Напоминание

"Многофигурная композиция. Этапы выполнения аудиторной работы."


Автор: Гайсина Гузель Мирзаяновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБО ДО "ЛДХШ им. М.Х.Хаертдинова"
Населённый пункт: город Лениногорск, РТ
Наименование материала: статья
Тема: "Многофигурная композиция. Этапы выполнения аудиторной работы."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Многофигурная композиция.

Этапы выполнения аудиторной работы.

Преподаватель Гайсина Гузель Мирзаяновна

МБО ДО «ЛДХШ им М.Х.Хаертдинова»,

Г. Лениногорск Республика Татарстан

В общепринятой практике общеобразовательной школы обучение направлено

преимущественно на развитие интеллекта, рационального мышления, формирование

знаний. Развитию эмоционального восприятия, душевных качеств ребенка,

определяющих отношение к окружающему миру, уделяется значительно меньше

внимания. Знания, не имеющие эмоциональной окраски, не становятся мотивами

поступков.

Обучение в школах искусств направленно на развитие духовной и эмоциональной

сферы личности. Художественное творчество является мощным механизмом

преображения духовного мира человека и стимулом самореализации личности в

социуме, оно его эмоционально обогащает и устремляет жить «по законам красоты»

На всех занятиях, особенно на уроках учебного предмета «Станковая

композиция» преподаватели ориентируют детей на бережное отношение к природе,

любовь к ней, раскрывают эстетическую сущность природы, ее неповторимую красоту,

оказывающую огромное влияние на состояние души человека, его духовное развитие и

отношение ко всему живому.

Одной из важнейших задач учебного предмета «Композиция станковая» в рамках

предпрофессиональной программы является выработка у обучающихся навыков

самостоятельной творческой работы. И роль учителя здесь – задать правильное

направление движения мыслей и деятельности учеников, как на аудиторном занятии,

так и во время выполнения самостоятельной домашней работы.

В этом процессе, несмотря на непредсказуемость течения творческой мысли, важна

систематизация, некая схема, поэтапность, что и демонстрирует данная статья.

Опираясь на собственный опыт, в работе над станковой композицией можно выделить

шесть основных этапов.

1. Период первоначального накопления

Начинается он ещё до работы над конкретной темой. Накопление – это менее

целенаправленный, но далеко не бесполезный процесс. Юные художники

обогащаются жизненными впечатлениями от внимательного созерцания окружающего

мира, от бесед с разными людьми, прочитанных книг, пережитых событий. Все это

воспринимается сознательно или стихийно, но как материал эстетически и

эмоционально значимый, который, возможно, пригодится в творчестве.

Наброски людей и животных, рисунки по памяти и воображению, зарисовки

характерного или типического – все это, несомненно, поможет юному художнику в

будущих композициях.

Чем интенсивнее протекает период первоначального накопления, тем с большим

багажом знаний, умений и суждений придет учащийся к конкретному заданию.

2. Рождение замысла. Сбор подготовительного материала

Следующие два этапа поставлены как один потому, что в условиях художественной

школы они чаще всего идут параллельно друг другу.

Незадолго до первого практического аудиторного занятия по теме с детьми проводится

беседа, где рассказывается о предстоящей композиции .

Если композиция связана с литературным произведением, то необходимо прочесть

данное произведение (если произведение крупное, то выбрать подходящий фрагмент).

Далее учащиеся делают зарисовки исторических костюмов, интерьеров, предметов

быта, животных, встречающихся в произведении и т.д. Даже работая над всеми нами

известной с детства сказкой «Курочка Ряба», можно собрать богатый материал –

интерьер и убранство русской избы, костюмы, зарисовки курицы и мышки.

Это будет интересно, если подумать, где именно и в какое время могли жить герои

сказки.

Главное, чего нужно избегать в работе – это рисунков с аналогов, готовых иллюстраций

этого же литературного произведения, так как у большинства детей очень активно

работает инерционное мышление, они в дальнейшем не смогут избавиться от

навязчивого желания повторить композицию. Хотя копирование профессиональных

художественных произведений и работа в стиле какого-то конкретного художника

допустимы и в некоторых случаях даже полезны. Важно, чтобы композицию учащиеся

составляли самостоятельно.

Перед началом работы над «Многофигурной композицией с несложным сюжетом в

интерьере» (задание 3 класса) мы с учащимися говорили об интерьере как

самостоятельном жанре в изобразительном искусстве, о его связи с другими жанрами.

Далее размышляли о красоте, радости, заботах привычной повседневной жизни, о том,

что встречи, дружеские беседы, игры, переживания, каждодневные дела – все это

может стать темой для их будущей композиции.

