Напоминание

Логопедическое сопровождение детей со сложной структурой дефекта в условиях ЦССВ «Доверие» ДТСЗН г. Москвы


Автор: Антонова Ирина Михайловна
Должность: логопед, дефектолог
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Логопедическое сопровождение детей со сложной структурой дефекта в условиях ЦССВ «Доверие» ДТСЗН г. Москвы
Раздел: дополнительное образование





Назад




Антонова И.М.

Логопедическое сопровождение детей со сложной структурой дефекта в

условиях ЦССВ «Доверие» ДТСЗН г. Москвы

Проблема сложной структуры дефекта на протяжении последних десяти лет

становится

все

более

актуальной

для

современной

науки.

Специалисты,

работающие в области смежных наук: дефектологии, логопедии, психологии,

неврологии, психиатрии все больше отмечают рост числа случаев сложной

сочетанной патологии. В соответствии с Законом об образовании, лиц, имеющих

отклонения в физическом и (или) психическом развитии, определяют как людей с

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [1]. Но, имея в виду конкретно

категорию детей, находящихся в ЦССВ, уместно все же говорить о сложной

сочетанной патологии. Это так называемый комплексный синдром, включающий

в себя различные сочетания интеллектуальных нарушений с нарушением

коммуникации, слуха, зрения, физического развития, речи…

По теории Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта, первичный

дефект возникает вследствие органического поражения головного мозга или его

функциональной незрелости, вторичные формируются опосредованно, по мере

развития ребенка на дефектной основе, а третичные вытекают из всего

вышеизложенного

и

влекут

за

собой

нарушения

социальной

адаптации.

Специалистам центра, учитывая это, приходится работать во всех направлениях и

решать несколько задач одновременно.

Из личного профессионального опыта известно, что дети данной категории

в большинстве своем имеют небольшое желание к обучению. Их познавательная

активность низкая, интерес к какой либо деятельности быстро угасает. Им

необходима частая смена вида деятельности, чтобы продвигаться в своем

развитии и становиться самостоятельнее в жизни, они нуждаются в постоянной

интенсивной помощи и поддержке. В этой связи важнейшим направлением в

работе специалиста является постоянное побуждение детей к целенаправленной

деятельности, а также их постоянное стимулирование. [2]

Постоянное вовлечение в коррекционный процесс достигается путем

постоянного

сопровождения.

Сопровождение

представляет

собой

плотное

взаимодействие ребенка и его семьи со специалистами, направленное на

поддержку и разрешение жизненно важных проблем и задач развития.

Логопедическое

сопровождение

предполагает

подбор

максимально

эффективных методик для развития и коррекции нарушенных функций, благодаря

которым возрастает процесс усвоения знаний, умений и навыков ребенка с ОВЗ, и

что немаловажно, способности переноса этих умений и навыков на аналогичные

ситуации в свою самостоятельную жизнь, тем самым решаются проблемы

социализации и адаптации. Дети сироты,

дети, оставшиеся без попечения

родителей, оторваны от социума границами детских учреждений, где они

находятся на пятидневном или постоянном пребывании. Таким образом,

сопровождение

для

данной

категории

детей

это

целая

система

профессиональной

деятельности,

направленная

на

создание

психолого-

социальных условий эффективности замещающей семейной заботы.

Немаловажно такого рода сопровождение и для семей, имеющих особенных

детей. Помощь семьям, воспитывающих детей с ОВЗ – дело каждого специалиста

такого центра. Важно взаимодействовать с родителями и предъявлять единые

требования к речи и поведению ребенка и в центре и домашнем микросоциуме.

Государственная политика в решении данного вопроса открыла для таких

семей дополнительные возможности для абилитации и адаптации детей данной

категории, открыв по всей Москве центры содействия семейному воспитанию

(ЦССВ).

В каждом

таком

центре,

специалисты

коллегиально,

используя

междисциплинарный подход и межведомственное взаимодействие, помогают и

детям и семьям решать и мелкие повседневные задачи, и глобальные,

заключающиеся в социализации и адаптации данной категории детей в обществе.

Очевидно, что с точки зрения логопедии проблема социализации и

адаптации детей с ОВЗ возможна путем развития у них речевой коммуникации,

но это не всегда является доступным. В таком случае программа строится с

опорой на развитие любой доступной ребенку коммуникации (дополнительной

или альтернативной). Речевые нарушения у данной категории детей носят

системный характер, затрагивающий все компоненты речи: лексику, фонетико-

фонематическую сторону речи, грамматику, семантику, и прочее, соответственно,

на основании диагностики уровня речевого и психического развития на каждого

воспитанника разрабатывается специальная индивидуальная программа развития

(СИПР), отражающая все направления коррекционной помощи с опорой на

нарушенные

функции.

Более

того,

совокупность

методов

и

приемов

в

коррекционной работе по преодолению речевых нарушений

затрагивает не

только исправление дефектов речи. Оно направлено на формирование высших

психических функций, таких как внимание, память, воображение, мышление,

которые являют собой психологическую базу для становления речевой функции,

как не только формы коммуникации, но и одной из форм психической

деятельности.

Логопедическое сопровождение – это целостная система педагогических

приемов, складывающаяся из ряда взаимодействующих частей. Помимо развития

всех компонентов речи детям прививаются отношения к социальным явлениям и

нормам, правилам поведения, закладываются основы личностной культуры.

Таким образом, работа логопеда предполагает не только коррекцию речевых

расстройств, она направлена на общее личностное развитие ребенка в целом, его

социализацию, адаптацию и интеграцию в общество.

Приоритетным направлением в работе ЦССВ является процесс интеграции

детей с ОВЗ в общество, который реализуется в соответствии с комплексной

целевой программой путем формирования эффективной поддержки детей и

создания

оптимальной

среды

жизнедеятельности,

которая

позволяет

реализовывать свои потенциальные возможности, создавая для данной категории

детей равные с другими детьми возможности для участия в жизни общества.

Библиография

1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной

отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой Санкт-Петербург ЦДК

проф. Л.Б. Баряевой 2011

2. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-

развивающего обучения и реабилитации – учебно-методическое пособие Минск

УО «БГПУ им. М. Танка» 200



В раздел образования