Напоминание

Методическая разработка "Художественное слово, как средство воспитания речевой выразительности детей"


Автор: Самойленко Марина Викторовна
Должность: преподаватель театральных дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №1" филиал с. Хорошее Карасукского района Новосибирской области
Населённый пункт: Новосибирская область, Карасукский район, с.Хорошее
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методическая разработка "Художественное слово, как средство воспитания речевой выразительности детей"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Художественное слово, как средство воспитания речевой выразительности детей»

Автор: Марина Викторовна Самойленко

Проблема, которая находится в центре моих профессиональных интересов, связана со

спецификой развития речевой выразительности детей. Поэтому основной целью моей

педагогической деятельности

является открытие мира художественного слова, как

материала актерского искусства и исполнительского искусства чтеца и как жизненно

важного компонента культуры творческой личности и культуры общения. Для реализации

поставленной цели решаю следующие задачи:

1.

Формирование навыков грамотно - осмысленной, ясной речи.

2.

Воспитание у учащихся устойчивого интереса к занятиям сценической речью.

3.

Реализация творческих способностей учащихся в достижении поставленных целей.

Для успешного выполнения всех поставленных задач, я стремлюсь сконструировать

систему занятий и взаимоотношений в классе

таким образом, чтобы организовать

благоприятные условия для эмоционального проявления, раскованности, взаимного

доверия и хорошей творческой атмосферы для работы с речью. Театральная деятельность

даёт возможность ребенку развить уверенность в себе и в своих силах. Главное

необходимо

создать

для

детей

возможность

для

свободного

творческого

самовыражения, их общения с художественным словом.

Для реализации поставленной цели, мною решаются следующие основные задачи:

-

образовательные:

обучение

детей

с

разными

способностями

основам

сценической речи; обучение наиболее одаренных детей с целью их дальнейшего

профессионального ориентирования; закрепление пройденного материала на практике;

развитие познавательных и творческих способностей детей;

-

воспитательные: формирование у детей духовной и нравственной культуры;

воспитание

художественно-эстетического

вкуса;

выявление

индивидуальных

способностей с целью приобщения их к культурному образу жизни;

-

развивающие:

развитие

навыков

самостоятельного

творческого

образного

мышления; развитие культуры речевого общения; развитие эмоциональной сферы;

развитие мыслительных процессов; развитие кругозора ребенка.

Качество речи, неотъемлемое для чтеца и актера, - хорошая дикция, которая означает

четкость, ясность произнесения слов и фраз. Чистота дикции помогает выразительно и

точно доносить свои мысли до слушателя.

К сожалению, с каждым годом все больше появляется детей с нарушениями речи. У таких

детей преобладает моторная неловкость и неуверенность в себе. Только увидев и

поверив в то, что преподаватель верит в него и его успехи, с желанием идет на контакт и

осознанное преодоление своих проблем.

Встречаясь с проблемным произношением учащегося, специально подбираю для него

комплексы упражнений для устранения дефектов речи, пытаюсь разнообразить занятия

для большей заинтересованности ребенка, который ни в коем случае не должен

почувствовать себя каким-то ущербным и отличающимся от других.

Обучение провожу в форме индивидуальных занятий. Для более эффективного усвоения

материала, улучшения качества практических навыков, для развития чувства партнера и

умения работать в команде, выбираю такие виды аудиторных занятий, как мастер- класс,

семинар и другие.

Планирую занятия, соединяю теоретический материал с определенно выстроенными

практическими занятиями.

Начинаю занятия со знакомства детей с комплексами артикуляционной и дыхательной

гимнастики.

Многие недостатки речи, присутствующие у учащихся, являются следствием неверной

артикуляции, усвоенной с небрежного отношения к речи в семье, в средней школе.

Наиболее распространенный недостаток в начале работы – вялая, неразборчивая речь.

Работе над речью на занятиях и систематический самоконтроль дома дают хорошие

результаты.

А залогом успеха здесь выступает выработанная привычка к четкой артикуляции каждого

согласного и гласного. Изначально учащийся с моей помощью выявляет и осознает

причины недостатков своей речи и учится сознательно исправлять эти недостатки.

Все занятия мы начинаем с подготовки речевого аппарата к звучанию. Выполнение

упражнений подготовки происходит преимущественно в игровой форме, сообразно

возрасту. Возрастные особенности школьников учитываю с самого начала работы.

На начальном этапе работы с учеником внимание несколько отвлеченно от творческого

процесса наличием большого количества ошибок в произношении слов и произнесении

звуков речи, неумелым обращением с дыханием и голосом.

Правильное владение дикцией, дыханием и голосом требует постоянного внимания и

достигается каждодневной тренировкой. Соблюдение норм произношения является

основным критерием чистоты родной речи.

Детям очень нравится работать над своей речью, над своим звукопроизношением.

Особенно любимы ими комплексы работ на темы: развитие полётности голоса; речь в

движении; дыхательные гимнастики.

Много работаем со скороговорками. Они запоминаются скорее и произносятся чище в

любом темпе и при многочисленном повторении их тогда, когда учащийся точно знает, о

чем он говорит и кому направлена скороговорка. Цель работы над скороговорками –

научиться

легко,

четко

и

чисто

преодолевать

дикционные

трудности,

сложные

звукосочетания, имеющиеся в них.

Скороговорки – это всегда забава для детей и работаем над скороговорками мы тоже

весело. Рассматриваю их не только, как техническое упражнение, но и как материал,

помогающий развитию фантазии, умению оценивать ситуации и передавать их партнеру

выразительно и ярко с помощью определенных интонаций.

