Напоминание

«Патриотическое воспитание детей средствами эстрадного вокала»


Автор: Побиянская Элона Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО "Региональный центр допризывной подготовки моодёжи"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: статья
Тема: «Патриотическое воспитание детей средствами эстрадного вокала»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«

Патриотическое воспитание детей средствами эстрадного

вокала

»

Как правило, основная цель образовательной программы вокального коллектива,

определяется, как «Эстетическое воспитание детей средствами музыки, приобщение их к

музыкальному искусству через вокальное пение». Пение является одним из самых

доступных видов музыкальной деятельности. Поэтому обучение детей вокальному

искусству представляет один из оптимальных путей приобщения детей к культуре и

творчеству. Вокальное искусство является массовым видом творчества, по средствам

которого решаются многообразные музыкально-профессиональные задачи: выявление и

развитие творческого потенциала и музыкальных способностей каждого ребенка,

обучение вокально-хоровым навыкам и освоение музыкального репертуара. Кроме того,

сюда входит и целый ряд воспитательных задач:

- привлечение детей к занятиям в системе дополнительного образования;

- творческое развитие личности ребенка, его эстетических чувств в эмоциональном

познании мира;

-

содействие

в

социализации

детей

через

формы

коллективного

творчества

и

жизнедеятельности внутри детского объединения, через привлечение детей к массовым

мероприятиям;

- пробуждение в детях интереса к творческой жизни района, города;

- привитие любви к РОДИНЕ через вокальный репертуар;

- воспитание у детей чувства патриотизма на примерах лучших музыкальных

произведений.

Вокальный коллектив объединяет единомышленников, воспитывает в них чувства

сотворчества и товарищества, взаимопомощи и поддержки, без которых невозможно

полноценное воспитание личности ребенка. С этой точки зрения занятия в вокальной

группе способствуют социализации растущей личности.

К сожалению, в настоящее время наблюдается усиление негативного воздействия

средств массовой информации на детей и молодежь. Концепция государственно-

патриотической идеологии находится в процессе формирования и страдает недостатками.

Таким образом, решение задач формирования патриотического воспитания детей, видится

мне в многообразии средств и форм дополнительного образования, в том числе в

воспитании, по средствам вокального искусства.

Известно, что репертуар формируется в самом коллективе, а не просто берется из

нотных изданий. При формировании репертуара, я всегда учитываю разнообразие и

драматургическую линию произведений в сочетании с принципами контраста.

Задачи, которые я определила для себя с целью эффективного духовно-нравственного и

патриотического воспитания детей на уроках вокала:

1.

На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных

эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, ее

певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному

наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

2.

Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых

произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения.

Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к

окружающему миру. Прививать основы художественного вкуса.

3.

Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу

радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена студии.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности,

главными из которых является сольное и ансамблевое пение, слушание различных

интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов

импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.

Работа над репертуаром - основа патриотического воспитания личности ребенка.

Проблема отбора репертуара всегда была и будет острой и актуальной практической

проблемой для любого руководителя. От выбора репертуара во многом зависит успешное

развитие коллектива. Отбор репертуара - это не какой-то одномоментный акт, а

осуществление целой «репертуарной политики». Это сложный процесс. С одной стороны,

в нем фокусируется музыкальный опыт, культура руководителя, с другой стороны,

характер отбора обусловлен особенностями и интересами тех, кто его усваивает, а также

общей атмосферой заведения, в которой коллектив работает. Я считаю целесообразным

включать в репертуар такие произведения, которые позволяют решать многие задачи.

Выделим из них наиболее важные.

1. Нравственное воспитание школьников. Характерное для последнего времени

разрушение духовности в нашем обществе крайне негативно сказывается на детях. Не все

дети понимают и чувствуют, что такое патриотизм, чувство долга, сострадания; понятие

свободы воспринимается многими как свобода от обязанностей и ответственности перед

обществом, в котором они живут. Чтобы решить эту задачу, я подбираю такие песни,

которые содержат яркие поэтические образы, перекликающиеся с жизненным опытом

детей. Поэтический текст, его образное содержание должны быть не абстрактными, а

близкими и понятными для детей.

2. Воспитание музыкального слуха, певческих навыков, музыкальности в целом. При

выборе репертуара необходимо учитывать степень сложности материала. В конечном

итоге - дети должны справиться с исполнительскими трудностями. Здесь важна интуиция

и чуткость руководителя, умение верно рассчитать способности своих воспитанников.

При этом основным критерием отбора произведений для меня, является наличие в песнях

яркой, выразительной мелодии, способствующей и вокальному, и нравственному

воспитанию детей, т.к. с их стороны возникает эмоциональная отзывчивость. Именно

мелодия воспитывает больше, нежели словесный текст, именно мелодия создает

ощущение прекрасного.

Таким образом, репертуар для вокальной группы должен отвечать следующим

требованиям:

- развивающий и воспитывающий характер словесно-музыкального материала;

- доступность содержания, понятность образов, соответствие жизненному опыту и

возрасту детей;

- посильность вокально-интонационного материала - степень сложности произведения

должна быть посильной, т.е. должна соответствовать уровню подготовленности

обучающихся;

- отражение чувства радости, юмора, сострадания, доброты, красоты, любви,

ответственности, дружбы, патриотизма.

Естественно, что не каждое репертуарное произведение может включать все

перечисленные параметры, но репертуар вокального коллектива в целом, должен им

отвечать. Это одно из важных условий успешности в обучения и воспитания детей.

Показателем результативности в работе, в направлении патриотического воспитания

детей, я считаю не только усвоение и осмысление важнейших событий в истории нашей

страны, но и формирование базовых проявлений личности.

Концертная деятельность тоже является одним из важнейших звеньев в воспитании.

Выступление в концертах - это своеобразный отчет о проделанной работе. Оно выявляет

все

возможности

коллектива,

демонстрирует

его

сплоченность,

дисциплину,

музыкальность, сценичность, эмоциональность и т.д. Концертные выступления имеют

большое

воспитательное

значение.

Они

формируют

чувство

ответственности:

исполнителям должно быть не безразлично, как оценят их труд слушатели, а на конкурсах

и фестивалях - авторитетное жюри. С этой точки зрения особо положительным для моей

студии был 2015 год. Этот год стал годом патриотического воспитания для моего

коллектива. Мною была подобрана интересная по своему музыкальному языку и

литературному содержанию программа, с которой дети, я считаю, достойно выступили на

отчетном концерте посвященному «празднованию 70-тия Дня Победы». Но самое главное

- дети познакомились с прекраснейшим песенным материалом на тему военных лет и

любви к Родине.

В заключении хочу сказать, что концертная деятельность и участие в культурно-

массовых мероприятиях, для моих обучающихся, всегда является возможностью ощутить

радость творчества и общения с публикой, возможностью показать результаты своего

труда.



В раздел образования