Сенсорное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста
Автор: Звягинцева Оксана Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Малыш" Населённый пункт: Иркутская область, Усть-Илимский район, р.п. Железнодорожный Наименование материала: статья Тема: Сенсорное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Статья по теме «Сенсорное воспитание детей среднего и старшего
возраста».
Все
мы
знаем:
чтобы
сенсорное
развитие
детей
проходило
полноценно,
необходима
целенаправленная
ежедневная
работа
по
сенсорному воспитанию.
Важную роль в развитии сенсорного развития детей играет совместная
деятельность
педагога
и
детей,
задача
взрослого
научить
ребенка
разнообразным способам обследования предметов.
При
этом
решаются
задачи
развития
восприятия
через
освоение
предметного мира (сведения о названии и назначении предметов, испытания
ощущения от прикосновения с ними); через освоение пространства; через
ознакомление с природой (свойства воды, песка, глины); в ходе подвижных
игр и развлечений.
Сенсорное воспитание осуществляю в нескольких направлениях.
1.
Использование
дидактических
игр
и
упражнений
на
закрепление
цвета,
формы,
величины,
развитие
тактильных
ощущений,
слухового
анализатора.
2. Проведение игр – экспериментов на развитие всех видов восприятия,
занятия по поисково-экспериментальной деятельности.
3. Организацию продуктивной деятельности.
4. Использование в режимных моментах и на прогулках.
5. Целенаправленная работа с родителями.
Я использовала дидактические игры и упражнения, направленные на
развитие разных сенсорных ощущений.
Традиционные игры и пособия-вкладыши, пирамидки, матрешки,
«лото».
Игры на развитие тактильных ощущений: «Чудесный мешочек»,
«Найди пару».
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия
формы: «Из каких фигур состоит предмет?», «Найди предмет
такой же формы», «Какая фигура лишняя?».
Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия
величины: «Палочки в ряд», «Пирамидки», «Матрешки».
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета: «Собери
гирлянду», «Сплети коврик из цветных полосок», «Неразлучные
цвета».
Дидактические игры на различение запахов: «Вспомни, как они
пахнут», «Коробочки с запахами».
Игры и упражнения на развитие слухового восприятия: «Тихо и
громко», «Шумящие коробочки», «Кто что услышит».
В своей работе я применяю такую форму организации активной детской
деятельности,
как
игры
-
экспериментирования.
Занимательные
опыты,
эксперименты
побуждают
детей
к
самостоятельному
поиску
причин,
способов действий, проявлению творчества. В процессе экспериментальной
деятельности
дети
знакомятся
со
свойствами
и
качествами
предметов,
обогащая сенсорный опыт.
В средней группе у нас был оформлен уголок воды и песка, где дети
знакомились с их свойствами: переливали, пересыпали, просевали, строили и
т.д.
В старшей группе он преобразовался в центр экспериментирования.
Дети сравнивают предметы, могут называть их качества и свойства.
Ознакомление с материалом организовывала так, чтобы, каждый ребенок
практическим путем (действуя с материалом) мог выявить его свойства и
качества. В игры-эксперименты можно включить такие игры, как «Веселые
кораблики», «Тонет или плывет». Совместно с педагогом – напарником
разработали картотеку опытов и экспериментов, собрали различные
предметы, сделанные из разных материалов, оформили коллекции бумаги,
тканей, ракушек. Создали так называемые массажные ванночки для рук,
наполнили их перловкой, фасолью. Дети с большим удовольствием играют
«Найди клад», «Назови геометрическую фигуру» узнают форму, величину,
развивают мелкую моторику.
Особое
внимание
в
своей
работе
я
уделяю
продуктивной
деятельности, так как считаю, что продуктивная деятельность имеет большое
познавательное
значение.
Продуктивные
виды
деятельности,
отвечают
интересам
и
потребностям
детей
одновременно
обладают
широкими
возможностями и развивают умение анализировать предметы окружающей
действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых
объектах, развивают самостоятельность.
Сенсорные игры я активно использую в режимных моментах. Когда дети
моют
руки,
обращаю
внимание
на
запах
мыла,
при
вытирании
рук
полотенцем, у детей работают тактильно-двигательные анализаторы. Перед
обедом,
прошу
детей,
закрыв
глаза,
понюхать,
чем
пахнет.
На
прогулке
наблюдаем за деревьями, цветами, небом, птицами обогащая сенсорный опыт
в
процессе
ознакомления
детей
с
многообразием
форм,
красок,
звуков
природы. Обращаем внимание на шум ветра, в осенний период на окраску и
форму листьев, шуршание их, прощальные крики птиц, шум дождя. Все это
позволяет открывать новые признаки в восприятии окружающего.
Активными помощниками в моей работе являются родители.
В своей
работе
применяю
такие
формы,
родительские
собрания,
как
семинары-
практикумы
и
мастер-классы,
на
которых
родители
получают
не
только
теоретические,
но
практические
навыки,
возможность
в
дальнейшем
применять их на практике. Мероприятия с родителями провожу в тесном
контакте с узкими специалистами. Большой интерес вызвала гостиная по
теме
«Играя,
развиваемся».
В
ходе
гостиной
родители
и
специалисты
обозначили
проблемы,
поделились
положительным
опытом
воспитания,
определили пути решения проблемы
.
И
так,
можно
сделать вывод: сенсорные
способности
у
детей
дошкольного
возраста
можно
развивать
при
помощи
специально
организованной
работы
(коррекционно-развивающей),
обогащая
их
сенсорный опыт.