Напоминание

"Силуэт. Черное и белое изображение"


Автор: Лушова Татьяна Васильевна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств имени А.И.Баева"Северного района Новосибирской области
Населённый пункт: Северный район Новосибирская область с.Северное
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Силуэт. Черное и белое изображение"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств имени А.И. Баева» Северного района

Новосибирской области

Открытый урок по композиции

«Силуэт. Чёрное и белое изображение».

Лушова Т.В.

Преподаватель по классу ИЗО

первой квалификационной

категории

Открытый урок ИЗО.

Тема урока:

«Силуэт. Чёрное и белое изображение».

Цель урока: • познакомить обучающихся с выразительными средствами

графики;

• рассказать о происхождении слова «Силуэт»;

• развивать творческое воображение.

Задачи:

Развивать цветоощущение, творческие способности;

Учить детей плоскостному, однотонному изображению предметов и

фигур;

Обеспечить поддержку индивидуальности и инициативы, воспитывать

интерес к занятию, аккуратность

Оборудование:

Для учителя:

изображение утёнка, вокруг которого расположены силуэты разных

птиц;

распечатанные из интернета репродукции работ «Деревенская страда»

Ф. Толстого, работ Е. Лебедевой;

работы, подготовленные учителем на радужном фоне: «Бабочки»,

«Дельфины», «Петушок на заборе», «Кошечка на подоконнике», «Двое

под зонтом», «Лебеди и утки на пруду», «Ёжик»;

картинки из интернета: «Греческие вазы», «Портреты вельмож»,

«Этьен де Силуэт», «Дети у реки», «Торт на День рождения»… и т.д.

Для обучающихся: бумага формата А3, альбомы, салфетки, кисти, гуашь,

палитра.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

2. Беседа по теме урока.

Урок начинается с показа репродукции «Черный квадрат» К. Малевича.

- Знаете ли вы, что перед вами репродукция известного художественного

произведения? Вы удивлены? Так же, как вы, были удивлены первые зрители

этой картины. Она была показана художником в начале прошлого века.

Зрители недоумевали, спорили, смеялись, однако картину сохранили для

потомков. В этой картине заключен некий тайный смысл. Подробнее о ней

мы будем говорить на истории искусств.

- Как вы думаете, почему столько тайн у этой картины? Что в ней

особенного? (Вместе с обучающимися формулируем ответ).

Художник Казимир Малевич заставил современников задуматься о

смысловой нагрузке цвета. Перед нами не просто чёрное квадратное пятно на

белом фоне. Это тьма и свет. И между ними постоянная борьба. То нас

затягивает черный колодец космоса, то, кажется, еще несколько мгновений –

и всё зальется белым светом.

- Дорогие ребята, сегодня мы с вами будем говорить о не совсем

обычных работах. Эти работы выполняют художники – графики. Самые

любимые цвета в графике – это чёрный и белый. К какой группе они

относятся (Ахроматические). Мы с вами уже встречались с ними на

живописи, выполняли работу в технике гризайль. Это необычные цвета. С их

помощью можно передать самые разнообразные творческие замыслы.

Сочетание этих цветов благородно, строго, красиво.

- Давайте рассмотрим некоторые графические работы. Здесь представлены

картины различных жанров: портрет, пейзаж, натюрморт.

Вопрос к классу:

-Как вы думаете, какие мотивы, сюжеты наиболее выигрышно смотрятся в

черно- белом цвете? Можно ли передать при помощи этих цветов красоту

заката или морские просторы? Постепенно, вместе с обучающимися

приходим к выводу: наиболее выразительны работы с изображением

архитектурного пейзажа, деревьев осенних или зимних, то есть те сюжеты,

где цвет не главное, а главное –линия, контур ,силуэт. (Выразительные

средства графики).

- Что такое силуэт? (Тень предмета, его общая форма) Тема нашего урока

«Силуэт».

Силуэт – это вид графического изображения. Это плоскостное однотонное

изображение фигур, предметов. В таком рисунке невозможно показать

черты лица или другие детали, находящиеся внутри пятна, поэтому внешние

очертания каждой фигуры должны быть очень выразительными,

узнаваемыми.

- Узнайте по силуэтам птиц на таблице. (Называют)

- Мы не можем увидеть цвет и отдельные детали птиц. Как же вы смогли

определить? (По форме)

- Можно ли по силуэтам определить мяч, апельсин, колесо? (Нет, силуэт

будет одинаковым - круглым)

Это значит, что для силуэтного изображения нужно подбирать интересные

образы.

-Ребята, когда-то давным-давно в древнем Китае появилось искусство

вырезания силуэтов из бумаги и это не случайно т.к именно в Китае была

изобретена бумага.

Силуэт, как вид изобразительного искусства возник в глубокой древности.

В Греции родилась легенда о том, как дочь Дибутара начертала на стене дома

тень своего возлюбленного. С тех пор чёрные плоские профильные фигуры

украшали греческие вазы. Посмотрите на репродукции греческих ваз. Здесь

есть изображения чёрнофигурные и краснофигурные.

