Напоминание

"Методы оздоровления дошкольников, проживающих в районе Крайнего Севера"


Автор: Жуйко Елена Вадимовна
Должность: врач-педиатр
Учебное заведение: д/с "Морозко" УДП филиала ООО "ГДУ"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методы оздоровления дошкольников, проживающих в районе Крайнего Севера"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Методы оздоровления дошкольников,

проживающих в районе Крайнего Севера
Ямало-Ненецкий автономный округ — территория Крайнего Севера с присущими ему экстремальными климатическими условиями для проживания. Недостаток солнечной активности, кислородное голодание, резкие колебания температуры и атмосферного давления, дефицит витаминов и многих жизненно необходимых микроэлементов неизбежно приводят к гиподинамии, нарушению обмена веществ и функционирования организма. А так, как в силу экстремальных природно-климатических факторов условия жизни на Севере неравноценны по комфортности с условиями жизни других регионов страны, то и дети, особенно дошкольного возраста, болеют здесь в 2,5 раза чаще. Таким образом, сохранение и укрепление здоровья маленьких «северян» является самой актуальной задачей каждого из восьми дошкольных образовательных учреждений Управления дошкольных подразделений ООО «Газпром добыча Уренгой» (далее УДП ООО «ГДУ»). Не исключением стал и наш детский сад «Морозко», в котором имеются группы временного пребывания с приоритетным оздоровительным направлением. Комплектация данных групп проводится врачами детского сада – педиатром, офтальмологом и стоматологом в ходе профилактических осмотров, а также по обращаемости родителей в связи с медицинскими показаниями. Детский сад полностью укомплектован педагогическим и медицинским персоналом. Последний представлен следующими штатными единицами: - 1 ставка врача - педиатра; - 1 ставка врача - стоматолога; - 1 ставка врача - офтальмолога; - 1,5 ставки старшей медицинской сестры; - 1 ставка медицинской сестры бассейна; - 1 ставка медицинской сестры физиотерапевтического кабинета; - 1 ставка медицинской сестры галокомплекса; - 1 ставка медицинскоой сестры по массажу; - 1 ставка медицинской сестры стоматологического кабинета. Основные задачи, которые стоят перед медицинским персоналом детского сада: - сохранение и укрепление здоровья дошкольников; - ранняя диагностика нарушений в развитии детей; - коррекция выявленных функциональных нарушений; - профилактика заболеваемости и функциональных расстройств; - оздоровление детей, нуждающихся в реабилитационных мероприятиях. Для успешного решения поставленных задач в детском саду создана необходимая материально-техническая база. В частности имеются: - медицинский кабинет; - процедурный кабинет; - изолятор; - хлораторная; - физиотерапевтический блок, состоящий из:
- галокомплекса (аппарат сухой солевой аэрозольтерапии «Аэромед АСА- 01,3»); - солярия («GARDA SUN»); - ингалятория (ингаляторы «Бореал»); - физиотерапевтического кабинета (аппарат для ультразвуковой терапии «Тонзилор-ММ», аппарат для амплипульс-терапии «А мплипульс-5», аппарат для дарсенвализации «Искра-1», аппарат для магнитотерапии «Градиент-1», аппарат для гальванизации «Поток-1», ОКУФ, кислородный концентратор «Целебный Дар-Окси» и коктейлер «Аэромед ТМ »); - кабинета массажа; - стоматологический кабинет, оснащенный современной стоматологической установкой Eurodent "Isoplus" (Италия); - кабинет врача-педиатра, оснащенный оборудованием БОС (биологической обратной связи) для коррекции заболеваний опорно-двигательного аппарата; - кабинет офтальмолога, укомплектованный стандартным оборудованием (АСИР, макулотестер, диплопик, аппарат Волкова и т.д.), лазерной установкой для лазеростимуляции сетчатки глаз (ЛACT) , компьютерными программами «Релакс», «Паттерн», «БОС-коррекция зрения», которые в комплексе применяются для профилактики и лечения патологии зрительного анализатора ребенка. - кабинет БОС (биологической обратной связи) логотерапевтический; - кабинет учителя – логопеда; - физкультурный зал, укомплектованный необходимым спортивным и лечебно-физкультурным инвентарем; - физкультурные уголки в группах; - бассейн, укомплектованный необходимым плавательным и лечебно- физкультурным инвентарем; - инфракрасная сауна. Вся лечебно - оздоровительная работа в детском саду осуществляется по трем направлениям: 1. профилактическое; 2. диагностическое; 3. реабилитационно-оздоровительное. Кроме того, в детском саду 3 контингента детей, дифференцирующихся по содержанию медицинского сопровождения: 1. Дети первой младшей группы, впервые поступившие в детский сад, медицинское сопровождение которых направлено на легкую, безболезненную адаптацию. С этой целью перед поступлением в детский коллектив родители получают памятку, консультации и рекомендации врача-педиатра. С первого дня посещений воспитатели начинают вести лист адаптации, согласно шкалы оценки эмоционального профиля детей раннего возраста. По завершению адаптационного периода проводится оценка его течения (благоприятное, условно благоприятное, неблагоприятное). При возникновении признаков дезадаптации проводятся коррекционные медико-педагогические мероприятия.
