Напоминание

Профориентация воспитанников детского дома


Автор: Ананьина Елена Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУ "Воткинский Детский дом"
Населённый пункт: город Воткинск, Удмуртская Республика
Наименование материала: статья
Тема: Профориентация воспитанников детского дома
Раздел: дополнительное образование





Назад





ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МКУ «ВОТКИНСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»

АНАНЬИНОЙ ЕЛЕНЫ ВИКТОРОВНЫ

В ИПК И ППО

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКА

ДЕТСКОГО ДОМА. ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА СРЕДСТВАМИ

ХОРЕОГРАФИИ»

Танцы
– мое давнее увлечение, по специальности я культуролог и учитель музыки в школе. И вот однажды эти два моих дела объединились, когда меня пригласили работать с детьми из детского дома, когда поверили в меня, в мои способности и силы, как благословили и доверили мне детей. Могу похвастаться тем, что имею огромный педагогический опыт. Работая педагогом дополнительного образования - руководителем танцевального кружка, определила, что необходимость преподавания танцев направлена на развитие мотивации воспитанников Детского дома, обеспечение условий для гармоничного развития ребёнка как личности средствами хореографии, а также организацию содержательного досуга воспитанников. В данном учреждении значение дополнительного образования, как занятие танцами, бесспорно.

Дополнительное

образование
в Детском доме включает в себя обучение и воспитание детей, готовящее их к будущей самостоятельной жизни вне родительской опеки и помощи близких людей, что является мощным стимулом духовного, физического, интеллектуального развития для наших особенных детей, а так - же инструментом коррекционно- психологического воздействия на воспитанников образовательного учреждения. Ведущим и основополагающим принципом организации современного образовательного процесса является ориентация на максимально полное раскрытие индивидуальности каждого ребёнка. Опыт работы нашего детского дома по созданию необходимых условий для социальной поддержки воспитанников - это, безусловно, результат многолетней творческой работы всего педагогического коллектива, эффективных способов организации комфортной жизнедеятельности наших детей, которые, в силу различных жизненных обстоятельств, остались без попечения родителей. Нам удалось создать в нашем детском доме условия, которые способствуют развитию потенциальных возможностей для каждого нашего ребенка. Такие условия, которые в дальнейшем помогают им справляться с трудностями и проблемами, возникшими в результате пребывания в сложных жизненных обстоятельствах до поступления в детский дом. Для успешной профориентации и социализации воспитанников в Детском доме работают кружки: — «Творческая мастерская» — «Мягкая игрушка» — «Гитара» — вокальная студия «Кукольный театр» — танцевальный коллектив «Задоринка».
Многие воспитанники посещают городские кружки и спортивные секции. Занятия танцами в Детском доме занимают одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей в Детском доме. Среди различных форм воспитательной работы хореография является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для воспитанников Детского дома. Занятия по хореографии - одна из форм работы с детьми детского дома: музыкально - ритмическая деятельность воспитанников позволяет воздействовать на эмоционально-волевую сферу детей, совершенствовать двигательные навыки, способствует развитию мышления, произвольного внимания, памяти. Танцевальные упражнения, доступные для детей с задержкой психического развития (ЗПР), развивают чувство ритма, музыкальный слух и память, способствуют пониманию средств музыкальной выразительно сти и их слуховой дифференцировке. Наряду с совершенствованием двигательных навыков происходит развитие общего мышечного тонуса, пространственной ориентировки, улучшается осанка, повышается весь жизненный тонус ребенка, что впоследствии положительно сказывается на всей учебной деятельности. Очень важным для детей является развитие у них сочувствия, эмоциональной отзывчиво сти, чувства уверенно сти в себе и самоутверждения. Хореографическое воспитание, систематически осуществляемое с момента поступления ребенка в детский дом, направлено на предупреждение возникновения у него неадекватных форм поведения, способствует более успешному эмоционально-личностному развитию, улучшает социальную адаптацию В процессе своей работы в данном учреждении я столкнулась с тем, что традиционное содержание обучения искусству танца не соответствует потребностям и ожиданиям наших воспитанников. Оказалось, что участники нашего танцевального коллектива приходят на занятия, чтобы научиться не
просто танцевальному мастерству, а чему-то большему. Пытаясь выявить причины обращения подростков к танцам, я попыталась исследовать их мотивацию учения, используя такие методы исследования, как наблюдение, беседа и анализ. Кроме этого, мне пришлось обратиться и к изучению психолого-педагогической литературы по проблематике мотивации учения и учебной деятельности. Таким образом, я пришла к выводу, что заниматься танцами их побуждают: - потребность заниматься интересной и востребованной в среде сверстников деятельностью; - стремление к самоутверждению в детском и взрослом коллективе; - быть в здоровой физической форме. Моя задача помочь личности ребёнка развиться и обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям, помочь ребёнку определиться в профессиональном самоопределении. Выбор профессии — наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Воспитанники детского дома недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профе ссиональные интере сы и с к л о н н о с т и . П р о фо р и е н т а ц и о н н у ю р а б оту п р о вожу ч е р е з ф о р м и р о в а н и е профессионального интереса, позитивное самовосприятие, формирование ценностных ориентиров, повышение интереса к труду, к знаниям полученные в Детском доме. Каким образом руководитель танцевального кружка и музыкальный руководитель может координировать задачу профориентации? Это образовательная программа « Мир танца» по которой я работаю уже много лет, она включает разделы :
- Обучающий
(основы танцевального искусства)
 Основы классического танца  Народный танец  Гимнастика  Современный танец
- Развивающий
(творческое развитие)  Актёрское мастерство  Беседы по танцевальному искусству  Концертная деятельность  Экскурсии  Творческие вечера -
Профориентационный
 Сюжетно-ролевые игры  Встреча с интересными людьми  Искусство макияжа  Экскурсии на предприятия  Мастер-классы  Конкурсы
Правильный

