Напоминание

СЕМЬЯ В ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ


Автор: Этнис Жанна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 282
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: СЕМЬЯ В ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ
Дата публикации: 30.07.2020
Раздел: начальное образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 282

с углубленным изучением французского языка Кировского района

Санкт-Петербурга

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: СЕМЬЯ В ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ

Для детей младшего школьного возраста

Автор-составитель:

классный руководитель 2 «А» класса

Этнис

Жанна

Владимировна

Санкт-Петербург

2018

1

Пояснительная записка

Занятия предусматривают формирование у учащихся нравственных представлений о семье применительно к своему

жизненному пути. Свои первые познания об общественных отношениях, о добре и зле ребёнок получает в семье. Семья-

главный источник развития интеллекта, нравственного и эстетического формирования эмоциональной культуры. Семья

выступает в роли партнёра школе. Для меня как учителя очень важен союз трёх социальных сил: педагог-дети-родители.

Актуальность проблемы

Каждый из нас любит своих родителей и мечтает о том, чтобы в будущем у него была крепкая и дружная семья. В

России были и есть примеры крепкой и верной семьи. Во многих храмах можно увидеть иконы благоверных князя

Петра и княгини Февронии, так как после их смерти эти имена причислены к лику русских святых. В современном мире

так много зла и несправедливости.

В православных семьях, где живы настоящие традиции, нет места злу, пререканиям, разделению семейных обязанностей

на «твои» и «мои».Вера и участие в жизни церкви оказывают положительное влияние на семью. Вера дает семье самое

главное - спокойствие. Просто спокойствие в душе - и получается спокойствие в семье. А участие в церковной жизни не

просто приносит в семью знание христианских норм, закона. Через участие в таинствах человек располагается искренне

следовать этим нормам, располагается к добру. На родительском собрании поднялась тема «Три кита. Опасность наших

детей». Так родилась идея занятия совместно с родителями « Семья в христианской традиции».

Цель мероприятия:

Создать педагогические условия для активизации личностной позиции каждого учащегося по вопросам «что значит для

меня семья», «каким я представляю в дальнейшем нравственный образ моей семьи», «какие есть семейные ценности,

изменились ли они».

1

Задачи мероприятия:

Раскрыть духовно-нравственные ценности семьи так, чтобы каждый мог принять их как ориентир дальнейшей жизни.

Обеспечение психологически комфортной атмосферы для наилучшего восприятия учащимися темы

Определение смысловых связей для мотивирования учащихся к поиску информации о супружеских союзах Петра и

Февронии, императора Николая и императрицы Александры Фёдоровны.

Познакомить с семейными традициями. Обобщить полученную информацию.

Ожидаемые результаты учащихся

Личностные:

-Формирование стремления к созданию крепкой семьи, основанной на любви, доверии и взаимопомощи

-Выработка готовности к воспитанию детей

Метапредметные:

-Интеграция знаний по истории, литературе для нравственного осмысления семейных традиций и ценностей крепкой

семьи;

Предметные:

-Ознакомить с наиболее яркими художественными образами супружеских союзов, созданных русскими художниками

разных эпох;

Организационные формы мероприятия:

Работа в парах

Групповая вместе с родителями

Особенности реализации:

Подготовительная работа проводится как с детьми, так и с родителями.

1)

На совете родителей выбираем активную группу кураторов-помощников для детских групп.

2)

Дети готовят плакаты на тему « Традиции моей семьи». Фотоколлажи. Учат стихи о семье.

3)

Анкетирование детей и родителей. (см. приложение)

Технология: педагогическая мастерская

Формы занятия: синквейн, беседа с расстановкой смысловых акцентов, работа с художественным образом,

исследовательская работа с элементами проектной деятельности- составление плаката семейных ценностей и

символа семьи « Ромашки».

Учебно-материальное обеспечение: учебный класс, оснащённый интерактивной доской; презентация в формате

Power Point; рабочие папки для групп. Рабочая папка включает: набор карточек-лепестков с определениями лучших

семейных качест, рисунок-схема « Ромашка», плакаты с домашними заготовками-семейные традиции, комплект

иллюстраций, посвящённых супружеским союзам.

План мероприятия (урока, внеурочного занятия, родительского собрания)

Этапы мероприятия

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Актуализация

Презентация-видео

просматривают

Личностные

необходимых знаний

-проявлять интерес к изучению темы

Коммуникативные

-умение слушать

-умение выражать свои мысли

Мотивация

познавательной

деятельности

Синквейн

предлагается слово

« семья»

Работа в парах

составляют

Регулятивные

-планировать и выполнять задания в

соответствии с целью

Коммуникативные

-умение работать в паре, договариваться и

приходить к общему решению

Организация

познавательной

деятельности

Работа с текстом

Работа с заготовками

плакатов « Семейные

традиции»

Работа с рисунками

Чтение рассказа в книге «

Добрые уроки-наставления»

Работа в группах: поиск

нужной информации

Предметные

-читать текст осознанно и без ошибок

Личностные

-проявлять эмоционально-ценностное

отношение к героям исследования

Познавательные

-определять тему текста и обосновывать своё

мнение

Коммуникативные

-адекватно взаимодействовать в группе при

выполнении задания

Подведение итогов

Рефлексия

Выставка работ

учеников по группам.

