Автор: Белоусова Ольга Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - ДС "Радуга" Населённый пункт: г. Тарко - Сале, Тюменская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Игры и игрушки ненецкого народа" Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»
Г. ТАРКО – САЛЕ
КОНСПЕКТ
непрерывной образовательной деятельности
с детьми старшей группы №1
Тема: «Игры и игрушки ненецкого народа»
Воспитатель
Ольга Викторовна
Белоусова
X
Конспект НОД
для детей старшего дошкольного возраста
«Игры и игрушки ненецкого народа»
Задачи:
Образовательные :
- познакомить детей с новыми национальными играми и игрушками ненецкого народа;
- углубить знания детей о коренных жителях Ямало – Ненецкого автономного округа –
ненцах.
Развивающие:
- развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы;
- обогащать словарный запас, посредством знакомства с окружающим миром;
- закрепить знания детей о быте ненцев, их промыслах.
Воспитательные :
- воспитывать любовь к родному краю, способствовать формированию патриотического
самосознания;
- прививать уважительное отношение к коренным жителям нашего края, их традициям и
быту.
- воспитывать умение играть дружно, соблюдая правила игры.
Методы и приемы:
Словесные:
художественное
слово,
беседа
с
детьми
о
жизни
ненцев
в
тундре,
растительности, животных.
Наглядные: просмотр слайдов о жизни в тундре, рассматривание карты России, глобус.
Практические: выявление проблемы (для чего глобус, карта, игровая ситуации, атрибуты,
игрушки) и составление плана исследования (как мы можем узнать что – то новое, что
исследуем?) -
«Путешествие в тундру»,
сюрпризный момент: «Встреча с неночкой»,
игры малой подвижности.
Виды детской деятельности
Познавательно – исследовательская
Коммуникативная
Двигательная активность ребёнка
Игровая
Интеграция образовательных областей:
X
- смена темпа, ритма деятельности, статической позы, мезансцен.
Предварительная работа с детьми:
- Познавательные беседы о тундре, её жителях, растительности, животном мире.
- Экскурсии в мини – музей ДОУ «Ямальский калейдоскоп»
- Рассматривание иллюстраций с изображением тундры, её обитателях, растительности.
- Чтение художественной и познавательной литературы:
«Беседы о русском севере» Т.А Шорыгина, Н.Н. Сладков «В тундре»: «Молодой волк», «Под
снегом»,
«Разговор
в
тундре»,
«Пуночка
и
ворон»,
«Куропатка
и
олень»,
«Песец
и
сова»;
«Загадочные истории»: «Благородный сокол», «Капризная речка», «Кто, что умеет»
Стихотворения: О. Тарутин «Охотничий нож», А. Тарханов «Важенка», «Морошка», В. Бианки
«Тундра».
Взаимодействие с родителями:
Создание
альбома
«Тундра»,
картотеки
«Игры
народов
севера»,
заучивание
стихотворений о севере.
Материал (оборудование) к НОД:
Мультимедийный пректор, музыкальный центр, диск с аудиозаписями, презентация «Жизнь в
тундре», карта России, глобус, атрибуты к малоподвижным играм, игрушки – жужжалки, куколки.
X
Ход непрерывной – образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, что это? (Глобус)
Воспитатель: А что изображает глобус? (Это модель нашей Земли)
Воспитатель: А что это? (Карта) Скажите, что на карте обозначено? (Страны,
города, реки, моря и т.д)
Воспитатель: Как называется страна, в которой мы живём? Давайте найдём её на карте.
(Дети находят)
Воспитатель: Вы на карту внимательно посмотрите,
И ЯМАЛ на ней найдите.
Потому что здесь наш дом,
Мы на Севере живем!
Воспитатель: А как ещё называется Ямал? (Ямало – ненецкий автономный округ)
Воспитатель: А вы знаете, что по названию округа можно определить, какие коренные
жители здесь издавна живут?
Дети: ненцы.
X
Воспитатель: А как вы определили?
Дети: Потому что наш округ называется Ямало – ненецкий.
Воспитатель: Скажите, ребята, где живут ненцы? (В тундре)
Воспитатель: Ребята, вы знаете, место обитания ненцев в тундре называется стойбище.
(Стол с ненецкими игрушками и атрибутами к играм)
Воспитатель: Посмотрите ребята, что это?
- Вам бы хотелось узнать об этих предметах?
-
А
как
мы
можем
больше
о
них
узнать?
Что
нужно
сделать? (Отправиться
в
путешествие в тундру)
- Конечно, отправиться в путешествие в тундру.
Воспитатель: А на чём мы поедем? (На оленях)
(Звучит мелодия «Мы поедем, мы помчимся…)
Воспитатель: Ну вот мы и в тундре!
Слайд №1 (тундра)
- Ребята, слово «тундра» - означает: вершины, которые не покрыты лесом.
Слайд №2 (жители тундры)
- А вот и жители тундры. Посмотрите на этих мужественных людей. Они живут в очень
тяжёлых природных условиях, но ни за что не променяют свою землю на какую другую.
Потому что тундра – это их родной дом, малая родина, которую они любят всем сердцем.
Слайд №3 (Чум)
Что за строение вы видите, ребята? (Чум)
- Почему ненцы живут именно в чуме? (Они часто кочуют вместе с оленями, а чум
легко разобрать, перевезти в другое место и потом опять установить).
Слайд №4 (олень)
- Почему олень считается самым полезным животным в тундре?
(Ответы детей)
X
Воспитатель Олень даёт практически всё, что необходимо для жизни кочующему
народу: мясо, шкуры для одежды, сухожилия для ниток, кости для изготовления
украшений, различных инструментов и деталей для упряжки. Оленья кровь помогает
избежать многих болезней.
Слайд №5 - Ребята, а каких птиц можно встретить в тундре?