2. Дети, постоянно посещающие детский сад, в отношении которых проводятся: ранняя диагностика нарушений в развитии, профилактика острой заболеваемости и функциональных расстройств, коррекция выявленных функциональных нарушений, реабилитационные мероприятия. 3. Дети из других детских садов УДП ООО «Газпром добыча Уренгой» посещающие д/с «Морозко» на период оздоровления, которые получают весь комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий в среднем за три месяца. Сначала проводится первичный осмотр детей педиатром, офтальмологом, стоматологом, с целью выявления наличия функциональных нарушений, хронических очагов инфекций. На основании полученных результатов осмотра разрабатывается индивидуальный план лечебно-оздоровительных мероприятий, включающих в себя физиотерапевтическую и медикаментозную терапию, санацию хронических очагов инфекции, коррекционные сеансы БОС (биологической обратной связи), лечебную физкультуру, массаж, закаливающие процедуры, фито- и витаминотерапию. Ведется картотека оздоравливаемых детей посредством санаторных карт, в которых фиксируется: анамнез, соматический статус, оценка физического развития, группа здоровья, данные антропометрии, назначаемые процедуры с отметкой о выполнении, рекомендации и консультации специалистов. В конце учебного года врачем-педиатром анализируется количество случаев острой заболеваемости каждого воспитанника детского сада, что позволяет выявить и отследить группу ЧДБ. Заболеваемость у ЧДБ в среднем в 2,5-5,5 раза выше, чем у эпизодически болею- щих детей. Частые заболевания отрицательно влияют на состояние здоровья ре- бенка, являются факторами риска развития хронической патологии, нередко становятся причиной неблагоприятного течения, обострения, прогрессирования многих хронических, инфекционно-аллергических заболеваний. Осложненное течение ОРВИ наблюдается у ЧДБ в 2-4 раза чаще, чем у эпизодически болеющих. Неблагоприятно влияют частые заболевания и на физическое развитие ребенка. К моменту поступления в школу среди ЧДБ в два раза меньше детей с гармоничным физическим развитием, чем среди эпизодически болеющих. Все вышеуказанное обусловливает поиск оптимальных путей и средств профилак- тики и лечения респираторных заболеваний. Профилактическая работа включает в себя, прежде всего, закаливающие мероприятия, ведущими моментами которых являются ускорение адаптации к холоду и формирование физической терморегуляции. В нашем детском саду для каждой группы сначала учебного года врачем- педиатром разрабатывается схема закаливания детей с учетом возрастных, физиологических особенностей. Причем, комбинируются два-три метода, которые через три месяца заменяются на более интенсивные по силе воздействия методики. Это позволило разнообразить процесс закаливания и усилить закаливающий эффект. С целью профилактики ОРВИ посезонно дети получают кислородный коктейль на основе сиропа шиповника и корня солодки, проводится аэрация природными фитонцидами, закладывание оксолиновой мази в носовые ходы, УФО, дыхательная гимнастика и точечный массаж.
Два раза в год все дети проходят курс галотерапии с целью профилактики острых респираторных заболеваний. Спелеолечение способствует разжижению и элиминации мокроты. Для улучшения муколитического эффекта до и после сеанса дети пьют отхаркивающий фитосбор, гидрокарбонатную минеральную воду без газа. Хороший закаливающий и тренирующий эффект на организм дошкольников оказывают занятия в бассейне, которые начинаются со второй младшей группы. Один раз в неделю, начиная со средней группы, дети посещают инфракрасную сауну, регулярные сеансы которой улучшают микроциркуляцию и активизируют обмен веществ растущего организма. Кроме того, проводятся мероприятия, направленные на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата: - использование в игровой деятельности в бассейне и физкультурном зале, на физкультминутках и в гимнастическом комплексе после сна упражнений, укрепляющих мышечный корсет и свод