Помощь в

оформлении

Беседа по вопросам

«Образ семьи» в виде

ромашки как символа любви,

чистоты и верности

Личностные

-оценивать результат собственной

деятельности

Регулятивные

-соотносить поставленную цель и

полученный результат

Коммуникативные

-использовать речевые средства для

представления результата деятельности

Урок № 1

Тема: Семья в христианской традиции

Тип: открытие нового знания

Задачи: Обеспечение психологически комфортной атмосферы для наилучшего восприятия учащимися темы

Определение смысловых связей для мотивирования учащихся к поиску информации о супружеских союзах

Петра и Февронии, императора Николая и императрицы Александры Фёдоровны

Планируемые результаты

Предметные

Ознакомить с наиболее яркими

художественными

образами

супружеских

союзов,

созданных

русскими художниками разных эпох;

Метапредметные

Интеграция знаний по истории,

литературе

для

нравственного

осмысления

семейных

традиций

и

ценностей крепкой семьи;

Личностные

Формирование

стремления

к

созданию крепкой семьи, основанной

на любви, доверии и взаимопомощи

Выработка

готовности

к

воспитанию детей

Межпредметные связи:

Литература, музыка, история

Ресурсы урока:

Для учителя

Для учащихся

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

Проверка готовности к занятию.

Просмотр клипа. Беседа.

Самостоятельная формулировка учащимися темы

урока.

На что вы обратили внимание в клипе? Что заинтересовало?

- Ребята сформулируйте тему сегодняшнего занятия. А

может нам помогут родители?

Мотивация познавательной деятельности

Составьте синквейн

1)

Ключевое слово « СЕМЬЯ»

2)

Два прилагательных, ассоциирующихся со словом «

СЕМЬЯ»

3)

Три глагола

4)

Основная мысль ( пословица, поговорка)

5)

Синоним или ассоциация к слову « СЕМЬЯ»

Вот что нам подготовили ваши мамы. Разыгрывают

сценку.

Однажды дочь обратилась с вопросом к маме:

«Почему все семьи разные?

Мама ответила: «Все создают семью для счастья, но

выходит у всех по-разному. По причинам, которые

зачастую не зависят от нас. И все же некоторые

счастливы в семейной жизни».

Как им это удается?

Существует ли секрет семейного счастья?

Гипотеза: Возможно, существуют секреты семейного

счастья, знание которых может положительно влиять на

Составляют свои варианты ( работа в парах)

Родители подключаются к работе. Они организовывают

свои пары.

Диалог, беседа, обсуждение

семью.

Организация познавательной деятельности

Чтение текста по книге « Добрые уроки-наставления» с.119

Обратите внимание на название главы

КРАСОТА ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬИ

С чего начинается семья?

В чём проявляется любовь в семье?

Почитание и уважение родителей во все времена

являлось главным достоянием нашего народа.

Ни

одно

серьёзное

дело

не

начиналось

без

благословения

родителей.

Родительское

слово

было

обязательным. Дети возрастали духом и умом в послушании.

Каждый в семье знал своё дело и исполнял его старательно.

Материнская любовь – душа семьи – согревала всех

своим

теплом,

воспитывала

доброжелательность

и

милосердие.

Материнская забота наполняла дом светом и радостью.

Отеческая любовь – мудрость семьи – приносила в

Читают

Отвечают на вопросы

Стихотворение «

СЕМЬЯ

»

М. Тахистова

Группы работают

Защита работы

Объяснение своего выбора « Образ семьи»

семью мир и уверенность в завтрашнем дне, воспитывала

деловитость, волю, целеустремленность.

Работа в группах

Цель

группы

составить

ромашку,

которая

будет

отражать нравственный образ семьи.

Задачи группы: рассмотреть иллюстрации

-выбрать

семью,

которая

может

быть

высоким

образцом совместной жизни

-из карточек семейных ценностей составить лепестки

ромашки

ЛЮБОВЬ

ВЕРНОСТЬ

ЗАБОТА

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ

ДОБРОТА

ОТЗЫВЧИВОСТЬ

ТЕРПЕНИЕ

МИЛОСЕРДИЕ

ЧЕСТНОСТЬ

МУДРОСТЬ

ТРУД

Подведение итогов Рефлексия

Какие эпизоды занятия наиболее запомнились?