Во время проведения подобной беседы очень важно, чтобы дети активно включались в

разговор, не были безучастными слушателями. Важно задавать интересные вопросы,

активизирующие их память и воображение.

Далее учащимся дается задание понаблюдать за повседневной жизнью, найти

интересные сюжеты, поделать зарисовки или фотоснимки. Также можно всем классом

сходить на интересную экскурсию в театр, на промышленное предприятие, в музей или

другое общественное место, делать там зарисовки, наброски и фотоснимки. Исходя их

многолетнего опыта, можно справедливо утверждать, что фотографию как носитель

необходимой информации можно использовать в работе над композицией.

На этапе сбора подготовительного материала учащиеся должны приложить максимум

усилий для того, чтобы практическая работа над композицией не получилась

надуманной, взятой «с потолка». У детей хоть и есть некоторый зрительный опыт, но

он пока недостаточен. И если подготовительная работа не будет проведена в полной

мере, обучающиеся будут рисовать по шаблонам и знакам, которые сформировались у

них в голове с раннего детства.

Также очень важно, чтобы при разговоре с учащимися преподаватель точно осознавал,

что каждое сказанное им слово воспринимается обучающимся верно.

3. Практическая аудиторная работа. Выполнение эскизов.

Если в музыке будущее музыкальное произведение начинается часто с простой

мелодии или мотива, то в изобразительном искусстве картина порой берет начало с

незатейливого наброска. Форэскиз (дословно – предэскиз) – фиксация в небольшом

формате (примерно 6х9 см) идеи будущей композиции. Работа может выполняться как

линейно, так и с включением пятен без детальной прорисовки.

На этом этапе важно определиться с ориентацией формата. Вытянутый вверх формат

придает изображению ощущение стройности и возвышенности. Горизонтально

расположенный формат удобен для изображения развивающегося события. Формат в

виде квадрата лучше использовать для создания уравновешенных статичных

композиций.

Чрезмерно вытянутый по вертикали формат превращает его в свиток, а чрезмерное

увеличение формата по горизонтали диктует применение панорамной или фризовой

композиции.

Уже работая над форэскизом, учащиеся представляют, будет их композиция

статической или динамической, где будет находиться сюжетно-смысловой центр и

какими способами его можно выделить, где находится уровень зрения относительно

главных действующих лиц.

Еще в первом классе по программе учебного предмета «Композиция станковая»

проводится ряд заданий на создание в композициях статического и динамического

равновесия. Выявление композиционного центра (одного или нескольких) – одна из

задач практически всех заданий по всему курсу станковой композиции.

Учащиеся хорошо запоминают приемы выделения главного в композиции, следует

лишь чаще задавать им нужные вопросы по ходу работы и напоминать о том, что все

эти приемы не просто кем-то придуманы, а являются результатом изучения

особенностей работы человеческого зрения.

4. Работа над тональным эскизом

После того, как за основу взят один наиболее удачный форэскиз, начинается работа над

эскизом в тоне. Он выполняется обычно на формате примерно А6 (четверть листа А4) в

положении в формате и пропорциях форэскиза. Более крупный формат эскиза имеет

смысл

брать, если итоговая работа выполняется на формате А2. Выполнив линейный эскиз,

желательно повторить его сразу несколько раз, используя световой стол или копирку для

экономии времени. Линейный вариант будет удобен в дальнейшем для переноса рисунка

на

итоговую работу.

На тональном рисунке уточняются пропорции элементов композиции, закладывается

динамичный или статичный строй, решается работа над композиционным центром и

уточняется сам формат. При выполнении эскиза необходимо обратить внимание на то,

какой в композиции источник света и как он расположен. Собственные и падающие

тени дадут интересный ритм пятен и свяжут элементы композиции. При изображении

фигур людей появится необходимость порисовать с натуры, что можно сделать прямо в

классе с помощью одноклассников. Обратите внимание на выразительность всех

силуэтов.

Перед началом выполнения эскизов обучающиеся еще раз вспоминают, как можно

выделить композиционный центр:

- придание другого размера главному элементу по сравнению с остальными;

- обособление на плоскости – организация вокруг композиционного центра

незанятого пространства, в то время как другие сближаются;

- направление в сторону главного элемента силовых линий, идущих от

второстепенных элементов композиции;

- придание особой формы;

- придание особенной фактуры;

- выделение контрастным цветом –ярким оттенком среди нейтральных, теплым цветом

среди

холодных, темным среди светлых, хроматическим среди ахроматических и т.д.

- выполнение более тщательной проработки главных элементов по сравнению с

второстепенными,

- работа с освещенностью композиционного центра.

Создание тонального эскиза – это самый важный этап работы над композицией, на

который нужно обратить особое внимание.