стопы; - сеансы коррекции методом ЭМГ-БОС (биологическая обратная связь); - контроль за осанкой детей во время воспитательной и игровой деятельности, при приеме пищи. Мероприятия, направленные на профилактику и коррекцию зрительной патологии, включают в себя: - пле-, орт-, диплоптическую терапию глаз; - сеансы коррекции при помощи компьютерных программ «Релакс», «Паттерн», «Галактика» и др.; - регулярное проведение в группах гимнастики для глаз и коррекционных упражнений; - санпросвет работу с родителями и детьми о вреде неограниченных по времени компьютерных игр, использования современных игровых гаджетов., длительного просмотра ТВ. Актуальным также является оказание стоматологической помощи и проведение мероприятий, направленных на профилактику заболеваний полости рта: - санация полости рта; - консультативное обучение навыку правильного гигиенического ухода за полостью рта; - санпросвет работа – рекомендации родителям по уходу за полостью рта и профилактике стоматологических заболеваний у детей. Кроме того, большое внимание уделяется организации питания дошкольников: - составление перспективного 10-дневного меню, отвечающего основным принципам рационального, сбалансированного питания; - заполнение меню-раскладки в соответствии с перспективным 10- дневным меню, технологическими картами и нормами потребления продуктов детьми разного возраста в детском саду; - осуществление контроля за санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока и правильной технологией приготовления пищи; - проведение бракеража готовой продукции; - осуществление контроля за соблюдением сроков реализации сырых и скоропортящихся продуктов;
- проведение анализа питания на калорийность и выполнение норм потребления; - для профилактики йод- и витаминодефицитных состояний использование в питании йодированной соли и батонов, проведение «С»витаминизации III блюд; - организация гипоаллергенного диетического питания по показаниям. В рамках противоэпидемической работы в детском саду проводятся следующие мероприятия: - планирование и проведение профилактических прививок согласно национального календаря прививок с учетом имеющихся противопоказаний и письменного согласия родителей; - осуществление контроля за состоянием здоровья после вакцинации, регистрация местной и общей реакции на прививку; - осмотр детей при подозрении на острое заболевание, помещение их в изолятор, оказание симптоматической помощи; - проведение противоэпидемических карантинных мероприятий в случае возникновения инфекцион-ного заболевания в детском саду. Организация и осуществление наблюдения за контактными; - проведение карантинно-профилактических мероприятий при возникновении неблагоприятной эпидемической обстановки; - еженедельный осмотр детей на педикулез и чесотку; - контроль за прохождением периодических и профилактических медицинских осмотров работниками детского сада; - систематический контроль за санитарным состоянием, содержанием территории и всех помещений детского сада, а также за соблюдением правил личной гигиены воспитанниками и персоналом детского сада; - организация и проведение курсовой гигиенической подготовки по программе гигиенического обучения сотрудников. Медицинским персоналом детского сада проводится санитарно- просветительская и консультативная работа с родителями: - рекомендации по необходимому диагностическому обследованию и осмотру узкими специалистами; - назначение комплексной терапии по показаниям; - ознакомление родителей с методами профилактики, реабилитации и коррекции в «Дни открытых дверей» и на родительских собраниях; - выпуск санитарных бюллетеней на актуальные темы; - ознакомление родителей с результатами медицинских профилактических осмотров детей при соблюдении принципов медицинской этики и деонтологии. Санитарно-просветительская и консультативная работа с педагогическим персоналом включает в себя: - консультативная помощь в оформлении «Уголков здоровья» для родителей и детей; - участие в работе Педагогических советов; - консультативная помощь в соблюдении требований по организации режима дня, воспитательной и игровой деятельности; - консультативная помощь в проведении закаливающих процедур;
- совместная работа по наблюдению за течением периода адаптации вновь поступивших детей и профилактике их дезадаптации. Об эффективности, проводимой работы можно судить по сравнительному анализу заболеваемости воспитанников (таблица №1) и кратности случаев острой заболеваемости детей групп временного пребывания (таблица №2). Таблица №1.
Сравнительный анализ заболеваемости воспитанников