выбор

профессии
– важнейшее условие жизненной успешности любого человека. Этот вопрос актуален для всех подростков, но особенно важен для ребят, воспитывающихся в условиях детских домов и интернатных учреждений. В силу сложной жизненной ситуации эти дети не до конца осознают свои способности и возможности, не имеют достаточно
информации и опыта, чтобы сделать выбор профессии правильно и осознанно. У многих воспитанников по мере их взросления - не формируется четкой профессиональной перспективы, - жизненные цели размыты, - нет мотивации к их достижению. Одна задач, которые я ставлю перед собой уже многие годы -
профессиональное самоопределение.
Профориентация воспитанников на занятиях – это ново е, малоизученное направление работы. Посредством работы педагога дополнительного образования удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через игру на занятиях знакомится с атрибутами разных профессий (хореографа, воспитателя, музыканта, организатора и т.д.) Профориентационную работу на занятиях провожу через формирование профессионального интереса, позитивное самовосприятие, формирование ценностных ориентиров, повышение интереса к труду, к знаниям. Профориентационная работа в детском доме проводится с учетом
возрастных особенностей детей.
Перед педагогами учреждения серьезно встает вопрос: «С какого возраста можно начинать работать с ребенком в плане профессионального самоопределения? » Считается, что такую работу можно и нужно проводить с раннего возраста. Из этого следует, что работу по профориентации можно проводить поступенно: 0 ступень - дошкольный возраст - сюжетно ролевые игры. 1-я ступень. Изучение направленности интересов, способностей, здоровья, ознакомление с миром профессий воспитанников (1- 4 классы).
2-я ступень. 3-я с т у п е н ь. Руководство профессиональным самоопределением, формирование профессионального самосознания, выработка и коррекция личностных жизненных планов (8 - 9 классы). Работа проводится по следующим направлениям: профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональное самоопределение.
0 ступень
- Дети начинают мечтать с младшего дошкольного возраста, сначала о любимой игрушке, о поездке в зоопарк, а с развитием мечты, оказывается, ребенок получает конкретные наглядные представления о мире, о жизни в этом мире, о труде взрослых. А, следовательно, получать информацию о мире профессий. Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно – ролевые игры профессионально – ориентированной направленности. Ролевая игра – форма моделирования ребенком, прежде всего, социальных отношений и свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя. Сюжетно-ролевые игры – это одни из самых любимых игр у детей. Ведь в игре можно стать кем угодно – врачом, парикмахером или сказочным героем. Сюжетно-ролевые игры отлично подходят как для детей дошкольного возраста, так и для детей старше. Ролевая игра подразумевает, что главную роль возьмет на себя ребенок. Малыш совершает поступки, представляет, что он уже взрослый. Конечно, ребёнку младшего школьного возраста еще трудно принимать на себя главную роль. Поэтому здесь необходима помощь взрослого. Намного проще ребенку будет принять роль, если у него будут характерные атрибуты для
выбранного героя. Только при их выборе не надо забывать, что это должны быть атрибуты знакомых ребенку профессий: для игры в парикмахерскую, воспитателя, дочки-матери. Кроме традиционных игр в сюжетно-ролевых играх можно также использовать и другие сценарии. Например, многие дети с самого раннего возраста любят путешествовать по городу. Поэтому ребенку можно соорудить автобус, к примеру, из стульев и повезти ребят, педагога в путешествие, можно взять себе помощника – кондуктора, а можно соорудить самолет так - же из стульев и стать пилотом. Нужно не бояться педагогу предлагать как можно больше вариаций игр, поскольку игра поможет детям усвоить правила поведения в общественных местах, больше узнать о разных профессиях.
1 ступень
- Изучение направленности интересов В более старшем возрасте, на первый план в игре уже выходит характер персонажей и их взаимоотношения. Например, игра «Парикмахер»- ребёнок может помочь педагогу сделать причёски для выступления дошкольникам, игра «Школа» роль учителя – это помощь в проведении занятия у детей дошкольной группы, у педагога всегда найдётся игра, которая определит ответственность ребёнка во время общения с педагогом. Роль руководителя танцевального коллектива в воспитательном процессе может быть различной: педагог может быть прямым участником игры, советчиком, помощником, наставником и т. п. Но во всех случаях необходимо, внимательно относиться к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их интерес, инициативу и самостоятельность, влиять на содержание игр во время занятий, создавать условия для их развертывания, для развития детской изобретательности, творчества, которое воспитанник проявляет на занятиях. Важно педагогу помогать детям устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи. В играх педагог изучает каждого ребенка, его интересы, индивидуальные способности, следит за его переживаниями, с тем,
чтобы найти правильные пути и средства развития его личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребёнка.
2