Поиски тона ребята начинают обычно мягким карандашо. Композицию важно разобрать

на три

тона – условно белый, серый и черный, то есть самый светлый, средний и самый

темный. Следуя задумке, начинаем работу с самого темного, помня о том, что каждый тон

в

отдельности должен составлять интересную композицию, а в каждом тоже есть пятна

большие, средние и мелкие. Когда карандашные поиски завершены, делается разбор в

тоне гуашью. Можно использовать максимальный контраст (белый, черный и

промежуточный серый) или выстроить работу на нюансах.

Выполняемая композиция должна восприниматься цельно, чтобы ни один из

элементов не выглядел чужеродным, существовала связь между всеми ее элементами,

главными и вспомогательными.

В ходе работы над эскизом нужно давать возможность детям самостоятельно решить

возникшую проблему, задавая им вопросы, начинающиеся «Как ты думаешь,

почему…?», «Что нужно сделать, чтобы…?» и т.д. Иногда полезно дать ребятам

проанализировать работу соседа. Они это делают ответственно и довольно правильно.

5. Работа над цветовым эскизом

В первом, втором и третьем классах почти во всех заданиях по композиции

предлагается их выполнение в конкретной ограниченной цветовой гамме. Первые

работы – ахроматическая цветовая гамма в два тона, далее - работа в три тона с

введением одного из основных цветов, родственная цветовая, контрастная,

родственно-контрастная гамма. Далее учащимся на основе полученного опыта

предлагается самостоятельно выбрать цветовое решение композиции с учетом

изображаемого сюжета.

Перед началом выполнения эскиза в цвете ребята выполняют цветовое решение для

того, чтобы почувствовать цвет и материал (гуашь). Например, в работе «Человек и

животное» (2 класс), где предполагалась родственная цветовая гамма, учащиеся

выполняли плавный переход от одного основного цвета к другому, затем с

добавлением белого, далее – с добавлением черного цвета и с добавлением серого.

В

многофигурной

сюжетной

композиции

в

интерьере

использовалась

родственноконтрастная цветовая гармония (цвета, близко расположенные в цветовом

круге, плюс

противоположный в круге цвет). Почувствовав возможности этих цветовых

сочетаний, учащиеся начинают работу над цветовым эскизом.

Руководствуясь тональным эскизом, учащиеся выполняют живописную работу, начиная

со светлых или темных пятен, чтобы не запутаться в тоне. Здесь еще раз нужно

вспомнить о приемах выделения композиционного центра, и уже цветом при

необходимости акцентировать внимание на главном.

6. Работа над композицией в предполагаемом итоговом формате

Очень важно для начала точно перенести рисунок эскиза на большой формат

композиции. Классический способ – использование модульной сетки. Но для экономии

времени рационально использовать технические средства увеличение эскиза. После

увеличения эскиза, скорее всего, потребуется уточнить изображение деталей и фигур

людей, что лучше сделать дома самостоятельно.

Далее идет внимательная работа на формате с учетом цветового и тонального эскиза.

Следует помнить, что главное в композиции имеет большую степень проработки по

сравнению со второстепенным.

Часто итоговая работа получается менее выразительной, чем цветовой эскиз. Это

происходит

потому, что учащиеся пытаются скопировать получившиеся в эскизе оттенки. Сделать это

совсем не просто. Поэтому нужно поставить цель – создать гармоничную по цвету работу,

используя эскиз как подсказку.

В завершении работы следует внимательно оценить композицию на предмет

соблюдение законов цельности, соподчинения и равновесия.

Подводя итог, хочется заметить, что творческий процесс – чрезвычайно многообразное

и сложное явление. Данная схема работы над станковой композицией поможет

упорядочить этот процесс. Это развивает творческую личность, дает возможность

учащимся самостоятельно принимать решения, делать выводы и в дальнейшем иметь

твердые убеждения по многим вопросам.

Литература:

1. Бердяев, H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х томах. – М.:

Искусство, ИЧП Лига, 1994. – T.I. – 541с.; Т.И – 508 с.

2. Вагнер, Г. Индивидуальность цвета. Путь упражнений по живописи и

переживанию цвета. Пер. с нем. – М.: Антропософия, 1995. – 112 с.

3. Иттен И. Искусство цвета. — М.: Издатель Д.Аронов, 2011. — 90 с.

4. Неменский, Б.М. Педагогика искусства – М.: Просвещение, 2007. – 255 с.

5. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. –

Харьков: Радянська школа, 1973. – 287с.

6. Эдвардс, Б. Откройте в себе художника, пер. с англ. П.А. Самсонов. – Минск:

«Попурри», 2009. – 288 с.



В раздел образования