребята, вы знаете, ненцы – это мудрый народ. Мудрости они учатся от природы, они ловят столько рыбы, сколько могут съесть, собирают столько ягод, сколько могут унести, не губят даже травинку попросту.
Воспитатель:
Октябрина, когда взрослые работают, чем занимаются дети?
Неночка:
Мы играем в разные игры возле чума, а также очень любим играть с игрушками, которые изготовили для нас взрослые. Девочки очень любят играть с куклами, а мальчики любят играть с игрушками, которые называются «Вывко» (жужжалка).
Воспитатель:
Петлю растягивают двумя руками, а потом скручивают и резко растягивают
.
Слышится звук, который похож на завывание ветра, поэтому дети называют X
её «шум ветра». Считается, что когда – то эта игрушка была музыкальным инструментом. С его помощью вызывали сильный ветер, чтобы прогнать комаров, оводов и жару. (Проиграть от 2-3 раза)
Воспитатель:
А это и есть те куколки, которые для вас изготовили взрослые? Это Нухуко?
Неночка:
Да.
Воспитатель:
Как интересно расскажи нам пожалуйста о них.
Неночка:
Наши куклы сделаны из клювов водоплавающих птиц, т.к. считается, что перелётные птицы ежегодно улетают к Богу и являются чистыми и невинными. Ненецкие куклы не имеют на лице изображений. У ненцев считается если игрушка с глазами останется без присмотра, то в неё вселится злой дух, и она превратится во вредное существо, которое называется «Печак».
Воспитатель:
Как вы думаете, почему клювы разной величины?

(Из маленького клювика делают кукол – младенцев, а из большого взрослую куклу).
Воспитатель:
Обратите внимание на то, что клювики разной окраски, если клювик чёрный – то это кукла – женщина, если чёрный с жёлтой окраской – это мужчина, дедушка или бабушка.
Воспитатель:
Из кусочков цветной материи и меха изготавливается одежда, напоминающая одежду ненцев.
Воспитатель:
Как же называется одежда ненцев? Давайте вспомним! (Малица - у мужчин, ягушка - у женщин)
Воспитатель:
Октябрина, у тебя есть любимая игра?
Октябрина:
Да, конечно. Моя любимая игра называется
«Хейро»

Воспитатель:
Научи и нас тоже. (Октябрина рассказывает правила игры. Играем 2-3 раза)
Воспитатель:
Октябрина, наши ребята тоже знают ненецкие игры и очень любят в них играть. - Давайте научим «Октябрину играть в игру «Белый шаман».
Белый шаман
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга —водя щий. Это белый шаман — добрый человек. Он становится на колено и бьет в бубен, затем X
подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.
Правила игры
. Если ребёнок получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
Воспитатель:
А давайте ещё поиграем в игру
«Нянь – нянь, кеяш – кежи).
Играющие становятся в круг. Ведущий ходит по кругу и, указывая на каждого по очереди, считает: — Нянь-нянь (хлеб), Кеяш-кежи (нож). Те, которых водящий назвал кежи, выходят из круга, встают парами и берутся за руки, другие — нянь-нянь — берутся за руки и остаются на месте, тоже в парах. Образуется две группы пар: нянь-нянь и кежи-кежи. Пары каждой группы придумывают разные фигуры.
Правила игры
. Выигрывают те пары, которые придумали наиболее интересные фигуры.
Воспитатель:
Ребята вам интересно было познакомиться с Октябриной? А играть понравилось? Мне тоже очень здесь нравится, но нам пора возвращаться.
Октябрина:
А у нас прощаясь, говорят так: «С небом живите! Живите в ладу с Богом, с природой и с собой!
Дети:
До свидания Октябрина! (Звучит музыка «Мы поедем мы помчимся», возвращаемся в детский сад)
Воспитатель:
- Ребята, вам интересно было побывать в тундре? (Кого мы встретили в тундре? О чём она нам рассказала?) - Вы теперь знаете об этих предметах, расскажите про них. (Из чего сделаны куклы ненцев? В какие игры мы поиграли?)
Воспитатель:
Ребята, мы с вами побывали в тундре, поиграли в ненецкие национальные игры, познакомились с неночкой Октябриной, которая рассказала нам о своих игрушках. Нас ёщё ждёт много интересного. На прогулке мы продолжим играть в ненецкие игры, изучим новые. X
А ещё мы будем исследователями, проведём эксперимент с землёй и водой, чтобы выяснить, почему в тундре много воды.
Воспитатель:
Попрощаемся с нашими гостями. Как прощаются лесные ненцы?
Все вместе:
«С небом живите! Живите в ладу с Богом, с природой и с самим собой!» X
X


В раздел образования