Что оказалось непонятным?

Что особенно заинтересовало? От рисунка исходит будто

свет, который освещает путь вам, детям.

Захотелось ли продолжить работу с родителями по созданию

проекта « СЕМЬЯ В ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ»

Спасибо вам и вашим родителям за такое интересное светлое

Милана вместе с мамой подготовили рисунок « Бог

охраняет семью»

занятие.

Дополнительный материал: компьютер, интерактивная доска, диск составитель Т.А. Берсенева к модулю « Основы

православной культуры» Спб. Сатисъ,2013

В. О. Гусакова « Шкатулка с ценностями»Спб. Издательство Политехнического университета, 2016

Диагностика достижения планируемых результатов:

Шкала цветов

Дополнительные творческие задания: продолжить работу по теме христианские семьи, оформить стенд по теме

Список литературы:

1)

« Основы православной культуры» методическое пособие к DVD-диску и рабочей тетради

Составитель Т,А, Берсенева СПБ, Сатисъ,2013

2)

« Добрые уроки-наставления»

Священник Алексий Мороз

Педагог Т.А.Берсенева М,ООО ИД « Покров ПРО»,2014

3)

« Шкатулка с ценностями . Приобщение к базовым национальным ценностям в процессе духовно-

нравственного воспитания. Учебное пособие с приложением CD-ROM» В. О. Гусакова СПБ, Издательство

Политехнического университета 2016

Приложение

1)

СЕМЬЯ

М. Тахистова

Мне бабушка сказку расскажет,

И сделает сладкий пирог,

И даст мне немножечко пряжи,

Чтоб с кошкой побегать я мог!

А дед мне подарит рубанок,

Гвоздей принесёт, молоток,

И будет готов спозаранок

Скворечник у нас и совок!

А папа возьмёт на рыбалку,

Расскажет о травах лесных…

Мы рядом, немного вразвалку

пойдём мимо елей грибных.

Грибов наберём на опушке,

Затейливый корень найдём,

В забытой лесничей избушке

Мы чаю с малиной попьём…

А мама, склоняясь над кроваткой,

Спокойную песню споёт,

На цыпочках выйдет украдкой

И добрые сны позовёт!

А в окна врывается ветер,

Я думаю, долго не сплю:

Ну чем мне на это ответить?

Я просто их очень люблю!

2)

Анкета для родителей

Тема «Семейные традиции».

Уважаемые родители!

В каждой семье есть определенные традиции. Хорошие или плохие, сознательно и целенаправленно созданные или

сложившиеся сами по себе. Известно, что семейные традиции имеют очень большое значение для воспитания и

развития ребенка. Для того чтобы определить, какое внимание уделяется семейным традициям в вашей семье просим

ответить на следующие вопросы.

1. Знаете ли Вы и Ваш ребенок генеалогическое древо вашей семьи?

Да

Частично, мы собираем информацию о нем

Нет, но мы планируем его создать

Нет.

2. Как вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции?

Да, обязательно;

Возможно, если они сами собой сложились;

Нет, это пережитки прошлого.

3. Какие традиции существуют в Вашей семье:

Дни рождения членов семьи;

Коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др.;

Религиозные обряды (посещение храма, посты, религиозные праздники и др.;

Государственные праздники (новый год, 8 марта, 9 мая и др. ;

День создания семьи;

Профессиональные праздники;

Оформление фотоальбомов;

Воскресные семейные обеды (ужины);

Проведение семейных советов;

Другое _________________________________________________________________________

4. Каким образом, те или иные традиции появились и закрепились в Вашей семье?

Они закреплены обществом (традиционные)

Они переходят в нашей семье от поколения к поколению

Мы сами целенаправленно сделали это традицией нашей семьи

Они появились сами собой

Другое: ________________________________

5. Как происходит приобщение ребенка к тем ценностям, которых придерживается ваша семья?

Через нормы и правила, установленные в семье и которых все должны придерживаться

Воспитательные беседы с ребенком о том, почему это важно и т.д.

Личный пример и проецирование этих ценностей на свою жизнь

Другое: _____________________________________________

6. Хотели бы Вы, чтобы ваши дети переняли ваши семейные традиции в свои будущие семьи?

Да;

Нет;

Другое: _____________________________________________

3) Анкета «Моё представление о семье»

Ф.И.________________________________________________

Цель диагностики: Изучение представлений ребенка о семье.

Инструкция: Внимательно прочитай вопросы и ответь на них

1.Какую роль в семье играет мама?

2.Какую роль в семье играет папа?

3.Какие традиции есть в вашей семье?

4.Как ты думаешь должны ли быть общие дела у детей с родителями, какие?

5.Как ты понимаешь фразу «Счастливая семья»?

6.Какие традиции ты хотел бы перенять в свою будущую семью?



В раздел образования