Автор: Лушова Татьяна Васильевна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств имени А.И.Баева"Северного района Новосибирской области
Населённый пункт: Северный район Новосибирская область с.Северное
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Силуэт. Черное и белое изображение"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств имени А.И. Баева» Северного района
Новосибирской области
Открытый урок по композиции
«Силуэт. Чёрное и белое изображение».
Лушова Т.В.
Преподаватель по классу ИЗО
первой квалификационной
категории
Открытый урок ИЗО.
Тема урока:
«Силуэт. Чёрное и белое изображение».
Цель урока: • познакомить обучающихся с выразительными средствами
графики;
• рассказать о происхождении слова «Силуэт»;
• развивать творческое воображение.
Задачи:
Развивать цветоощущение, творческие способности;
Учить детей плоскостному, однотонному изображению предметов и
фигур;
Обеспечить поддержку индивидуальности и инициативы, воспитывать
интерес к занятию, аккуратность
Оборудование:
Для учителя:
изображение утёнка, вокруг которого расположены силуэты разных
птиц;
распечатанные из интернета репродукции работ «Деревенская страда»
Ф. Толстого, работ Е. Лебедевой;
работы, подготовленные учителем на радужном фоне: «Бабочки»,
«Дельфины», «Петушок на заборе», «Кошечка на подоконнике», «Двое
под зонтом», «Лебеди и утки на пруду», «Ёжик»;
картинки из интернета: «Греческие вазы», «Портреты вельмож»,
«Этьен де Силуэт», «Дети у реки», «Торт на День рождения»… и т.д.
Для обучающихся: бумага формата А3, альбомы, салфетки, кисти, гуашь,
палитра.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2. Беседа по теме урока.
Урок начинается с показа репродукции «Черный квадрат» К. Малевича.
- Знаете ли вы, что перед вами репродукция известного художественного
произведения? Вы удивлены? Так же, как вы, были удивлены первые зрители
этой картины. Она была показана художником в начале прошлого века.
Зрители недоумевали, спорили, смеялись, однако картину сохранили для
потомков. В этой картине заключен некий тайный смысл. Подробнее о ней
мы будем говорить на истории искусств.
- Как вы думаете, почему столько тайн у этой картины? Что в ней
особенного? (Вместе с обучающимися формулируем ответ).
Художник Казимир Малевич заставил современников задуматься о
смысловой нагрузке цвета. Перед нами не просто чёрное квадратное пятно на
белом фоне. Это тьма и свет. И между ними постоянная борьба. То нас
затягивает черный колодец космоса, то, кажется, еще несколько мгновений –
и всё зальется белым светом.
- Дорогие ребята, сегодня мы с вами будем говорить о не совсем
обычных работах. Эти работы выполняют художники – графики. Самые
любимые цвета в графике – это чёрный и белый. К какой группе они
относятся (Ахроматические). Мы с вами уже встречались с ними на
живописи, выполняли работу в технике гризайль. Это необычные цвета. С их
помощью можно передать самые разнообразные творческие замыслы.
Сочетание этих цветов благородно, строго, красиво.
- Давайте рассмотрим некоторые графические работы. Здесь представлены
картины различных жанров: портрет, пейзаж, натюрморт.
Вопрос к классу:
-Как вы думаете, какие мотивы, сюжеты наиболее выигрышно смотрятся в
черно- белом цвете? Можно ли передать при помощи этих цветов красоту
заката или морские просторы? Постепенно, вместе с обучающимися
приходим к выводу: наиболее выразительны работы с изображением
архитектурного пейзажа, деревьев осенних или зимних, то есть те сюжеты,
где цвет не главное, а главное –линия, контур ,силуэт. (Выразительные
средства графики).
- Что такое силуэт? (Тень предмета, его общая форма) Тема нашего урока
«Силуэт».
Силуэт – это вид графического изображения. Это плоскостное однотонное
изображение фигур, предметов. В таком рисунке невозможно показать
черты лица или другие детали, находящиеся внутри пятна, поэтому внешние
очертания каждой фигуры должны быть очень выразительными,
узнаваемыми.
- Узнайте по силуэтам птиц на таблице. (Называют)
- Мы не можем увидеть цвет и отдельные детали птиц. Как же вы смогли
определить? (По форме)
- Можно ли по силуэтам определить мяч, апельсин, колесо? (Нет, силуэт
будет одинаковым - круглым)
Это значит, что для силуэтного изображения нужно подбирать интересные
образы.
-Ребята, когда-то давным-давно в древнем Китае появилось искусство
вырезания силуэтов из бумаги и это не случайно т.к именно в Китае была
изобретена бумага.
Силуэт, как вид изобразительного искусства возник в глубокой древности.
В Греции родилась легенда о том, как дочь Дибутара начертала на стене дома
тень своего возлюбленного. С тех пор чёрные плоские профильные фигуры
украшали греческие вазы. Посмотрите на репродукции греческих ваз. Здесь
есть изображения чёрнофигурные и краснофигурные.
