Автор: Авдеева Оксана Петровна
Должность: Инструктор по физкультуре
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с №2
Населённый пункт: Липецкая область город Данков
Наименование материала: Мастер класс для педагогов
Тема: "Оздоровление детей дошкольного возраста по методике игрового стретчинга"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад №2 «Ромашка»
Данковского муниципального района Липецкой области
Мастер класс для педагогов
«Оздоровление детей дошкольного
возраста по методике игрового
стретчинга»
Инструктор по физкультуре высшей
квалификационной категории:
Авдеева О.П.
г. Данков
Апрель 2020
Цель: Познакомить педагогов с оздоровительной методикой игрового стретчинга, с
вариантами ее использования в воспитательно-образовательной работе ДОУ и его
значение на систему оздоровления дошкольников.
Задачи:
- Познакомить с теоретическими основами и технологией игрового стретчинга.
- Отработать с педагогами ряд упражнений в рамках технологии игрового стретчинга.
Оборудование:
Проектор с ноутбуком,
мультимедийная презентация, музыка для
сопровождения выполнения упражнений по игровому стретчингу.
Актуальность: Дошкольный возраст в развитии реб
ѐ
нка – период, когда закладывается
фундамент здоровья, основы для физического совершенствования и овладения культурой
движений. В своих работах доктор медицинских наук, профессор П.А. Шорин отмечает,
что среди функциональных отклонений наибольший удельный вес составляют нарушения
опорно-двигательного аппарата – дефекты осанки, плоскостопие. Поэтому в ДОУ
необходимо
создать
необходимые
условия
для
организации
физкультурно-
оздоровительной работы.
Ход мастер-класса.
I Теоретическая часть.
Стретчинг в переводе с английского - растяжка.
«Растяжка сопутствует нам всю жизнь. Рождение – это растяжка.
Глубокий вдох, улыбка, любое движение тела – растяжка. Растяжка –
это гибкость. Гибкость – это молодость» (Е.И. Зуев «Волшебная сила
растяжки»).
Игровой стретчинг – это специально подобранные упражнения на растяжку
мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Игровой характер
упражнений, позволяет детям во время занятия путешествовать и
перевоплощаться в разных животных и персонажей.
Стретчинг возник в 50-е. годы в Швеции, но только спустя 20-ть лет стал
активно применяться в спорте и оздоровительной физической культуре. Эта
методика заслужила широкое признание во всем мире, так как она построена
с учетом всех знаний анатомии и физиологии.
Занятия по методике игрового стретчинга проводятся в виде сюжетно -
ролевой или тематической игры. На каждом занятии рассказывается новая
сказка, в которой дети превращаются в животных, насекомых выполняя в
такой форме сложные упражнения
В структуру занятия входят три части: вводная, основная и заключительная.
В первой ( вводной части) дети выполняют музыкальную разминку. Задача
разминки подготовить организм ребёнка к выполнению более сложных
упражнений в последующей ( основной) части занятия.
Во второй (основной) — переходим к игровому стретчингу. Рассказывается
сказка, по ходу которой дети выполняют упражнения стретчинга, все
упражнения связаны сюжетом сказки , упражнения охватывающие все
группы мышц носят близкие и понятные детям названия животных или
имитационных действий.
В конце второй части занятия детям предлагается подвижная игра, которая
так же подбирается исходя из темы занятия.
В заключительной части занятия - третьей решается задача восстановления
организма после физических нагрузок. Этому способствуют дыхательные
упражнения и релаксация
За одно занятие дети делают:
2-3 упражнения для мышц живота.
2-3 упражнения для мышц спины .
1 упражнения для укрепления позвоночника.
2-3 упражнения для укрепления мышц спины.
1-2 упражнения для укрепления мышц ног,
1-2 упражнения для развития стоп,
1 упражнения для развития плечевого пояса или на равновесие.
Подбирается музыка с ярко выраженным ритмом. Музыка способствует
положительному эмоциональному состоянию, побуждает активное желание
выражать музыку в движении.
II Практическая часть
1 . Музыкальная разминка
«Паровозик».
Восстановление дыхания (упражнение на дыхание)
Мы разогрелись. Почувствовали тепло в своих мышцах и переходим к
растяжке. Всех, кто себя считает молодым душой и телом, я приглашаю
выйти и помочь мне на середину зала, ну, а остальным предлагаю
попробовать выполнить некоторые упражнения на своих местах.
Прежде чем мы займёмся стретчингом, необходимо запомнить, что в
исходном положении делается вдох, а на выдохе выполняется растяжка. Во
время растягивания мы дышим ровно и спокойно.
Чтобы детям не было скучно заниматься стретчиногом, я ввожу в него
игровой момент.
2.Основная часть – игровой стретчинг.
- Приглашаю детвору
В сказку быль про Ангару,
Про море рукотворное
Ни Белое, ни Черное.
Ну что готовы к путешествию?