А интонации имеют удивительную способность быть проводником

чувств, играть

огромную роль в произношении. Ведь именно по интонациям зритель угадывает чувство

героев.

Система дыхательных упражнений осваивается учащимися в течение начального периода

работы

над

речевой

системой,

т.к.

дыхание

дает

энергию,

необходимую

для

голосообразования. От того, как дышит учащийся, зависят красота, сила и легкость голоса,

музыкальность и мелодичность его речи.

Чтецу часто приходится сталкиваться с условиями, требующими от него умения и расчета

в использовании дыхания. Это могут быть длинная фраза, стихотворная строка, речь во

время движения – все это требует правильно поставленного дыхания.

Правильное дыхание помогает приобрести в речевом голосе яркость, округлость,

полетность, владение регистрами.

Я придаю большое значение тренировочной работе воспитания дыхания вместе с

движениями рук, ног, корпуса. Мы дышим и двигаемся с использованием учебных палок.

Ребята очень любят эти упражнения и качественно их выполняют.

Интересен процесс подбора репертуара каждого учащегося. Для получения хороших

результатов репертуар должен быть удачно подобран. В начале работы дети по моей

просьбе

высказываются,

о

чём

бы

им

хотелось

рассказать

зрителю

в

своём

произведении. Этот процесс вызывает в детях откровенную заинтересованность и

эмоциональный отклик, что очень важно для дальнейшей работы над выбранным

текстом. Выбирая, дети находят не только желаемое по содержанию, но и учатся

понимать себя.

Выслушав все пожелания, предлагаю на рассмотрение подбор произведений. После чего

начинается работа на сцене с выбранным произведением; определением темы, идеи,

образа рассказчика. Для создания атмосферы дополнительно использую музыкальное

оформление, которое помогает рассказчику лучше прочувствовать образ.

Искусство

художественного слова основывается на мастерстве рассказчика, умеющего живо

передать впечатления слушателю. Для этого мы занимаемся созданием индивидуальных

«кинолент видений», которые помогают ярко передать происходящие в тексте события

слушателю. Видения – один из элементов построения внутренней жизни героя и

создается с помощью воображения рассказчика. Создание цепи видений заставляет

расширить объем своих знаний, круг интересов. Дети знают, что чем добросовестнее и

глубже нафантазированы ими видения образов, тем лучше поймет его зритель и поверит

ему. Придаем большое значение жестам, мимике и движениям.

В работе с художественным словом забочусь о том, чтобы поведение чтеца на

сценической площадке не мешало, а помогало восприятию слова. Чистота и четкость

внешнего рисунка должна быть не только в речи, но и в движениях.

Речевые, интонационные, кинетические средства исполнителя, дополняют друг друга. И

облегчают понимание речи, усиливают ее эмоциональное воздействие. В первую очередь

на занятии необходимо добиться мышечной свободы, ведь «телесные зажимы» -

большое зло для творчества. Мышечная свобода не означает пассивность тела, наоборот,

необходимо воспитать при мышечной свободе активность поз и жестов. Если «зажимы»

появляются в голосовом аппарате, голос теряет гибкость и не способен передать все

оттенки речи. Если «зажались» руки, они теряют свою выразительность. «Зажимы»

бывают в плечах, шее, лице. А мимика способна выражать все чувства и эмоции и если

она неестественна, то это сигнал того, что чтец не переживает, а «выжимает» из себя

несуществующие чувства. При активной внутренней жизни мышцы лица не должны быть

напряжены, активизируется лишь жизнь глаз.

Итоговое занятие

проходит в форме показа индивидуальных творческих работ и

литературно-музыкальных композиций в дуэте, либо группой.

Результатом

моей

педагогической

деятельности

является

увлеченность,

заинтересованное отношение к обучению театральными предметами и успехи моих

учеников, стремящихся проявить себя как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

Конкурсно–исполнительская деятельность - важная часть творческой работы детей.

Она

является

завершением

всех

репетиционных

и

педагогических

процессов.

Сценическое выступление для ребёнка – это не только творческое вдохновение и радость

от общения с публикой, но и профессиональный рост. Подготовка к конкурсу дает

мощный толчок в образовательном развитии учащегося.

Публичное выступление предполагает владение комплексом знаний и практических

навыков, также требует постоянного артистического совершенствования.

В своей педагогической деятельности опираюсь на следующие труды:

Бруссер А.М. Основы дикции - М., 2003

Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств - СПб., 2008

Жукова Н.С. и др. Логопедия - ЛИТУР, 2003

Кипнис М. Ш. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут

вам стать первоклассным актером - M.,2008

Кнебель М.О. Поэзия педагогики - М., 1976

Козлянинова И. П. Сценическая речь - М., 1995

Козлянинова И.П. Произношение и дикция - М.,1977

Козлянинова И.П. , Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание - М., 1985

Кондратенко И.Ю. Произносим звуки правильно - М.,2014

Морозова Г.В. Пластическое воспитание актера - М.,1998

Окунцова Е.А. Словарь ударений русского языка для краснослова - Н., 1996

Петрова А.Н. Сценическая речь - М., 1983

Савкова З.В. Как сделать голос сценическим - М., 1975

Савкова З.В. Искусство звучащей поэзии - М., 1984

Сарабьян Э. Актёрский тренинг по системе Станиславского. Как быть максимально

естественным и убедительным - Телесная свобода, сценическое действие - М., 2011

Станиславский К.С. Работа актёра над собой - М., 2008

Станиславский К.С. Собр. соч. в 8-ми т. Т.З. - М., 1995

Шестакова Е. "Говори красиво и уверенно" - СПб. , 2013

Щетинин М.Н. "Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей" - М., 2007.



В раздел образования