Возродилось искусство силуэта во Франции. Здесь же, появилось и само,

название - «силуэт». Оно произошло от фамилии министра финансов, на

которого была сделана карикатура в виде теневого профиля. Его звали Этьен

Силуэт. Министр финансов Франции Маркиз – Эжен де Силуэт любил

распоряжаться деньгами и было у него ещё одно пристрастие - он увлекался

вырезанием портретов из чёрной бумаги. Силуэт был знатен и богат, но его

мало кто любил, потому что он воровал деньги из казны. И вот однажды

ранним утром вышла газета с его портретом. Художник изобразил его голову

в профиль в виде тени. У министра и так-то был длинный нос, но художник

решил пошутить и нарисовал его ещё длиннее. Но люди, покупавшие газеты,

всё равно узнавали своего министра финансов, весело смеялись, тыкая в

газету. Силуэтные изображения постепенно стали входить в моду. Такими

портретами стали украшать стены комнат, кабинетов, шкатулки,

драгоценности. Силуэт стал популярным в качестве дешевого и быстрого

портретного изображения.

В России силуэты также были модны. Сохранилось множество портретов

вельмож, деятелей культуры, учёных. Вот обратите внимание, такие

портреты обрамлялись в красивые рамки. Искусство чёрных силуэтов

использовалось и как украшение в домах русских дворян.

Техника изображения была различной: либо рисунок тушью, либо вырезка из

однотонной бумаги.

Крупнейшим мастером силуэта был граф Ф. Толстой.

(Демонстрация его работ «Деревенская страда», «Гибель Понятовского»).

Силуэты Толстого отличаются высоким художественным мастерством,

выполнены с ювелирной тонкостью.

Этому редкому искусству посвятила свой талант художница Е. Лебедева.

На её работах можно увидеть ажурные ночные фиалки, букетики ландышей с

папоротником, липы, ветки черёмухи, птиц на ветках, белочек.

(Демонстрация её работ)

- Давайте проанализируем, чем отличаются работы графа Толстого и Е.

Лебедевой?

(У Толстого работы на белом фоне из чёрной бумаги, а у Лебедевой - на

чёрном фоне из белой бумаги. У первого художника сюжетные картины, а у

второй - изображение природы).

Чёрно – белая работа (Силуэт) смотрится очень эффектно, а выполнить

такую работу под силу каждому. Главное учесть особенности силуэтного

изображения, и правильно выбрать композицию. (Об этом мы с вами сегодня

говорили на уроке).

3. Творческая практическая деятельность обучающихся.

На предыдущем уроке вы сделали радужный фон. Сегодня вы продумаете и

выполните свою композицию. Посмотрите, какие сюжеты вам представлены

в помощь. (Демонстрируются работы на доске)

А вот эти работы выполнены тоже на радужном фоне.

1) Дельфины. Давайте дадим дельфинам клички. Вспомните телевизионное

шоу с дельфинами. (Капля и Васса)

2) Петушок на заборе.

3) Кошечка на подоконнике. Котик ждёт на улочке.

4) Бабочки.

5) Проливной дождь.

6) Лебеди и утки на пруду.

7) Ёжик.

Подумайте и выберите свой сюжет. Кто что хотел бы изобразить? Какие

будут идеи? Не забывайте, что работаем с силуэтом.

Сюжеты могут быть любые. Например, «Дорога. Транспорт», «Самолёты»,

«Птицы летят на юг», «Девочка кормит кур», «Животные в саванне. Жирафы.

Слоны», «Дельфины с дрессировщиками». Можно выполнить композицию в

виде пейзажа «Улица города», «Во дворе», «Зимний пейзаж».

Самое главное, с чего мы начинаем работать над композицией – выбор

сюжета композиции, выбор формата, правильная компоновка на листе. Не

следует перегружать работу лишними деталями. Композиция силуэта должна

быть выразительной, чёткой, и не забывайте, что в силуэте важно

выразительное пятно, линия и четкие характерные для сюжета детали.

Обучающиеся приступают к работе. Преподаватель по- ходу выполнения

композиций контролирует, подсказывает, помогает.

4. Итог урока.

В конце урока устраиваем выставку работ и подводим итоги. Работы

получились разнообразными. Некоторые ребята подошли к заданию

творчески :вместо белого фона использовали чёрный или радужный.

Ваши работы получились интересные, как будто мы очутились в театре

теней. Как много разных героев в нашем театре.

- С каким выразительным средством в изобразительном искусстве сегодня

познакомились? (силуэтом).

- Что такое силуэт?( Вид графического изображения. Плоскостное

однотонное изображение фигур, предметов, композиций).

Таким образом, на нашем уроке состоялось не только знакомство с

искусством силуэта, но и самое главное, дети смогли увидеть, почувствовать

красоту и безграничные творческие возможности сочетания двух основных

цветов графики – черного и белого.

Спасибо всем за внимание!



В раздел образования