Автор: Побиянская Элона Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО "Региональный центр допризывной подготовки моодёжи"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: статья
Тема: «Патриотическое воспитание детей средствами эстрадного вокала»
Раздел: дополнительное образование
«
Патриотическое воспитание детей средствами эстрадного
вокала
»
Как правило, основная цель образовательной программы вокального коллектива,
определяется, как «Эстетическое воспитание детей средствами музыки, приобщение их к
музыкальному искусству через вокальное пение». Пение является одним из самых
доступных видов музыкальной деятельности. Поэтому обучение детей вокальному
искусству представляет один из оптимальных путей приобщения детей к культуре и
творчеству. Вокальное искусство является массовым видом творчества, по средствам
которого решаются многообразные музыкально-профессиональные задачи: выявление и
развитие творческого потенциала и музыкальных способностей каждого ребенка,
обучение вокально-хоровым навыкам и освоение музыкального репертуара. Кроме того,
сюда входит и целый ряд воспитательных задач:
- привлечение детей к занятиям в системе дополнительного образования;
- творческое развитие личности ребенка, его эстетических чувств в эмоциональном
познании мира;
-
содействие
в
социализации
детей
через
формы
коллективного
творчества
и
жизнедеятельности внутри детского объединения, через привлечение детей к массовым
мероприятиям;
- пробуждение в детях интереса к творческой жизни района, города;
- привитие любви к РОДИНЕ через вокальный репертуар;
- воспитание у детей чувства патриотизма на примерах лучших музыкальных
произведений.
Вокальный коллектив объединяет единомышленников, воспитывает в них чувства
сотворчества и товарищества, взаимопомощи и поддержки, без которых невозможно
полноценное воспитание личности ребенка. С этой точки зрения занятия в вокальной
группе способствуют социализации растущей личности.
К сожалению, в настоящее время наблюдается усиление негативного воздействия
средств массовой информации на детей и молодежь. Концепция государственно-
патриотической идеологии находится в процессе формирования и страдает недостатками.
Таким образом, решение задач формирования патриотического воспитания детей, видится
мне в многообразии средств и форм дополнительного образования, в том числе в
воспитании, по средствам вокального искусства.
Известно, что репертуар формируется в самом коллективе, а не просто берется из
нотных изданий. При формировании репертуара, я всегда учитываю разнообразие и
драматургическую линию произведений в сочетании с принципами контраста.
Задачи, которые я определила для себя с целью эффективного духовно-нравственного и
патриотического воспитания детей на уроках вокала:
1.
На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных
эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, ее
певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному
наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
2.
Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых
произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения.
Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к
окружающему миру. Прививать основы художественного вкуса.
3.
Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу
радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена студии.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности,
главными из которых является сольное и ансамблевое пение, слушание различных
интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов
импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Работа над репертуаром - основа патриотического воспитания личности ребенка.
Проблема отбора репертуара всегда была и будет острой и актуальной практической
проблемой для любого руководителя. От выбора репертуара во многом зависит успешное
развитие коллектива. Отбор репертуара - это не какой-то одномоментный акт, а
осуществление целой «репертуарной политики». Это сложный процесс. С одной стороны,
в нем фокусируется музыкальный опыт, культура руководителя, с другой стороны,
характер отбора обусловлен особенностями и интересами тех, кто его усваивает, а также
общей атмосферой заведения, в которой коллектив работает. Я считаю целесообразным
включать в репертуар такие произведения, которые позволяют решать многие задачи.
Выделим из них наиболее важные.
1. Нравственное воспитание школьников. Характерное для последнего времени
разрушение духовности в нашем обществе крайне негативно сказывается на детях. Не все
дети понимают и чувствуют, что такое патриотизм, чувство долга, сострадания; понятие
свободы воспринимается многими как свобода от обязанностей и ответственности перед
обществом, в котором они живут. Чтобы решить эту задачу, я подбираю такие песни,
которые содержат яркие поэтические образы, перекликающиеся с жизненным опытом
детей. Поэтический текст, его образное содержание должны быть не абстрактными, а
близкими и понятными для детей.
2. Воспитание музыкального слуха, певческих навыков, музыкальности в целом. При
выборе репертуара необходимо учитывать степень сложности материала. В конечном
итоге - дети должны справиться с исполнительскими трудностями. Здесь важна интуиция
и чуткость руководителя, умение верно рассчитать способности своих воспитанников.
При этом основным критерием отбора произведений для меня, является наличие в песнях
яркой, выразительной мелодии, способствующей и вокальному, и нравственному
воспитанию детей, т.к. с их стороны возникает эмоциональная отзывчивость. Именно
мелодия воспитывает больше, нежели словесный текст, именно мелодия создает
ощущение прекрасного.
Таким образом, репертуар для вокальной группы должен отвечать следующим
требованиям:
- развивающий и воспитывающий характер словесно-музыкального материала;
- доступность содержания, понятность образов, соответствие жизненному опыту и
возрасту детей;
- посильность вокально-интонационного материала - степень сложности произведения
должна быть посильной, т.е. должна соответствовать уровню подготовленности
обучающихся;
- отражение чувства радости, юмора, сострадания, доброты, красоты, любви,
ответственности, дружбы, патриотизма.
Естественно, что не каждое репертуарное произведение может включать все
перечисленные параметры, но репертуар вокального коллектива в целом, должен им
отвечать. Это одно из важных условий успешности в обучения и воспитания детей.
Показателем результативности в работе, в направлении патриотического воспитания
детей, я считаю не только усвоение и осмысление важнейших событий в истории нашей
страны, но и формирование базовых проявлений личности.
Концертная деятельность тоже является одним из важнейших звеньев в воспитании.
Выступление в концертах - это своеобразный отчет о проделанной работе. Оно выявляет
все
возможности
коллектива,
демонстрирует
его
сплоченность,
дисциплину,
музыкальность, сценичность, эмоциональность и т.д. Концертные выступления имеют
большое
воспитательное
значение.
Они
формируют
чувство
ответственности:
исполнителям должно быть не безразлично, как оценят их труд слушатели, а на конкурсах
и фестивалях - авторитетное жюри. С этой точки зрения особо положительным для моей
студии был 2015 год. Этот год стал годом патриотического воспитания для моего
коллектива. Мною была подобрана интересная по своему музыкальному языку и
литературному содержанию программа, с которой дети, я считаю, достойно выступили на
отчетном концерте посвященному «празднованию 70-тия Дня Победы». Но самое главное
- дети познакомились с прекраснейшим песенным материалом на тему военных лет и
любви к Родине.
В заключении хочу сказать, что концертная деятельность и участие в культурно-
массовых мероприятиях, для моих обучающихся, всегда является возможностью ощутить
радость творчества и общения с публикой, возможностью показать результаты своего
труда.