Напоминание

Особенности физического развития детей занимающихся хореографией


Автор: Карпенко Ирина Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств №1"
Населённый пункт: г. Усть-Илимск, Иркутская область
Наименование материала: Методический доклад
Тема: Особенности физического развития детей занимающихся хореографией
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Школа искусств № 1»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

ПО ТЕМЕ:

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХОРЕОГРАФИЕЙ

Преподаватель Карпенко И. А.

г. Усть-Илимск

2018 год

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма –

одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и

педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения,

отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их

здоровья. Это касается в первую очередь нервной системы, её опорно-

двигательного аппарата.

Усилия медиков в основном направлены на лечение заболеваний,

деятельность преподавателей хореографии включает развивающие методы

работы с детьми.

Каждый жанр хореографического искусства предоставляет свои

возможности познания окружающего мира. Основой основ изучения

хореографического искусства является народный танец с его веками

выверенной методикой и культурой народа. Народный танец воспитывает

навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая

движение.

Включение тренажа в урок способствует воспитанию опорно-

двигательного аппарата, уравновешивая право и левостороннее движение

развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации

движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и

сердечнососудистой систем, повышая тем самым жизненную активность

организма ребёнка. Для того чтобы разобраться в механизме воздействия на

организм ребёнка в процессе занятий хореографией средствами народного

танца, необходимо уточнить следующие понятия: «Физическое развитие»,

«Двигательная активность», «Физическая активность». Под физическим

развитием понимаются качественные изменения в детском организме,

заключающиеся в усложнении его организации, строения и функций всех

тканей и органов их взаимоотношений и процессов регуляции.

Нормальное физическое и психическое развитие – основные показатели

здоровья детей. Для того чтобы правильно воспитывать детей, необходимо

иметь представления о возрастных особенностях их развития. Младший

школьный период от 6 до 10 наиболее ответственный период в развитии

организма и становления личности. Для повседневной оценки физического

развития детей в процессе педагогической деятельности достаточно

учитывать основные показатели: рост, массу тела, которые на разных этапах

развития меняются. Заметным показателем физического развития является

изменение пропорций тела.

Развитие организма ребёнка происходит гармонично, каждый возраст

при этом является обязательным условием последующих возрастных

изменений и создаёт необходимые возможности адаптации к

действительности. Таким образом, важной особенностью физического

развития ребёнка является не только определение всех его возрастных

изменений, но и учёта диалектического взаимодействия наследственных,

социальных и социально-экологических факторов.

Танцевальная деятельность в младшем школьном возрасте оказывает

существенное влияние на темп и качество физического развития ребёнка.

Известно, что танец благодаря постоянным физическим упражнениям,

развивает мышцы, придаёт гибкость и эластичность корпусу, является

мощным фактором, влияющим на становление детского организма.

Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов,

определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его

костной, мышечной и сердечно сосудистой систем», писал академик

В.В.Парин.

Таким образом, двигательная активность является важнейшим

компонентом образа жизни и поведения детей, занимающихся танцем, она

определяется как социально-экономическими условиями и уровнем культуры

общества, так и организацией физического воспитания, тренировки, а также

и индивидуально-типологическими особенностями высшей нервной

деятельности, особенностями телосложения и функциональными

особенностями и возможностями организма. Уровень суточной двигательной

активности, способствующей нормальному росту, физическому развитию,

сохранение и укрепление здоровья, считается нормой и применяется в

качестве основного критерия для оптимизации организации танцевальной

деятельности школьников разных возрастных групп. Особое внимание

необходимо уделять к соблюдению гигиеническим факторам организации

занятий по хореографии.

К важнейшим гигиеническим факторам, формирующим привычную

двигательную активность школьников, занимающихся танцем, относятся

благоприятные гигиенические факторы:

- рациональный суточный режим;

- правильное чередование труда и отдыха, физической и умственной

работы;

- разнообразие используемых средств и форм физического воспитания;

- нормальные гигиенические условия окружающей среды;

- наличие достаточных гигиенических навыков;

- правильный образ жизни семьи;

- ранняя диагностика и своевременная коррекция различных нарушений

физического развития и здоровья.

Неблагоприятные гигиенические факторы:

- учебная перегрузка в школе и дома;

- нарушение режима дня;

- отсутствие условий для правильной организации физического

воспитания;

- наличие вредных привычек;

- неблагоприятный психологический климат в семье и классе.

Отсутствие должного медицинского контроля над состоянием здоровья

занимающихся танцем детей. Сочетание не благоприятных социальных,

биологических и гигиенических факторов, формирующих привычную

двигательную активность школьников, приводит к формированию у них

очень низкого её уровня и, как, следствие, к увеличению риска различных

нарушений морфологического и функционального развития, возникновению

различных хронических заболеваний. Оздоровительный, профилактический

и коррекционный эффект физических упражнений неразрывно связан с

повышенной физической активностью, усилием функций опорно-

двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.

Современные учения показали, что существует тесная взаимосвязь

между деятельностью двигательного аппарата, скелетных мышц и

физическим развитием ребёнка. Дети со средним уровнем физического

развития и ниже среднего, обладают минимальными функциональными

возможностями, их физическая работоспособность низкая. Тренированные

дети с высоким уровнем физического развития по всем параметрам

соответствуют критериям физиологического здоровья, их физическая

работоспособность достигает оптимальных величин. Физическая активность

направлена на изменение состояния организма ребёнка, на приобретение

нового уровня его физических качеств и способностей. Физическая

активность детей проявляется по-разному и зависит от психомоторных

функций, организация которых происходит через применяемый комплекс

основных групп упражнений, игр, танцевальных элементов, танцев.

Благодаря реализации в процессе занятий физиологического механизма

адаптации происходит накопление всё новых физических кондиций,

мобилизация и развёртывание новых ресурсов организма. Усиленная работа

мышц обеспечивает условия для повышения обмена веществ в организме,

что способствует росту ребёнка. Нагрузка на мышцы и сердечную систему

должна точно соответствовать возрастным возможностям ребёнка.

Расслабление мышц позволяет снять утомление, снижает нервное

напряжение. Работоспособность мышц позволяет создать оптимальный

режим для функционирования всех органов и систем организма,

положительно влияет на работу внутренних органов и значительно ускоряет

умственное развитие. При двигательной активности повышается частота

дыхания, правильное дыхание улучшает степень насыщения крови

кислородом, необходимо научить детей во время исполнения танцевальных

элементов дышать через нос, а также делать остановки для восстановления

дыхания.

Физическими (двигательными) качествами называются отдельные

качественные стороны двигательных возможностей ребёнка.

Быстрота- это способность выполнять двигательные действия.

Сила- это способность преодолевать внешнее сопротивление и

противодействовать ему посредством мышечного напряжения.

Гибкость- это свойство опорно-двигательного аппарата, определяющие

степень подвижности его звеньев, характеризует эластичность мышц и

связок.

Выносливость- это способность противостоять утомлению, определяется

функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций

двигательного аппарата и внутренних органов.

Ловкость-это способность быстро овладевать новыми движениями,

развитие происходит при условии пластичности нервных процессов.

В младшем школьном возрасте имеются большие возможности для

коррекции развития детей, оптимизации двигательного режима, приобщение

к здоровому образу жизни.

Исходя из природной любознательности этого возраста, наличию

хороших учебных качеств как интерес, мотивация, активное развитие

самосознания, можно сделать вывод о том, что взрослые должны в полной

мере способствовать гармоничному физическому развитию детей.



В раздел образования