детского сада.



п/п

Показатели

2013 год

2014 год

2015 год
1. Среднесписочный состав 198 208 211 2. Число пропусков детодней по болезни 2122 2023 1781 3. Число пропусков на одного ребенка 10,7 9,7 8,4 4. Средняя продолжительность одного заболевания 9,1 12,4 8,9 5. Количество случаев заболеваний 263 253 201 6. Количество случаев на одного ребенка 1,3 1,2 0,95 7. Количество длительно часто болеющих детей 24 22 17 8. Индекс здоровья (15-40%) 23% 24,7% 26% По всем показателям сравнительного анализа заболеваемости воспитанников детского сада отмечается тенденция к снижению количества случаев острых заболеваний, средней продолжительности одного заболевания. Таблица №2.
Кратность случаев острой заболеваемости детей

групп временного пребывания.

Кол-во случаев

острой заболеваемости

% от общего числа детей

2013г.

2014г.

2015г.
0 39 36 42 1 37 38 31 2 17 18 23 3 6 7 3 4 1 1 1 Данный показатель эффективности лечебно-оздоровительных мероприятий в группах временного пребывания за отчётный период не претерпевал особых изменений. Большинство детей не болело за период оздоровления либо перенесло одно острое заболевание. Гораздо меньшее количество детей болело двух-, трёх- и четырёхкратно. Об эффективности лечебно-оздоровительных мероприятий также свидетельствует желание родителей и детей вновь пройти курсы оздоровления на базе групп временного пребывания.
Приложение №1
Тихий тренажер
Игры с тихим тренажером
Оборудование:
«Тихий тренажер» - наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях от пола и до 1,5 метра, силуэты ножек от пола и до 70 сантиметров, разноцветные полоски (5 – 10) штук длиной 1,0 – 1,5 метра для подпрыгивания.
Игра «Достань ягодку»

Цель:
развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимания пространственных отношений (право – лево), тренировка мышц плечевого пояса и рук.
Организация:
на стене, выше силуэтов ладошек, наклеивается изображение ягод.
Ход игры:
По команде пара детей должна подняться по ладошкам от пола до ягодки. Можно отрывать от стены только одну руку, руки ставятся на силуэты, соблюдая «право – лево». Побеждает тот, кто первым сорвал ягодку.
Игра «Пройди по стенке»