1. Упражнение «Ходьба». Укрепление и развитие стоп
Терапевтический эффект
Предупреждение развития плоскостопия. Развитие подвижности суставов
ног, способствующее пластичности движений, улучшению осанки.
И.п. Сесть в позу прямого угла, ноги вместе, носки вытянуты. Руки в упоре
сзади (высокий упор).
1. Тянуть носки на себя.
2. Вытянуть носки.
3. Повторить как в 1-м, 2-м, но попеременно.
4. Круговым движением по полу сблизить носки друг с другом, пятки
остаются вместе, колени не сгибать.
Движения динамичные или с задержкой в каждой позиции. Дыхание
нормальное. Повторить нужное число раз
В старые добрые времена могучий Байкал - был веселый и добрый. Крепко
любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле.
Днем она светла - светлее неба, ночью темна - темнее тучи.
2.Упражнение «Солнышко»- солнечные лучики.
Терапевтический эффект
Помогает сохранить гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных
суставов.
И. п. широкая стойка, руки в стороны
1 на выдохе, наклонить туловище влево (вправо),пока левая рука не коснется
пола, правая рука вытянута вверх.
И кто бы не ехал мимо Ангары все любовались ею все славили её.
Даже перелетные птицы: гуси, лебеди, журавли- спускались низко, но на
воду Ангары садились редко.
3.Упражнение «Птица»
Укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед.
Терапевтический эффект
Растягиваются мышцы спины, ног. Воздействие на поясничные нервы
растягивает и укрепляет их. Предупреждаются функциональные
расстройства желудка, печени, кишечника, селезенки. Внутренние органы
обильно снабжаются кровью
И.п. Сесть в позу прямого угла, развести ноги как можно шире, носки
оттянуты. Руки соединить за спиной за локти («полочкой»).
1. Поднять руки вверх (взмахнуть) и опустить вниз.
2. Наклониться к правой ноге, стараться дотянуться двумя руками до
носка.
3. Вернуться в и.п.
4. Тоже повторить в левую сторону.
5. Вернуться в и.п.
6. Наклониться вперед, руки развести в стороны. Постараться
подбородком и грудью достать до пола.
7. Вернуться в и.п
Они говорили: разве можно светлое чернить? Старик Байкал берег дочь пуще
своего сердца. Однажды, когда Байкал уснул, бросилась Ангара бежать к
юноше Енисею.
4.Упражнение «Бег»
Терапевтический эффект
Создавая общее напряжение в ногах и бедрах, упражнение стимулирует
действие подкожных нервов. Укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног.
И.п. сесть в позу прямого угла, носки оттянуты, руки расположены сзади
внизком упоре.
1.Поднять прямые ноги и делать перекрестные движения.
2. вернуться в и п. дыхание нормальное.
Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря,
зарыдали горы,
5. Упражнение «Гора»
Терапевтический эффект
Упражнение, направленное на формирование правильной осанки и укрепление
мышц спины и живота.
И.п лежа на спине, ноги согнуты, стоят на полу. Руки лежат вдоль
туловища.
1. оторвать бедра, таз от пола, не прогибаясь в талии. Поднять таз выше
живот.(вдох)
2. и.п выдох.
попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей
земле, рыбы нырнули на самое дно, даже птицы унеслись к солнцу.
6.Упражнение «Рыбка»
Терапевтический эффект
Укрепление мышц спины и брюшного таза
И.п. лечь на живот, ноги чуть развести в стороны, руки согнуть в локтях,
ладони положить на пол на уровне плеч.
1. Плавно, без рывков, разгибая руки, поднять голову и грудь, одновременно
сгибая ноги в коленях, постараться дотянуться ступнями ног до головы.
Задержаться нужное время.
2. Вернуться в и.п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й.
Повторить нужное количество раз.
Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от нее скалу и бросил вслед
убегающей дочери. Скала упала на красавицу Ангару. И Ангара, задыхаясь и
рыдая, стала просить:
- Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку
воды……
Байкал гневно воскликнул;
- Я могу дать только твои слезы!
Сотни лет течет Ангара в Енисей водой – слезой, а седой одинокий Байкал
стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери,
назвали люди Шаманским камнем.
7.Упражнение «Камень»
Терапевтический эффект
Упражнение помогает сосредоточиться, развивает подвижность
тазобедренных суставов, статическое равновесие, вестибулярный аппарат.
И.п сидя на коленях, руки опущены вдоль туловища.
1. потянуться вверх, выпрямить спину, вытянуть позвоночник- вдох
2. на выдохе наклониться вперед, положить грудь на колени, лбом коснуться
пола, руки лежат на полу вдоль туловища на тыльной стороне ладони.
С тех пор люди говорят «Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень,
вода хлынет и зальет всю землю».
Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся.
III Заключительная часть.
Релаксация
“Солнышко и тучка”
Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за
тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (задержать
дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на
выдохе). Повторить 2 – 3 раза.
Спасибо, уважаемые коллеги за внимание.