(Ответы детей)
Слайд №6 - Какие растения здесь растут?
(Ответы детей)
(Под музыку входит девочка – неночка)
Неночка: Нани торова!
Воспитатель: - Кто это? (Ответы детей)
Неночка: - Здравствуйте! Меня зовут Октябрина. А вы кто?
Дети: - Мы дети из детского сада «Радуга», группа «Звёздочки».
Воспитатель: Октябрина, а где же твои родители?
Неночка: Папа со старшими братьями ушли на рыбалку, а мама и сёстры остались в чуме
заниматься хозяйством.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете чем ещё занимаются взрослые в тундре.
Дети: Взрослые занимаются оленеводством, рыболовством, охотой, собирают ягоды и
грибы.
Воспитатель: Мужчины приучают мальчиков с детства заниматься мужским ремеслом, а
женщины учат девочек следить за хозяйством, обучают их шитью, учат готовить.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, ненцы – это мудрый народ. Мудрости они учатся от
природы, они ловят столько рыбы, сколько могут съесть, собирают столько ягод, сколько
могут унести, не губят даже травинку попросту.
Воспитатель: Октябрина, когда взрослые работают, чем занимаются дети?
Неночка: Мы играем в разные игры возле чума, а также очень любим играть с
игрушками, которые изготовили для нас взрослые. Девочки очень любят играть с
куклами, а мальчики любят играть с игрушками, которые называются «Вывко»
(жужжалка).
Воспитатель: Петлю растягивают двумя руками, а потом скручивают и резко
растягивают . Слышится звук, который похож на завывание ветра, поэтому дети называют
X
её «шум ветра». Считается, что когда – то эта игрушка была музыкальным инструментом.
С его помощью вызывали сильный ветер, чтобы прогнать комаров, оводов и жару.
(Проиграть от 2-3 раза)
Воспитатель: А это и есть те куколки, которые для вас изготовили взрослые? Это
Нухуко?
Неночка: Да.
Воспитатель: Как интересно расскажи нам пожалуйста о них.
Неночка: Наши куклы сделаны из клювов водоплавающих птиц, т.к. считается, что
перелётные птицы ежегодно улетают к Богу и являются чистыми и невинными. Ненецкие
куклы не имеют на лице изображений. У ненцев считается если игрушка с глазами
останется без присмотра, то в неё вселится злой дух, и она превратится во вредное
существо, которое называется «Печак».
Воспитатель: Как вы думаете, почему клювы разной величины? (Из маленького
клювика делают кукол – младенцев, а из большого взрослую куклу).
Воспитатель: Обратите внимание на то, что клювики разной окраски, если клювик
чёрный – то это кукла – женщина, если чёрный с жёлтой окраской – это мужчина,
дедушка или бабушка.
Воспитатель: Из кусочков цветной материи и меха изготавливается одежда,
напоминающая одежду ненцев.
Воспитатель: Как же называется одежда ненцев? Давайте вспомним! (Малица - у
мужчин, ягушка - у женщин)
Воспитатель: Октябрина, у тебя есть любимая игра?
Октябрина: Да, конечно. Моя любимая игра называется «Хейро»
Воспитатель: Научи и нас тоже.
(Октябрина рассказывает правила игры. Играем 2-3 раза)
Воспитатель: Октябрина, наши ребята тоже знают ненецкие игры и очень любят в них
играть.
- Давайте научим «Октябрину играть в игру «Белый шаман».
Белый шаман
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга —водя щий.
Это белый шаман — добрый человек. Он становится на колено и бьет в бубен, затем
X
подходит
к
одному
из
играющих
и
отдает
ему
бубен.
Получивший
бубен
должен
повторить в точности ритм, проигранный водящим.
Правила игры . Если ребёнок получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит
из игры.
Воспитатель: А давайте ещё поиграем в игру «Нянь – нянь, кеяш – кежи).
Играющие становятся в круг. Ведущий ходит по кругу и, указывая на каждого по очереди,
считает:
— Нянь-нянь (хлеб),
Кеяш-кежи (нож).
Те, которых водящий назвал кежи, выходят из круга, встают парами и берутся за руки,
другие — нянь-нянь — берутся за руки и остаются на месте, тоже в парах. Образуется две
группы пар: нянь-нянь и кежи-кежи. Пары каждой группы придумывают разные фигуры.
Правила игры . Выигрывают те пары, которые придумали наиболее интересные фигуры.
Воспитатель:
Ребята
вам
интересно
было
познакомиться
с
Октябриной?
А
играть
понравилось? Мне тоже очень здесь нравится, но нам пора возвращаться.
Октябрина: А у нас прощаясь, говорят так: «С небом живите! Живите в ладу с Богом, с
природой и с собой!
Дети: До свидания Октябрина!
(Звучит музыка «Мы поедем мы помчимся», возвращаемся в детский сад)
Воспитатель: - Ребята, вам интересно было побывать в тундре? (Кого мы встретили в
тундре?
О чём она нам рассказала?)
- Вы теперь знаете об этих предметах, расскажите про них.
(Из чего сделаны куклы
ненцев?
В какие игры мы поиграли?)
Воспитатель: Ребята, мы с вами побывали в тундре, поиграли в ненецкие национальные
игры, познакомились с неночкой Октябриной, которая рассказала нам о своих игрушках.
Нас ёщё ждёт много интересного. На прогулке мы продолжим играть в ненецкие игры,
изучим новые.
X
А ещё мы будем исследователями, проведём эксперимент с землёй и водой, чтобы
выяснить, почему в тундре много воды.
Воспитатель: Попрощаемся с нашими гостями. Как прощаются лесные ненцы?
Все вместе: «С небом живите! Живите в ладу с Богом, с природой и с самим собой!»
X
X