Цель:
развитие координации, тренировка мышц спины и ног, релаксация.
Организация:
Около стены расстилается мягкий коврик.
Ход игры:
Дети по очереди ложатся на пол и стараются «пройти» по дорожке на стене. Начинают от пола, постепенно поднимая ноги всё выше, переходя в положение «Берёзка».
Игра «Допрыгни до полочки»

Ц е л ь :
развитие координации, пространственных отношений (право – лево), упражнение в прыжках – с места в высоту, тренировка стопы.
Организация:
дети строятся в колонну по одному. Разноцветные полоски наклеиваются на стену на высоте от вытянутой руки самого низкого ребёнка и до высоты прыжка самого рослого.
Ход игры:
Дети по очереди подпрыгивают у стены, стараясь дотянуться как можно выше до разноцветных полосок.
Игра «Путаница»

Ц е л ь :
развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимания пространственных отношений (право – лево), тренировка мышц плечевого пояса и рук.
Организация:
на стене в произвольном порядке наклеены силуэты ладошек. Дети могут играть по одному или в паре.
Ход игры:
Дети проходят ладошками по силуэтам снизу доверху, руки можно ставить только на парные силуэты (право – лево), при этом кисти рук приходится поворачивать в разные стороны. Первый вариант: ребёнок играет один и просто «ходит» руками по стенке. Второй вариант: дети играют в паре «Кто быстрее доберётся до условной метки?». При этом руки могут перекрещиваться, дети могут меняться местами, но не отрывать рук от стены.
Третий вариант: один ребёнок ведущий, он подаёт команды другому ребёнку куда идти (например, правая – красная, левая – зелёная и т.д.) Приложение №2 Комплекс игровых дыхательных упражнений
Название

упражнения

Описание упражнения

Время,

количество

повторений
"Пони" Воспитатель: "Дети, вспомните, как звучит на мостовой цоканье копыт лошадки-пони, катающей в тележке веселых ребятишек. Цокаем языком то громче, то тише, как будто лошадка то приближается к нам, то удаляется. А теперь цокаем то быстрее, то медленнее, как будто лошадка-пони движется то быстрее, то медленнее..." 20-30 сек "Ворона" Воспитатель: "Села ворона на забор и решила удивить всех своим прекрасным пением. То вверх поднимет голову, то в сторону повернет, все ли услышат ее? А потом как каркнет, да так, чтобы ее повсюду было слышно". Дети произносят протяжно: "Ка- а-а-а-ар!" Воспитатель: "Так громко каркала ворона, что охрипла, стала каркать беззвучно и с закрытым ртом" 5-6 раз "Вкусное варенье" Воспитатель: "Представьте, что вас угостили вкусным вареньем, и вы его так торопливо ели, что испачкали подбородок. Теперь, высунув как можно дальше язычок, постарайтесь достать им до подбородка и слизать варенье" 6 раз "Хотим спать" Воспитатель: "Сядьте удобно, расслабьтесь, опустите голову, широко раскройте рот. Не закрывая его, вслух произнесите: "О-о-хо-хо-о-о- о!", позевайте" 5-6 раз "Поплачем понарошку" Имитация плача, громкие всхлипывания, сопровождаемые резкими, п ре ры в и с т ы м и движениями плеч и шумными частыми вдохами 30-40 сек "Смешинка" Воспитатель: «Когда смешинка попала в рот, не во зможно от не е изб а в ит ьс я . Гл а з а прищуриваются, губы сами раздвигаются, и слышатся веселые звуки: "Ха-ха-ха, хи-хи-хи, гы-гы-гы, га-га-га...". А нажав на кончик носа и посмотрев в зеркало, можно смеяться так, словно перед вами самый веселый в мире клоун...» По возможности

Врач-педиатр

детского

сада

«Морозко»

Управления

дошкольных

подразделений филиала ООО «Газпром добыча Уренгой» Е.В. Жуйко


В раздел образования