ступень
работы по профориентации - определение интересов к профессиям, наклонностей к различным видам деятельности через развитие личности. Уточнение интересов, склонностей, формирование знаний, умений и навыков через участие в кружковой работе (4 - 7классы). Это основной этап. При работе по определению профессиональных наклонностей использую различные методы и приёмы
Методы

развития

содержания

занятий,

влияющие

на

выбор

дальнейшей профессии:
1.
Проведение экскурсий
. В процессе воспитательной работы дети закрепляют знания, полученные на занятиях, с помощью экскурсий, наблюдений за природой, походов в театр, на выставки и просто в лес в разные времена года. Внеклассная работа занимает одно из главных мест в воспитании и развитии ребенка. На занятиях, посещений концертов, экскурсиях у детей расширяется кругозор, развивается и пополняется активный словарный запас, развиваются память, воображение. Наши воспитанники развиваются и повышают свой эстетический и духовный уровень посещая лучшие музыкально - хореографические коллективы это: - Государственный академический камерный «Вивальди - оркестр» под управлением Светланы Борисовны Безродной, - Государственный Удмуртский ансамбль песни и пляски «Айкай», «Италмас», - Ансамбль крезистов «Сайкан», - Выступление хореографического коллектива «Овация», - Концерт балетной студии «Дивертисмент» и другие. спектакли «Маленький принц», « Баранкин, будь человеком», «Учись, султан»
- «Творческая встреча с музыкантом и композитором Дмитрием Маликовым»
,
проводился проект с музеем-усадьбой П.И.Чайковского «Театр и закулисье» и другие творческие встречи с интересными людьми. Посещая эти мероприятия воспитанники узнают нормы и правила этикета, поведения в обществе, учатся жить и работать в коллективе.
2. Нетрадиционные формы организации занятий
: - Занятие- – «Танцы народов мира», « У истоков народного танца», « В гостях у Терпсихоры» и др.; - Занятие - конкурс – «Давай потанцуем», «Современные ритмы», «В ритмах танца» и др.; - Занятие – концерт - «Новогодний калейдоскоп», «Буду в Армии служить», «Троицкие гуляния», и др.; - Занятие - гимнастика – «Мой друг - фитбол», « Движение – это жизнь», «Гимнастика-панацея от всех болезней», и др.; - занятие – беседа - «Ваше величество-Балет», «У истоков Большого театра» , «Великие балеты П.И. Чайковского» , «Алла Духова и современность», «Мастера балета», « История народного костюма» и др. Просмотр развивающих фильмов по хореографическому воспитанию, оказывает могучее воздействие на ребенка для его воспитания и развития. Работа на занятии вызывает у детей интерес к познанию, развивает воображение, учит детей конкретно представлять видеть прекрасное, пробуждает самостоятельное осмысливание просмотренного, формирует умение сопоставлять, делать выводы. При этом добиваюсь, чтобы работа на занятии носила увлекательный, познавательный характер. 3.
Организация встреч с людьми разных профессии.

