Напоминание

Занятие "Слова антонимы"


Автор: Костюхина Екатерина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Занятие "Слова антонимы"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Педагог дополнительного образования МБУДО «Городская станция юных техников»

Костюхина Екатерина Александровна.

Тема: «СЛОВА – АНТОНИМЫ».

Цель: Познакомить детей дошкольного возраста с понятием антонимы.

Задачи:

учить детей правильно подбирать слова – антонимы;

составлять рассказ, по демонстрируемому действию используя слова – антонимы;

закреплять употребление дательного падежа в речи.

Оборудование: карандаш тупой – острый, лента узкая – широкая, полоска короткая –

длинная, ткань сухая – мокрая, мяч большой – маленький; предметные картинки для

индивидуальной работы (для игры «Кому, что нужно для работы») с изображением

большой и маленькой кастрюли (для повара, глубокой и мелкой тарелки (для повара или

официанта, длинной и короткой нитки (для швеи, широкой и узкой кисти (для художника,

большой и маленькой игрушечной машинки (для продавца, широкой тканью и узким

сантиметром (для швеи) ; предметные картинки (для игры «Найди пару») высокий и

низкий дом, толстый и тонкий карандаш, большой и маленький мяч, узкий и широкий

коврик, пустой и полный стакан, лёгкое перо и тяжёлая штанга, горячий огонь и холодная

снежинка, весёлая и грустная маска; картина к рассказу «Лекарство».

Ход занятия:

1. Орг. момент.

– Сегодня на занятии будем говорить о словах – противоположностях, а ещё мы их

называем слова - «наоборот».

- Сядет тот, кто назовёт слово наоборот.

Горячий – холодный, день – ночь, зима – лето, далеко – близко, высоко – низко,

трусливый – смелый, громко – тихо, говорить – молчать, молодой – старый, открывать –

закрывать, лёгкий – тяжёлый, толстый – тонкий, узкий – широкий.

2. – Итак, сейчас я прочту короткий рассказ, который называется «Лекарство».

Внимательно выслушайте и скажите, есть ли в этом рассказе слова – наоборот.

Рассказ «Лекарство».

У Миши заболела бабушка. Врач прописал ей лекарство. Когда Миша увидел, что

бабушка пьёт лекарство, то сказал:

- Милая бабушка, давай я выпью твоё горькое лекарство, а ты съешь мою сладкую

конфетку».

- Какие слова, имеющие противоположное значение встречаются в этом рассказе?

(горькое лекарство – сладкая конфета) .

- Посмотрите на картину и скажите, какие противоположные предметы изображены на

ней? (горячий чай – холодное мороженое, открытая и закрытая баночка с лекарством,

здоровый мальчик и больная бабушка, бабушка старая – мальчик молодой,

бабушка лежит на мягкой кровати, а мальчик сидит на твёрдом табурете) .

- Кто лечит людей? (врач)

- Поднимите руки, кто сидит с левой стороны за столом, кто сидит с правой стороны.

- Итак, кто с лева встаньте по левую сторону, кто с права по правую сторону (дети встают

друг напротив друга парами) .

(раздаю парные предметы каждому ребёнку)

- Подойдите поближе друг к другу и скажите мне, одинаковые ли у вас в руках предметы?

(нет, они разные)

- Мы будим играть с вами в игру «А что у тебя? », не забудьте правильно называть

каждый предмет.

Образец: - Тима у меня большой мяч, а у тебя?

- А у меня Алёна маленький мяч.

4. Физкультминутка:

Мы летаем высоко,

Мы летаем низко,

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

(взялись за руки, представляем, что мы лётчики)

5. Игра «Кому, что необходимо для работы? ».

(на столах у каждого ребёнка лежат предметные картинки)

- Человеку, какой профессии нужны эти предметы?

(кастрюля бывает высокая и низкая, она нужна для работы повару и т. д.)

Пальчиковая гимнастика:

И день, и ночь,

То тихо, то громко,

Идут, стоят,

Работают бойко,

Что это?

Каждый ответит.

(Это часы)

(Попеременно загибать пальчики, начиная с мизинца левой руки, затем правой руки и так

до большого пальца.)

Игра «Найди пару».

На столах у детей разложены листочки с изображением противоположных предметов,

ребёнок должен самостоятельно найти пару и соединить их простым карандашом.

(Во время индивидуальной работы, двое детей переодеваются, для участия в сценке) .

6.- Я смотрю, вы все прекрасно справились с этим заданием.

- А теперь, давайте посмотрим сказку «Два брата».

- Жили – были два брата, Тимофей и Олег.

- Какие они? (Тимофей - низкий, а Олег - высокий. Тимофей - толстый, а Олег – худой) .

-Олег любит работать, то какой он? (трудолюбивый, а Тимофей – ленивый).

- Олег ни чего не боится, какой он? (смелый) .

- А, Тимофей? (трусливый) .

- Однажды мама попросила детей сходить в лес по грибы и ягоды, она дала им корзинки.

(Тимофею – маленькую, а Олегу – большую) .

- Но вот перед ними оказались две дороги (узкая и широкая, по какой идти? (по широкой –

она ведёт в лес) .

- Пришли дети в лес и стали собирать грибы.

Олег собрал первый и говорит:

- Тимофей я уже собрал грибы, пойдём домой!

Тимофей спрашивает у Олега:

- Покажи, сколько ты собрал? – Ого, как много, а у меня мало (начинает плакать) .

-Не плачь, Тимофей, я с тобой поделюсь.

- Спасибо, Олег, радостно говорит Тимофей, - наша мама обрадуется, что мы с тобой

много набрали грибов.

(Далее беседа с детьми по вопросам и пересказ сказки) .

7. Итог.

- О чём мы сегодня беседовали на занятии? (о словах, которые мы называем «наоборот»,

слова, имеющие противоположное значение) .

- А ещё мы их называем слова – неприятели.

- Что же это за слова – неприятели?

Дети читают стихотворение на первом слайде презентации «Поиграем».



В раздел образования