Напоминание

"Имя числительное как часть речи" (6 класс)


Автор: Шило Инна Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ "ОЦ №2 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск , Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Имя числительное как часть речи" (6 класс)
Раздел: среднее образование





Назад




Дата

Класс

6

Тема

Имя числительное как часть речи.

Кол-во часов

1 час

Цель

образовательная

Задачи

Расширить представление о числительном в русском языке.

Развивать умения различать количественные и порядковые.

Научить

правильно

определять

синтаксическую

функцию

числительных.

В ходе выполнения лингвистического детектива опережающее

рассмотреть вопрос склонения простых числительных.

Цель развивающая

Развивать интерес к учению (посредством нестандартных

заданий);

Развитие интеллекта (умение выделить главное,

существенное, самостоятельность мышления).

Формирование качества в классе 21 века - метапознания.

Цель

воспитательная

Воспитывать успешность при выполнении заданий и

сознательное изучение русского языка.

Реализация

методической

темы школы

Формирование умений составлять небольшое высказывание как

составляющий элемент функциональной грамотности.

Внедрение

компетентностного

подхода

Формирование лингвистической (языковедческой ) компетенции

посредством нестандартного приема активизации

познавательной деятельности «Лингвистический детектив».

Реализация темы

самообразования

Применение инновационных форм оценивания

Основные понятия

Числительное, изменение числительных, синтаксическая роль

числительного.

Повторение

Понятие числительного

Опережение

Склонение простых числительных

Межпредметные

связи

Русский фольклор, ИРЯ

Практические

навыки

Разграничение

числительных,

склонение,

изменение,

определение синтаксической функции.

Тип урока

Урок новых знаний

Вид урока

Традиционный с элементами инновационных технологии

Пед. технологии

Технология интенсификации обучения на основе схемных и

знаковых моделей учебного материала ,технология

направляющих текстов

Метод обучения

Продуктивный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный

Средства обучения

Учебник, маршрутный лист «Лингвистического детектива»,ОК

Меженко

ТСО

Отрывок из м\ф «Каникулы в Простоквашино»

Раздаточный

материал

А. Д. Дейкина Карточки по русскому языку.-М.:Дрофа,2007

И.О.Серикпаева Карточки-опросники по русскому языку

(разноуровневые).-Астана: Арман–ТВ,2013

Дополнительные

пособия

Энциклопедия юного лингвиста

Энциклопедия «Языкознание»

для обучающихся

Используемая

литература

1.Адамчик Н.В. Самый полный курс русского языка.-

Минск:Харвест,2011.-848с.

2. Зайцева О.Н. Уроки истории русского языка в школе. М.:

«Вербум-М»,2005.

3.Иванова В.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке:

пособие для учителя.-Л.:Просвещение,1990.-255с.

4. Малюгина В. Олимпиады по русскому языку. М.,2010

Ход урока

1.Орг. момент.

2. Изучение новой темы

Актуализация знаний

ТСО: О чем спор у героев известной вам? Какие части речи, кроме существительных,

прилагательных и глаголов, вы встретили в отрывке? А в названии книги есть такие

слова? Как мы их называем?

Целеполагание

Слово учителя

Везде и во всем окружают человека числа. Без чисел невозможна наука и сама жизнь.

А давайте представим мир без чисел.

Работа с иллюстрацией из книги Джонни Болла «Задумайся о числах».

Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка. От них фактически и

возникло все многообразие числительных, позволяющих вести счет. А почему

собственно десятками? У человека 10 пальцев. В древности использовали свои руки,

чтобы считать пятерками. А в некоторых культурах счет ведется по-иному. Так, в

племени пираха, живущих в тропических лесах Амазонии, считают лишь до двух. А на

некоторых островах Папуа Новой Гвинеи считают частями человеческого тела. К

примеру число 14 они называют носом.А вот как считали в древней Руси узнаем из

упражнения 602. Но вернемся к современному русскому языку. Название части речи

числительное произошло от слова число.

Работа с памяткой на доске

По частоте употребления числительные занимают 8 место. Среди 9 тысяч самых

частотных слов 55 числительных, самыми частотными из них являются один, два,три,

четыре, пять, десять, семь, шесть.

Работа с ОК 21(разбор верхней и нижней части ОК)

Чтение

правила

синтаксической

роли

числительного

в

сочетании

с

существительным).

Первичная проверка знаний

Упражнение 598

Сколько участников хора?

РФГ: Запишем ответ предложением. (В домашнем хоре поют девять членов семьи).

Задания: разряд числительного? Синтаксическая роль? Морфологические признаки?

Закрепление

Индивидуальная работа по карточкам

Упражнение 599(3,5,6).Указать разряд. Определить морфологические признаки.

Упражнение 600 (1,2,4). Подчеркнуть числительные как члены предложения.

ФЛК «Лингвистический детектив»

Числительное четыре

«Лингвистический детектив»

Шаг 1. Прочитайте и задумайтесь.

Русская

народная

духовная

традиция

пронизана

числовой

символикой, проявляющейся в сказках, былинных, христианских

преданиях. Всегда числа выступают как священные и глубоко

символические.

Число

четыре

-

символ

максимальной

устойчивости. Стоит только перечислить то, что в нашей жизни

связано с четверкой, и станет ясно, насколько это число значимо,

например:

-четыре стороны света;

-четыре стихии мира: огонь, вода, земля, воздух;

-четыре времени года.

А в следующем разделе узнаете о том, как употребляется числительное четыре в

русском языке.

Шаг 2. Прочитайте и запомните.

Числительное четыре имеет особые окончания. Их надо запомнить.

Прочитай

несколько

раз

по

образцу,

а

потом

просклоняйте

числительное четыре с соседом по парте друг другу.

Шаг 3. Выполните задание.

Задание 1. Выпишите числительное. Составьте словосочетание

числительное + существительное. Письменно просклоняйте.

Четверка, четырехэтажный, четверть, четвертить, четыре.

Задание 2. Перепишите , вставьте окончания.

Без четыр… углов изба не рубится. Конь о четыр… ногах, да и тот спотыкается. На все

четыр… стороны. Жить в четыр… стенах.

Шаг 4. Проверьте работу.

Шаг 5.Оцените свою работу

Самооценка

Я молодец!

Готов к новой

работе.

У меня не все

получается,

но я готов

пробовать

еще

Я неплохо

справился, но

пока не готов

к новой

работе

У меня плохо

получается

4.Этап подведения итогов

5. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Упражнение переписать полностью, подчеркнуть числительные как ЧП, определить

разряд.



В раздел образования