Автор: Ташкина Вита Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБУ
Населённый пункт: г.Тольятти, Самарская область
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Государственные символы России
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
Тема урока: Государственные символы России
ФИО: Ташкина Вита Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Предмет: обществознание
Класс: 5 «М 2»
Тип урока урок открытия новых знаний
Дата урока: 22 апреля 2019г.
Образовательные ресурсы: ИКТ-презентация, «Обществознание». Учебник. 5 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова, М. «Просвещение» 2018г.
Поурочные разработки по обществознанию Е.Н.Сорокина к УМК Л.Н. Боголюбова и др. М. «ВАКО» 2018г.,Контрольно-измерительные
материалы «Обществознание» 5 класс М., «ВАКО»2018г.,Плакаты: государственный флаг РФ, государственный гимн РФ; комплект
постеров герб, гимн , флаг Самарской области, фонограмма гимна РФ, текст гимна РФ, «Обществознание» компетентностно-
ориентированные задания 5,6,7 классы. Легион, Ростов-на-Дону 2011г., листы самооценки учащихся
Обязательный минимум содержания: герб России, флаг России, гимн России
Цель урока: сформировать представление о государственных символах России и какую роль они играют в жизни каждого человека.
Формы и методы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, в парах.
Задачи:
1. Обучающие: познакомить обучающихся с историей появления символов, Раскрыть значение понятий: символ, гимн, герб, флаг;
Характеризовать герб, гимн, флаг
2. Развивающие: формировать навыки самостоятельной работы с текстом, поиска информации, систематизации материала, умений делать
выводы, прослеживать причинно-следственные связи, характеризовать понятия, работать с иллюстрациями, приводить примеры
3. Воспитательные: способствовать формированию чувства гражданственности и патриотизма.
Педагогические технологии: элементы технологий проблемного обучения, продуктивного чтения, работа в группах, парах ,
здоровьесберегающая технология, ИКТ-технология
Планируемые образовательные результаты.
Предметные УУД:
Научатся определять понятия :символ, герб, гимн, флаг;
Описывать государственные символы России;
Работать с текстом, иллюстрациями, дополнительной информацией.
Личностные УУД:
Формирование российской гражданской идентичности:
патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального государства России.
Метапредметные УУД:
Ставить цель, решать учебную задачу, проблему, анализируют вопросы (регулятивные);
Выявляют признаки объекта, описывают его, формулируют ответы и выыводы ( познавательные)
Взаимодействуют в ходе парной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии (коммуникативные)
Ход урока.
I. Вхождение в урок
1.Организационный момент(учитель приветствует обучающихся, отмечает отсутствующих)
2.Мотивационно-целевой этап.
Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать тему урока, а также обозначить круг вопросов, на которые предстоит
ответить .
Посмотрите иллюстрации. Какие образы вы на них видите? Это не просто образы: они олицетворяют какие-то идеи или события.
(на экране следующие изображения: сердце, голубь, лавровый венок, пять олимпийских колец, статуя Родины матери).
Можете ли вы объяснить , что означают эти символы?(Сердце-любовь,голубь-мир,лавровый венок-символ победы, пять колец-
дружба народов 5 континентов, Родина-мать-Родина-победительница)
Что вы понимаете под термином символ?
Вводится понятие символ-это знак, который изображает, олицетворяет что-либо (обычно какую-то идею).
II. Актуализация знаний
.
Предположите,о чем пойдет речь на нашем уроке? Тема нашего урока: «Государственные символы России»
Откройте тетради, запишите число и тему урока. О чем мы с вами будем говорить? На какие вопросы ответим? Учащиеся должны
сформулировать следующие вопросы:
1.Герб России
2.Гимн России
3.Флаг России.
III. Объяснение нового материала.
1.Герб России. Описание герба по его изображению. Сообщение учащегося: «Из истории создания российского герба»
2.Флаг России
3.Гимн России
Работа в группах:
Задание для 1 группы –– работая с текстом учебника на стр.100-101 « Путешествие в прошлое», иллюстрациями ответьте на вопросы:
Где мы можем видеть изображение герба?
От какого слова произошло слово герб? (от немецкого слова Эрбе -наследие).
Опишите внешний вид герба.
Вывод-герб это изобразительный опознавательный знак, составленный по правилам геральдики, служащий для отличия его
владельца, города, государства(эмблема)
Задание для 2 группы – работая с текстом учебника на стр.103-104 « Путешествие в прошлое», иллюстрациями ответьте на вопросы:
Какова история создания российского флага?
Какие цвета российского флага и что они символизируют?(белый- мир, чистота, совершенство; синий-вера и верность; красный-
энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество).
Когда празднуется День российского флага? (22 августа)
Вывод: флаг представляет собой прямоугольное полотнище из 3 равновеликих полос: белого, синего, красного цветов.
Задание для 3 группы- работая с текстом учебника на стр.104-105 ответьте на вопросы:
Что такое Гимн?
Какова история нашего гимна?
Как ведут себя люди, когда звучит государственный гимн?
Какие чувства вы испытываете при звуках гимна России?
Представьте, что вы иностранцы и впервые знакомитесь с текстом гимна РФ. Что вы узнаете из гимна о России?
Вывод: гимн-это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых случаях.
*Физкультурная пауза (учитель предлагает выполнить гимнастику для глаз и снять напряжение кистей рук)
IV. Закрепление нового материала. Проверка и коррекция полученных результатов.
1.Какие выводы вы можете сделать, познакомившись с государственными символами РФ?
(ученики приходят к следующим выводам)
Символы государства -это герб, гимн, флаг.
Государственная символика отражает традиции и форму устройства государства.
Государственная символика тесно связана с историей народа.
2.Закрепление у учащихся знаний и УУД, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу
Выполнение теста «Государственные символы России»
3. Работа в парах
Кроме официальной символики, у некоторых стран существуют собственные девизы. Придумайте свой вариант девиза для РФ
Девизы государств(учитель приводит примеры)
Государство
Девиз
Великобритания
Бог и мое право!
Франция
Свобода, равенство и братство!
Нидерланды
Я сохраню!
США
На бога уповаем
Бразилия
Порядок и прогресс
V.Этап подведения итогов урока:
Оценка эффективности работы обучающегося на уроке (Самооценка)
Домашнее задание: П.12 прочитать, выучить новые понятия.
По желанию : придумайте свой личный герб, нарисуйте его и составьте описание.
Индивидуальное задание: подготовьте рассказ о гербе нашего города.
VI.Рефлексия:
Сегодня на уроке я узнал( а)…
Я научился (ась)….
Мне было интересно …
Что еще хочу узнать…
Я не понял (а)…