Возродилось искусство силуэта во Франции. Здесь же, появилось и само,
название - «силуэт». Оно произошло от фамилии министра финансов, на
которого была сделана карикатура в виде теневого профиля. Его звали Этьен
Силуэт. Министр финансов Франции Маркиз – Эжен де Силуэт любил
распоряжаться деньгами и было у него ещё одно пристрастие - он увлекался
вырезанием портретов из чёрной бумаги. Силуэт был знатен и богат, но его
мало кто любил, потому что он воровал деньги из казны. И вот однажды
ранним утром вышла газета с его портретом. Художник изобразил его голову
в профиль в виде тени. У министра и так-то был длинный нос, но художник
решил пошутить и нарисовал его ещё длиннее. Но люди, покупавшие газеты,
всё равно узнавали своего министра финансов, весело смеялись, тыкая в
газету. Силуэтные изображения постепенно стали входить в моду. Такими
портретами стали украшать стены комнат, кабинетов, шкатулки,
драгоценности. Силуэт стал популярным в качестве дешевого и быстрого
портретного изображения.
В России силуэты также были модны. Сохранилось множество портретов
вельмож, деятелей культуры, учёных. Вот обратите внимание, такие
портреты обрамлялись в красивые рамки. Искусство чёрных силуэтов
использовалось и как украшение в домах русских дворян.
Техника изображения была различной: либо рисунок тушью, либо вырезка из
однотонной бумаги.
Крупнейшим мастером силуэта был граф Ф. Толстой.
(Демонстрация его работ «Деревенская страда», «Гибель Понятовского»).
Силуэты Толстого отличаются высоким художественным мастерством,
выполнены с ювелирной тонкостью.
Этому редкому искусству посвятила свой талант художница Е. Лебедева.
На её работах можно увидеть ажурные ночные фиалки, букетики ландышей с
папоротником, липы, ветки черёмухи, птиц на ветках, белочек.
(Демонстрация её работ)
- Давайте проанализируем, чем отличаются работы графа Толстого и Е.
Лебедевой?
(У Толстого работы на белом фоне из чёрной бумаги, а у Лебедевой - на
чёрном фоне из белой бумаги. У первого художника сюжетные картины, а у
второй - изображение природы).
Чёрно – белая работа (Силуэт) смотрится очень эффектно, а выполнить
такую работу под силу каждому. Главное учесть особенности силуэтного
изображения, и правильно выбрать композицию. (Об этом мы с вами сегодня
говорили на уроке).
3. Творческая практическая деятельность обучающихся.
На предыдущем уроке вы сделали радужный фон. Сегодня вы продумаете и
выполните свою композицию. Посмотрите, какие сюжеты вам представлены
в помощь. (Демонстрируются работы на доске)
А вот эти работы выполнены тоже на радужном фоне.
1) Дельфины. Давайте дадим дельфинам клички. Вспомните телевизионное
шоу с дельфинами. (Капля и Васса)
2) Петушок на заборе.
3) Кошечка на подоконнике. Котик ждёт на улочке.
4) Бабочки.
5) Проливной дождь.
6) Лебеди и утки на пруду.
7) Ёжик.
Подумайте и выберите свой сюжет. Кто что хотел бы изобразить? Какие
будут идеи? Не забывайте, что работаем с силуэтом.
Сюжеты могут быть любые. Например, «Дорога. Транспорт», «Самолёты»,
«Птицы летят на юг», «Девочка кормит кур», «Животные в саванне. Жирафы.
Слоны», «Дельфины с дрессировщиками». Можно выполнить композицию в
виде пейзажа «Улица города», «Во дворе», «Зимний пейзаж».
Самое главное, с чего мы начинаем работать над композицией – выбор
сюжета композиции, выбор формата, правильная компоновка на листе. Не
следует перегружать работу лишними деталями. Композиция силуэта должна
быть выразительной, чёткой, и не забывайте, что в силуэте важно
выразительное пятно, линия и четкие характерные для сюжета детали.
Обучающиеся приступают к работе. Преподаватель по- ходу выполнения
композиций контролирует, подсказывает, помогает.
4. Итог урока.
В конце урока устраиваем выставку работ и подводим итоги. Работы
получились разнообразными. Некоторые ребята подошли к заданию
творчески :вместо белого фона использовали чёрный или радужный.
Ваши работы получились интересные, как будто мы очутились в театре
теней. Как много разных героев в нашем театре.
- С каким выразительным средством в изобразительном искусстве сегодня
познакомились? (силуэтом).
- Что такое силуэт?( Вид графического изображения. Плоскостное
однотонное изображение фигур, предметов, композиций).
Таким образом, на нашем уроке состоялось не только знакомство с
искусством силуэта, но и самое главное, дети смогли увидеть, почувствовать
красоту и безграничные творческие возможности сочетания двух основных
цветов графики – черного и белого.
Спасибо всем за внимание!