Профориентационная работа проводится с учетом как индивидуальных профессиональных предпочтений, психофизиологических и личностных качеств, так и объективной потребности социума в кадрах. Чтобы сделать выбор, познакомиться с миром профессий приглашаю в детский дом представителей различных профессий, добившихся значительных успехов в жизни, чтобы они рассказали о своем трудовом становлении. При этом воспитанники узнают свои сильные и слабые стороны, интересы, ценности, уровень способностей и возможностей, которые помогут раскрыть перспективы трудовой и взрослой жизни в целом, узнать возможности в сфере профессионального образования, занятости и трудоустройства, осуществить переход из Детского дома (которая для них в данный момент - изолированный «остров» в океане жизни) на следующую жизненную ступень -
профессионального обучения
Проводятся мастер классы: - «Искусство макияжа» - « Дизайн одежды» - « Секреты парикмахерского дела» - « Маникюрный винтаж» Посещаем с воспитанницами городские конкурсы парикмахерского искусства и ногтевого сервиса «Силуэт 2015», «Очарование», воспитанницы знакомятся с новыми тенденциями и направления моды, что тоже помогает определить ребёнку его профессиональный путь.
4.

Индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления

о профессиях
. Все это имеет решающее значение для воспитания у воспитанника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.
Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любая профессия должна приносить радость и самому человеку и окружающим людям. Все эти формы работы дают положительный результат концертной деятельности танцевальный коллектив «Задоринка». Уже много лет успешно выступает на городских и республиканских фестивалях и конкурсах, показывая высокий уровень. Это: «Парад войск» в рамках 3 городской гражданско-патриотической акции « Во славу Отечества», стали победителями в номинации « Современность и реализм» - городской конкурс агидбригад ЮИД среди общеобразовательных школ «Весёлый светофор» заняли 3 место. Воспитанники Детского дома очень любят выступать, они ответственно подходят к организации выступления В 2014-2015 году танцевальный коллектив 2 раза выступал в Доме ребёнка, к профессиональным праздникам выходим с концертами к шефам Воткинского маш. завода 2012 года приняла участие в Республиканском конкурсе «Звёзды Детства», конкурс проводился в рамках проекта поддержки детских домов и социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, «Вернуть детство» в целях развития творческого потенциала детей. Танец «Вальс Италмаса» получила приз зрительских симпатий. В 2011 году танцевальный коллектив «Задоринка» стали победителем в номинации «Музыкально-танцевальная композиция» « Моя Удмуртия» в Республиканском конкурсе « Звёзды Детства», наградой для детей было выступление на галла концерте г. Уфа республика Башкортостан, в 2014 году коллектив воспитанников стал победителям в номинации «Вокал», в городе Ульяновск на галла – концерте показали высокий уровень исполнения. Для воспитанников Воткинского Детского дома 2015 год, стал «Звёздным». В апреле 2015 года коллектив танцевальной группы «Задоринки» заняли 2 место в Республиканском конкурсе «Была весна, была Победа».
В мае 2015 г. воспитанники стали победителями в Республиканском конкурсе « Звёзды Детства» в номинации «Оригинальный жанр», ансамбль ложкарей «Парни ОБ ложки» поразили всех зрителей своим мастерством, зажигательностью в городе Йошкар - Ола на заключительном концерте. Многие выпускники танцевального коллектива «Задоринка» связали свою дальнейшую жизнь с творчеством, обучаются на творческих факультетах учебных заведений. Например, выбрав профессию воспитателя, воспитанницы Детского дома обучаются в ВПК, где одним из основных предметов является хореография. Многие воспитанницы после окончания 9 класса продолжили своё обучение в Чайковском техникуме промышленных технологий и управления, получая профессию парикмахера, продавца, мастера по маникюру. Ярким примером хочется отметить воспитанницу Максимову Кристину окончив « Колледж культуры» г. Ижевск факультет « Прикладное творчество» на отлично. После окончания колледжа открыла отдел творчества в г. Воткинске, для населения организовывала мастер классы, которые транслировались по Воткинскому телевидению программы «Город». Сейчас Кристина работает ведущим консультантом творческих мастерских г. Ижевск. Эти примеры являются ярким подтверждением того, что занятия, опыт, определённые организаторские способности в танцевальном коллективе «Задоринка» оказали немаловажное влияние на дальнейшую самостоятельную жизнь наших воспитанников и их социальную адаптацию в современном обществе, так как начальные навыки и умения эти выпускники получили именно в стенах Воткинского Детского дома.


В раздел образования