Автор: Костюхина Екатерина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Занятие "Слова антонимы"
Раздел: дополнительное образование
Педагог дополнительного образования МБУДО «Городская станция юных техников»
Костюхина Екатерина Александровна.
Тема: «СЛОВА – АНТОНИМЫ».
Цель: Познакомить детей дошкольного возраста с понятием антонимы.
Задачи:
учить детей правильно подбирать слова – антонимы;
составлять рассказ, по демонстрируемому действию используя слова – антонимы;
закреплять употребление дательного падежа в речи.
Оборудование: карандаш тупой – острый, лента узкая – широкая, полоска короткая –
длинная, ткань сухая – мокрая, мяч большой – маленький; предметные картинки для
индивидуальной работы (для игры «Кому, что нужно для работы») с изображением
большой и маленькой кастрюли (для повара, глубокой и мелкой тарелки (для повара или
официанта, длинной и короткой нитки (для швеи, широкой и узкой кисти (для художника,
большой и маленькой игрушечной машинки (для продавца, широкой тканью и узким
сантиметром (для швеи) ; предметные картинки (для игры «Найди пару») высокий и
низкий дом, толстый и тонкий карандаш, большой и маленький мяч, узкий и широкий
коврик, пустой и полный стакан, лёгкое перо и тяжёлая штанга, горячий огонь и холодная
снежинка, весёлая и грустная маска; картина к рассказу «Лекарство».
Ход занятия:
1. Орг. момент.
– Сегодня на занятии будем говорить о словах – противоположностях, а ещё мы их
называем слова - «наоборот».
- Сядет тот, кто назовёт слово наоборот.
Горячий – холодный, день – ночь, зима – лето, далеко – близко, высоко – низко,
трусливый – смелый, громко – тихо, говорить – молчать, молодой – старый, открывать –
закрывать, лёгкий – тяжёлый, толстый – тонкий, узкий – широкий.
2. – Итак, сейчас я прочту короткий рассказ, который называется «Лекарство».
Внимательно выслушайте и скажите, есть ли в этом рассказе слова – наоборот.
Рассказ «Лекарство».
У Миши заболела бабушка. Врач прописал ей лекарство. Когда Миша увидел, что
бабушка пьёт лекарство, то сказал:
- Милая бабушка, давай я выпью твоё горькое лекарство, а ты съешь мою сладкую
конфетку».
- Какие слова, имеющие противоположное значение встречаются в этом рассказе?
(горькое лекарство – сладкая конфета) .
- Посмотрите на картину и скажите, какие противоположные предметы изображены на
ней? (горячий чай – холодное мороженое, открытая и закрытая баночка с лекарством,
здоровый мальчик и больная бабушка, бабушка старая – мальчик молодой,
бабушка лежит на мягкой кровати, а мальчик сидит на твёрдом табурете) .
- Кто лечит людей? (врач)
- Поднимите руки, кто сидит с левой стороны за столом, кто сидит с правой стороны.
- Итак, кто с лева встаньте по левую сторону, кто с права по правую сторону (дети встают
друг напротив друга парами) .
(раздаю парные предметы каждому ребёнку)
- Подойдите поближе друг к другу и скажите мне, одинаковые ли у вас в руках предметы?
(нет, они разные)
- Мы будим играть с вами в игру «А что у тебя? », не забудьте правильно называть
каждый предмет.
Образец: - Тима у меня большой мяч, а у тебя?
- А у меня Алёна маленький мяч.
4. Физкультминутка:
Мы летаем высоко,
Мы летаем низко,
Мы летаем далеко,
Мы летаем близко.
(взялись за руки, представляем, что мы лётчики)
5. Игра «Кому, что необходимо для работы? ».
(на столах у каждого ребёнка лежат предметные картинки)
- Человеку, какой профессии нужны эти предметы?
(кастрюля бывает высокая и низкая, она нужна для работы повару и т. д.)
Пальчиковая гимнастика:
И день, и ночь,
То тихо, то громко,
Идут, стоят,
Работают бойко,
Что это?
Каждый ответит.
(Это часы)
(Попеременно загибать пальчики, начиная с мизинца левой руки, затем правой руки и так
до большого пальца.)
Игра «Найди пару».
На столах у детей разложены листочки с изображением противоположных предметов,
ребёнок должен самостоятельно найти пару и соединить их простым карандашом.
(Во время индивидуальной работы, двое детей переодеваются, для участия в сценке) .
6.- Я смотрю, вы все прекрасно справились с этим заданием.
- А теперь, давайте посмотрим сказку «Два брата».
- Жили – были два брата, Тимофей и Олег.
- Какие они? (Тимофей - низкий, а Олег - высокий. Тимофей - толстый, а Олег – худой) .
-Олег любит работать, то какой он? (трудолюбивый, а Тимофей – ленивый).
- Олег ни чего не боится, какой он? (смелый) .
- А, Тимофей? (трусливый) .
- Однажды мама попросила детей сходить в лес по грибы и ягоды, она дала им корзинки.
(Тимофею – маленькую, а Олегу – большую) .
- Но вот перед ними оказались две дороги (узкая и широкая, по какой идти? (по широкой –
она ведёт в лес) .
- Пришли дети в лес и стали собирать грибы.
Олег собрал первый и говорит:
- Тимофей я уже собрал грибы, пойдём домой!
Тимофей спрашивает у Олега:
- Покажи, сколько ты собрал? – Ого, как много, а у меня мало (начинает плакать) .
-Не плачь, Тимофей, я с тобой поделюсь.
- Спасибо, Олег, радостно говорит Тимофей, - наша мама обрадуется, что мы с тобой
много набрали грибов.
(Далее беседа с детьми по вопросам и пересказ сказки) .
7. Итог.
- О чём мы сегодня беседовали на занятии? (о словах, которые мы называем «наоборот»,
слова, имеющие противоположное значение) .
- А ещё мы их называем слова – неприятели.
- Что же это за слова – неприятели?
Дети читают стихотворение на первом слайде презентации «Поиграем».