Автор: Пожидаева Ирина Евгеньевна
Должность: студентка 4 курса, 4группы
Учебное заведение: Воронежский государственный институт физической культуры
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: "Применение игрового метода на начальном этапе подготовки в спортивной гимнастике"
Раздел: дополнительное образование
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ
Пожидаева Ирина Евгеньевна, студентка, 4 курс 4 группа
ФГБОУ ВО «ВГИФК», Воронеж
Аннотация.
Данная статья посвящена исследованию результативности игрового метода
тренировки в спортивной гимнастике на начальном этапе подготовки. Были выделены
особенности данного метода, сформулированы задачи, методические приёмы игры. Была
предпринята попытка усовершенствовать методику обучения на начальном этапе в
спортивной гимнастике.
Ключевые слова.
Спортивная гимнастика, игровой метод, начальная подготовка, особенности
игрового метода, дошкольный период, базовые элементы.
Введение.
Большинство специалистов считают, что рациональная методика обучения на
начальном этапе подготовки юных гимнастов во многом обуславливает дальнейшие
успехи в спорте [1].
В педагогической практике игровой метод широко используется при решении задач
общей физической подготовки, а также как вспомогательное средство на спортивных
тренировках. Одновременно игровой метод может служить действенным фактором
воспитания у занимающихся положительных моральных и волевых качеств [2].
Проблема введении игрового метода на начальном этапе актуальна в связи с тем, что
практика богата примерами преждевременного ухода из большого спорта многих юных
дарований. При современном уровне достижения в спорте необходимо уделять больше
внимания вопросам методики начальной подготовки и становления рациональной техники
выполнения гимнастических упражнений. Использование игровой программы подготовки
в тренировочном процессе начальной специализации позволит более эффективно
осваивать программу, что будет выступать серьезным фактом роста их спортивного
мастерства.
Результаты исследования и их обсуждение.
В данном ходе исследования были использованы следующие методы: опрос
специалистов в виде анкетирования, анализ видеоматериалов, анализ кинематической
структуры движения, контрольные испытания, педагогический эксперимент.
Мы обратили внимание, что с развитием спортивной гимнастики, возросло
разнообразие методических приёмов игры, которых можно добавлять в тренировочное
занятие. Данные по исследованию были сведены в общую классификацию, а именно:
1. Танцевально-ритмические упражнения: в младшем дошкольном возрасте – это
ходьба, бег, упражнения с предметами, элементы плясок в соответствии с характером
музыки; в среднем и старшем дошкольном возрасте – элементы народных танцев,
простейших перестроений, комбинаций ритмической гимнастики в соответствии с темпом
и ритмом музыки. Благодаря музыкальному сопровождению они содействуют развитию
слуха, чувства ритма, формируют культуру движений.
2. Подвижные игры: в жизни детей дошкольного возраста игры выступает в качестве
ведущей социально значимой деятельности. Поэтому на занятиях гимнастикой с
дошкольниками использованию подвижных игр должно уделяться особенно большое
внимание.
3. Игры-имитации: в играх-имитациях в доступной для них эмоциональной форме
осваивают разные виды основных движений. Имитационные игры основаны на передаче
через движение различных знакомых ребёнку образов животных, явлений природы (котят,
птиц, бабочек, лёгких снежинок и т. п.) и могут сопровождаться текстом (например, «мы
мышки бегаем тихо-тихо и пищим»). Данный вид подвижных игр способствует не только
процессу обучения, но и развивает у детей воображение и творческие способности.
4. Музыкально-двигательные игры: характерными для детей 2-3 лет являются
музыкально-двигательные игры, в которых они создают игровые двигательные образы в
соответствии с разным настроением и темпом музыки (изображают неуклюжих медведей,
весёлых зайчиков, цветов, раскрывающихся под лучами солнца и закрывающихся
вечером) или участвуют в хороводе (типа «Каравай»).
5. Сюжетные и ролевые игры: в ходе ролевых игр дети приобретают умения
исполнять гимнастические упражнения в соответствии с правилами, выполнять роль
водящего. Для обучения целенаправленности действий (т. е. осознанию задания и
действиям по достижению цели) полезны игры задания целевого характера (например,
пролезть в обруч, не задев его, достать мяч и попасть им в цель и т. п.).
6. Игры-эстафеты: в старшем дошкольном возраст наряду с ролевыми играми,
направленные на закрепление навыков выполнения базовых видов движений, большое
значение приобретает использование игр-эстафет. Их ярко выраженный
соревновательный характер способствует удовлетворению потребности детей 6-7 лет в
личностных достижениях, эмоциональной разрядке и стремлению достигать новые
результаты.
7. Игры импровизации под музыку: они позволяют детям выбирать движения в
соответствии со своими эстетическими вкусами и индивидуальным пониманием
содержания музыкального сопровождения.
После того, как мы выявили особенности данного метода, сформулировали задачи и
выделили методические приёмы, был проведёт педагогический эксперимент, в котором
принимали участие воспитанники в количестве 10 детей экспериментальной группы и 10
детей контрольной группы.
За основу мы взяли несколько элементов и конечное испытание, а именно:
1. колесо;
2. кувырок вперёд;
3. кувырок назад;
4. мостик стоя;
5. поперечный шпагат;
6. берёзка;
7. стойка на голове;
8. стойка на руках.
Конечным испытанием было составить комбинацию под музыку.
Результаты показали, что участники экспериментальной группы справились
успешнее, чем участники контрольной группы. У первых появилась большая
заинтересованность на занятии, чем у вторых. Из этого следует, что оптимальный
результат достигается с использованием игровых элементов и добавления игровой
методики в тренировочный процесс.
Заключение.
Таким образом, игровая деятельность, как форма и метод обучения дошкольников,
является наиболее продуктивным направлением в учебно-воспитательном процессе в
современной методике физического воспитания. Игровой метод, в какой бы форме и
объеме не выражался, всегда привлекает и радует ребенка, а целесообразное варьирование
различных его форм дает возможность успешного и полного решения задач
тренировочного процесса.
Литература:
1. Смолевский, В.М. Спортивная гимнастика: Учебник / В.М. Смолевский, Ю.К.
Гавердовский. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 462 с.
2. Холодов, Ж.К. Практикум по методике физического воспитания и спорта: учеб.
пособие для студентов ВУЗов физ. культуры / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.:
Академия. 2001.- 144 с.